Юлия Сергеевна Переходенко
Презентация: «Использование технологии создания атмосферы радостного проживания периода детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление из опыта работы воспитателя МДОУ №7 «ВИШЕНКА» Боровковой Юлии Анатольевны
Слайд №1
«Использование технологии создания атмосферы радостного проживания периода детства, способы поддержки детской инициативы, организации жизни группы»
Слайд №2 (фото МДОУ)
Теремок - не теремок.
Он не низок не высок.
Чист, уютен и опрятен, внешне очень аккуратен.
Его «Вишенкой» зовут и детей там берегут.
Я предлагаю переступить порог детского сада и прожить вместе с детьми этот радостный насыщенный событиями день.
Слайд № 3 (фото)
Публикация «Презентация: „Использование технологии создания атмосферы радостного проживания периода детства“» размещена в разделах
Это воспитанники группы «Клубничка», озорные мальчишки и девчонки, с широко распахнутыми глазами и звонкими голосами, неугомонные «почемучки». Их благополучие зависит от того, как их любят и ценят, как радостно и комфортно им живется, насколько ярко и насыщенно наполнен каждый день новыми впечатлениями.
Слайд №4 (фото)
А это те самые педагоги, которые заботятся о детях, поддерживают в воплощении первых маленьких замыслов, вселяют надежду на успех, создают условия для творчества и инициативы. Думаете это легко в новой образовательной ситуации?
Слайд № 5 (цель технологии)
Действительно, не всем педагогам легко создать такую атмосферу. Сложившиеся стереотипы многим мешают изменить отношение к ребенку: вчера нужен был исполнитель, а сегодня активная, творческая личность с высоким уровнем готовности к самостоятельному решению широкого круга проблем. Как мы, педагоги МДОУ «ВИШЕНКА», поддерживаем инициативу в различных видах деятельности, которая так необходима для социальной ситуации развития детей? В этом нам помогают педагогические технологии, одна из которых «Технология создания атмосферы радостного проживания периода детства, способы поддержки детской инициативы, организации жизни группы». Благодаря этой технологии каждый день дети проживают радостно и счастливо!
Слайд № 6
Один из приоритетов технологии - поддержка инициативы, которая проявляется в свободной и совместной деятельности по выбору и интересам. Особенностью технологии является развитие ребенка в русле становления деятельности, сознания и личности, определяющиеся мотивами, которые связаны с оценкой ребенком самого себя, других сверстников, отношением к взрослому. Ребенок является активным участником образовательного процесса. Инициативность выступает как показатель личностного развития, проявляющаяся в деятельности. Как помогает технология в формировании инициативы, как поддерживается инициатива – об этом пойдет речь. Я совершаю только первые шаги к этой цели и хочу поделиться с Вами некоторыми способами действий, которые поддерживают в ребенке инициативу.
Слайд № 7 - Групповой сбор
Цель группового сбора: выявление детских интересов, формирование мотивации к предстоящей деятельности, создание общего положительного эмоционального фона.
Одним из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы является групповой сбор. Эта форма работы появилась и укрепилась достаточно давно и прочно. Например, утренний сбор пришел в детские сады вместе с методикой Марии Монтессори и Вальдорфской педагогикой ещё в восьмидесятые годы прошлого века. В российской образовательной практике аналогом этой формы работы является «утренний кружочек» программы «Золотой ключик» (Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов и др.) и «утро радостных встреч» программы «Радуга» (Т. Н. Доронова, программа «Сообщество»). Использовать технологию программы – не означает работать по программе. Технологии универсальны, а образовательные ценности, цели, педагогические стратегии (организационные формы, методы и приёмы) – разные. Главное – понимание того, что групповой сбор позволяет развивать всех детей группы и каждого ребёнка в отдельности эффективно и очень интересно.
Слайд № 8 - Групповой сбор (фото)
Групповой сбор — это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность. Групповой сбор проводится для того, чтобы дети имели возможность пообщаться вместе, поиграть в групповые игры, спеть любимые песни, обсудить групповые новости, спланировать дела на день, распределить обязанности. Групповой сбор мотивирует детей к инициативной, активной самостоятельной деятельности, обращаясь к таким человеческим потребностям, как: чувствовать себя значимым; управлять собой, своим временем, деятельностью, отношениями с другими людьми; веселиться и развлекаться. Инициатива принадлежит детям, воспитатель организует и поддерживает идеи детей.
Слайд № 9 - недирективный подход (фото)
К сожалению, не все дети занимают активную позицию, не могут определиться с видом деятельности и тогда задача воспитателя оказать помощь.
Один из способов поддержки детской инициативы - оказание недирективной помощи детям, которая осуществляется во взаимодействии со взрослым в рамках социального аспекта среды.
Слайд № 10 - рекомендации
При недирективном подходе следует придерживаться общих рекомендаций
Рекомендации по поддержке детской инициативы :
1. Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной.
2. Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом, поощряете интерес ребенка.
3. Будьте терпимы к ошибкам ребенка.
4. Оставляйте ребенка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами.
5. Научите ребёнка ценить себя как творческую личность.
6. Собственный пример взрослых заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой («вот я в твои годы» и т. д.).
7. Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт.
8. Не скупитесь на знаки внимания.
Слайд № 11 - установление позитивного микроклимата в группе (фото)
От того, какая атмосфера царит в группе, какие межличностные отношения установлены между детьми, зависит эмоциональное благополучие каждого ребенка. Очень важно создать в группе позитивный настрой и сделать ее как можно больше сплоченной. Это достигается через использование методов и приемов, направленных на формирование позитивных установок, сплочение, развитие толерантности, повышение настроения, принятие друг друга, развития эмпатии.
Мы стараемся донести до каждого ребенка что его ценят наравне со всеми. Для этого я использую формы работы, которые направлены на создание позитивного микроклимата в группе: «Уголок уединения», «Уголок настроения», «Ковер мира». Создавая атмосферу непринужденности и комфорта, занимая правильную позицию по отношению к воспитанникам стараюсь придерживаться определенного стиля, выражающимся девизом: «Мы все включены в деятельность, мы все хотим это делать, нам это интересно!»
Слайд № 12 - установление позитивного микроклимата в группе
Для установления позитивного микроклимата мы используем в своей работе такие методы:
Данные методы можно дополнять бесконечно.
Слайд № 13 - традиции группы (фото)
В каждодневной жизни постоянно возникают ситуации, когда кому – то делают больше замечаний, кого – то чаще хвалят и т. п. Это может создавать у детей ощущение, что воспитатель относится к ним неодинаково. Чтобы донести до каждого ребенка, что его ценят наравне со всеми, в жизнь группы вводят традиции.
Это «Утро радостных встреч», «Сладкий вечер», «Групповой праздник». Очень важным считаю создание в группе позитивного, эмоционального настроения, которое создается через стимулирующую систему требований, определяемые стилем группы и адаптивными ритуалами вплетенными в ежедневное взаимодействие с окружающими: «Распределение подарков», «Для всех и для каждого», «День рождение», «Подведение итогов дня».
Слайд № 14 - творческое самовыражение (фото)
Самовыражение считают потребностью человека, требующей обязательного удовлетворения его желаний и стремление выразить другим свои внутренние чувства, убеждения, установки.
В процессе творческой деятельности ребенок не только накапливает познавательный опыт и впечатления, но и испытывает различные чувства, формирует позитивные представления о себе, что в свою очередь влияет на эмоциональную сферу.
Удовлетворение творческого самовыражения, в процессе которого у ребенка возникает ощущение успешности, реализуется через определенные условия:
• предоставление детям возможности выбора деятельности,
• поддержки инициативы, стремления к импровизации при самостоятельном воплощении детьми художественных замыслов;
• ощущения, что продукт его творческой деятельности интересен другим,
• через создание условий для работы с разными материалами,
• вовлечение детей в различные виды творческой деятельности,
• оценивание инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла,
• организация выставок детского творчества.
Слайд № 15 - трансляция успехов
На этом слайде вы видите формы трансляции успехов, которые используются вашими педагогами. Если вы используете еще что - то, можете поделиться своим опытом.
Слайд № 16 - партнерская позиция взрослого (фото)
Во время любой совместной деятельности важно наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение между воспитателями и детьми. Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся принятию всех остальных детей, ощущают себя комфортно, ведут себя свободно. Это достигается через стимулирующей системы требований, определяемые стилем группы и адаптивными ритуалами, вплетенными в ежедневное взаимодействие с окружающими
Слайд № 17 - партнерская позиция взрослого (фото)
Памятка по организации свободы и выбора, предоставленному ребенку:
• необходимо считаться с тем, что дети делают все в разном темпе и для некоторых естественным является медленный темп выполнения всех действий, в том числе, например, приема пищи;
• необходимо уважать предпочтения и привычки ребенка в той мере, в какой это возможно без вреда для здоровья: всегда кто- то из детей не любит какие- то блюда, кто- то хочет в данный момент заняться каким- то своим делом и т. п. ;
• в детском саду для всех взрослых должен действовать запрет на то, чтобы обижать или оскорблять ребенка.
• уважение к деятельности и ее результатам - нельзя без разрешения другого ребенка портить результаты его работы (рисунки. постройки, поделки);
• нельзя без разрешения брать и использовать личные вещи других детей и взрослых.
Слайд № 18 - фото РППС
Поддерживая инициативность используем различные методы, с помощью которых стимулируем и направляем деятельность детей. В соответствии с этим, в нашей группе созданы уголки активности, позволяющие детям выбрать деятельность по интересам. В соответствии с индивидуальными особенностями детей среднего возраста, приоритетной сферой деятельности которой является расширение информационного кругозора и игровая деятельность со сверстниками, в уголках активности создаём условия отражающие все направления развития. Для того, чтобы избежать скученности детей в одном месте, группу разбиваем на некие микропространства, например, игровой уголок, который оснащен необходимой мебелью для развертывания сюжетно- ролевых игр: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Семья», оборудованные необходимой атрибутикой. Таким образам, реализуется принцип полифункциональности. Игровая мебель, детские стулья позволяют изменить пространство группы в зависимости от сюжета игры, т. е. предоставляет возможность проявлять инициативу. Весь материал в центрах расположен доступно, меняется в зависимости от темы недели, сезона, обеспечивает тем самым проявление у дошкольников любознательности.
Слайд №19 (фото)
Очень содержательно в нашей группе оборудован Уголок творчества, в котором, дети имеют возможность развивать творческие способности. Содержание центра насыщено тем многообразием материала, который способствует проявлению активности: дети с удовольствием разыгрывают небольшие сценки, любят принимать участие в театральной деятельности. Во время такой интересной совместной творческой деятельности детям предоставляется возможность договариваться, сотрудничать, тем самым проявлять инициативу. Во время любой совместной деятельности обращаем внимание на установление партнерских отношений, в процессе которых дети учатся сотрудничать, устанавливать правила, высказывать свое мнение, проявлять фантазию, выдвигать гипотезы, предлагать оригинальные идеи. Я стараюсь принять правильную позицию «не над, не возле, а рядом».
Слайд №20
Подводя итог своего выступления, хочу обратить внимание на то, что на планете Детства каждому ребенку будет комфортно в том случае, когда каждый педагог будет:
Любить ребенка
Обеспечить среду, в которой живет ребенок
Проживать с ребенком свое детство.
Спасибо за внимание!