Надежда Петрова
Преобразование развивающей предметно-пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Через год наш Федеральный государственный образовательный стандарт будет отмечать юбилей. Уже десять лет мы руководствуемся этим документом, в частности, при организации группового пространства. «Развивающая среда должна быть трансформируемой» - гласит наш главный документ. Но мы же можем переставить столы, и из образовательной зоны у нас получится художественная мастерская (думалось нам, значит все в порядке – соответствуем! Думать о том, что эту среду дети могут изменять самостоятельно, по своему усмотрению, передвигая шкафы и ширмы, преобразовывая кардинально все групповое пространство, не хотелось от слова «совсем». Ведь все так хорошо устроено, все на своих местах, красиво, уютно, аккуратно. Но в прошлом году нам предложили принять участие в муниципальном сетевом проекте «Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях в соответствии с современными требованиями». Мы с готовностью согласились, проанализировали организованную НАМИ удобную НАМ среду и … поняли, что не слишком-то и соответствует наша группа тем требованиям, о которых мы рассуждали на протяжении 8 лет. А потом нашу среду проанализировали сетевые наставники и высказали свою точку зрения. Мы выслушали и внутренне воспротивились. Как можно распилить шкаф, в который столько много можно положить вещей, которые когда-нибудь обязательно пригодятся! Видя нашу неуверенность, наставники пригласили нас к себе в гости, показали и рассказали: как они пришли к тем переменам, которые у них появились в процессе работы над организацией среды. Это было действительно здорово! Вдохновившись увиденным у наших наставников, мы пришли в свою группу и стали думать, что необходимо сделать, чтобы для детей каждый уголок, каждый островок заиграл новыми яркими красками, чтобы наши воспитанники могли найти себе занятие по душе в любом уголке группы. Недолго думая, вооружившись рулеткой, мы начали измерять вдоль и поперёк, свою мебель, что-то передвигать, переставлять. Вечером того же дня, мы начали рассказывать родителям свои впечатления, делиться планами. Родители слушали нас, кивали, улыбались, и совсем не понимали, что мы от них хотим. У нас же итак всё хорошо! Стало понятно, что надо начинать действовать самим, а там глядишь, и родители включатся в процесс, и мы не ошиблись! Очень скоро у нас появилось несколько помощников в лице пап и мам, и даже один дедушка.
Публикация «Преобразование развивающей предметно-пространственной среды» размещена в разделах
Так как мебель у нас в группе неплохая, её не нужно было менять, мы решили для начала открутить все дверцы. Наши малыши стали нас ругать: «Вы зачем шкаф ломаете!» Но потом с огромным удовольствием стали нам помогать. Мальчики орудовали отвёрткой, а девочки убирали игрушки и протирали полки. И у нас получилось! Визуально в группе прибавилось места, игрушки стали видны и доступны детям. Здесь бы для сравнения старый шкаф
А что же со снятыми дверцами от шкафов? Выкинуть? Ни в коем случае! Из них получились замечательная платформа на колёсах и куб. У них нет постоянного места в группе, они всегда находятся именно там, где нужны нашим ребятам. Абсолютно бесполезную полку, мы сняли со стены, и она прекрасно вписалась в уголок для сюжетно-ролевых игр. Длинный угловой шкаф мы разобрали и малую форму поставили на колёса. Теперь он совершенно не занимает место и легко перевозится по группе. Дальше-больше…
На пустой стене, рядом с уголком творчества и изобразительного искусства, удалось разместить стенд, где ребята выставляют свои работы, устраивают коллективные и индивидуальные выставки. Также здесь появились два столика, которые дети могут перенести в любое удобное для себя место и позаниматься творчеством.
Ещё, у нас в группе появилась переносная мобильная сцена, она совсем не большая, но, ребята, демонстрируя свои таланты, чувствуют себя настоящими артистами.
В физкультурном уголке обновили традиционное оборудование, некоторый спортивный инвентарь поместили в прозрачные контейнеры, и изготовили атрибуты своими руками. В спальне на полу, с помощью наших воспитанников, мы сделали лабиринт, «весёлую дорожку» и классики, на которых теперь ребята активно и с удовольствием проводят время.
Мамы и папы вечером обязательно спрашивают своих малышей: «Что сегодня ел?», а ребятишки, как правило, не помнят. Тогда мы решили сделать уголок «Меню». Теперь каждое утро мы с ребятами разбираем: какие блюда нас ждут на завтрак, обед или ужин. И они с удовольствием выставляют карточки тех блюд и напитков, которые сегодня будут на столе. Вечером, дети с легкостью могут рассказать маме, что они ели, и что им больше всего понравилось, ведь опираясь на картинки, детям легче припомнить все, что было в течение дня.
Создали уголки «Здравствуйте, я пришел» и «Настроение», работа с которыми помогает нам определить настроение и состояние каждого ребенка и подобрать индивидуальный подход к нему. Каждый малыш – это индивидуальность со своим характером и эмоциями. Не все могут открыто показать свои чувства. Иногда у ребенка «плачет душа», а сказать об этом он не может, но прищепочка на тучке дает воспитателю подсказку: малышу нужна помощь, с ним нужно поговорить или просто обнять. И вот его «грустная прищепка» превращается в яркий солнечный лучик.
Уголок «Я выбираю» стал для наших малышей одним из любимых. Он позволяет почувствовать себя взрослым, ответственным за свой выбор. Ведь если я сказал, что буду сегодня строить терем для Деда Мороза, я должен его показать всем своим друзьям, а они оценят: хорошим получился терем или не очень. Это уголок помогает создавать условия для проявления личной мотивации ребенка к выполнению того или иного дела, что позволяет сформировать адекватную самооценку и выявить потенциал ребенка.
Целый год мы работали вместе с родителями и детьми над изменением нашего группового пространства и остались очень довольны собой. Детям стало гораздо интереснее в группе. У них появилось много дел, которые могут делать самостоятельно: передвигать по своему усмотрению мебель, образуя зоопарк, строительную площадку или больницу. Все находится под рукой, и все, что создано ими используется для развития познавательной или игровой деятельности. На данном этапе мы можем с уверенностью сказать, что в группе созданы все необходимые условия для всестороннего развития детей, но, до конца подвести итог, в данном проекте, не является возможным, так как растут дети с их потребностями и возможностями в развитии. Вместе с ними растем профессионально мы. А вместе с нами и наша развивающая предметно – пространственная среда будет расти и развиваться. У нас еще в голове много планов, ведь еще есть прогулочная площадка, которая тоже ждет изменений, но это уже следующая страница нашей книги творчества.