Елена Стародубцева
Развитие речи посредством экологического воспитания на занятиях педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Речь - важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребёнка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми.
Развитие речи на психологических занятиях не является основополагающей целью, но является одной из задач. Важно подчеркнуть что с какой бы психологической функцией психолог не работал (эмоции, переживания, психические процессы) часто именно речь выступает показателем особенностей ее развития.
Публикация «Развитие речи посредством экологического воспитания на занятиях педагога-психолога» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Знаковая функция речи является показателем развития мышления памяти, воображения и т. д., в целом речь представляет наше сознание.
Все что мы можем проговорить – мы можем осознать. Если какие-то вещи остаются не проговоренными, значит они либо не осознанны, либо осознаны, но не в полной мере. Это касается людей любого возраста. А где можно проговорить то что важно - в ситуации общения. И на своих занятиях я в первую очередь стараюсь организовать это общение.
Как специфику тематики общения на занятиях психолога можно выделить слова в области эмоциональных переживаний детей, в области организации здорового образа жизни и актуальных проблем детского опыта (индивидуальные для каждого ребенка).
Основные средства для развития речи в моей работе это организация и регулирование активного общения детей со мной и со сверстниками.
Основными приемами являются:
• Организация детских высказываний по очереди по различным темам;
• Вопросы - как средство стимуляции общения;
• Подробные ответы на любые вопросы детей – как средство поддержания интереса детей к общению со взрослыми;
• Разъяснения смысла некоторых незнакомых (малознакомых) слов и помощь в осознании смысла знакомых слов через проговаривание значения слова.
Все эти приемы могут применяться в любых формах работы (играх, рассказах по рисунку и т. д.)
Очень эффективно идет развитие речи через экологическое воспитание. Мы единое целое с природой и не можем существовать отдельно друг от друга. Поэтому в своей работе я использую песочную терапию.
Давно доказано, становление речи тесно связано с развитием мелких ручных операций, ведь речь и движения имеют схожую функциональную основу.
Таким образом, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи детей.
Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.
Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самосознания и развивает самооценку, учится работать в коллективе.
Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т. д.
Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние, благодаря им развивается связная, образная речь, пополняется словарь эмоций.
У дошкольников 6-7 лет занятия с элементами песочной терапии проходят в сочетании со сказкотерапией, что вызывает больший интерес детей, удивление, создают творческую атмосферу, позволяют раскрыть внутренний мир и переживания, страхи и мечты детей. На занятиях мы проводим раскопки: ищем затерянные города, животных, рисуем на простом сухом песке, на цветном, строим города, замки, лепим из мокрого песка: например дома для животных, птиц, сказочную рыбку. Все работы обговариваются, дети высказывают свои впечатления, эмоции, ощущения. Вся деятельность связанная с экологией вызывает у детей море эмоций, впечатлений и всем этим они делятся, то есть идёт обогащение эмоционального словаря и конечно же развитие речи.
Одним из направлений в деятельности дошкольного психолога является работа с детьми раннего возраста.
Ранний возраст – это в буквальном смысле начало. От рождения до трех лет ребенок столь существенно меняется, что его развитие можно назвать наиболее стремительным из всех этапов становления его как личности.
И от того, как складывается развитие малыша в условиях семьи, детского сада зависит его будущее.
Одним из новообразований раннего возраста является речь. Вход в сознание возможен только через речь.
Речь в раннем возрасте, как указывал Эльконин Д. Д., психолог и продолжатель идей Л. С. Выготского, надо рассматривать «не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями».
Психологи и лингвисты давно доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующих.
На занятиях с использованием песочной терапии идет тренировка тонких движений пальцев рук, что является стимуляцией для общего развития ребенка, особенно для развития его речи. Уважаемые коллеги я хочу показать Вам фрагмент занятия с песком в первой младшей группе, где будут показаны некоторые упражнения, которые я провожу с детьми, направленные на тренировку тонких движений пальцев рук. Мною было замечено, что после занятий с использованием песочной терапии у плохо говорящих и не говорящих детей произошли изменения в развитии речи. Они начали использовать в речи новые слова, а не говорящие стали произносить слова, у детей появилось желание общаться со сверстниками и взрослыми и даже можно сказать, что их жизнь стала более красочной. Закрытый, замкнутый ребенок начал общаться со сверстниками и взрослыми, причем инициатором теперь является сам малыш. Все эти изменения так же подтверждают родители детей. На первых занятиях знакомства с песком у выше сказанных детей текли слюни, они не контролировали процесс слюноотделения, это говорит о полном включении детей в терапевтический процесс.
А сейчас уважаемые гости, я хочу вам предложить выполнить несколько не сложных упражнений с песком. Давайте поздороваемся с песком каждым пальцем одной руки и всей ладонью и так же другой рукой. Набрать песок в кулак слабо сжать, затем сильно и высыпать. Протираем песочек между пальцев и ладоней рук. Делаем дождь, ветер. Закапываемся в песок и обговариваем эмоции (под муз. сопровождения). А теперь вы можете нарисовать все, что хотите на песке.
Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко становятся замкнутыми, молчаливыми, нерешительными. Педагогический взгляд на психотерапевтическую песочницу – довольно яркое и эффективное решение этого вопроса.
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии позволяет:
- стабилизировать психоэмоциональное состояние;
- совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
- стимулировать развитие сенсорно - перцептивной сферы, тактильно- кинестетической чувствительности;
- развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую), пространственную ориентацию.