МААМ-картинки

Развитие речи посредством экологического воспитания на занятиях педагога-психолога

Елена Стародубцева
Развитие речи посредством экологического воспитания на занятиях педагога-психолога

Речь - важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребёнка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми.

Развитие речи на психологических занятиях не является основополагающей целью, но является одной из задач. Важно подчеркнуть что с какой бы психологической функцией психолог не работал (эмоции, переживания, психические процессы) часто именно речь выступает показателем особенностей ее развития.

Публикация «Развитие речи посредством экологического воспитания на занятиях педагога-психолога» размещена в разделах

Знаковая функция речи является показателем развития мышления памяти, воображения и т. д., в целом речь представляет наше сознание.

Все что мы можем проговорить – мы можем осознать. Если какие-то вещи остаются не проговоренными, значит они либо не осознанны, либо осознаны, но не в полной мере. Это касается людей любого возраста. А где можно проговорить то что важно - в ситуации общения. И на своих занятиях я в первую очередь стараюсь организовать это общение.

Как специфику тематики общения на занятиях психолога можно выделить слова в области эмоциональных переживаний детей, в области организации здорового образа жизни и актуальных проблем детского опыта (индивидуальные для каждого ребенка).

Основные средства для развития речи в моей работе это организация и регулирование активного общения детей со мной и со сверстниками.

Основными приемами являются:

• Организация детских высказываний по очереди по различным темам;

• Вопросы - как средство стимуляции общения;

• Подробные ответы на любые вопросы детей – как средство поддержания интереса детей к общению со взрослыми;

• Разъяснения смысла некоторых незнакомых (малознакомых) слов и помощь в осознании смысла знакомых слов через проговаривание значения слова.

Все эти приемы могут применяться в любых формах работы (играх, рассказах по рисунку и т. д.)

Очень эффективно идет развитие речи через экологическое воспитание. Мы единое целое с природой и не можем существовать отдельно друг от друга. Поэтому в своей работе я использую песочную терапию.

Давно доказано, становление речи тесно связано с развитием мелких ручных операций, ведь речь и движения имеют схожую функциональную основу.

Таким образом, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи детей.

Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самосознания и развивает самооценку, учится работать в коллективе.

Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т. д.

Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние, благодаря им развивается связная, образная речь, пополняется словарь эмоций.

У дошкольников 6-7 лет занятия с элементами песочной терапии проходят в сочетании со сказкотерапией, что вызывает больший интерес детей, удивление, создают творческую атмосферу, позволяют раскрыть внутренний мир и переживания, страхи и мечты детей. На занятиях мы проводим раскопки: ищем затерянные города, животных, рисуем на простом сухом песке, на цветном, строим города, замки, лепим из мокрого песка: например дома для животных, птиц, сказочную рыбку. Все работы обговариваются, дети высказывают свои впечатления, эмоции, ощущения. Вся деятельность связанная с экологией вызывает у детей море эмоций, впечатлений и всем этим они делятся, то есть идёт обогащение эмоционального словаря и конечно же развитие речи.

Одним из направлений в деятельности дошкольного психолога является работа с детьми раннего возраста.

Ранний возраст – это в буквальном смысле начало. От рождения до трех лет ребенок столь существенно меняется, что его развитие можно назвать наиболее стремительным из всех этапов становления его как личности.

И от того, как складывается развитие малыша в условиях семьи, детского сада зависит его будущее.

Одним из новообразований раннего возраста является речь. Вход в сознание возможен только через речь.

Речь в раннем возрасте, как указывал Эльконин Д. Д., психолог и продолжатель идей Л. С. Выготского, надо рассматривать «не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями».

Психологи и лингвисты давно доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующих.

На занятиях с использованием песочной терапии идет тренировка тонких движений пальцев рук, что является стимуляцией для общего развития ребенка, особенно для развития его речи. Уважаемые коллеги я хочу показать Вам фрагмент занятия с песком в первой младшей группе, где будут показаны некоторые упражнения, которые я провожу с детьми, направленные на тренировку тонких движений пальцев рук. Мною было замечено, что после занятий с использованием песочной терапии у плохо говорящих и не говорящих детей произошли изменения в развитии речи. Они начали использовать в речи новые слова, а не говорящие стали произносить слова, у детей появилось желание общаться со сверстниками и взрослыми и даже можно сказать, что их жизнь стала более красочной. Закрытый, замкнутый ребенок начал общаться со сверстниками и взрослыми, причем инициатором теперь является сам малыш. Все эти изменения так же подтверждают родители детей. На первых занятиях знакомства с песком у выше сказанных детей текли слюни, они не контролировали процесс слюноотделения, это говорит о полном включении детей в терапевтический процесс.

А сейчас уважаемые гости, я хочу вам предложить выполнить несколько не сложных упражнений с песком. Давайте поздороваемся с песком каждым пальцем одной руки и всей ладонью и так же другой рукой. Набрать песок в кулак слабо сжать, затем сильно и высыпать. Протираем песочек между пальцев и ладоней рук. Делаем дождь, ветер. Закапываемся в песок и обговариваем эмоции (под муз. сопровождения). А теперь вы можете нарисовать все, что хотите на песке.

Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко становятся замкнутыми, молчаливыми, нерешительными. Педагогический взгляд на психотерапевтическую песочницу – довольно яркое и эффективное решение этого вопроса.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии позволяет:

- стабилизировать психоэмоциональное состояние;

- совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

- стимулировать развитие сенсорно - перцептивной сферы, тактильно- кинестетической чувствительности;

- развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую), пространственную ориентацию.

Публикации по теме:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе экологического воспитания Цель. Развивать познавательный интерес у дошкольников к экспериментально-исследовательской деятельности. Воспитание экологического сознания.

Конспект занятия педагога-психолога с детьми «Развитие слуховой памяти у детей с ТНР» Тема «Развитие слуховой памяти у детей с ТНР» Участники: воспитанники с ТНР подготовительной группы, педагог – психолог. ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.

Консультация для воспитателей «Развитие экологического воспитания» Экологическое воспитание детей это воспитание доброты, человечности, бережное отношения ко всему живому что окружает нас (животные, птицы,.

Лэпбук в работе педагога-психолога на тему «Мир моих эмоций»Лэпбук в работе педагога-психолога на тему «Мир моих эмоций» ЛЭПБУК В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА НА ТЕМУ «МИР МОИХ ЭМОЦИЙ» «Лэпбук» - в дoслoвнoм перевoде с английскoгo значит "накoленная книга" (lap.

Сценарий массового мероприятия на тему экологического просвещения и воспитания детей первой младшей группыСценарий массового мероприятия на тему экологического просвещения и воспитания детей первой младшей группы Сценарий массового мероприятия на тему экологического просвещения и воспитания детей первой младшей группы «На цветочной полянке» Сценарий.

Создаем сказку-метод проектов в практике педагога-психолога на групповых развивающих занятиях в детском саду Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального,.

Выступление на общем родительском собрании на тему: Подведение итогов работы педагога — психолога за 2015–2016 учебный год Введение новых ФГОС дошкольного образования и связанные с ними изменения определяют ряд новых функций педагога-психолога. Важное место в.

Занятие педагога-психолога в старшей гр. по развитию коммуникативных навыков и познавательной сферы на тему: «Дикие животные» МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 82» Занятие педагога-психолога в старшей группе по развитию коммуникативных навыков.

Занятие педагога-психолога в старшей группе на тему: «Я и моя группа» МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 82» Педагог-психолог Сафонова Анна Сергеевна Занятие педагога-психолога в старшей группе по развитию.

Занятие педагога-психолога в старшей группе: «Зимушка-Зима!» на развитие познавательной, коммуникативной сферы детей Занятие в старшей группе: «Зимушка-Зима!» Цель: Развитие познавательной, коммуникативной сферы детей. Задачи: - расширение словарного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи посредством экологического воспитания на занятиях педагога-психолога
Опубликовано: 7 сентября 2016 в 16:14
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД