Елена Алексеева
Мастер-класс для педагогов «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
-Познакомить педагогов с разными видами творческой речевой деятельности детей при работе с картиной.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
-Побудить педагогов к использованию технологии ТРИЗ в обучении старших дошкольников составлению творческих рассказов по картине.
1 часть. Приветствие
-Добрый день, уважаемые коллеги, рада приветствовать вас на мастер – классе «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ».
2 часть. Теория.
Для успешной подготовки ребенка к школе во все без исключения программы воспитания и обучения дошкольников включен раздел по формированию умений самостоятельно составлять рассказ по сюжетным картинам.
По отзывам педагогов, можно сделать вывод, что более неинтересного вида деятельности в детском саду, чем составление рассказа по картине, нет. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказ по одной картине сначала воспитателя, как образец, а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Но главное то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. Теряется интерес к рассказу своих сверстников, потому что тексты однообразны.
И в то же время ребенок должен к поступлению в школу уметь составлять рассказы по картине.
Возникшее противоречие можно решить с помощью адаптированной методики Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине» (технология ТРИЗ, которая позволяет получить гарантированный результат — усвоение детьми обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине. Это происходит на фоне формирования устойчивого интереса дошкольника к данной речевой деятельности.
Методика составления творческого рассказа по картине предназначена для обучения детей 3,5-7 лет.
Подбор сюжетных картин осуществляется на основе общих дидактических требований в соответствии с возрастом детей.
Освоение обобщенных способов составления творческих рассказов по картине происходит по этапам и выглядит как система игр со всей группой или с подгруппами детей в течение двух недель.
Есть игры как с изображенным на картине объектом, так и в целом по содержанию всей картины.
Часть игр направлена на обучение ребенка описательному рассказыванию, часть — опосредованно касается содержания картины и направлена на развитие воображения.
Сформированные у детей умения систематизировать, классифицировать, прогнозировать и преобразовывать в дальнейшем могут использоваться ими при построении собственных рассказов.
Общие требования к организации работы с картиной
1. Работы по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить начиная со 2-й младшей группы детского сада.
2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
На каждом этапе работы по картине детям предлагается алгоритм мыслительных действий, помогающий ребенку в составлении рассказа.
3 часть. Практическая деятельность.
Давайте рассмотрим некоторые игровые приемы обучения творческому рассказыванию на примере картины «Собака со щенятами».
1 этап Определение состава картины
Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются конкретные объекты, изображенные на картине. Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется игра "Подзорная труба".
Для этой игры нам нужен альбомный лист бумаги, свернутый для имитации подзорной трубы.
Ход игры: каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект. Например: мама-собака, щенок с рыжими пятнами, щенок с черными пятнами, щенок с коричневыми пятнами, косточка, миска с кашей, дом, дерево, воробьи, трава.
Внимание! Не забудьте назвать с детьми небо и землю.
Игра «Фотографирование»
Для того чтобы ничего не пропустить и не забыть, назовём, где находятся все предметы, как будто сфотографируем их, я на доске выложу картинками.
-Назовите предметы, которые вы увидели? Где они расположены на картине?
Советы педагогу :
*воспитатель должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на ответы детей;
*темп работы должен быть достаточно быстрым,
*обязательным условием является обозначение «земля- небо», «пол - потолок». Данные ориентировки впоследствии помогут детям найти связь между объектами: «Такой-то объект лежит на полу, а этот – летает в небе».
* по окончанию определения состава картины необходимо подвести итог: быстро перечислить все названное;
* окончательным итогом данный игры считается рефлексия: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила – «когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты на ней изображенные».
2 этап: Установление взаимосвязей между объектами
- Давайте поиграем в сыщиков и раскроем тайну картины : все изображенные предметы между собой связаны. Найдем эти связи.
Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Выбираются любые два объекта и объясняется, почему их можно соединить. Для этого предлагаются творческие задания :
пришел волшебник "Объединяй" и объединил два объекта (сначала воспитатель указывает на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал. Затем дети самостоятельно объединяют объекты на картине.
Игра «Ищу друзей (недругов)»
Цели: установление эмоционально-духовных связей и взаимодействий между изображенными объектами.
Взаимодействие между объектами могут быть установлены на уровне: физических связей (касание, давление.); эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит.); родственных связей (брат — сестра, мама — дети.).
Игровое действие: поиск «друзей (недругов)» применительно к конкретному объекту.
Необходимо следить за тем, чтобы дети не повторяли ответы других, отвечали развернуто и доказательно.
Примеры:
Собака — дом.
«Собака с удовольствием сторожит дом, потому что хозяева дома кормят ее, заботятся о ней: приносят вовремя пищу».
3 этап: Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств
Для обучения детей умению описывать объекты, изображенные на картине с помощью органов чувств, педагогу поможет прием «вхождения в картину».
Цель: научить детей «входить» в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.
Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать»
Цели:
— учить представлять различные звуки и передавать свои представления в законченном рассказе;
— побуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.
Ход игры: всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине». Составить рассказ «О чем говорят объекты». Составить диалоги «от имени» объектов.
Примерные варианты рассказов :
1. «Я слышу, как два щенка визжат и пищат, когда играют, как быстро дышит собака, как она радостно лает, как шумит ветер в лесу и где-то кричат и играют деревенские мальчишки».
2. «Я слышу, как собака-мама разговаривает со щенками: «Посмотрите, к нам прилетели птицы. Это воробьи. Они тоже живут в нашем дворе».
Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только запахи»
Цель: учить представлять возможные запахи, передавать свои представления в законченном рассказе и фантазировать на основе предполагаемых восприятий запахов.
Ход игры: нужно представить запахи, свойственные объектам, изображенным на картине, и составить рассказ на тему «Я чувствую запахи».
Например:
«Здесь пахнет деревней. Дует свежий ветерок, пахнет лесом. Идет запах от свежего молока. В доме пекут хлеб и пахнет свежеиспеченным хлебом. Пахнет шерстью собак и травой на лужайке».
Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей»
Цель: учить детей представлять возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки и составлять законченный рассказ.
Ход игры: нужно представить ощущения, возникающие при воображаемом касании руками или ином кожном соприкосновении с объектами на картине, и затем составить рассказ «Я ощущаю руками и лицом».
Пример рассказа :
«Я глажу руками щенят и собаку. Шерстка у щенят мягкая и пушистая, а у собаки — жесткая и гладкая. Язычок у собаки мокрый и теплый, а нос холодный. На улице жарко, а в лесу прохладно. Прохладно и в доме у человека. Если пройти босиком, то по травке идти приятно и мягко, а по земле — жестко и больно».
Советы педагогу :
*Предварительно уточните знания детей о возможных ощущениях каждого анализатора
*Работая с картиной, начинайте речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как …», «Я чувствую запах…», «Когда я трогаю руками…». Добивайтесь передачи отношения ребенка к воспринимаемому на картине.
*Побуждайте детей описывать не единичные ощущения, а их комплекс.
*Передача ощущений может идти как от лица постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины.
Игра «К нам пришел волшебник: я пробую все на вкус» (не ко всем картинам)
Цели:
— учить детей разделять объекты на съедобные-несъедобные с точки зрения человека и других живых существ, изображенных на картине;
— уточнить представления о способах и продуктах питания;
— побуждать передавать в речи различные вкусовые характеристики.
Игровые действия: объекты, имеющиеся на картине, разделяются на относящиеся к растительному или животному миру. Воспитатель объясняет, кто чем и как питается. Дети ищут слова, обозначающие отношение каждого живого существа к продуктам питания (любит — не любит, вкусно — невкусно, сытый — голодный и т. п., и описывают разные способы питания (способы питания растительного, животного мира различны). Затем они описывают свои предполагаемые вкусовые ощущения в рассказе «Что мне вкусно и невкусно» (с точки зрения выбранного на картине объекта).
Примеры рассказов :
1. «Я — мама - собака. Я грызу косточку. В некоторых местах она вкусная и сладкая, а в некоторых — жесткая, и я не могу ее разгрызть».
2. «Я — берёза. Расту на опушке леса. Земля тут мягкая. Мои корни берут из нее воду и всякие нужные мне вещества. Я не умею ни грызть кость, ни есть кашу. Мне это и невкусно».
Уважаемые педагоги, перед вами лежат карточки, посмотрите, каким волшебником вы будете. «Войдите в картину» и опишите свои ощущения от лица любого героя картины или стороннего наблюдателя.
Начинайте речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как…», «Я чувствую запах…» и т. д.
Игра «Живые картинки» (выстраивание на ковре)
Цели: учить детей ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.
Для обучения детей пространственной ориентировке на картине мы используем такие игры как:
Игра «Да — нет»
Я загадала объект на картине, а вы с помощью вопросов, сужающих поле поиска в пространстве, установите его местонахождение.
Вопросы задавайте таким образом, чтобы я могла отвечать только «Да» или «Нет»
Ход игры: каждый ребенок «превращается» в один из объектов на картине, объясняет словами свое местонахождение в двухмерном пространстве относительно других объектов, изображенных на картине, а затем моделирует его в трехмерном пространстве (на ковре).
Каждая «живая картинка» предполагает фиксацию местонахождения объектов в трехмерном пространстве и наблюдается воспитателем 5—7 секунд после построения всех детей-объектов на ковре.
Пример игры
Распределение ролей:
дом — Оля,
будка — Лена,
собака — Вася,
ель — Оксана,
веревка — Федя.
Дом— Оля: Я нахожусь на опушке леса, окнами смотрю на собаку со щенятами, сзади меня, наверное, есть огород. Поэтому на ковре я должна встать подальше от края.
Будка — Лена: Позади меня дом, а впереди — собака со щенятами. На ковре я встану между собакой и домом.
Ель — Оксана: На картине я нахожусь далеко, дальше дома — в лесу. На ковре я встану позади дома.
Собака — Вася: Я нахожусь в середине лужайки на картине. На ковре я встану в центре перед будкой.
Осознание мыслительной операции и вывод правила: "Объекты на картине связаны, важно доказать это".
4 этап. Составление рассказов от лица разных героев
Цель: учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.
Алгоритм мыслительных действий.
1. Выбрать героя на картине.
2. Определить его настроение или свойства характера.
3. «Войти» в образ героя (представить себя им).
3. Предложить детям описать картину с точки зрения выбранного объекта.
Для обучения составлению творческих рассказов от лица кого-либо объекта картины используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние, передает его черты характера.
Пример рассказа.
«Мудрая береза»
«Я — береза. Живу много лет. Мне нравится лето, потому что я зеленею, и все мои листочки могут наблюдать, как хозяева дома ухаживают за собаками, коровой, огородом, домом. Я видела, как маленький сынишка помогал папе строить дом, и сделали они это хорошо. Хозяйка не забывает кормить собаку со щенятами, и в этом ей помогает дочка. Я думаю, что эта семья живет счастливо и благополучно».
Советы педагогам :
• При выборе объекта и его эмоциональной характеристики необходимо учитывать возраст детей.
• Следует побуждать ребенка брать на себя роль не только простых объектов, но и частей объекта (глаз собаки).
• От простых и обобщенных эмоций (добрый - злой) осуществлять переход к нюансам настроений (встревоженный, равнодушный).
Следует предложить ребенку структуру построения рассказа : сначала назвать своего героя «Я тот то….»,потом описать свое эмоциональное состояние или настроение, характер, предложить решение проблемной ситуации…Окончание рассказа - восстановление эмоционального равновесия героя. По окончании рассказа ребенок дает ему название.
5 этап: Создание рассказов-фантазий с использованием приема перемещения объектов во времени
Цель: учить детей представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего и придумывать рассказ, используя в нем словесные обороты, характеризующие временные отрезки (до того, как. ; после того, как. ; утром. ; потом. ; в прошлом; в будущем; днем; ночью; зимой; летом; осенью; весной.).
Ход занятия:
1. Объекты на картине разделяются на три категории:
а) рукотворный мир;
б) живая природа;
в) неживая природа.
2. Прием преобразования во времени целесообразно вводить в соответствии с этими категориям и в следующей последовательности:
— Объекты животного мира, изображенные на картине, рассматриваются в рамках суточного изменения, например, при составлении описательного рассказа на тему «Я вспоминаю, что было с собакой ранним утром», или «Я представлю, что было с ней поздно вечером».
— Объекты растительного мира можно рассматривать в рамках изменения времен года, например: что было с березой зимой или что с ней будет ранней осенью.
— Неживая природа рассматривается в рамках крупных изменений окружающего ландшафта (это зависит от разумной или неразумной деятельности человека, например: как выглядело это место на картине, когда человека еще не было на земле; как будет выглядеть это место через сто лет.
— Рукотворные объекты рассматриваются в рамках времени их создания и использования. Например: кто, когда и зачем сварил кашу для собак; кем, когда и зачем сделана будка для собаки, как за ней нужно ухаживать, чтобы она дольше прослужила.
Пример рассказа.
«Миска с кашей»
«Хозяйка знает, что собачка Жучка и ее маленькие щенята очень любят кашу. Поэтому ранним утром, после того как хозяйка подоит корову, она никогда не забывает сварить свежую кашу. Если каша долго стоит под солнцем, то к ней могут прилететь мухи, поэтому за миской надо следить».
Игра «Путешествие на машине времени» - вне занятия
Цель: учить составлять рассказ об объекте с точки зрения времени его существования.
Игровое действие: ведущий выбирает объект и предлагает играющим прокатиться с ним на «машине времени», а потом рассказать о том, что было с объектом в прошлом и будет в будущем.
Правила игры:
— нельзя рассказывать о времени, когда данного объекта не было;
— не обязательно подробно рассказывать о моменте существования объекта на картине.
Пример рассказа.
«Травинка»
«Жило-было маленькое семечко. Его носило ветром по миру. И вот однажды ветер опустил его на полянку, где только что построили будку для собаки. Всю зиму семечко лежало в земле. Ему там не очень нравилось: сыро и холодно. Как хорошо, что наконец наступила весна! Из семечка выросла травинка. Она радовалась дождю, но не любила, когда на нее наступали. Самые тяжелые существа — люди. Мама-собачка полегче, но все равно ее ноги сильно приминали травинку. А легкие и мягкие лапки щенят травка даже любила. Травинке было грустно, что скоро наступит осень, а потом зима. Снег хоть и укроет ее от мороза, но все же опять будет так холодно!»
4часть. Заключение.
Сегодня я познакомила вас только с частью этапов работы над картиной. Если вас заинтересовала данная методика, вы можете подробно ознакомиться с ней самостоятельно.
Используя данную методику, решается задача обучения составлению детьми творческих рассказов по сюжетной картине через интеграцию коммуникативной и продуктивной видов деятельности.
Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта.