Папки-передвижки

Опыт работы по развитию мелкой моторики

Роза Новинова
Опыт работы по развитию мелкой моторики

МДОАУ «Детский сад № 16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического развития воспитанников «Петушок» г. Орска».

Выступление на городском методическом объединении

Тема: «Развитие мелкой моторики руки у детей раннего возраста в играх, упражнениях и различных видах продуктивной деятельности».

Воспитатель: Новинова Р. Б.

2019 г.

Я работаю с детьми раннего дошкольного возраста.

Публикация «Опыт работы по развитию мелкой моторики» размещена в разделах

Из опыта работы могу сказать, что дети сейчас поступают в детский сад малоговорящие, а то и совсем не говорящие. Для себя поставила задачу, проводить углубленную работу по развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста.

Учёные установили, что уровень развития интеллекта ребёнка находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие речи и движения пальцев, находятся рядом.

Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим мы будем воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга.

О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга. (Сайд 2) Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.

Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок. Педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов - ощущения, восприятия, представления. (Слайд 3)

Значение развития мелкой моторики очень велико :

1. Повышает тонус коры головного мозга. 2. Развивает речевые центры коры головного мозга. 3. Стимулирует развитие речи ребенка. 4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи. 5. Способствует улучшению артикуляционной моторики. 6. Развивает чувство ритма и координацию движений. 7. Подготавливает руку к письму. 8. Поднимает настроение ребенка. (Слайд 4)

Образовательные области в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, затрагиваемые при развитии мелкой моторики рук : социально-коммуникативное развитие (формирование готовности к совместной деятельности); познавательное развитие (сенсорика, окружающий мир, конструирование); речевое развитие (овладение средствами общения); художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка, стихи, потешки, сказки, игра на музыкальных инструментах); физическое развитие (массаж, пальчиковая гимнастика). (Слайд 5)

Я поставила следующие цели и задачи: 1. Способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга. 2. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук. 3. Развивать точность и координацию руки и глаза, гибкость рук, ритмичность. 4. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей. 5. Информировать родителей о значении игр и упражнений развивающих мелкую моторику у детей раннего возраста. (Слайд 6)

Пальчиковые игры и упражнения для развития руки имеют огромный потенциал: способствуют развитию не только мелкой моторики, но и речевых, интеллектуальных способностей, творческого потенциала, эмоций и личности ребенка; являются главными помощниками при адаптации ребенка; эффективно используются для преодоления трудностей в детскородительских отношениях; доступны детям с разным уровнем развития и здоровья и дают выраженный оздоровительный эффект; оказывают терапевтическое влияние; удачно применяются в работе с детьми для снятия эмоционального напряжения и развития коммуникативных навыков; дают ребенку возможность «прожить» настоящее детство.

Я же использую в своей работе весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая ЛИЧНОСТЬ. (Слайд 7)

Это игры и упражнения, пальчиковые игры, изобразительная деятельность, массаж рук. Сейчас подробнее представлю, какие игры я применяю для развития мелкой моторики рук ребенка : Пальчиковые игры с предметами и без предметов. (Слайд 8).

Детские книги сделанные своими руками дает возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщить к народной поэзии. Благодаря этому еще долго до ознакомления со сказками и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры. (Слайд 9)

Изобразительная деятельность Рисование - способствует развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умению доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков. Рисование способствует развитию зрительно-двигательной координации, совершенствуется мелкая моторика кисти и пальцев рук. Лепка - развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов и, кроме того, благотворно влияет на нервную систему. (Слайд 10)

Массаж ладоней и пальчиков рук - он оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов. (Слайд 11)

Игры и прищепками и пуговицами Игры с прищепками - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Цель - научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное). Пуговицы - открывают массу возможностей для развития умения сравнивать предметы по цвету и размеру. Развивают у детей репродуктивное и творческое воображение, память, творческие способности, зрительномоторную координацию, глазомер, речь, мелкие движения рук. (Слайд 12)

Игры с крупными бусинами - развивают у детей логику, воображение, внимание, усидчивость; зрительно – моторную координацию, тонкие движения пальцев развивают тактильные ощущения детей. (Слайд 13)

Игры с игрушками: вкладыши - способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка. Ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям дети развивают мелкую моторику пальцев рук, а также знакомятся с различными геометрическими фигурами и различными цветами. (Слайд 14)

Шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; - развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»; - формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); - способствуют развитию речи; - развивают творческие способности. В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это, в свою очередь, влияет на формирование головного мозга и становления речи. (Слайд 15)

Мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. (Слайд 16) Игры с крупой (манкой, горохом, фасолью). Хорошее ежедневное упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук – складывание мелких предметов в пластиковую бутылку. Ребенку будет интереснее, если из бутылки сделать какое-нибудь животное (мышку, поросенка, которое надо постоянно кормить. Можно складывать в узкое горлышко бутылки горох, фасоль, любую крупу. Важно, чтобы малыш брал пальцами по одному мелкому предмету и кормил животное, попадая в узкое горлышко бутылки. Также детям очень нравится рисовать пальчиком по манной крупе. (Слайд 17)

Игры с бумагой: разрывание, комкание, разглаживание. Все эти игры находятся в группе в свободном доступе. Все материалы размещены на открытых полках, а сами материалы привлекательные, яркие. При этом я объясняю, показываю, рассказываю, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья. (Слайд 18)

Средства развития мелкой моторики : Пластилин Бумага Крупа (песок) Карандаши, счетные палочки Вода Нитки, шнурки, ткани Крупа, бусы, пуговицы (Слайд 19)

Родителей волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Большую роль в просвещении родителей играет наглядная информация. Местом размещения этой информации служит уголок для родителей. В своей группе оформила стенд, здесь они могут найти различную информацию о развитии мелкой моторики рук. Содержание стенда я пополняю ежемесячно. Здесь размещены: Папки-передвижки: «Развитие мелкой моторики в быту», «Развитие мелкой моторики пальцев рук» Папки: «Сенсорное развитие детей. Игры для развития тактильного восприятия», «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» (игры и упражнения для занятий дома) Консультации: «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка», «Сенсорные игрушки», «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста», «Карандаш-массажер», «Взял я в руки карандаш. Советы родителям».

В. А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, поэтому, чем больше мастерства в детской руке, тем выше развитие ребёнка. Итак, задача взрослых (наша с вами задача) – помочь ребёнку начать полноценно использовать возможность движения рук. Чем раньше и полнее реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться познавательных способностей ребёнка. Не стоит забывать и о том, что уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей дальнейшей интеллектуальной готовности к школьному обучению. (Слайд 20)

Спасибо за внимание! (Слайд 21).

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики «Путешествие в зоопарк»Конспект открытого занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики «Путешествие в зоопарк» Карташева Виктория Викторовна Конспект открытого занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики 2 мл. «Путешествие в зоопарк».

Дидактические игры по математическому развитию и развитию мелкой моторикиДидактические игры по математическому развитию и развитию мелкой моторики Хочу предложить вашему вниманию несколько игр по математическому развитию. 1) Игра "Собери матрешку" (цель: учить детей различать понятия.

Лэпбук по развитию мелкой моторики.Лэпбук по развитию мелкой моторики. Добрый день уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию следующий лэпбук. Его цель- развитие мелкой моторики дошкольников. Речевой.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики и координации движений рук с использованием нестандартного оборудования»Опыт работы «Развитие мелкой моторики и координации движений рук с использованием нестандартного оборудования» Актуальность. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует.

Опыт работы «Педагогическая коррекция моторики руки ребёнка» Актуальность: Понимание педагогами и родителями значимости своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут.

План работы по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста План работы по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста. Сентябрь. - Наблюдение за детьми, диагностика. - Работа.

Проект «Система работы по развитию мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования у дошкольников с ОВЗ» Проект исследовательский, практико-ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года. В проекте участвуют дети среднего дошкольного.

Создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ. Игры и пособия для занятийСоздание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ. Игры и пособия для занятий Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник.

Уголок «Умные пальчики» как форма работы по развитию мелкой моторики рукУголок «Умные пальчики» как форма работы по развитию мелкой моторики рук Продолжаю серию публикаций по развитию мелкой моторики рук у детей. Для организации такой работы в группе оформлен уголок моторики «Умные.

Занятие по сенсорному развитию и развитию мелкой моторики руки «К нам в гости пришли маленькие гномики»Занятие по сенсорному развитию и развитию мелкой моторики руки «К нам в гости пришли маленькие гномики» Хочу предложить вам на суд занятие с детьми с ОВЗ в средней группе. Дети практически не говорящие, поэтому занятие построено так, чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по развитию мелкой моторики
Опубликовано: 25 августа 2020 в 18:58
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД