Цыбуляева Ольга Валерьевна
Игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников.
То, как развита эмоциональная сфера ребенка дошкольного возраста, влияет на понимание маленьким человеком мира и на успешное взаимодействие с ним. Психологи отмечают, что особенно эффективными средствами развития эмоциональной сферы являются те виды деятельности, которые вызывают яркую эмоциональную реакцию. Именно поэтому в современных подходах к руководству формированием эмоций у ребенка используются средства, построенные на игровой деятельности.
Публикация «Игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Игра в дошкольном возрасте
– это деятельность, эмоционально насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный опыт.
Цель:
Гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста через игру.
Привлечение внимания родителей к детской игре.
Задачи:
1. Развивать игровой опыт каждого ребенка.
2. Помогать открывать новые возможности игрового отражения мира.
3. Пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.
4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, формировать способность выражать словами свои чувства.
Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, а уже сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определенного содержания. Дети совершают большое количество действий с игрушками, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т. д.
Для усвоения знаний и умений в развитии эмоциональной сферы детей с большим успехом применяются дидактические игры, для формирования физического совершенства – подвижные, а для развития социальных эмоций и социальных качеств личности – игры с правилами, сюжетно-ролевые. Театрализованные игры также оказывают большое влияние на эмоциональное развитие детей.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т. д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.
Настольно–печатные
игры, также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение.
Словесные игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве.
Подвижные игры
– неизменное средство физического воспитания; пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств, как условие развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества.
Игры с правилами предназначены для формирования и развития определенных качеств личности ребенка. В одних играх осуществляется музыкальное развитие (музыкальный слух, чувство ритма); другие специально предназначены для развития движений, третьи разработаны педагогами для упражнений детей в правильном звукопроизношении, счете и т. д. В некоторых играх закрепляются знания детей об окружающих предметах и явлениях. Есть такие игры, в которых у детей развивается сенсорные способности, а также сообразительность, смекалка, внимание.
Сюжетно-ролевая игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, т. к. здесь ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Сюжетно-ролевые
игры могут стать той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог, применяя различные методы, формирует личность ребенка, ее духовную и общественную направленность.
Театрализованная деятельность
является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать события. Благодаря произведениям, ребёнок познаём мир не только умом, но и сердцем, выражает своё собственное отношение к добру и злу.
Использование игры как средства развития эмоциональной сферы будет эффективным, если:
– учебно-воспитательный процесс модернизировать и конкретизировать с использованием игровой деятельности в целях создания благоприятного психологического климата, способствующего эмоциональному развитию дошкольников;– обеспечить единство условий, содержания и технологии использования игр в эмоциональном развитии детей в совместной деятельности и в свободное время, учитывающие потенциал различных видов игровой деятельности;– отобрать и адаптировать игровые упражнения, задания, игры с учетом возрастных особенностей и интересов детей.
В своей работе по данной теме я использую с детьми игровые ситуации в разных режимных моментах: во время утреннего приёма, между занятиями, в индивидуальной работе, после сна. Они помогают мне определить проблемы и причины поведенческих нарушений, подсказывают пути их решения. Игру хорошо использовать с малообщительными, тревожными детьми, при неразвитости общения. На прогулках играю с детьми в подвижные игры. Они помогают детям избавиться от внутренних страхов, а также позволяют снизить у ребят эмоциональное напряжение.