Папки-передвижки

Приобщение детей к истокам родной культуры

Лилия Файзуллина
Приобщение детей к истокам родной культуры

На рубеже XX – XXI веков для нашего общества стало актуально обращение к истории, опыту прошлого, народных обычаев, обрядов. Акцент на знании истории народа, его культуры, поможет в дальнейшем понять и постичь культуру других народов, с уважением и интересом относиться к их культурным традициям.

В дошкольном возрасте формируется личность ребенка и его характер, развиваются патриотические чувства - любовь к родной стране, к малой родине. В нашем детском саду работа по приобщению дошкольников к истокам родной культуры проводится с 1995 года.

Публикация «Приобщение детей к истокам родной культуры» размещена в разделах

Целью внедрения в образовательный процесс нашего дошкольного учреждения национально – регионального компонента является приобщение детей к истокам национальной культуры, формирование у детей дошкольного возраста базиса личностной культуры на основе ознакомления с бытом, жизнью родного народа, его характером, нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Перед педагогическим коллективом в данном направлении поставлены задачи:

• воспитание интереса и любви к национальной культуре;

• развитие у детей уважения и толерантности к людям независимо от социального происхождения, национальной принадлежности;

• воспитание патриотических чувств к своей малой родине, уважительного отношения к родителям, родственникам;

• прививать любовь к родному языку.

Для реализации национально-регионального компонента организовано предметно-развивающее пространство:

в детском саду:

• стенды «Приобщаем к национальной культуре», «Мы разные, но мы вместе», «Наша Родина»

• методические копилки

• фотокалейдоскоп

• выставки

в группах:

уголки: в группах - «Я и мое имя», «Твои корни, малыш», «Наш детский сад»

мини-музеи: «Русской культуры», «Татарской культуры»

• методический, дидактический материал

• образцы народно-прикладного творчества.

В соотнесении с образовательными областями педагогическим коллективом ДОУ разработан комплекс задач по реализации национально – регионального компонента по каждой возрастной группе, определено содержание образования детей на основе интеграции различных культур (традиций, обычаев, правил этикета, рецептов блюд, устного народного творчества, народных подвижных игр, художественных образов, литературы и т. д.)

Все содержание работы распределено на 5 тематических блоков:

• блок «Я, и мое имя» - ознакомление дошкольников с открытием своего я, интереса к себе к своей жизни, своей внешности;

• блок «Твои корни, малыш» - знакомство со своей родословной, с воспитанием гордости за свою семью, ее истоки, традиции;

• блок «Наш детский сад» - знакомство детей с детским садом, с трудом взрослых в детском саду;

• блок «Родной край» - знакомство с родным краем, его природными, культурными, социальными и экономическими особенностями. Приобщать детей к изучению истории родного края. Воспитывать чувство патриотизма, гуманности, нравственности. Формировать бережное отношение к природе, историческим местам. Знакомить с родным селом, учреждениями, архитектурными памятниками, людьми, которые работают в родном селе;

• блок «Национальная культура» - познакомить детей с национальной культурой через устное народное творчество, народные игры, через полноценное включение народной культуры в процесс эстетического воспитания и развития дошкольника.

Продуманы формы организации художественно – эстетических видов деятельности и ситуации общения.

Педагогами используются различные формы работы по реализации национально-регионального компонента:

Деятельность с детьми:

• непосредственно-образовательная деятельность

• экскурсии

• чтение

• экологические акции

• подвижные игры

• выставки, конкурсы

• продуктивная деятельность

• просмотр и прослушивание произведений

• беседы

• праздники, развлечения

Взаимодействие с родителями:

• информация в родительских уголках, стендах, СМИ, на сайте детского сада

• тематические родительские собрания

• художественные мастерские

• выставки, конкурсы

• фотогалереи

• дни открытых дверей

• праздники, развлечения

• консультации

Деятельность с воспитателями:

• семинары-практикумы

• конкурсы идей

• консультации, лекторий

• мастер-классы

• творческие часы

• педчасы

Национально-региональный компонент в детском саду реализуется через принцип этнокультурной соотнесенности, то есть приобщение воспитанников к быту русского и татарского народов, народов других национальностей их традициям и культуре в разных видах деятельности. Мы в своей работе не ограничиваемся формированием знаний о русской культуре и традициях, о культуре и традициях татарского народа, но и пытаемся дать элементарные представления о многонациональности нашего общества, многообразии народных культур. Дети играют и общаются, а значит, уже в дошкольном возрасте вплетают в свою жизнь ростки иной культуры, что обязательно скажется на их социальном становлении. Целенаправленная деятельность в стенах детского сада по приобщению детей не только к родной культуре, а и к культуре других народов, соседствующих, живущих рядом – один из самых действенных методов формирования толерантного отношения к представителям других культур.

Приобщение к национальной культуре разных народов мы рассматриваем как основной путь воспитания у детей национальной толерантности. Нельзя воспитывать доброе отношение к людям, не давая определенных знаний о них. Поэтому мы стараемся обогатить детей представлениями о быте, культуре, труде того или иного народа, о том, что сближает, роднит данный народ с другими.

Как результат мы ожидаем, что у выпускников нашего детского сада будут сформированы: бережное отношение к родному краю; представления о флоре и фауне родного края; представления о быте и труде народов, проживающих на территории родного края, дети будут знакомы с особенностями народно – прикладного искусства русского и татарского народа, а также некоторых народов проживающих на территории Тюменской области. Уверены, что знакомство с родной культурой и культурой других народов поможет сформировать у наших ребят способность понимать и принимать чужие ценности, сравнивать с ними ценности своего народа, доброжелательно относиться к обычаям разных народов, воспитать у детей толерантность.

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской и армянской народной культуры Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески.

Сценарий досуга для детей младшей группы 3–4 года «Приобщение к истокам русской культуры» Досуг для детей младшей группы (3-4 года) (Приобщение к истокам русской культуры) Тема: «Репка» Цель: Знакомство с русскими народными.

Фотоотчет по проекту «Приобщение детей к истокам казахской народной культуры»Фотоотчет по проекту «Приобщение детей к истокам казахской народной культуры» Познавательный проект «Приобщение детей к истокам казахской народной культуры» в средней группе Цель: Воспитание интереса и чувства уважения.

Презентация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» СЛАЙД 1. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры СЛАЙД 2. В настоящее время в образовательном стандарте выделяется.

Приобщение детей к истокам русской культуры через знакомство с народными промыслами Цель: воспитывать у детей любовь к своей Родине — России, вызвать у них интерес к народному искусству. Развивать внимание, речь, умение.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомысленен.» Н. М. Карамзин Наши мечты и надежды обращены в будущее, но.

Презентация «Приобщение к истокам русской народной культуры детей дошкольного возраста» В «Федеральной целевой программе развития образования» говорится о необходимости воспитания культурной, творческой личности, умеющей в дальнейшем.

Проект «Приобщение детей к истокам казахской народной культуры» Проект «Приобщение детей к истокам казахской народной культуры» Тема проекта : «Знакомство с Казахстаном» Пояснительная записка Проект.

Творческий проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере праздника Осенины» Творческий проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере праздника «Осенины». СОДЕРЖАНИЕ 1. Тема проекта 2.

Заметка «Приобщение детей к истокам русской, народной культуры» Заметка"Приобщение детей к истокам русской,народной культуры" Воспитание у детей любви к своей родине,приобщение детей к истокам русской.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение детей к истокам родной культуры
Опубликовано: 18 сентября 2018 в 07:35
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД