Лариса Николаевна Бочкарева
Календарное планирование в средней группе на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
сентябрь
1 половина дня Утренняя гимнастика.
Беседа: «1е сентября – День Знаний»
Цель: познакомить детей и расширить их знания о школе; дать понятие «школьные принадлежности»; воспитывать интерес к учебной деятельности, объяснить насколько это важно; воспитывать дружелюбное отношение к сверстникам и уважительное отношение к учителям.
Модуль 1. С/р игра «Семья». Цель. Побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия и др.).
Публикация «Календарное планирование в средней группе на учебный год» размещена в разделах
Д/и. «Геометрические фигуры». Цель: ознакомление детей с основными геометрическими фигурами.
Материал: карточки с изображением домика, елочки, солнышка и т. Д. из геометрических фигур.
Приём детей, осмотр,
игровая деятельность.
Совместная деятельность
взрослого и детей
Утренний
Круг
Тема: «Мой детский сад».
1) Позывной (колокольчик)
2) Организация (Дети садятся на стульчики или на ковер, или стоя в кругу)
3) Приветствие (Собрались все дети в круг (встают в круг) Я твой друг (руки к груди)
4) Коммуникативная деят-ть. Беседа : «Наша группа», «Правила поведения в группе»
5) Динамическая пауза (Два хлопка над головой, Два хлопка перед собой)
6) Составление плана дня, решение проблемных ситуаций.
7) Игра «Что хорошо, а что плохо»
8) Пальчиковая гимнастика. (Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик -прыг в кровать)
Индивидуальная «Назови свой автобус» Цель: упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером- Семен, Тимофей и Сеня.
«Вчера, сегодня, завтра» Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра»-Дарина К., Фирдавс.
Подготовка к завтраку, завтрак,.
Дежурство по столовой. Беседа: Тема: «Что мы делаем, когда едим?» Цель: Ознакомить детей с назначением и работой системы пищеварения.
Образовательная деятельность (см. программу) 1. Развитие речи.
2. Конструирование.
3. Физическое развитие.
Подготовка к прогулке.
Прогулка.
Наблюдение «За солнцем». Цель: формировать представление детей о том, что Солнце является источником света и тепла; развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать; воспитывать бережное отношение к природе. Сравнить время года летом с другими временами, находить сходные и отличительные черты. Дать представление о состоянии погоды летом. Закрепить названия сезонной одежды. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
П/ игра «Хитрая лиса». Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.
П/ игра «Карусель». Цель: Развивать у детей ритмичность движений и умение согласовывать их со словами. Упражнять в беге, ходьбе по кругу и построении в круг.
Трудовое поручение: Подметание дорожки на участке Цель: воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща.
Инд-но: с Семой, Тимофеем, Мишей- Продолжительный бег в медленном темпе. Цель: развивать ловкость, выносливость, вырабатывать правильное дыхание.
Свободная игровая деятельность.
Возвращение с прогулки,
формирование КГН КГН: Одевание-раздевание Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду».
Подготовка к обеду, обед, дежурство Дежурство по столовой. КГН: Совершенствовать умение держать вилку большим и средними пальцами, придерживая сверху указательным пальцем. Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать».
Подготовка ко сну. Дневной сон.
Чтение: Т. Александрова «Домовенок Кузька».
Прослушивание классической музыки для детей (релаксация).
2 половина дня
Гимнастика после сна.
КГН: Заправка кровати. Закреплять умение заправлять свою кровать Дидактическое упражнение «Как надо заправлять постель».
Подъем
Подготовка к полднику, полдник
Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по необходимости. Беседа «Культура поведения во время еды».
Игры, кружки, труд, самостоятельная и организованная деятельность. С/р и гра «Супермаркет». Цели. Научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры. Побуждать детей
более широко использовать в играх знания об окружающей жизни; развивать диалогическую речь.
Вечерний круг «Хорошие новости»
Дети отвечают на вопрос: «Что хорошего произошло с ними за прошедший день в детском саду?». Высказываются по кругу, передавая из рук в руки мяч (или другой привлекательный предмет).
Подготовка к прогулке. Прогулка. Наблюдение"Рассматривание деревьев". Цель: Уточнить представления детей о разнообразии окраски и формы листьев у деревьев, расположения веток. Развивать внимание, любознательность, воспитывать бережное отношение к природе.
П/ игра «Найди мяч». Цель: Развивать у детей наблюдательность, ловкость.
Свободная игровая деятельность.
Взаимодействие с семьями.
Консультация «Чтобы не было беды…». Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребенка правилам безопасности в детском саду и дома.
Памятка "Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге».
Цель: Формирование единого подхода к методам ознакомления детей ПДД в детском саду и дома.
Индивидуальные беседы.
сентябрь
1 половина дня Утренняя гимнастика.
Беседа: «Как я провел лето?» Цель: предложить детям с опорой на семейные фотографии рассказать о летнем отдыхе, учить отвечать на вопросы педагога. Развивать у детей связную речь, формировать у детей связную речь, формировать коммуникативные умения.
Модуль 1. С/р игра «Магазин»
Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах.
Р. К. предложить для рассматривания альбом «Дикие животные Хорольского округа». Цель: Развивать интерес к природе родного края. Эко игра: «Природные явления».
Предварительная работа.
Приём детей, осмотр,
игровая деятельность.
Совместная деятельность
взрослого и детей
Утренний
Круг
Тема: «Овощи и фрукты».
1. Организация Позывной Бубен. (Дети садятся на стульчики или на ковер, или стоя в кругу)
2. Приветствие «Передай улыбку по кругу». У меня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (воспитатель улыбается рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т. д.).
3. Коммуникативная деят-ть. Беседа : «Овощи и фрукты- полезные продукты», «Что такое огород, и что на нем растет», «Что можно приготовить из овощей/фруктов».
4. Динамическая пауза. Будем мы варить компот. (маршировать на месте)Фруктов нужно много. Вот. (показать руками - "много")
5. Составление плана дня, решение проблемных ситуаций.
6. Игра «Вершки и корешки», «Узнай фрукт/овощ по описанию»
7. Пальчиковая гимнастика. «Капуста» Мы капусту рубим-рубим,
(движение прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы капусту солим-солим
(поочередное поглаживание подушечек пальцев…
Индивидуальная Саша, Фирдавс, Дарина К. - закрепить названия летних месяцев.
Миша, Кира, Платон- работа с ножницами.
Подготовка к завтраку, завтрак,.
Дежурство по столовой. Беседа: Умывание Совершенствовать умение быстро и правильно умываться. Игра-драматизация по произведению А. Барто, П. Барто «Девочка чумазая».
Образовательная деятельность (см. программу) 1. Рисование.
2. Физическое развитие (на воздухе).
Подготовка к прогулке.
Прогулка.
Наблюдение за сезонными изменениями в природе.
Цели: закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы;
учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время; формировать представление об осенних месяцах.
П/ игра «Мышеловка». Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражняться в беге и приседании, построении в круг и ходьбе по кругу. Способствовать развитию речи.
П/ игра «Передай – встань». Цель: Воспитывать у детей чувство товарищества, развивать ловкость, внимание. Укреплять мышцы плеч и спины.
Трудовое поручение: Подметание дорожки на участке Цель: воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща.
Инд-но: Дарина К., Владик- прыгание на скакалке. Фирдавс- закрепить окончание глаголов женского и мужского рода.
Возвращение с прогулки,
формирование КГН КГН: Закреплять умение аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле, одеваться в определённой последовательности. Упражнение «Как мы умеем наводить порядок».
Подготовка к обеду, обед, дежурство Дежурство по столовой. КГН: Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по необходимости. Беседа «Культура поведения во время еды».
Подготовка ко сну. Дневной сон.
Чтение: РНС «Крошечка хаврошечка» (1 часть).
Прослушивание классической музыки для детей (релаксация).
2 половина дня Гимнастика после сна.
КГН: Заправка кровати. Закреплять умение правильно заправлять свою кровать
Подъем
Подготовка к полднику, полдник
Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по необходимости. Беседа «Культура поведения во время еды».
Игры, кружки, труд, самостоятельная и организованная деятельность. С/ р игра: «Семья». Цель. Побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия и др.).
Вечерний круг Условный сигнал (колокольчик)
Рефлексия. «Добрые дела»
Дети говорят в круге о своих добрых делах. Можно предложить детям рассказать о том, как они помогли, кому то или что-то сделали для других детей в течение дня.
Подготовка к прогулке. Прогулка. Наблюдение «За песком». Цель: познакомить детей с составом и свойствами природного песка; развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта; расширять представления о песке, его качествах и особенностях; стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов живой и не живой природы.
П/ игра «Передай – встань». Цель: Воспитывать у детей чувство товарищества, развивать ловкость, внимание. Укреплять мышцы плеч и спины. Свободная игровая деятельность.
Взаимодействие с семьями.
Модуль 4. Консультация " Развитие творческих способностей детей"
Цель: Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания и обучения детей. Беседа " Любимая книга моего ребёнка"
Цель: Сбор информации о том, какую литературу читают родители детям. Индивидуальные беседы.
сентябрь
1 половина дня Утренняя гимнастика
Модуль2. С/р игра «Школа». Цель. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Обучение детей справедливо распределять роли в играх. Побуждение детей воспроизводить в играх бытовой и общественно полезный труд взрослых.
КГН. Умывание. Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, насухо вытирать полотенцем. Чтение: И. Ищук «Мои ладошки». Предварительная работа: рассматривание цветов.
Приём детей, осмотр,
игровая деятельность.
Совместная деятельность
взрослого и детей
Утренний
Круг
Тема: «Грибы и ягоды»
1) Позывной (звук барабана).
2) Организация круга (Дети садятся на стульчики)
3) Утреннее приветствие Сядем рядышком, по кругу, Скажем "Здравствуйте!" друг другу. Нам здороваться ни лень: Всем "Привет!" и "Добрый день!"Если каждый улыбнётся -Утро доброе начнётся. 4) Коммуникативная деятельность. Выбор дежурных по группе и столовой. Работа с календарем. 5) Динамическая пауза «Это глазки. Вот. Вот» 6) Беседа: «Съедобные и несъедобные грибы/ягоды», отгадывание загадок по теме. 7) Игра «Определи настроение» 8) Работа с календарем
Индивидуальная «Вершки-корешки» Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации овощей ( по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле)- Семен, Платон, Ксюша.
Подготовка к завтраку, завтрак,.
Беседа: «Из чего варят кашу и как сделать ее вкусной?»
Цель: Сформировать у детей представление о пользе и разнообразии каш.
Образовательная деятельность (см. программу) 1. Музыка.
2. ФЭМП.
Подготовка к прогулке.
Прогулка.
Наблюдение за разными видами транспорта.
Цели: расширять знания о наземном транспорте, их классификации, назначении; формировать представление о назначении автобусов, их значении в жизни человека.
П/ и: «Угадай, кого поймали» Цель: Развивать наблюдательность, активность, инициативу. Упражнять в беге, в прыжках.
«Мы веселые ребята» Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием. Способствовать развитию речи.
Труд: Уборка опавших листьев на участке малышей.
Цель: приучать доводить начатое дело до конца; воспитывать аккуратность, ответственность.
Инд-но: «Расскажи про свой узор»- Фирдавс, Миша. Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.
Возвращение с прогулки,
формирование культурно - гигиенических навыков КГН. Одевание –раздевание. Закреплять умение аккуратно складывать и развешивать одежду в своих шкафчиках, раздеваться в определённой последовательности. Упражнение «Как мы умеем наводить порядок».
Питание. Приучать есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть. Чтение Н. Литвинова «Королевство столовых приборов».
Подготовка к обеду, обед, дежурство «Дежурство по столовой». Цель: учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного. Тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного, правильно сервировать стол. Убирать посуду после еды; сметать щеточкой со столов.
Подготовка ко сну. Дневной сон.
Чтение перед сном «Крошечка хаврошечка» (2 часть, музыкотерапия
2 половина дня Постепенное просыпание, водные процедуры, закаливание, ходьба по массажным коврикам, гимнастика после сна
Подъем
Подготовка к полднику, полдник
Рассказать детям о важности и необходимости регулярного питания; о времени приёма полдника, о разнообразии и пользе кисломолочных и мучных кондитерских изделий; правилах личной гигиены и поведения за столом.
Игры, кружки, труд, самостоятельная и организованная деятельность. Чтение: П. Бажов «Серебряное копытце».
Д/ и: «Куриное семейство». Цель игры: упражнять детей в узнавании и назывании геометрических фигур, развивать логическое мышление детей; «Конструирование по схеме». Цель игры: развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста. Материал: карточки с контурными схемами, детали строителя.
Труд: «3еленый десант на комнатные растения» Цель: Учить детей определять по состоянию комнатных растений, какие действия по уходу за ними необходимы (полив, очистка, рыхление, подкормка, правильно выполнять соответствующие трудовые операции, предложить ребятам рассказать о назначении каждой из них.
Свободные игры.
Вечерний круг «Обниму я крепко друга»
Дети становятся в круг и по очереди благодарят друг друга за совместные игры, обнимаются друг с другом.
Подготовка к прогулке. Прогулка. Наблюдение за ветром. Цели: закрепить обобщенные представления о сезонных изменениях;
дать понятие о ветре, его свойствах; продолжать учить определять направление ветра.
Ветер — движение воздуха. Он невидим, но ощутим по дуновению, движению предметов (качаются деревья, летят листья, бумага и т. п.). Ветер способствует опылению растений, распространению семян, движению парусных яхт. Помогает человеку переносить сильную жару (подул ветерок — стало лучше дышать). Одновременно очень сильный ветер приносит штормы, бури, ураганы, что иногда приводит к разрушению жилья человека, морским кораблекрушениям.
П/ И: «Стадо и волк» Цель: Развивать умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в ходьбе и быстром беге.
«Кто скорей снимет ленту» Цель: Развивать у детей выдержку, умение действовать по сигналу. Дети упражняются в быстром беге, прыжках. Инд-но: «Переезжаем на новую квартиру». Цель: научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь.
Труд: Заготовка и сушка листьев и растений (для гербариев и аппликаций). Цели: закреплять названия деревьев и растений; учить правильно, собирать листья растений; воспитывать любовь к растительному миру.
Взаимодействие с семьями.
Информировать родителей о ходе образовательного процесса. Дать рекомендации по домашнему чтению.
Консультация для родителей «Осторожно, ядовитые грибы». Буклет «Особенности развития детей 5-6 лет».
Индивидуальные беседы.
сентябрь
1 половина дня Утренняя гимнастика
Модуль2. С/р игра «Российская Армия».
Цель. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Формирование у дошкольников конкретных представлений о герое-воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. Обогащение знаний детей о подвиге воинов-танкистов и воинов-моряков. Этическая беседа «Вежливая просьба» Цель: помочь детям осознать значение вежливых слов при общении к кому – либо с просьбой. Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.
Предварительная работа: предложить для рассматривания альбом «Воздушный транспорт».
Приём детей, осмотр,
игровая деятельность.
Совместная деятельность
взрослого и детей
Утренний
Круг
Тема: «Золотая осень». 1. Позывной утреннего круга. Речевка. Один, два, три- В круг скорее ты беги» Дети садятся на стульчики или на ковер, или стоя в кругу) 2. Приветствие. Воспитатель передаёт по кругу мячик ребёнку и при этом говорит ласковое слово, доброе пожелание или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени. Затем передаёт мячик следующему ребёнку, пока не дойдет очередь до взрослого. 3. Организационный момент. Выбор дежурных по группе и столовой. Работа с календарем. 4. Коммуникативная деятельность. Обмен новостями. Обучающий мультфильм : «Осень. Признаки осени.» Беседа: «Осенние явления»,
Индивидуальная «Придумай предложение»-Матвей, Миша: развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.. «Подбери игрушку»- Кира, Вероника: Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.
Подготовка к завтраку, завтрак,.
Беседа: «Где найти витамины?»
Цель: Познакомить со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека.
Образовательная деятельность (см. программу) 1. Музыка
2. Рисование.
3. Окружающий мир.
Подготовка к прогулке.
Прогулка.
Наблюдение за пауком. Цели: расширять и закреплять знания о характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях. формировать реалистические представления о природе.
Ход наблюдения: Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы: Этот маленький ловец
Сетку прочную плетет, Если муха попадет, Тут бедняжке и конец. (Паук.)
Самостоятельные игры с игрушками, выносным дидактическим материалом.
Трудовая деятельность: Сбор растений для гербария. Цель: учить правильно собирать растения для аппликаций.
Подвижные игры : «Совушка». Цель: учить действовать по сигналу. «У оленя дом большой». Цель: закреплять умение соотносить движения с текстом. «Смелые ребята». Цели: упражнять в быстром беге; развивать ловкость.
Дидактическая игра: «В саду, лесу, в огороде» Цель: систематизировать знания детей об овощах и фруктах, где они растут, чем отличаются; развивать внимание, сообразительность, воспитывать интерес к игре.
Индивидуальная работа: Дидактическая игра «Что необходимо пожарным для работы?» Цель: закреплять знания о работе пожарных, оборудовании, которое они используют во время пожара, развивать внимание, желание избегать опасных ситуаций-Матвей, Платон, Дарина К.
Возвращение с прогулки,
формирование культурно - гигиенических навыков КГН. Умывание Продолжать учить правильно умываться, своевременно пользоваться носовым платком. Чтение К. Чуковского «Мойдодыр» (отрывки).
Закреплять умение аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле, одеваться в определённой последовательности.
Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по необходимости.
Подготовка к обеду, обед, дежурство «Дежурство по столовой». Цель: учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного.
Подготовка ко сну. Дневной сон.
Чтение сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд. пер. Н. Ходзы (1 часть)
Прослушивание классической музыки.
2 половина дня Постепенное просыпание, водные процедуры, закаливание, ходьба по массажным коврикам, гимнастика после сна
Подъем
Подготовка к полднику, полдник
Беседа «Кто живет в Молочной стране» Цель: Закрепить понятие о пользе молока и молочных продуктов. Воспитывать культуру еды.
Игры, кружки, труд, самостоятельная и организованная деятельность. Чтение: X. Мякеля «Господин Ау»
Д/ и: «Опасные предметы» Цель: закреплять знания детей об опасных предметах в быту, развивать внимание, аккуратность, формировать бережное отношение к здоровью. Труд: «Ухаживаем за растениями». Цель: Уточнить полученные ранее знания о способах содержания растений в чистоте, учить детей выбору способа снятия с растения пыли, ориентируясь на особенности его внешнего вида, строения.
Свободные игры.
Вечерний круг Тема: «Добрые дела». Дети говорят в круге о своих добрых делах. Можно предложить детям рассказать о том, как они помогли, кому то или что-то сделали для других детей в течение дня. Завершающий ритуал. «Прощание». Дети встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».
Подготовка к прогулке. Прогулка. Наблюдение за сезонными изменениями Цели: формировать понятия о смене времен года; уточнять представления об особенностях каждого сезона. Ход наблюдения: Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу, Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу. (А. Майков) В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ее фоне сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом». П/ И: «Смелые ребята». Цели: упражнять в быстром беге; развивать ловкость. «Зайцы и волк» Цель: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой. Дидактическая игра: «Кого чем угощать будем?» Цель: закреплять знания о диких животных, их жизни осенью, и особенностях питания Индивидуальная работа: Найти дерево, которое раньше всех готовится к осени. (Осина, береза.) Найти самый красивый лист березы, осенний осиновый лист.
Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, мячами.
Взаимодействие с семьями.
Консультация «Значение режима в воспитании старшего дошкольника». Побеседовать с родителями о пользе прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений и всестороннего развития дошкольника.
Индивидуальные беседы.