Обучение составлению описательных рассказов старших дошкольников посредством речевых игр

Елена Добыш
Обучение составлению описательных рассказов старших дошкольников посредством речевых игр

1. СЛАЙД

Тема моего выступления: «Обучение составлению описательных рассказов старших дошкольников посредством речевых игр».

Перед воспитателем стоит задача научить детей строить развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Наибольший эффект работы по развитию связной речи дошкольников будет получен, если проводить её через многообразие речевых игр.

Игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания.

Поэтому, расскажу о конкретных приёмах и игровых упражнениях, которые целесообразно использовать на занятиях по лексической теме «Дикие животные» при составлении описательных рассказов.

2. Слайд

В начале занятия я внесла массажные мячики, игры с ними способствуют развитию тактильной чувствительности, что является мощным стимулом развития у детей восприятия, внимания, памяти и речи.

Далее, чтобы вызвать у детей речевую реакцию использовала сюрпризный момент: появление игрушки-ёжика.

И предложила детям порадовать ёжика красивым рассказом о нём.

При описании ёжика, стимулировала поисковую активность детей в сфере словообразования:

-У ёжика чёрные глаза, значит он… черноглазый;

-У ёжика острые зубы, значит он… острозубый;

-У ёжика короткие ноги, значит он … коротконогий отвечали дети.

Далее предлагаю детям отправиться в путешествие и рассказать ёжику о лесных обитателях.

3. СЛАЙД

Игра «Назови кто спрятался в лесу»

Звери решили поиграть в прятки.

Предлагаю детям рассмотреть картинку, отыскать животных и рассказать где они спрятались.

Дети составляют предложения с пространственными предлогами:

Я вижу барсука в норе.

Белка спряталась на дереве.

Я вижу лося между деревьями.

Заяц притаился под кустиком.

Волк выглядывает из-за деревьев.

4. СЛАЙД

Игра «Сравним животных по размеру» побуждает детей к употреблению в речи сложноподчинённых предложений типа:

Медведь больше чем волк, но меньше, чем лось.

Заяц больше ежа, но меньше, лисы и д. р.

Дети составляют предложения и рассказывают ёжику, какого размера звери.

5. СЛАЙД

Интересным является приём с использованием предметов-загадок.

Под ёлкой мы находим корзинку и подушку.

Я объясняю, что это звери оставили нам загадки и предлагаю их разгадать.

Задаю детям вопрос:

-Кому из зверей, по вашему мнению, нужна подушка?

Спрашиваю, почему?

-Кому нужна корзинка? И почему?

Дети высказывали свои предположения и путём рассуждений пришли к выводу, что подушка нужна медведю, барсуку и ежу т. к. они зимой впадают в спячку.

А корзинка нужна белке, потому что она делает запасы на зиму.

Наличие увлекательной задачи в данной игре, решение которой требует умственного усилия и преодоления некоторых трудностей, побуждает детей к рассуждению, высказыванию предположений, а как следствие и развитию связной речи.

6. СЛАЙД

Далее мы сравнивали медведя и белку, называя общие признаки и различия при помощи кругов Эллера.

Игра упражняет в употреблении распространённых, сложноподчинённых предложений:

Опираясь на имеющиеся знания, дети выделяли общие признаки характерные для белки и медведя.

-Медведь и белка живут в лесу, они дикие животные.

-У медведя и белки есть голова, туловище, ноги, лапы с когтями…

Мы отмечали их в пересечении кругов.

Таким же образом обозначали различия.

Предложения, составленные детьми, звучали так:

-Медведь большой, а белка маленькая.

-У медведя шерсть бурая, а у белки летом рыжая, а зимой серая.

-У медведя все ноги большие и сильные, а у белки задние ноги длиннее и толще передних.

-У медведя хвост короткий, а у белки длинный и пушистый.

Интересной, на мой взгляд, для развития связной речи детей является игра-предположение: «Что было бы?» .

-Что было бы, если у медведя не было бы когтей? Спрашиваю я детей.

(медведь не смог бы лазать по деревьям, выкапывать корешки, ловить рыбу, копать берлогу- отвечают дети)

-Или, что было бы, если у белки был такой же хвост, как у медведя? (белка не смогла бы прыгать и плавно приземляться в нужное место, потому что хвост у неё как руль и парашют, не смогла бы укрываться от ветра и мороза).

Такие игры стимулируют у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений, учат ребёнка рассказывать живо и интересно. В них содержится и соревновательный элемент: «кто быстрее сообразит?»

7. СЛАЙД

В игре «Кто в домике живёт?» при помощи приёма «Дверная скважина» мы рассматривали лису.

Дети не видели изображение целиком, а лишь отдельные его части рассматривали через отверстие.

На мои вопросы:

-Какая шерсть у этого зверя?

-Какие уши?

-Какие ноги, лапы, хвост? дети отвечали предложениями.

Затем сделали вывод, что это лиса, а дом-нора.

8. СЛАЙД

В игре «Чей дом?» упражнялись в употреблении притяжательных прилагательных (беличий, медвежий, волчий и д. р.) и составлении предложений.

9. СЛАЙД

Игра «Превращение».

Я предложила ребятам самим превратиться в зверей и рассказать о себе.

А чтобы узнать в кого они превратятся, должны потянуть за ленточку. Надев на себя эмблемы с изображением животных, дети составляли распространённые предложения с прилагательными:

Я бурый, лохматый, косолапый, неуклюжий, всеядный медведь и д. р.

10. СЛАЙД

При прослушивании голосов диких животных дети отвечали на вопрос: - «Кто как голос подаёт?» и составляли для ёжика предложения например:

Лось громко трубит на весь лес;

Белка весело цокает и пищит;

Заяц плачет, как младенец;

Медведь грозно ревёт;

Ёж смешно фыркает и пыхтит;

Волк протяжно воет;

Лиса звонко лает.

11. СЛАЙД

Игра «Кто кем раньше был?» способствует активизации словаря (названий диких животных и их детёнышей) и расширению знаний об окружающем.

Дети употребляли в речи такие предложения:

Ёж раньше был колючим ежонком;

Белка раньше была шустрым бельчонком;

Заяц раньше был пугливым зайчонком и д. р.

12. СЛАЙД

В игре: «Кто лишний, почему?» дети учились выделять существенные признаки животных, обобщать их, объяснять. Почему например лишний заяц, ёж или лось.

Дети говорили:

«Я думаю - лишний ёж, т. к. его тело покрыто иголками, а у всех остальных зверей шерстью» ; или

«Лишний заяц, у него уши длинные, а у всех остальных животных короткие» и т. д.

На одной картинке несколько животных могут быть лишними по разным признакам.

Дети учатся ясно выражать свои мысли с помощью слов и предложений.

13. СЛАЙД

При составлении описательных рассказов о животных, я мотивировала речевую деятельность детей, вызвала у них желание оживить зверей, составив о них красивые рассказы.

Предложила карточки-схемы, т. к. наличие зрительного плана делает рассказы детей чёткими, связными, полными и последовательными.

Дети «оживляли» зверей в диалоге, самостоятельно определяя последовательность изложения.

Описательные рассказы получились интересными и содержательными.

ВЫВОД:

Т. О. применение разнообразных речевых игр в ходе НОД по развитию связной речи:

- повышает речевую мотивацию;

- обеспечивает развитие коммуникативных навыков;

- способствует запоминанию большого количества речевого материала.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-biblioteka-slaidy_aki9r.pptx | 8901,41 Кб | Скачан: 12
 
Публикации по теме:

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. (Часть 10) ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 12 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 4 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр (Часть 5) ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр (Часть 7) ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Использование мнемотаблиц по составлению описательных рассказов «Времена года»Использование мнемотаблиц по составлению описательных рассказов «Времена года» Ребенок с нарушением речи: 1. Плохая дикция. 2. Неспособность построить монолог. 3. Отсутствие культуры речи. 4. Ограниченный словарный.

Консультация для воспитателей «Обучение дошкольников составлению рассказов с использованием мнемотаблиц» Что такое МНЕМОТЕХНИКА? «Мнемотехника» и «мнемоника» – это «техника запоминания«. Слова эти происходят от греческого «mnemonikon» – искусство.

Мастер-класс для педагогов «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине» Цель: Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие.

Мнемотехника как средство обучения составлению описательных рассказов Ошес Кристина Сергеевна студентка ФГБОУ ВО «МАГУ» Мурманский арктический государственный университет г. Мурманск, Россия МНЕМОТЕХНИКА КАК.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Обучение составлению описательных рассказов старших дошкольников посредством речевых игр
Опубликовано: 6 марта 2018 в 19:52
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 июля. Смотр математических игр на МААМ

Человечество начало считать еще в глубокой древности. Появление математики было вызвано жизненной необходимостью — людям приходилось измерять урожай, пересчитывать скот, производить денежные расчеты,...

17 июля. День этнографа

Так сложилось, что июль месяц традиционно становится временем этнографических экспедиций. Учёные, преподаватели и студенты ездят по сёлам, станицам, хуторам, расположенным вдали от крупных городов....

Развивающая тактильная панель для детей младшего дошкольного возраста
Цель: упражнять детей в сравнении предметов контрастных размеров и цветов, дать понятие «один», «много», упражнять детей в игре с липучками-застежками,...
Педагогический проект «Насекомые и их знакомые» в младшей группе
Педагогический проект «Насекомые и их знакомые» в младшей группе. Тип проекта : познавательный. Возрастная группа : младшая группа ( 3-4 года)...
Фотообзор исторического фестиваля «Времена и эпохи»
Исторический фестиваль «Времена и Эпохи» проводится в Москве уже с 2011 года. Его целью является знакомство с историей жителей России в наглядной форме. Из...