Юлия Тришина
Приемы мотивации — Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
15. Прием мотивации: «У нас все хорошие».
Побуждение к деятельности: Объяснить ребенку правил поведения при общении с другими детьми
Цель приема (на какую внутреннюю потребность направлено): Формировать доброжелательного отношения ко всем членам группы
Алгоритм применения приема: Воспитатель, собрав всех детей, коротко говорит о каждом ребенке (Например, «Самой аккуратной во время обеда была Аня, ее салфетка самая чистая.»). Выделяют положительные качества и добрые поступки каждого ребенка
Примечание: проводится 2-3 раза в месяц не более 10 мин.
16. Прием мотивации: «Мой альбом с фотографиями».
Публикация «Приемы мотивации — Часть 2» размещена в разделах
Побуждение к деятельности: Предложить детям рассмотреть фотографии
Цель приема (на какую внутреннюю потребность направлено): Формировать умение договариваться (во что играть, распределять роли, учиться согласовывать свои действия с действиями партнера, а также уметь придумывать новые увлекательные повороты сюжета.
Алгоритм применения приема: Сначала дети рассматривают фотографии вместе с воспитателем. Дети самостоятельно, активно вступают в беседу, делясь воспоминаниями. Игра становится той силой, которая одних поднимает до уровня «звезд», а других выталкивает в «изгои».
17. Прием мотивации: «Защити слабого»
Побуждение к деятельности: Предложить показать пьески (сценки) морального характера
Цель приема (на какую внутреннюю потребность направлено): Формирование дружеских отношений между детьми. Формировать способность находить достоинства в каждом члене группы, развивается восприятие детей.
Алгоритм применения приема: В пьесках одно животное обижает другое, а третий персонаж защищает и помогает обиженному. Дети оценивают поступки героев, хвалят того, кто помог, осуждают обидчика.
18. Прием мотивации: «Доставим радость»
Побуждение к деятельности: Организовать для детей концерты, спектакли
Цель приема (на какую внутреннюю потребность направлено): Формирование дружеских отношений между детьми. Формировать способность находить достоинства в каждом члене группы, развивается восприятие детей.
Алгоритм применения приема: Организация концертов спектаклей. Выступление в роли актеров или зрителей
19. Прием мотивации: «Хороводные игры»
Побуждение к деятельности: Предложить детям поиграть в хороводные игры
Цель приема (на какую внутреннюю потребность направлено): Формирование дружеских отношений между детьми. Формировать способность находить достоинства в каждом члене группы, развивается восприятие детей.
Алгоритм применения приема: Хороводные П/И «Яша», «Лягушка», «Как у бабушки Маланьи», «Как на … именины». Дети водят хороводы
20. Прием мотивации: «Командные игры –соревнования»
Побуждение к деятельности: Предложить детям поиграть и принять участие в соревнованиях.
Цель приема (на какую внутреннюю потребность направлено): Формирование дружеских отношений между детьми. Формировать способность находить достоинства в каждом члене группы, развивается восприятие детей.
Алгоритм применения приема: П/И «Кто сильнее?», «Кто быстрее». Выступление в роли игроков или зрителей
21. Прием мотивации: «Устное народное творчество» (пословицы, загадки, поговорки, приговорки)
Побуждение к деятельности: Обращать внимание детей на то, что мальчики у нас сильные, мужественные, а девочки нежные, ласковые, им нужно помогать
Цель приема (на какую внутреннюю потребность направлено): Формирование межличностных отношений и полеролевых взаимоотношений (гендерных отношений).
Алгоритм применения приема: В трудовой деятельности, в играх, на занятиях обращать внимание на то, что мальчики у нас сильные, мужественные, а девочки нежные, ласковые, им нужно помогать. «День принцесс». «День настоящих мужчин»
22. Прием мотивации: «Разноцветный букет» (автор Е. А. Левченко).
Побуждение к деятельности: Предложить детям поиграть, представить себя цветком
Цель приема (на какую внутреннюю потребность направлено): Формировать умение взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.
Алгоритм применения приема: Каждый ребёнок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один букет и устраивают хоровод цветов
23. Прием мотивации: «Позови ласково» (Е. А. Левченко).
Побуждение к деятельности: Предложить ребенку поиграть с мячом или игрушкой
Цель приема (на какую внутреннюю потребность направлено): Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Алгоритм применения приема: Ребёнку бросает мяч или передать игрушку любому из других детей, ласково назвав его по имени
Примечание: игра проводится по цепочке
24. Прием мотивации: «Волшебный стул» (Е. А. Левченко)
Побуждение к деятельности: Предложить ребенку поиграть, применяя добрые и ласковые слова
Цель приема (на какую внутреннюю потребность направлено): Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова
Алгоритм применения приема: Один ребёнок садится в центр на «волшебный стул», остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно обнять сидящего, погладить, поцеловать.
25. Прием мотивации: «Найди друга» (И. Г. Коваленко).
Побуждение к деятельности: Предложить ребенку объяснить правила игры
Цель приема (на какую внутреннюю потребность направлено): Формирование межличностных отношений
Алгоритм применения приема: Выполняется среди детей или же между родителями и их детьми. Одной половине завязываются глаза, предлагают походить по помещению, где нужно найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, используя прикосновения, ощупывание волос, одежды и. т. д. Когда друг найден, игроки меняются ролями
26. Прием мотивации: «Секрет» (И. Г. Коваленко)
Побуждение к деятельности: Предложить ребенку объяснить правила игры
Цель приема (на какую внутреннюю потребность направлено): Формирование межличностных отношений
Алгоритм применения приема: Всем участникам ведущий раздаёт по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые
часы) кладёт в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению, находят способ уговорить каждого, показать ему свой секрет.
Примечание: Ведущий следит за процессом обмена «секретами», помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником
27. Прием мотивации: «Жизнь в лесу»
Побуждение к деятельности: Предложить детям поиграть и представить, что они оказались в лесу и говорят на разных языках
Цель приема (на какую внутреннюю потребность направлено): Формирование межличностных отношений
Алгоритм применения приема: Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей): Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.
Примечание: Общение без слов исключает ссоры, споры, договоры и т. д.
28. Прием мотивации: «Добрые эльфы» (применение былин)
Побуждение к деятельности: Предложить детям поиграть, но действовать бессловесно
Цель приема (на какую внутреннюю потребность направлено): Формирование желания прийти на помощь и сопереживание Формирование дружеских взаимоотношений
Алгоритм применения приема: Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя): Рассказывает о жизни древних людей и добрых эльфов и предлагает поиграть, разыграть. Разыгрывается бессловесное действо
29. Прием мотивации: «Птенцы» (использование экологических рассказов)
Побуждение к деятельности: Предложить детям поиграть, но действовать бессловесно
Цель приема (на какую внутреннюю потребность направлено): Формирование желания прийти на помощь и сопереживание Формирование дружеских взаимоотношений
Алгоритм применения приема: Воспитатель рассказывает о том, как выводятся птенцы, как они учатся жизни и предлагает поиграть. Разыгрывается бессловесное действо (исследуют окружающий мир - знакомятся друг с другом, дети двигаются по комнате, принюхиваются к предметам. Но не разговаривают, можно только пищать) Дети знакомятся друг с другом
30. Прием мотивации: «Муравьи»
Побуждение к деятельности: Предложить детям разыграть рассказ пантомимой и действиями изложенный рассказ.
Цель приема (на какую внутреннюю потребность направлено): Формирование желания прийти на помощь и сопереживание Формирование дружеских взаимоотношений.
Алгоритм применения приема: Воспитатель (рассадив детей вокруг себя). Рассказывает о жизни муравьев в муравейнике и предлагает поиграть. Разыгрывается бессловесное действо (приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму, общаясь жестами. Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.
31. Прием мотивации: «Неоконченные рассказы» (Т. П. Гаврилова)
Побуждение к деятельности: Предложить ребенку послушать рассказы и ответить на вопросы
Цель приема (на какую внутреннюю потребность направлено): Изучение характера эмпатии (эгоцентрическая, гуманестическая)
Алгоритм применения приема: Ребенку говорят: «Я расскажу тебе рассказы, а ты, послушав их, ответишь на вопросы». Если испытуемым является девочка, то в рассказах фигурировать должна девочка. Ребенок отвечает на вопросы, досказывает рассказ
Примечание: проводится индивидуально
32. Прием мотивации: Высказывание свободных суждений об эмоциональном состоянии изображенного человека
Побуждение к деятельности: Предложить высказать свободное суждение об изображенном персонаже, о его настроении, эмоциональном состоянии
Цель приема (на какую внутреннюю потребность направлено): Выявить наличие интереса и внимания к экспрессии изображенного человека, умение самостоятельно назвать его. Определить имеющийся опыт и знания о данном состоянии
Алгоритм применения приема: Каждому ребенку предоставлялась возможность высказать свободное суждение об изображенном персонаже, о его настроении, эмоциональном состоянии. Ребенок высказывает свободное суждение
33. Прием мотивации: «Мое эмоциональное состояние»
Побуждение к деятельности: Предложить назвать эмоциональное состояние словом, а в случае затруднения выбрать его из тех, которые предлагал педагог
Цель приема (на какую внутреннюю потребность направлено): Определить успешность опознания, его адекватность, умение точно назвать состояние, наличие у ребенка словаря обозначений эмоционального состояния (активного и пассивного)
Алгоритм применения приема: Ребенок получал задание и называет эмоциональное состояние словом
34. Прием мотивации: «Вообрази ситуацию»
Побуждение к деятельности: Предложить вообразить ситуацию, соответствующую состоянию человека, или подобрать из двух-трех воспитателем ситуаций ту, которая в наибольшей мере соответствовала бы переживанию изображенного человека
Цель приема (на какую внутреннюю потребность направлено): Выявить понимание ребенком воспринимаемого эмоциональным состоянием в случае, если он не называет его словом. Определить умение дошкольников раскрывать причину переживания изображенного человека, выявляя тем самым уровень его понимания.
Алгоритм применения приема: Ребенок получал задание («Что случилось с этим человеком?» или: «Как ты думаешь, этот малыш услышал, как кто-то громко и страшно зарычал или же он увидел заводную обезьянку, которая кувыркается на перекладине?»). Ребенок рассказывает о воображаемой ситуаций, соответствующей состоянию человека, или подобрать из двух-трех воспитателем ситуаций ту, которая в наибольшей мере соответствовала бы переживанию изображенного человека
35. Прием мотивации: "Лесенка Щур"
Побуждение к деятельности: Предложить ребенку поиграть и выбрать ступеньку, на которую он может поставить себя", друга и пр.
Цель приема (на какую внутреннюю потребность направлено): Формирование уровня самооценки, особенностей ее идентификации и оценки детьми других людей.
Алгоритм применения приема: Ребенку предлагается лесенка из 5 ступенек разного цвета, адекватного оценке. Лесенка может быть нарисована на листе бумаги, плоскостная, вырезанная из картона или плотной бумаги, объемная и фигурка ребенка (мальчика или девочки) - плоская или объемная. Ребенок самостоятельно выполняет и объясняет свои действия.
Примечание: проводится после 4 лет
36. Прием мотивации: «Кто в каком домике живет?»
Побуждение к деятельности: Предложить ребенку отобрать в одну стопку, например, фотографии "самых добрых» и т. д.
Цель приема (на какую внутреннюю потребность направлено): Формирование уровня самооценки, особенностей ее идентификации и оценки детьми других людей.
Алгоритм применения приема: На столе фотографии всех детей группы, в том числе и его собственную, и ставят 3 игрушечных домика. Каждая стопка фотографий помешается в соответствующем игрушечном домике.
37. Прием мотивации: «Маски»
Побуждение к деятельности: Предложить поиграть с масками и ответить, выбрав маску, на кого он так смотрит или кто на него так смотрит.
Цель приема (на какую внутреннюю потребность направлено): Изучение общения ребенка со сверстниками, определение его статусного места в группе. Формирование взаимоотношений
Алгоритм применения приема: Четыре маски выкладывают в ряд перед ребенком. После того, как он выбрал одну из них при ответе на первый вопрос, каждую из масок по очереди дают ребенку и задают вопрос, на кого он так смотрит или кто на него так смотрит.
Применение: с 5 лет. Принимается любой ответ, в том числе и отказ отвечать
38. Прием мотивации: «Дом, дерево, человек» (Дж. Бак)
Побуждение к деятельности: Предложить нарисовать дом, дерево и человека
Цель приема (на какую внутреннюю потребность направлено): Изучение общения ребенка со сверстниками враждебность, конфликтность (фрустрация, трудности общения. Формирование уровня самооценки и взаимоотношений с другими детьми
Алгоритм применения приема: Педагог предлагает: «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево, и человека». Ребенок самостоятельно выполняет и объясняет свои действия.
39. Прием мотивации: «Неоконченные ситуации» (А. М. Щетинина, Л. В. Кирс)
Побуждение к деятельности: Предложить ребенку закончить историю, рассказанную педагогом
Цель приема (на какую внутреннюю потребность направлено): Формирование особенностей принятия и осознания детьми нравственной нормы поведения. Формирование нравственной нормы поведения
Алгоритм применения приема: Педагог рассказывает истории и их заканчивает историю.
Примечание: 9 неоконченных ситуаций, описывающих выполнение и нарушение нравственных черт с учетом возраста ребенка
40. Прием мотивации: «За столом»
Побуждение к деятельности: Предложить ребенку поиграть или нарисовать, рассадить за столом людей.
Цель приема (на какую внутреннюю потребность направлено): Изучение общения ребенка со сверстниками, определение его статусного места в группе. Формирование уровня самооценки и взаимоотношений с другими детьми
Алгоритм применения приема: Педагог предлагает ребенку рассадить за столом людей. Например: друзей, свою семью. Ребенок самостоятельно выполняет и объясняет свои действия
41. Прием мотивации: «Научи меня»
Побуждение к деятельности: Предложить детям помочь и научить что-либо сделать
Цель приема (на какую внутреннюю потребность направлено): Формирование желания ребенка чувствовать себя знающим и умеющим, желания прийти на помощь
Алгоритм применения приема: Педагог сообщает детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и предлагает детей научить вас этому. Например: кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить. По окончании игры ребенку дается оценка его действий и обязательно
Мотивация «Интерес детей к миру взрослых»
1. Прием мотивации: «Как взрослые»
Побуждение к деятельности: Будем как взрослые что-то выполнять (например, дежурить)
Цель приема (на какую внутреннюю потребность направлено): Формировать самостоятельность, силу воли и умение добиться от ребенка выполнения от ребенка того или иного требования в повседневном поведении. Формирование морального облика, духовно нравственное воспитание
Алгоритм применения приема: Развитие стремления действовать как взрослые в ролевой игре. На пример: «Ты ведь большой, а большие одеваются сами» «Большие не плачут». Выполнение того или иного требования в повседневном поведении.
2. Прием мотивации: «Буду как…»
Побуждение к деятельности: Предложить представить себя как папа, мама, космонавт и прочее
Цель приема (на какую внутреннюю потребность направлено): Формирование зарождающихся общественно- ценных мотивов действия. Формирование себя как представителей разных профессий, пользующих почетом и уважением в нашей стране
Алгоритм применения приема: Д\и «Когда я вырасту, то я буду…» «Нарисуй кем станешь». Например: в объяснении ребенок говорит когда я вырасту, я стану как Юрий Гагарин, потому что он первый полетел в космос и был смелый и т. д. Обобщение знаний о профессии и личностных качествах, симпатии и антипатии.
3. Прием мотивации: «Помоги мне»
Побуждение к деятельности: Сообщить детям, что собираетесь мастерить что — либо и просите детей помочь вам
Цель приема (на какую внутреннюю потребность направлено): Формировать интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе со взрослым.
Алгоритм применения приема: Предложить совместно создать что-то (кормушку, лодочку, флюгер и т. п., украсить группу к празднику.
«Дом для птички», «Настенное панно». Результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе, получен опыт общения со взрослым, возможность получить одобрение, возможность почувствовать свою компетентность, возможность что-то сделать для других
4. Прием мотивации: «Кем я буду…»
Побуждение к деятельности: Прочитать книги о профессиях, провести экскурсии
Цель приема (на какую внутреннюю потребность направлено): Формирование себя как представителей разных профессий, пользующих почетом и уважением в нашей стране
Алгоритм применения приема: Для ознакомления с миром профессий прочитать книгу «Чем пахнут ремесла?», просмотреть видеосюжет о профессии, понаблюдать за работой дворника, строителя, плотника и т. д., провести экскурсию на пищеблок детского сада и пр. Д/и «Профессии», «Кому, что нужно для работы», «Чей подарок». Обобщение знаний о профессии и личностных качествах, симпатии и антипатии
5. Прием мотивации: «Кто я»
Побуждение к деятельности: Предложить поиграть и определить на кого он похож, определить отношение к близким
Цель приема (на какую внутреннюю потребность направлено): Формировать у детей правильные представления о социальной деятельности: отношение к явлениям общественной жизни, к трудовой деятельности, к семейным ценностям. Закрепление знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитывается гуманное.
Алгоритм применения приема: «Кто я» предложить детям в ходе», Д/И «Найди сходство», «Найди различия», «Чей я ребенок, угадай», «Найди пару». Ребенок находит внешнее сходство с родителями и другими родственниками, отношение к своим близким.
6. Прием мотивации: Создание предметов своими руками
1) Побуждение к деятельности: Сделаем сами.
Цель приема (на какую внутреннюю потребность направлено): Побуждать детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких
Алгоритм применения приема: Показать детям, какую – либо поделку, раскрыть её преимущества и спросить, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных. Мастерская «Умелые руки». Пригласить в мастерскую мастера (фото- видео материал). Показать всем желающим, как изготовить этот предмет, рассмотреть, обсудить возможные варианты необходимых предметов, которые можно изготовить своими руками
Примечание: Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.
2) Побуждение к деятельности: Мастерим сами
Цель приема (на какую внутреннюю потребность направлено): Получить опыт общения со взрослым, возможность получить одобрение, возможность почувствовать свою компетентность, возможность что-то сделать для других. Формировать интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе со взрослым.
Алгоритм применения приема: Сообщить детям, что собираетесь мастерить что — либо и просите детей помочь вам. Возникла необходимость создать что-то (кормушку, лодочку, флюгер и т. п., украсить группу к празднику. «Дом для птички», «Настенное панно». Результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.
3) Побуждение к деятельности: Художественное конструирование, ориентировка, логика, ручной труд, художественное творчество.
Цель приема (на какую внутреннюю потребность направлено): Развитие внутренней заинтересованности ребенка, формирование желания к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких
Алгоритм применения приема: Показать, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных, затем показать как изготовить этот предмет. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребенка
В заключении можно сказать, что мотивация в организации совместной деятельности для дошкольников является непосредственным стимулом, без которого ребенок просто не сможет включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. Педагог должен уметь соподчинять и компоновать разные мотивы для достижения воспитательно- образовательных целей, учитывая при этом индивидуальные черты характера и интересы каждого из детей группы.
Используемая литература:
1. Бабаева Т. И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. — Л., 2005.
2. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. — М., 2007.
3. Виноградова Е. Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5–6 лет // Психологическая наука и образование. 2004. №2.
4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб,1997.
5. Доронова Т. Н. Использование игровых методов и приемов при обучении детей от 2 до 7 лет (ч. 1)// Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4.
6. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуко-вой. — М., 2006 3
7. //Дошкольное воспитание № 4, № 5, 2001; № 7-8, 2002
8. Краснощёкова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста ООО «Феникс», 2012
9. Крулехт М. В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта трудовой деятельности. — СПб., 2005.
10. Лыковой. М. : Институт системно- деятельностной педагогики, 2014. – 383 с. 2 изд-е, перераб. и доп.
11. МазепинаТ. Б. Развитие навыков общения ребенка в играх, тренировках, текстах., Ростов-на-Дону, 2002.
12. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера. -2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 1985 ил.
13. Петровский В. А. Психология развивающейся личности. — М., 2007
14. Универсальное и национальное в дошкольном детстве / Под ред. Л. А. Парамоновой. — М., 2009. 16. Учебное пособие для студентов вузов. – М. : Академия,1996