Татьяна Корниенко
Представление опыта работы «Мнемотехника»
▼ Скачать + Заказать документы
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету”
К. Д. Ушинский
Слайд 1. В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений ме-жду предметами, явлениями, действиями.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описания-ми речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
Публикация «Представление опыта работы „Мнемотехника“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2019
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически пра-вильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Слайд 2. В моей практике были трудности при обучении связной речи. А посколь-ку неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование неречевых психических процессов (недостаточное устойчивое внимание, сниженная вербальная па-мять, слабая продуктивность запоминания и т. д., поэтому дети не могли сами сосредото-чить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, не могли одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Слайд 3. В практике своей работы я использую различные методы и приёмы. Это и художественное слово, вопросы, беседа, рассказ, толкование (разъяснение понятия, составление плана, повторное чтение с договариванием, дидактические игры и др.
Но всего перечисленного было недостаточно, чтобы решить проблему. Изучив ли-тературу, я и пришла к выводу, что помочь мне в решении проблемы развития связной речи может мнемотехника.
Слайд 4. Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Не угасает интерес к мнемотехнике и в настоящее время. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем изображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запо-минание, сохранение и воспроизведение информации. Цель обучения детей с использова-нием мнемотехники – развитие памяти ( разных видов: слуховой, зрительной, двигатель-ной, тактильной, мышления, воображения, а именно психических процессов. Ведь имен-но они тесно связаны с полноценным развитие речи.
Актуальность выбранной темы:
1. Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи;
2. Применения мнемотехники - использование обобщений позволяет ребенку сис-тематизировать свой непосредственный опыт;
3. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного мате-риала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение 4 лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
Слайд 5. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Не-обходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов,
слайд 6. последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотабли-цам. Для детей среднего дошкольного возраста я использую цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже – я усложняю или заменяю другой заставкой - изобразить персонаж в графическом виде. Для детей старшего возраста схемы создаю в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Слайд 7. Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития.
Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последователь-ными, они выступают в роли плана – подсказки. Значит, малыш может строить по ним свой рассказ.
Слайд 8. Я использую мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Слайд 9. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает де-тей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Слайд 10. Этапы работы над стихотворением :
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
3. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
4. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
5. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
7. Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.
Слайд 11. Разработала презентации по составлению описательного рассказа на различные темы. Которыми пользуюсь на НОД как по развитию речи, так и по познава-тельному развитию.
Слайд 12. Мною создана картотека по мнемотехнике (стихотворения, потешки, сказки, пословицы и поговорки).Параллельно с этой работой использую речевые игры, настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Сейчас в группе проходит реализация проекта «Формирование связной речи с использовании мнемотаблиц при составлении рассказов и сказок».
Слайд 13. Перспективный план работы с родителями.
Месяц Содержание
Сен-тябрь Консультация для родителей что такое мнемотехника
Ноябрь Папка - передвижка с образцами мнемотаблиц составленных по произ-ведениям (стихи, рассказы, сказки)
Февраль Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по про-изведениям (сказки) и презентация в группе
Март Информационная ширма «Мнемотехника для детей»
Апрель Составление дома детьми вместе с родителями рассказов по готовой мнемотаблице и презентация в группе
Слайд 14. Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей. Мнемотехника многофункциональна. Применять модельные схемы можно и на других занятиях.
Слайд 15. Использование данной технологии в работе дает на протяжении четырех лет дает устойчивые результаты обучения, воспитания и развития дошкольников.
По результатам итоговых и промежуточных мониторингов группы была отмечена положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, ускорением сроков автоматизации звуков. Заметно повысился объем зрительной и вербальной памяти, улучшились распределение и устойчивость внимания, активизировалась мыслительная деятельность. (диаграмма)
Слайд 16. Вывод: с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаё тся достичь следующих результатов:
у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Слайд 17. Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.