Елена Андреева
Проект «Развитие социально-личностных качеств у детей дошкольного возраста на традициях Тамбовщины»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
В рамках творческого проекта нами ведется работа по теме «Развитие социально – личностных качеств у детей дошкольного возраста на традициях Тамбовщины».
Слайд 2, 3
Обращение к проблеме социально-личностного развития детей дошкольного возраста и отнесение ее к числу актуальных направлений обусловлено активной модернизаций отечественной системы дошкольного образования. С 2008 года, определяя основные задачи ДОУ, особое внимание уделяется социально-личностному развитию дошкольников, а также отдельно указывается необходимость воспитания у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Современную педагогическую ситуацию можно охарактеризовать как "прерывность образовательного процесса по трансляции культуры", что обусловлено разрушением в России системы прежних нравственных ценностей. Нарушение преемственности поколений поставило перед отечественной педагогикой проблему осмысления общественно-педагогической ценности саморазвития как ребенка, так и самого педагога. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать, активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Система духовно-нравственного воспитания ребёнка строится через приобщение его к культурному наследию своего народа.
Публикация «Проект „Развитие социально-личностных качеств у детей дошкольного возраста на традициях Тамбовщины“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Тамбовская область, Тамбов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Современное общество все чаще обращается к вопросам возрождения нравственности. Растет понимание необходимости обращения к национальным традициям и духовным истокам. Общество стремится изучить и познать историю, сохранить и возродить культурное наследие народа. Такой интерес начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Региональная культура становится для ребенка первым шагом в движении к осознанию мировых богатств духовности человечества.
Слайд 4
Потребность рассмотрения проблемы социального воспитания детей дошкольного возраста на культурно-исторических традициях обусловлена процессами демократизации и гуманизации современного общества, имеющими глубинные связи с содержанием воспитания подрастающего поколения в целом. Однако социальное воспитание дошкольников долгое время не являлось актуальным для дошкольных учреждений. Недостаточно эта проблема разрабатывалась и на теоретическом уровне, что порождает ряд противоречий в социальном воспитании между :
• богатейшими культурно-историческими традициями, ценностями, заложенными в регионах страны, и недостаточностью их использования в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста;
• накопленным педагогическим опытом социального воспитания в отдельных дошкольных учреждениях и отсутствием теоретической и методической разработанности проблемы в целом;
• достижениями в области социальной педагогики и низким уровнем подготовки воспитателей, родителей, педагогических коллективов к осуществлению социального воспитания ребенка, основанном на освоении культурно-исторических традиций региона;
• необходимостью краеведческой работы в ДОУ и отсутствием соответствующей программы и методических пособий, дидактического и наглядного материала, адаптированных к возрастным особенностям дошкольников;
• воспитательным, развивающим и образовательным потенциалом краеведения и не достаточным мастерством педагогов эффективно использовать его при организации деятельности дошкольников;
• необходимостью привлекать родителей и отсутствием у них интереса к данной теме.
Слайд 5
Основные положения нашей работы основаны на следующих нормативных документах
• Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года);
• Закона Российской Федерации «Об образовании»;
• СанПина ;
• Приказа Министерства образования и науки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования»
Слайд 6
Цель нашей работы способствовать развитию у детей дошкольного возраста социально – личностных качеств в процессе изучения истории, культуры, традиций, природных особенностей Тамбовщины.
Слайд 7
Реализации цели способствуют решение образовательных, воспитательных, развивающих задач :
Слайд 8
Предполагаемым результатом является развитие набора определенных качеств у дошкольников, родителей, воспитателей.
Слайд 9
Для осуществления данного проекта использовались различные формы организации воспитательно-образовательного процесса с дошкольниками, родителями, педагогами.
Слайд 10
Работа педагога по воспитанию у дошкольников чувства любви и привязанности к родному краю интегрирована в различные виды детской деятельности.
Вид деятельности Содержание
Интеграция краеведческих знаний - в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную
- в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов
- в самостоятельную деятельность детей
- в процесс взаимодействия с семьями
Получение знаний вне образовательной деятельности * дидактические игры
* опытно-исследовательская деятельность
* подвижные игры
* продуктивная деятельность
* чтение художественной литературы
Получение краеведческих знаний на тематических мероприятиях *Музыкальные развлечения
*Праздники
*Викторины
*Просмотр видеофильмов
*Конкурсы рисунков.
Слайд 11
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным краем положены следующие принципы:
1. Принцип историзма.
2. Принцип гуманизации.
3. Принцип дифференциации.
4. Принцип доступности.
5. Культурологический принцип
6. Принцип интеграции
Слайд 12
С целью формирования интереса у дошкольников и родителей к изучению культурно-исторического наследия Тамбовского края педагогами в группах создана предметно – развивающая среда :
• изготовлены дидактические игры, ведь игра – основной вид деятельности ребёнка. Подобраны атрибуты к сюжетно ролевым играм.
• подобрана художественная литература по нравственно – патриотическому воспитанию детей (стихи, рассказы, пословицы и поговорки и так далее).
Слайд 13
• собраны альбомы с фотографиями “Мой город”, “Природа нашего края” и так далее.
• для родителей представлена различная информация: консультации, памятки, папки передвижки, родительские собрания.
Слайд 14
Работа осуществлялась по нескольким направлениям:
Первое «МОЙ КРАЙ ТАМБОВСКИЙ».
Слайд 15
Мы знакомили дошкольников с удивительным разнообразием природных условий края, с его географическим расположением, различными видами ландшафта, с реками
Слайд 16-18
Знакомили с животным и растительным миром.
Слайд19
Второе направление «Я, ТЫ, ОН, ОНА-ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».
Слайд 20
Мы знакомили дошкольников с родословной семьи, семейными традициями, что способствовало формированию у детей чувства гордости за свою семью; знакомили дошкольников с именами людей, прославивших край
Слайд21
Проводились беседы, Дидактические, сюжетно-ролевые игры по ознакомлению детей с профессиями людей родного города. («Работа моих родителей»)
Слайд22
Третье направление «КУЛЬТУРНЫЙ ТАМБОВ».
Слайд23
Дошкольники знакомились с памятниками, архитектурными сооружениями, театрами, музеями города, местами отдыха.
Слайд24
Рассматривали иллюстрации, открытки, фотографии с видами города
Слайд25
Создавали альбомы с иллюстрациями достопримечательностей, читали художественные произведения о Тамбове.
Слайд 26
Четвертое направление, по которому велась работа «ТАМБОВ – МОЯ МАЛАЯ РОДИНА».
Слайд 27
Мы познакомились с официальными символами малой родины.
Слайд 28,29
Знакомили детей с декоративно – прикладным искусством. Народ проявлял свои творческие устремления и способности в создании предметов, необходимых в труде и быту. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.
Слайд 30
Знакомили с традиционными и обрядовыми праздниками.
Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Мы считаем, что эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.
Слайд 31,32
Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств, предметов – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Ребят должны окружать предметы характерные для русского быта. Это позволит им ощущать себя частью великого народа.
Слайд 33,34, 35
Педагоги использовали в работе с детьми народные игры, дидактические игры. Игра представляет собой социальное явление, исторически сложившееся средство воспитания. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными считалками, жеребьёвками, которые дают возможность быстро организовать игроков.
Слайд 36
Также мы знакомили дошкольников с фольклором (сказки, песни, частушки, пословицы, танцы и т. Д.)
В русском фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм.
В устном народном творчестве как нигде отразились черты национального характера, присущие ему нравственные ценности — представления о добре, красоте, правде
Слайд 37
Работа, построенная предлагаемым нами образом, значительно расширила знания дошкольников о родном крае, способствовала воспитанию чувства уважения к Родине. Об этом свидетельствуют данные сравнительного анализа уровня сформированности знаний о родном городе у дошкольников.
Слайд 38, 39
Дети с желанием и большой радостью познакомились с нашим краем, стали замечать красоту родного края, изменения в природе. Стали более любознательными, наблюдательными. У них обогатилась речь, активизировался словарный запас. Трепетным и уважительным стало отношение у детей к местным достопримечательностям музею, к лучшим людям нашего города. Стала теснее связь и с родителями. Они больше стали вникать в наши проблемы, участвовать в жизни детского сада, предлагать свою помощь. Это оказывает плодотворное влияние на нравственное воспитание детей, приносит им радость от общения и очень радует нас.
Слайд 40
На 2015 год мы ставим перед собой следующие задачи:
1 продолжать работу по данному направлению с целью повышения уровеня сформированности знаний о родном городе у дошкольников.
2 Создание в ДОУ мини-музея «Предметы национального быта Тамбовской губернии».
3 Создание в ДОУ мини-музея «Тамбов в годы ВОВ»