Папки-передвижки

Развитие речи посредством экологического воспитания на занятиях педагога-психолога

Елена Стародубцева
Развитие речи посредством экологического воспитания на занятиях педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы

Речь - важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребёнка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми.

Развитие речи на психологических занятиях не является основополагающей целью, но является одной из задач. Важно подчеркнуть что с какой бы психологической функцией психолог не работал (эмоции, переживания, психические процессы) часто именно речь выступает показателем особенностей ее развития.

Публикация «Развитие речи посредством экологического воспитания на занятиях педагога-психолога» размещена в разделах

Знаковая функция речи является показателем развития мышления памяти, воображения и т. д., в целом речь представляет наше сознание.

Все что мы можем проговорить – мы можем осознать. Если какие-то вещи остаются не проговоренными, значит они либо не осознанны, либо осознаны, но не в полной мере. Это касается людей любого возраста. А где можно проговорить то что важно - в ситуации общения. И на своих занятиях я в первую очередь стараюсь организовать это общение.

Как специфику тематики общения на занятиях психолога можно выделить слова в области эмоциональных переживаний детей, в области организации здорового образа жизни и актуальных проблем детского опыта (индивидуальные для каждого ребенка).

Основные средства для развития речи в моей работе это организация и регулирование активного общения детей со мной и со сверстниками.

Основными приемами являются:

• Организация детских высказываний по очереди по различным темам;

• Вопросы - как средство стимуляции общения;

• Подробные ответы на любые вопросы детей – как средство поддержания интереса детей к общению со взрослыми;

• Разъяснения смысла некоторых незнакомых (малознакомых) слов и помощь в осознании смысла знакомых слов через проговаривание значения слова.

Все эти приемы могут применяться в любых формах работы (играх, рассказах по рисунку и т. д.)

Очень эффективно идет развитие речи через экологическое воспитание. Мы единое целое с природой и не можем существовать отдельно друг от друга. Поэтому в своей работе я использую песочную терапию.

Давно доказано, становление речи тесно связано с развитием мелких ручных операций, ведь речь и движения имеют схожую функциональную основу.

Таким образом, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи детей.

Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самосознания и развивает самооценку, учится работать в коллективе.

Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т. д.

Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние, благодаря им развивается связная, образная речь, пополняется словарь эмоций.

У дошкольников 6-7 лет занятия с элементами песочной терапии проходят в сочетании со сказкотерапией, что вызывает больший интерес детей, удивление, создают творческую атмосферу, позволяют раскрыть внутренний мир и переживания, страхи и мечты детей. На занятиях мы проводим раскопки: ищем затерянные города, животных, рисуем на простом сухом песке, на цветном, строим города, замки, лепим из мокрого песка: например дома для животных, птиц, сказочную рыбку. Все работы обговариваются, дети высказывают свои впечатления, эмоции, ощущения. Вся деятельность связанная с экологией вызывает у детей море эмоций, впечатлений и всем этим они делятся, то есть идёт обогащение эмоционального словаря и конечно же развитие речи.

Одним из направлений в деятельности дошкольного психолога является работа с детьми раннего возраста.

Ранний возраст – это в буквальном смысле начало. От рождения до трех лет ребенок столь существенно меняется, что его развитие можно назвать наиболее стремительным из всех этапов становления его как личности.

И от того, как складывается развитие малыша в условиях семьи, детского сада зависит его будущее.

Одним из новообразований раннего возраста является речь. Вход в сознание возможен только через речь.

Речь в раннем возрасте, как указывал Эльконин Д. Д., психолог и продолжатель идей Л. С. Выготского, надо рассматривать «не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями».

Психологи и лингвисты давно доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующих.

На занятиях с использованием песочной терапии идет тренировка тонких движений пальцев рук, что является стимуляцией для общего развития ребенка, особенно для развития его речи. Уважаемые коллеги я хочу показать Вам фрагмент занятия с песком в первой младшей группе, где будут показаны некоторые упражнения, которые я провожу с детьми, направленные на тренировку тонких движений пальцев рук. Мною было замечено, что после занятий с использованием песочной терапии у плохо говорящих и не говорящих детей произошли изменения в развитии речи. Они начали использовать в речи новые слова, а не говорящие стали произносить слова, у детей появилось желание общаться со сверстниками и взрослыми и даже можно сказать, что их жизнь стала более красочной. Закрытый, замкнутый ребенок начал общаться со сверстниками и взрослыми, причем инициатором теперь является сам малыш. Все эти изменения так же подтверждают родители детей. На первых занятиях знакомства с песком у выше сказанных детей текли слюни, они не контролировали процесс слюноотделения, это говорит о полном включении детей в терапевтический процесс.

А сейчас уважаемые гости, я хочу вам предложить выполнить несколько не сложных упражнений с песком. Давайте поздороваемся с песком каждым пальцем одной руки и всей ладонью и так же другой рукой. Набрать песок в кулак слабо сжать, затем сильно и высыпать. Протираем песочек между пальцев и ладоней рук. Делаем дождь, ветер. Закапываемся в песок и обговариваем эмоции (под муз. сопровождения). А теперь вы можете нарисовать все, что хотите на песке.

Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко становятся замкнутыми, молчаливыми, нерешительными. Педагогический взгляд на психотерапевтическую песочницу – довольно яркое и эффективное решение этого вопроса.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии позволяет:

- стабилизировать психоэмоциональное состояние;

- совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

- стимулировать развитие сенсорно - перцептивной сферы, тактильно- кинестетической чувствительности;

- развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую), пространственную ориентацию.

Публикации по теме:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе экологического воспитания Цель. Развивать познавательный интерес у дошкольников к экспериментально-исследовательской деятельности. Воспитание экологического сознания.

Конспект занятия педагога-психолога с детьми «Развитие слуховой памяти у детей с ТНР» Тема «Развитие слуховой памяти у детей с ТНР» Участники: воспитанники с ТНР подготовительной группы, педагог – психолог. ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.

Консультация для воспитателей «Развитие экологического воспитания» Экологическое воспитание детей это воспитание доброты, человечности, бережное отношения ко всему живому что окружает нас (животные, птицы,.

Лэпбук в работе педагога-психолога на тему «Мир моих эмоций»Лэпбук в работе педагога-психолога на тему «Мир моих эмоций» ЛЭПБУК В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА НА ТЕМУ «МИР МОИХ ЭМОЦИЙ» «Лэпбук» - в дoслoвнoм перевoде с английскoгo значит "накoленная книга" (lap.

Сценарий массового мероприятия на тему экологического просвещения и воспитания детей первой младшей группыСценарий массового мероприятия на тему экологического просвещения и воспитания детей первой младшей группы Сценарий массового мероприятия на тему экологического просвещения и воспитания детей первой младшей группы «На цветочной полянке» Сценарий.

Создаем сказку-метод проектов в практике педагога-психолога на групповых развивающих занятиях в детском саду Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального,.

Выступление на общем родительском собрании на тему: Подведение итогов работы педагога — психолога за 2015–2016 учебный год Введение новых ФГОС дошкольного образования и связанные с ними изменения определяют ряд новых функций педагога-психолога. Важное место в.

Занятие педагога-психолога в старшей гр. по развитию коммуникативных навыков и познавательной сферы на тему: «Дикие животные» МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 82» Занятие педагога-психолога в старшей группе по развитию коммуникативных навыков.

Занятие педагога-психолога в старшей группе на тему: «Я и моя группа» МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 82» Педагог-психолог Сафонова Анна Сергеевна Занятие педагога-психолога в старшей группе по развитию.

Занятие педагога-психолога в старшей группе: «Зимушка-Зима!» на развитие познавательной, коммуникативной сферы детей Занятие в старшей группе: «Зимушка-Зима!» Цель: Развитие познавательной, коммуникативной сферы детей. Задачи: - расширение словарного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи посредством экологического воспитания на занятиях педагога-психолога
Опубликовано: 7 сентября 2016 в 16:14
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи посредством экологического воспитания на занятиях педагога-психолога» (включая файлы) размещена пользователем Елена Стародубцева (УИ 779455) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД