Ольга Белоусова
Преемственность ДОУ со школой
▼ Скачать + Заказать документы
«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее".
Ясно, что известный педагог имеет в виду дошкольное образование. И поэтому необходимо сохранить целостность образовательной среды, то есть соблюдать преемственность между дошкольным и школьным образованием.
Что же такое преемственность?
Публикация «Преемственность ДОУ со школой» размещена в разделах
Преемственность это последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.
Стандартизация дошкольного образования заключается в
Особенности состояния дошкольного детства в России
Совместная деятельность воспитателя и детей
Игровые формы образования
Отсутствие жесткой регламентации
Гендерный подход
Универсальность и интеграция
Единство требований к выпускнику
Основополагающим принципом ФГТ является
Интеграция образовательных областей (например)
Здоровье – познание – коммуникация
Если провести сравнительный анализ ФГТ и ФГОС, то можно сделать следующие выводы.
1) В основу ФГТ и ФГОС положена единая теоретико-методологическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает:
• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;
• формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
• активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
• построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
2) Также можно заметить, что в образовательном процессе используются единые формы работы:
• совместная деятельность детей
• совместная деятельность взрослого и детей
• самостоятельная деятельность
3) Следующее: цели ФГОС являются как бы продолжением целей, поставленных ФГТ:
• развитие физических качеств - укрепление физического здоровья
• формирование предпосылок учебной деятельности - формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности
• формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств - духовно-нравственное развитие и воспитание
Таким образом, детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.
4) Главное предназначение ФГОС и ФГТ - формулировка и обеспечение устанавливаемых на федеральном уровне системы трех взаимосвязанных требований: к результатам, структуре и условиям реализации основных образовательных программ.
Важным условием реализации основной образовательной программы является вопрос формирования универсальных учебных действий у младших школьников как основы умения учиться. В дошкольном возрасте формируются предпосылки универсальных учебных действий.
Предпосылки регулятивных УУД дошкольника
- действовать по образцу и заданному правилу
- сохранять цель
-видеть указанную ошибку и исправлять ее
-контролировать свою деятельность
- понимать оценку взрослого и сверстника
Предпосылки познавательных УУД дошкольника
- выделять параметры объекта
- устанавливать взаимо-однозначное соответствие
- выделять существенные признаки
- умение устанавливать аналоги
- осуществлять классификацию и сериацию
Предпосылки знаково-символических УУД дошкольника
- кодирование/замещение
- декодирование
-умение использовать наглядные модели
Предпосылки коммуникативных УУД дошкольника
- испытывать потребность в общении
- использовать вербальные и невербальные средства общения
- позитивно относиться к процессу сотрудничества
- ориентироваться на партнера
- умение слушать собеседника
Какие же предпосылки УУД у детей должны быть сформированы к школе. Положительно относится к школе Умеет положительно относиться себе, обладает чувством собственного достоинства *** Умеет доброжелательно относиться к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека Умеет уважать достоинство других Умеет беречь свои вещи Любит свою семью Умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми через участие в совместных играх и их организациях, вести переговоры договариваться в игре, учитывать интересы других в игре, сдерживать свои эмоции в игре. В обществе сверстников умеет выбирать себе род занятий, партнеров. Умеет обсуждать возникающие проблемы, правила Может поддержать разговор на интересную для него тему Умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности Умеет делать самооценку и себе и своим действиям Умеет открыто относиться к внешнему миру и чувствовать уверенность в своих
Цель работы ДОУ по осуществлению преемственности со школой : подготовка детей к обучению в школе в свете требований ФГТ.
Задачи:
Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы;
Физическое развитие и укрепление здоровья детей;
Развитие творческих способностей;
Обеспечение сотрудничества педагогов ДОУ и школы;
Формирование партнёрских отношений родителей с педагогами и специалистами ДОУ.
Нами были определены три основных направления (в совместной работе) обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием :
• методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев "портрета выпускника", поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);
• работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
• работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.
Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.
Формы осуществления преемственности :
1. Работа с детьми:
• экскурсии в школу;
• посещение школьного музея, библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями школы;
• совместные праздники;
2. Взаимодействие педагогов:
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:
3. Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
• консультации с педагогами ДОУ и школы;
• дни открытых дверей;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе. Интегративные качества ребёнка-дошкольника, которые обозначены в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, можно обозначить как Портрет выпускника ДОУ.
Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ:
физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества… ;
любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире…
эмоционально отзывчивый…
овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
способный управлять своим поведением и планировать свои действия…
способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту…
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе…
овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Практика нашего ДОУ показывает, что дети, получающие дошкольное образование в детском саду, имеют более тесное взаимодействие с младшими школьниками, будущим учителем, раскрепощаются, раскрываются в совместных мероприятиях, при проведении праздников и утренников, при посещении школы. Став первоклассниками, бывшие выпускники успешно адаптируются в новых условиях.
Данные проводимого мониторинга адаптации показывают, что 7 чел высокий уровень адаптации к школе, у 2 средний уровень адаптации, а дезадаптированных детей нет.
Согласованная и дружная работа школы и детского сада позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе.