Папки-передвижки

Представление опыта работы «Мнемотехника»

Татьяна Корниенко
Представление опыта работы «Мнемотехника»
▼ Скачать + Заказать документы

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету”

К. Д. Ушинский

Слайд 1. В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений ме-жду предметами, явлениями, действиями.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описания-ми речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Публикация «Представление опыта работы „Мнемотехника“» размещена в разделах

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически пра-вильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Слайд 2. В моей практике были трудности при обучении связной речи. А посколь-ку неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование неречевых психических процессов (недостаточное устойчивое внимание, сниженная вербальная па-мять, слабая продуктивность запоминания и т. д., поэтому дети не могли сами сосредото-чить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, не могли одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Слайд 3. В практике своей работы я использую различные методы и приёмы. Это и художественное слово, вопросы, беседа, рассказ, толкование (разъяснение понятия, составление плана, повторное чтение с договариванием, дидактические игры и др.

Но всего перечисленного было недостаточно, чтобы решить проблему. Изучив ли-тературу, я и пришла к выводу, что помочь мне в решении проблемы развития связной речи может мнемотехника.

Слайд 4. Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Не угасает интерес к мнемотехнике и в настоящее время. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем изображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запо-минание, сохранение и воспроизведение информации. Цель обучения детей с использова-нием мнемотехники – развитие памяти ( разных видов: слуховой, зрительной, двигатель-ной, тактильной, мышления, воображения, а именно психических процессов. Ведь имен-но они тесно связаны с полноценным развитие речи.

Актуальность выбранной темы:

1. Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи;

2. Применения мнемотехники - использование обобщений позволяет ребенку сис-тематизировать свой непосредственный опыт;

3. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного мате-риала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение 4 лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Слайд 5. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Не-обходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов,

слайд 6. последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотабли-цам. Для детей среднего дошкольного возраста я использую цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже – я усложняю или заменяю другой заставкой - изобразить персонаж в графическом виде. Для детей старшего возраста схемы создаю в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Слайд 7. Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития.

Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последователь-ными, они выступают в роли плана – подсказки. Значит, малыш может строить по ним свой рассказ.

Слайд 8. Я использую мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Слайд 9. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает де-тей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Слайд 10. Этапы работы над стихотворением :

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

3. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.

4. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.

5. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

7. Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

Слайд 11. Разработала презентации по составлению описательного рассказа на различные темы. Которыми пользуюсь на НОД как по развитию речи, так и по познава-тельному развитию.

Слайд 12. Мною создана картотека по мнемотехнике (стихотворения, потешки, сказки, пословицы и поговорки).Параллельно с этой работой использую речевые игры, настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Сейчас в группе проходит реализация проекта «Формирование связной речи с использовании мнемотаблиц при составлении рассказов и сказок».

Слайд 13. Перспективный план работы с родителями.

Месяц Содержание

Сен-тябрь Консультация для родителей что такое мнемотехника

Ноябрь Папка - передвижка с образцами мнемотаблиц составленных по произ-ведениям (стихи, рассказы, сказки)

Февраль Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по про-изведениям (сказки) и презентация в группе

Март Информационная ширма «Мнемотехника для детей»

Апрель Составление дома детьми вместе с родителями рассказов по готовой мнемотаблице и презентация в группе

Слайд 14. Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей. Мнемотехника многофункциональна. Применять модельные схемы можно и на других занятиях.

Слайд 15. Использование данной технологии в работе дает на протяжении четырех лет дает устойчивые результаты обучения, воспитания и развития дошкольников.

По результатам итоговых и промежуточных мониторингов группы была отмечена положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, ускорением сроков автоматизации звуков. Заметно повысился объем зрительной и вербальной памяти, улучшились распределение и устойчивость внимания, активизировалась мыслительная деятельность. (диаграмма)

Слайд 16. Вывод: с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаё тся достичь следующих результатов:

у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

словарный запас выходит на более высокий уровень;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Слайд 17. Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Представление педагогического опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников «Люблю тебя, моя Россия» "Люблю тебя, моя Россия" Представление педагогического опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников. В связи с введением ФГОС.

Представление опыта работы по теме «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» .

Представление инновационного педагогического опыта работы Представление инновационного педагогического опыта работы по теме «Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста».

Презентация «Представление опыта моей работы» Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но получит ли каждый человек посильное развитие, достигнет максимально возможного уровня,.

Представление опыта работы по теме «Взаимодействие с семьями воспитанников через проектную деятельность» «Взаимодействие с семьями воспитанников через проектную деятельность» 1. Актуальность. Детские годы – самые важные в жизни человека, как.

Представление опыта работы в конкурсе «Воспитатель года» Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги! Я предлагаю Вашему вниманию опыт своей работы «Использование информационно-коммуникационных.

Представление опыта работы в создании Рппс по познавательно исследовательской деятельности в средней группе ТЕМА: «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Представление опыта своей работы в рамках конкурса «Воспитатель года» Здравствуйте, коллеги! Я, Егорова Анна Борисовна, воспитатель Центра развития ребенка №19», хочу представить Вашему вниманию опыт своей.

Представление педагогического опыта работы. Кружковая деятельность «Волшебная клякса» Представление педагогического опыта работы. «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития творческих.

Видео «Представление опыта работы детского сада на Всероссийском конкурсе им. Л. С. Выготского»Видео «Представление опыта работы детского сада на Всероссийском конкурсе им. Л. С. Выготского» В этом году наш детский сад принял участие во всероссийском конкурсе им. Л. С. Выготского. С инновационными проектом на тему: "Приобщение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Представление опыта работы «Мнемотехника»
Опубликовано: 29 марта 2019 в 05:11
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Представление опыта работы «Мнемотехника»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Корниенко (УИ 141758) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД