Папки-передвижки

Консультация «Музейная педагогика»

Елена Николаевна Шапорова
Консультация «Музейная педагогика»

Повестка педагогического совет

«В сердце каждого человека…»

3.1 Блиц-опрос «Ваше отношение к патриотизму» Шапорова Е. Н.

3.2 Профессиональный диалог на тему «Музейная педагогика»

формы, методы работы

варианты циклограмм самостоятельной и совместной деятельности

итоги апробации программ по музейной педагогике педагоги ДОУ

3. 3 Методическая копилка:

Публикация «Консультация „Музейная педагогика“» размещена в разделах

Презентация подпроектов «Мы – наследники Победы!» («Прадедушкина медаль» - сбор архивных материалов)

Презентация рукописных книг о войне «Они сражались за Родину» педагоги ДОУ

3. 4 Подводим итоги:

смотра – конкурса «Мини – музей в группе»

ажиотажа коллекционеров

блиц-опроса детей, анкетирования родителей «Память о Великой Отечественной войне»

тематической проверки «Эффективность работы по гражданско-патриотическому воспитанию через систему дополнительного образования, исследовательскую деятельность» Все педагоги ДОУ

Без памяти – нет традиций,

без традиций – нет культуры,

без культуры – нет воспитания,

без воспитания – нет духовности,

без духовности – нет личности,

без личности – нет народа…

Г. Н. Волков

Блиц-опрос «Ваше отношение к патриотизму»

В проекте «Национальная доктрина образования в РФ» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить … воспитание патриотов России…

Т. о, патриотическое воспитание является одной из основных задач ДОУ.

Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины (словарь русского языка под редакцией С. И. Ожегова)

Чувство патриотизма многогранно по содержанию:

- любовь к своей семье, жому, детскому саду, улице, городу (родным местам)

- бережное отношение к природе и всему живому

- уважение к труду

- интерес к русским традициям и промыслам

- представления о городах России

- знакомство с символикой

- чувство ответственности и гордости за достижения страны

- толерантность, уважение к другим народам, их традициям.

Патриотическое воспитание – сложный процесс. В его основе лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины… Оно начинается с отношения к семье, самым близким людям (это корни); с восхищения тем, что видит перед собой малыш, что вызывает отклик в его душе… Родной край… Родной город…

На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили в Вов потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети увидели «гражданское лицо» своей семьи (Знают ли дети за что их родственники имеют медали, грамоты).

Воспитывая любовь к городу надо подвести детей к мысли о том, что их город – частица Родины.

Быть патриотом – быть интернационалистом.

Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать; выделить характерное для своего края ( чем славен родной край: история, традиции, памятники, люди).

Профессиональный диалог на тему «Музейная педагогика» (презентация)

формы, методы работы ( формы: тематические занятия, видеопросмотры, досуги, целевые прогулки и экскурсии, посещение музеев, создание мини-музеев в группах, в ДОУ; квест-технологии; методы – различные игры: квест - игра, игра-путешествие, дидактические игры с перфокартами; воображаемые ситуации; задания на группировку и классификацию; метод сравнения, метод вопросов; моделирования, метод проектов. ТРИЗ)

варианты циклограмм самостоятельной и совместной деятельности

итоги апробации программ по музейной педагогике

Музей – одно из средств патриотического воспитания. Это духовный наполнитель, который не позволит предать забвению историю, будет поддерживать в детских сердцах чувство любви, уважения, привязанности к отчему дому, малой Родине, Отечеству.

Каждый музей – уникальное «учебное пособие».

С чего начинается музей? (с коллекции)

«Коллекционирование – систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный… интерес» (Большой энциклопедический словарь)

Коллекционирование – долгий, творческий процесс, требующий терпения. Коллекционирование - форма познания окружающего мира.

«Вирусом» коллекционирования поражена большая часть человечества. Заядлыми коллекционерами были Ч. Дарвин, Ч. Рузвельт, Л. Утесов и др.

Коллекционера уважают не только за объем коллекции, но и за знание темы. Простое собирательство неэффективно, т. к. этого недостаточно для ориентирования в предмете коллекционирования.

Виды коллекционирования:

нумизматика (монета)

бонистика – коллекционирование бумажных денежных знаков

филателия (почтовые марки)

филолидия (различные виды упаковки, в т. ч. фантики)

плангонология (куклы, в т. ч. статуэтки, фигурки разных животных)

барбифилия, легофилия… (коллекции игрушек, объединенных по признаку фирмы-производителя)

коноклефилия (брелоки)

Необычные объекты для коллекционирования:

прогноз погоды (папа вел Дневник погоды, я составляю сводные таблички)

«счастливые билетики»

гвозди

пакетики с сахаром (логотип заведения) и т. п.

Для дошкольников главная ценность не в уникальности экспонатов, а в том, что с ними можно играть.

Рекомендации по подбору коллекций

Схема описания экспоната (Мини-музей в детском саду» Н. Рыжова, с 231)

18 мая – Международный день музеев

Виды музеев :

• краеведческий

• художественный

• исторический

музеи-заповедники

музеи научные и технические

музей народно-прикладного искусства

• музыкальные и литературные

Виды необычных музеев :

Музей Буратино -Пиноккио (Москва)

Единственный в мире Музей еды для военных (в Подмосковье)

музей философии кошки (Москва)

музей горчицы, бананов (США)

Музей запахов, пасхальных зайцев, картофеля (Мюнхен)

музей булочек, кофейных чашек, холодильников (Финляндия)

музей шпаргалок (Болгария) и т. п.

Самые, самые…

самый большой – Лувр

самый маленький – В Литве, в деревне Биетай (в дупле старого дуба диаметром 2 метра)

самый старый – Британский музей в Лондоне

Профессиональные музеи

музей стоматологии (США)

музей дошкольного воспитания (Финляндия)

музей общественного питания (Москва)

музей игрушки (Сергиев-Посад)

музей Деда Мороза (Великий Устюг)

музей Снегурочки (Кострома)

Музей одного предмета

музей часов (Ангарск)

музей копейки (Ярославль)

музей валенка (Москва, Мышкин)

музей салфеток (Россия)

музей мусора (Южная Корея) и т. п.

Музеи природы

музей воды (Киев, Москва)

музей Арктики и Антарктиды (Санкт-Петербург)

музей леса (Москва)

музей дождевого червя

Музеи тема Великая Отечественная война

Центральный музей Вов (Москва) – Зал Славы; Зал памяти (

Музей боевой техники в г. Нижний Новгород

Интерактивный музей – как современная технология в работе с дошкольниками (В 6/15, 6)

Интерактивный музей – экспозиция, где можно и нужно смотреть, трогать, думать. Интерактивный – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.

Отвечает требованиям ФГОС ДО (технология развивающего взаимодействия).

Диалог с публикой

В арсенале музеев присутствуют технические средства: слайд-шоу, панорамные проекции, виртуальная реальность и мн. др.

Музейные сайты : анимированные планы и схемы, видеопанорамы, удобные поисковые системы, игры, чаты и др.

интерактивные экскурсии, мастер-классы, викторины, концерты

музей пастилы, калача (Коломна)

этнографический музей (Солнечный)

музей на Сахалине

Программы

Сделать мир музейных экспонатов понятным, значимым для ребенка помогает тесное сотрудничество педагогов ДОУ с музейными работниками.

«Музей и дети» (краеведческий музей)

Равнение на подвиг (школьный музей)

(фотоотчет о посещении музеев)

Мини-музей в ДОУ

а) опора на опыт детей

б) краеведение

Трудности в ознакомлении детей с историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать «живые» наглядные материалы. Для этого желательно создание своих мини-музеев :

История семьи в истории Отечества

Письма с фронта – семейная реликвия

музей одной улицы (мини-исследование)

в) принцип интерактивности

С самого начала – принцип интерактивности: экспонаты можно трогать, нюхать, рассматривать, играть. Должен быть представлен материал для детского творчества, позволяющий ребенку самостоятельно изучать и закреплять выбранную тему.

