Оксана Валерьевна
Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности педагога ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Быстрые темпы жизни, сложность современного мира и высокие требования, предъявляемые к образованию (социально-экономические и политические ситуации, нервно-психические и информационные нагрузки) приводят к тому, что стрессы сопровождают нас повсюду. Зачастую уровень стресса большинства людей превосходит их реальные возможности во много раз, что приводит к ухудшению здоровья и самочувствия, к трудностям в работе. В настоящее время можно констатировать факт увеличения интереса к трудовым профессиональным стрессам. Частые стресс-факторы вызывают сложные состояния, последствия которых создают барьеры в профессиональной деятельности, в том числе и в деятельности педагога.
Публикация «Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности педагога ДОУ» размещена в разделах
Важно уметь спокойно реагировать на ту или иную ситуацию, которая уже произошла и найти верное и мудрое решение; если не в силах проблему поправить - принять ее и сделать выводы, двигаться в правильном ключе.
Профессиональный стресс - многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. По мнению специалистов, к профессиональному стрессу приводит перегрузка человека работой, недостаточно четкое ограничение его полномочий и должностных обязанностей, неадекватное поведение коллег, долгая и выматывающая дорога на службу и обратно, недостаточная оплата труда, однообразная деятельность или отсутствие карьерных перспектив. Основоположник учения о стрессе - Ганс Селье (канадский физиолог).Специалист в области стресс-менеджмента доктор А. Элкин (доктор медицинских наук).
Н. В. Самоукина (кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник Психологического института Российской Академии образования. Известный тренер, входит в первую «десятку» бизнес-тренеров России по рейтингу независимого Информационного портала «Business Seminar»). выделяет основные виды профессионального стресса.
1. Информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой переменой информационных параметров («горящие, летучие» отчеты и задания).
1. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией. Различают эмоции стресса.
2. Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, в неспособности контролировать себя, в неумении тактично отказать в чем-либо, в незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т. п.
Руководитель достаточно часто является источником стресса для своего подчиненного, у которого может возникать стойкое психологическое напряжение по самым разнообразным причинам: из-за чрезмерного контроля со стороны руководителя, из-за его завышенных требований, недооценки его труда, отсутствия четких указаний и инструкций, грубого или пренебрежительного отношения к себе со стороны начальника и т. д. В свою очередь, подчиненные становятся источниками стресса для своих начальников из-за своей пассивности, излишней инициативности, некомпетентности, лени и т. д.
Профессиональные причины стрессов обусловлены нехваткой знаний, умений и навыков (стресс новичков).
Чтобы педагогу, особенно старшему воспитателю, противостоять и справиться с различными нестандартными ситуациями на работе в трудовом коллективе, необходимо научиться управлять ими.
Обратите пожалуйста внимание на некоторые из них (корпоративная культура - корпоративная йога онлайн для поддержки здоровья сотрудников).
Для того, чтобы минимизировать стрессовые воздействия на себя, на другого человека, нужно научиться управлять своим телом, разумом, эмоциями (практическая голосовая разрядка «Ух!»).
Стресс - менеджмент в нашем дошкольном образовательном учреждении актуален в рамках опыта работы «педагог - ребенок - родитель» (воздействие средствами музыкальной, художественно - эстетической культуры, ресурсно - ориентированных техник, коррекционных игровых приемов для детей и родителей). Все данные практики работы позволяют избежать более серьезных проблем в контексте «педагог - ребенок - родитель» и выстроить педагогу новый алгоритм своей профессиональной деятельности, получить положительный результат работы в ДОО.
Вашему вниманию предлагаю музыкальную викторину «Настроение» на снятие напряжения, переключения внимания, приобретение положительных эмоций в нашей профессиональной деятельности.
Ход викторины:
1. 7 мелодий из известных мультфильмов:
1.1 «От улыбки хмурый день светлей…», мультфильм «Крошка Енот»;
2.1 «Я на солнышке лежу…», мультфильм «Как львенок и черепаха пели песню»;
3.1 «Пусть мама услышит, пусть мама придет…», мультфильм «Мама для мамонтенка»;
4.1 «Неприятность эту мы переживем…», «Лето кота Леопольда»;
5.1 «К сожаленью, День рожденья…», мультфильм «Чебурашка»;
6.1 «Антошка…», мультфильм «Веселая карусель»;
7.1 «Облака белогривые лошадки…», «Трям! Здравствуйте!»
2. Каждая мелодия исполняется под аккомпанемент фортепиано.
3. Педагоги делятся визуально на 3 творческие группы.
4. Кто первый из педагогов отгадывает - нажимает на чудо - сигнальную кнопку и произносит первую строчку песни, все остальные коллеги вместе пропевают отрывок из нее.
5. Каждая угаданная мелодия - зашифрованная буква, далее зашифрованное слово, ключ к следующей практике управления стрессом в профессиональной работе педагога.
6. Результат - слово «Техники».
Удачной практики!