Надежда Смирнова
Презентация опыта работы по словесно-логическому мышлению в старшей дошкольной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольный период развития формируются все познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение. Среди всех познавательных процессов особое место занимает развитие и формирование логического мышления и речи. Изучение мыслительной деятельности дошкольников, показало, что у многих она имеет следующие особенности
Публикация «Презентация опыта работы по словесно-логическому мышлению в старшей дошкольной группе» размещена в разделах
Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Словесно - логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, активно формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека. Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития логического мышления.
Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
Развитие речи — это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка. Современное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности ребёнка.
Логическое мышление – мышление, основанное на рассуждении и доказательстве. Суждения связываются между собой, то есть между ними устанавливается временная последовательность и причинно-следственные зависимости. Важно, чтобы дети научились соблюдать временную последовательность в изложении своих мыслей, знаний и умели обосновывать свои суждения причинно. Ведь одно из важнейших требований культуры речи состоит в том, чтобы каждое последующее высказывание вытекало из предыдущего, связывалось с ним. Для развития мышления важно научиться делать умозаключения. Умозаключение – это способ опосредованного познания действительности. Так, из суждения «Надвигается черная туча» извлекается мысль: «Сейчас хлынет дождь». В умозаключении всегда можно обнаружить причину и следствие. В нашем примере «Надвигается туча» есть причина, а «Хлынет дождь» - следствие.
Мыслительная работа стимулирует речь, а речь, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие мышления. Конечным результатом обучения языку является собственно связная речь. Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок сможет давать развернутые ответы на вопросы, последовательно, полно и логично излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов.
В формировании связной речи отчётливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развитие их мышления, восприятия, наблюдаемости. Чтобы хорошо, связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Но связная речь, а не процесс мышления, не размышления, не думанные вслух. Поэтому для достижения связной речи необходимо уметь не только отображать содержание, которое должно быть передано в речи, но и использовать для этого языковые средства. Особенности развития мышления во многом определяет особенности детского словаря. Наимедно-действительное и наимедно-образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих название предметов, явлений, качеств. Появление словесно-логического мышления вызывает освоение детьми элементарных понятий.
Связная логическая речь-это производная, преднамеренная речь: говорящий выбирает языковые средства- слова и грамматические конструкции, чтобы точно высказать суждения, мысли и выразить свои чувства – отношения к предметам повествования.
Обучение рассказыванию способствует развитию логики мышления и воспитанию чувств.
Речь ребёнка развивается в единстве с формированием его мышления. В период дошкольного возраста в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки детей приобретают в общении с окружающим. По мере того как ребёнок растёт, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечёт за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает. В группах детского сада систематически проводят занятия по рассказыванию, содержание которых неразрывно связано со всеми аспектами жизни детей.
Развитие словесно - логического мышления является новообразованием для старшего дошкольного возраста. Наличие элементов словесно — логического мышления, таких как умение обобщать, выявлять закономерности, сравнивать признаки предметов, анализировать, по мнению Я. Л. Коломинского, В. А. Крутецкого, становится необходимым условием успешного включения ребенка в новую систему отношений в процессе школьного обучения, оптимальной адаптации к различным общественным отношениям.
Изучение мыслительной деятельности дошкольников, показало, что у многих она имеет следующие особенности
Поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение выделить в них главное. Неумение планировать. Неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сторону проблемы неспособность синтезировать информацию. Трудности в формулировании плана логической операции, ее хода и результата.
Когнитивные функции мозга – это способность понимать, познавать, изучать, осознавать, воспринимать и перерабатывать (запоминать, передавать, использовать) внешнюю информацию. Это функция центральной нервной системы – высшая нервная деятельность, без которой теряется личность человека.
1 этап
Развитие когнитивных функций
Накапливать опыт практического анализа и синтеза, учить сравнивать, находить сходства и различия, обобщать на конкретном материале
Развитие речевых функций
Обогащать и развивать словарь, учить составлять простые и сравнительные рассказы, формировать диалогическую элементарную ситуативную монологическую связную речь
2 этап
Развитие когнитивных функций
Совершенствовать наглядно-образное мышление с опорой на образы и наглядные представления о предметах и их отношениях на основе собственного опыта предметно-практической деятельности
Развитие речевых функций
Количественно накапливать словарь, совершенствовать качественные
характеристики лексических и грамматических компонентов языка, развивать диалогическую и монологическую Формы связной речи на основе постепенного перехода от ее ситуативной формы к контекстной
3 этап
Развитие когнитивных функций
Развивать практические умения рационального использования знаковых элементов, навыки мыслительного расчленения объектов на составляющие части, анализировать и выделять ведущие признаки,
группировать их и обобщать
Развитие речевых функций
Использовать на занятиях и в совместной деятельности абстрактные замещающие символы, знаки, условные обозначения, наглядные схемы и модели языковых и речевых явлений
Выделение существенных признаков
• Летает – не летает;
• Съедобное – не съедобное;
• Я знаю, что красным (сильным, глубоким, тяжёлым, круглым, красивым) бывает;
• Отгадывание и составление описательных загадок;
Сравнение предметов и явлений по свойствам и качествам
Что на что похоже?
Зима – лето;
Найди предмет, не похожий на другие;
Найди ошибку…
Сравни картинки, найди отличия;
Что изменилось?
Знакомство с родо-видовыми отношениями и противоположными понятиями, группировка и классификация предметов.
• Скажи наоборот;
• Вопрос – ответ;
• Назови одним словом;
• Я знаю 5 названий одежды (обуви, мебели);
• 4-й лишний;
• Что общего и чем отличаются?
• Установление аналогий.
• Найди нелепые ситуации.
• Чего не бывает?
Моделирование, алгоритмы, комбинаторика
Расположи, назови по-порядку;
Что сначала, что потом;
Цепочки;
Установление последовательностей и логических рядов.
Задачи на смекалку, догадку, использование элементарной научной информации.
Задачи на определение возраста;
Задачи на отрицание;
Задачи на различие;
Задачи на сравнение;
Задачи на совмещение;
Задачи на причинно-следственные зависимости;
Задачи на соотнесение понятий и предметов;
Логико-поисковые задачи; (Сколько человек тянули репку)
Задачи-шутки (Что едят жирафы, когда земля покрыта снегом)
«Формирование связной речи и логического мышления»
Печать
По мере взросления ребенка родители беспокоятся о развитии его творческого потенциала, мышления, логики и порой упускают такую не менее важную деталь, как развитие связной речи. Часто родители исходят из соображения, что дети, наблюдая за ними, самостоятельно научатся связно излагать свои мысли. Но это не так, ребенку нужно помогать устанавливать логические связи в собственной речи. Для этого существует масса упражнений, о которых мы расскажем в данной статье.
Что такое связная речь?
Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Основные виды связной речи – это монологическая и диалогическая.
В диалоге предложения являются односложными, они наполнены интонациями и междометиями. В диалоге важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника.
В речи монологического типа ребенку необходимо говорить образно, эмоционально и при этом мысли должны быть сосредоточенными без отвлечения на детали.
Формирование связной речи у дошкольников
Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса.
Основными средствами развития связной речи являются:
• сказки;
• дидактические игры;
• театрализованные игры.
В занятиях с ребенком можно использовать средства наиболее подходящие для его возраста и интересов или же комбинировать их.
Игры на развитие связной речи
«Расскажи, какой?»
Ребенку демонстрируется предмет или игрушка, и он должен описать его. Например:
• мяч – большой, резиновый красный, легкий;
• огурец – длинный, зеленый, хрустящий.
Если ребенок еще маленький и самостоятельно описать предмет не может, ему необходимо помочь. В первый раз родители могут самостоятельно описывать предмет.
«Опиши игрушку»
Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их.
Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их.
1. Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест других мелких животных.
2. Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик.
«Угадай кто?»
Спрятав игрушку или предмет за спиной, мама описывает его ребенку. По описанию ребенок должен угадать, о каком именно предмете идет речь.
«Сравнение»
Перед ребенком необходимо поставить несколько игрушек животных, кукол или машин. После этого ему дается задание сравнить их.
Например:
• мишка рычит громко, а у мышки тоненький голос;
• у куклы Светы волосы рыжие, а у куклы Маши светлые;
• у грузовика колеса большие, а у легковой машинки маленькие.
Игры на развитие логического мышления
«Назови одним словом». Эта игра развивает способность к обобщению и абстрактному мышлению. Вы называете группы слов, объединенных по общему признаку, и просите ребенка назвать их одним словом.
Примеры заданий:
• «Дом, сарай, хижина, небоскреб» (здание).
• «Брат, сестра, бабушка, тетя, папа» (родственники).
• «Поезд, велосипед, самолет, автомобиль, корабль» (транспорт).
• «Игорь, Сергей, Иван, Кирилл» (мужские имена).
• «Вишня, клубника, смородина, крыжовник, арбуз» (ягоды).
• «Стол, кровать, шкаф, стул, кресло» (мебель).
«Ассоциация».У каждого человека с раннего детства формируются свои ассоциативные представления о предметах и явлениях. Это своеобразный ключ к пониманию типа мышления. В этой игре дети учатся разграничивать понятия существенных и второстепенных признаков предмета. Объясните ребенку задание следующим образом: «Сначала я скажу одно слово. Оно будет главным. Потом прочитаю еще ряд других, которые относятся к этому слову. Твоя задача назвать то, без чего главное слово никак не может обойтись». Обсуждайте каждое предложенное слово, пусть ребенок обосновывает свои ответы, а вы помогайте ему выделять существенные признаки.
Примеры заданий:
• Комната (стены, кровать, пол, потолок, телевизор, ковер, люстра).
• Человек (тело, мозг, платье, шляпа, кольцо, ноги).
• Магазин (покупатели, товар, музыка, телевизор, деньги, продавец, кровать).
• Дерево (корни, цветы, вода, воздух, ствол, скамейка, солнце, листья).