Акцент: самостоятельность детей! (ФГОС ДО)

При создании мини-музеев в ДОУ ключевыми являются слова «я сам» : действую, думаю, принимаю решение (участвуют в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты, становятся экскурсоводами)

Педагог должен поставить вопрос: что будет делать ребенок в данном пространстве, в чем участвовать (отсюда термин «участвующие экспозиции, какие действия совершать?

Такой музей должен «подойти к детям», чтобы они загорелись желанием видеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками.

г) познавательно - исследовательская деятельность (мини-исследования)

Надо выбрать тему исследования, разумно ограничивая её «территориальные» и «временные» рамки (исследовать не историю города вообще, а историю улицы, на которой стоит детский сад, дом);

проводить работу по изучению и описанию музейных предметов.

ТРИЗ и мини-музей (Мини-музей в детском саду» Н. Рыжова, с21)

системный оператор

метод фокальных объектов

Домашний музей

зачитать отрывки из статьи «Педагогическое значение детского домашнего музея», опубликованной в 1866 г. в журнале «Детский сад» (Д/в4/08, 113).

Рекомендации: использовать для работы с родителями «интересные, важные и значимые для современности идеи»

Родословная

Неуважение к своим предкам есть первый признак дикости и безнравственности А. С. Пушкин

Как составить родословную

Именинный музей/ музей именинника

Музей под открытым небом

Сделать музей под открытым небом (Птичий дворик – птицы нашего региона)

3. Методическая копилка:

Письмо Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» о проведении акции «Урок Победы – Бессмертный полк». Информацию о проведенных мероприятиях разместить на сайте ДОУ.

Презентация подпроектов «Мы – наследники Победы!» («Прадедушкина медаль» - сбор архивных материалов)

Презентация рукописных книг о войне «Они сражались за Родину»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Музейная педагогика»Консультация для педагогов «Музейная педагогика» В начале 80 –х годов XXвека в нашей стране появилось такое понятие как музейная педагогика. Музейная педагогика направлена на решения задач.

Консультация «Новые направления в работе педагогов современности музейная педагогика и изоэкология»Консультация «Новые направления в работе педагогов современности музейная педагогика и изоэкология» Консультация на тему: «Новые направления в работе педагогов современности: музейная педагогика и изоэкология» Искусство.

Курсы Повышения Квалификации «Музейная Педагогика» 2015 год.Курсы Повышения Квалификации «Музейная Педагогика» 2015 год. Вот и подошло очередное время проходить курсы повышения квалификации. Спасибо, что сейчас можно самому выбрать, те курсы, которые ты сам.

Музейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группеМузейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группе Музейная педагогика в детском саду Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Творчески мыслящий педагог.

Музейная педагогика как современная педагогическая технологияМузейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Консультация «Музейная педагогика в ДОУ»Консультация «Музейная педагогика в ДОУ» Музейная педагогика в ДОУ В последнее время отечественная педагогическая наука терпит значительные изменения в контексте внедрения новых.

Музейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 маяМузейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 мая Музейная педагогика в ДОУ В 2020 году наша страна отмечает 75-летие Великой Победы над фашизмом. Подготовка к этой памятной и дорогой сердцу.

Музейная педагогика в ДОУ. Мини-музей народных промыслов в средней группеМузейная педагогика в ДОУ. Мини-музей народных промыслов в средней группе "Мини- музей в группе - это не просто выставка старины или прошлого, это действующее звено непрерывной образовательной деятельности" Эффективность.

Музейная педагогика в ДОУМузейная педагогика в ДОУ Музей – это шкатулка истории, где хранится бесценный опыт многих поколений; это учреждение, осуществляющее сбор, научное изучение и хранение.

Музейная педагогика в освоении литературных произведений детьми раннего возрастаМузейная педагогика в освоении литературных произведений детьми раннего возраста В широком понимании музейная педагогика – наука о воспитании средствами музея. Это составляющая в образовательной системе, способствующая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Музейная педагогика»
Опубликовано: 11 февраля 2022 в 05:04
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД