Получи документы

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младенческого возраста в доме ребенка

Татьяна Иваницкая
Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младенческого возраста в доме ребенка

Т. И. Иваницкая

воспитатель

ОГКУЗ «Братский областной

специализированный дом ребенка»

г. Братск

В доме ребенка проживают дети с различными нарушениями развития. Причин этому много: состав семьи, особенности воспитания, не соблюдение режимных моментов. Попадая к нам, ребенку приходится привыкать к новым условиям, переживать период адаптации. При поступлении в дом ребенка малыш испытывает стресс (новые условия, незнакомые люди). Последствием стрессовой ситуации является снижение иммунитета и частые заболевания, в основном острые инфекции верхних дыхательных путей.

Публикация «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младенческого возраста в доме ребенка» размещена в разделах

Забота о физическом развитии имеет особое значение в младенческом возрасте : ребенок активно растет, с интересом познает окружающий мир, овладевает основными движениями, приобретает необходимые моторные навыки, учится управлять своим телом, координировать действия [1]. Все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого. Перед «близкими взрослыми» в доме ребенка стоит задача - вырастить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными.

В связи с этим актуальным становится интегрированное включение здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство. Назначение данных технологий - сохранение, укрепление здоровья каждого малыша [2]. Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и медицинского работника.

В своей работе мы применяем следующие технологии :

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья :

- Пальчиковая гимнастика – проводится с детьми младенческого возраста индивидуально, в любой удобный отрезок времени. Тренирует мелкую моторику, стимулирует развитие активной речи, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции («Мальчик-с-пальчик, где ты был», «Сорока-Ворона», «Ивану-большаку…» и др.).

- Гимнастика для глаз – проводится в течение 2-3 мин. в любое свободное время. Используем наглядный материал (бубен, погремушка и др.) и показ (следим за предметом).

- Гимнастика пробуждения проводится в кроватках после дневного сна индивидуально с каждым малышом: потягивание, поглаживание, перевороты со спины на животик и др. с применением таких потешек, как «Потягушки-потягушечки». Гимнастика пробуждения направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию.

- Хождение босиком по «дорожкам здоровья» - ходьба по дорожкам из нетрадиционного материала. Для поддержания интереса используем самые различные материалы (деревянные палочки, пуговицы, мочалки, шнуры, пробки). Такой вид ходьбы направлен на профилактику и исправление плоскостопия. Проводим с малышами, которые уже могут ходить при помощи взрослого или самостоятельно.

- Релаксация - очень необходима нашим малышам, поэтому по мере утомляемости детей, проводим минуты тишины (слушание музыкальных произведений, музыкальные паузы, звуки природы, шум воды, голоса птиц).

2. Технологии обучения здоровому образу жизни :

- Утренняя гимнастика – комплекс упражнений, специально разработанный для воспитанников дома ребенка в возрасте от 1мес. до 1 года. Гимнастика проводится с каждым малышом индивидуально.

- Физкультурные занятия проводим индивидуально с каждым малышом 2 раза в неделю. Занятие проводится в форме игры. Например : возьми погремушку, дотянись до мяча; доползи до зайки и т. д. Для того, чтобы малышу было интересно, движения сопровождаются песенками, стихами.

- Самомассаж кистей и пальцев рук, игры в «сухом бассейне» способствуют: нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук. Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.

- Массаж кистей рук и пальцев с помощью щеток, колючих мячиков и др. ; различных тренажеров (вкладышей, шнуровок, клавиатуры, мозаики, прищепок и др.). Су-Джок терапию активно используем в качестве массажа для развития мелкой моторики пальцев рук, а также с целью общего укрепления организма. Игровой самомассаж расслабляет мышцы и снимает нервно - эмоциональное напряжение.

- Занятия на мяче Фитболе позволяют не только укрепить мышцы всего тела малыша, но и способствуют расслаблению. Малыш в руках взрослого чувствует себя комфортно и безопасно. Мы используем в работе фитбольный мяч, начиная с 1месяца жизни малыша.

3. Технология музыкального воздействия:

- Использование спокойной музыки в течение всего дня, при укладывании спать, подъеме после дневного сна; в качестве фона для занятий и в свободной деятельности.

- Сказкотерапия. Чтение сказок, показ пальчикового, кукольного, настольного театра инсценировки песенок, потешек, стихов, сказок «Колобок», «Курочка ряба», «Репка» и др.

Реализацию этих методов и приемов осуществляем в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимных моментах и в свободной деятельности в ходе педагогического взаимодействия с детьми.

Закаливание солнечными лучами и воздухом, водой, с помощью воздушных ванн, способствует укреплению здоровья и снижению заболеваемости, повышает защитные функции всего организма.

Прогулки дают возможность проводить время на свежем воздухе. В режим дня для малышей в теплое время года входит дневной сон на свежем воздухе.

Ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения и личной гигиены [3]. Для этого используем следующие методические приё мы: показ, игровые приёмы; использование картинок, художественного слова, фольклора, инсценировок.

Для осуществления всех этих мероприятий мы стараемся правильно организовать предметно-пространственную среду с учетом возраста, индивидуальных особенностей детей. Среда, в которой находятся наши младенцы, очень комфортна, безопасна, доступна, обеспечивает развитие детской деятельности для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей [4].

Для психологической безопасности стараемся сделать первые дни пребывания малыша в группе максимально комфортными.

Установить контакт с ребёнком, закрепить полезные привычки, вызвать у него положительные эмоции, помогает фольклор. Это своеобразный метод телесной терапии: поглаживания, объятия, разговоры, игры на коленках, пальчиковые игры, игры забавы и др. Именно в младенческом возрасте сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Воспитателям приходится заменять воспитанникам дома ребенка маму, поэтому так необходимо обеспечивать эмоциональное благополучие, чтобы малышу было комфортно и безопасно, чтобы без ущерба его здоровью малыш мог спокойно пройти период адаптации к новым условиям.

Режим дня соответствует возрастным психофизиологическим особенностям, приучает организм к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, предохраняя нервную систему от переутомлений. Четкое соблюдение режимных моментов, сопровождающееся соответствующими словами, настраивает детей на предстоящее действие, вызывает к нему интерес.

Комплекс здоровьесберегающих мероприятий, которые мы проводим, начиная с детьми младенческого возраста, позволяют создать оптимальные условия для формирования культурного здорового образа жизни и улучшить качество жизни каждого ребёнка.

Применение в работе здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов ценностные ориентации, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка в дальнейшем - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Литература

1. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2008.-132с.

2. Радионова Л. Н. Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях. Учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011.- 94с.

3. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников[Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / И. М. Новикова. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 86 с.

4. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ [Текст] / Н. И. Крылова. -Волгоград: Учитель, 2008.-120 с.

Публикации по теме:

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. В современном мире всестороннее развитие детей невозможно.

Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС»Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС» «Применение инновационных технологий в работе с детьми ОВЗ (ЗПР, рас)» Профстандарт педагога включает в себя требования: владеть профессиональной.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников. По показателям физического.

Консультация для родителей «Применение здоровьесберегающих технологий в оздоровительных группах» "Применение здоровьесберегающих технологий в оздоровитедльных группах" После анализа музыкальных занятий с группами часто болеющих детей.

Осуществление системно-деятельностного подхода при использовании здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОНР Здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей.

Применение здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно.

Применение здоровьесберегающих технологий при проведении сюжетно-игровых занятий по плаваниюПрименение здоровьесберегающих технологий при проведении сюжетно-игровых занятий по плаванию Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы.

Тестирование педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в работе с дошкольниками» Цель: Систематизация знаний педагогов в вопросах физического воспитания, здоровьесбережения в ДОУ. Ход тестирования: Уважаемые коллеги,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младенческого возраста в доме ребенка
Опубликовано: 28 марта 2021 в 07:48
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД