Папки-передвижки

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через народные игры Белогорья

наталья плитник
Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через народные игры Белогорья

В нашей стране социально–экономические и политические изменения в последнее время коснулись многих аспектов общественной жизни, которые произошли и в дошкольной педагогике.

Мнение многих педагогов свидетельствует о том, что парциальная программа «Мир Белогорья» способствует развитию ребенка посредством знакомства с социокультурными традициями Белгородской области и учитывает индивидуальные и возрастные особенности дошкольников, потребностей детей и их родителей.

Публикация «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через народные игры Белогорья» размещена в разделах

Мы понимаем, насколько важен для ребенка дошкольный период, ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности и общечеловеческой культуры, формируются первые представления об окружающем мире и культурных традициях народов нашей Родины, накапливается эмоционально наполненный опыт взаимодействия с природным и социальным окружением.

Важно помнить, что именно дошкольное учреждение является хорошим примером воспитания культуры семьи, пропаганды здорового образа жизни, приобретению знаний и умений родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей и взрослых.

Использование в образовательном процессе социокультурных традиций народного края помогает воспитывать в ребенке целостную личность.

И возникает важный и справедливый вопрос, как правильно и интересно преподнести ребенку новую для него информацию, новые знания, ведь «основными методами влияния на личность в субъектной педагогике являются не нравоучения, не сообщение правил и норм поведения и даже привитие таковых ребенку», а создание воспитывающих (образовательных) ситуаций, где пример взрослого и совместные действия с ним выступают отправной точкой (Л. Н. Селиванова).

Нет в мире детей, которые бы не играли. Игра для них – жизненная потребность, средство всестороннего развития. Она доставляет детям удовольствие и радость. В отечественной педагогике и психологии игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста. Именно через игру ребенок готовится к взрослой жизни.

Как сказал великий педагог Сухомлинский В. А. «Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [3]. Именно игра неразрывно связана с детством. В дошкольном возрасте при помощи игры дети учатся познавать окружающий мир, налаживать сотрудничество друг с другом, дружить, развивать ловкость и силу.

В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков они сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.

За национальным характером игры кроется культурное богатство, традиции каждого народа. Содержание многих из них может рассказать о быте, о трудовой деятельности людей родного края.

Народные игры Белогорья имеют богатую историю : они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции, ведь Белгородчина – это особенное место. Именно родной край со своими традициями вызывает у подрастающего поколения чувство преданности, гордости и любви. Да и как не влюбиться в такое живописное место.

Эффективным средством приобщения детей к народным традициям являются элементы этнографической культуры (народные праздники и игры, фольклор).

Мы считаем, что народные игры - это наиболее интересный и доступный вид деятельности для ребенка, где он психологически раскрепощается, где формируются его нравственно-патриотические качества.

Используя в своей работе парциальную программу «Дошкольник Белогорья» мы решили добавить игры, бытовавшие в нашей местности, в городе Старый Оскол.

В современной жизни, реализуясь на уровне развлечения, просвещения, творчества, праздника, игра выступает как часть этнокультуры народа. В традиции русского народа многие игры детей и молодежи носят архаичные черты, приурочены к календарной народной обрядности, наполнены разнообразной символикой.

Особое место занимают игры детей. Детская игра должна соответствовать определенным требованиям: быть увлекательной, интересной, вызывать положительные эмоции, содержать элемент соревнования. В игре сначала привлекает поставленная задача и трудность, которую нужно преодолеть, а затем радость победы и ощущение преодоления препятствия.

Мы можем выделить следующую классификацию Старооскольских детских игр:

- Игры для девочек.

- Игры для мальчиков.

- Общие игры для мальчиков и девочек.

- Игры с участием взрослых.

- Игры на природе (подвижные, командные).

- Игры в закрытом помещении.

- Игры с игровым инвентарем.

- Игры ролевые-имитации семейно-бытовых отношений, труда, социальной и политической обстановки, исторических событий.

Игры для девочек : «Барыня», «В классики», «Аэропланчики», «В веревочку», «В куклы».

Приведем примеры некоторых игр:

Описание игры «Барыня»

Игра «Барыня». Девочки садятся в круг, выбирают водящую. Водящая говорит: «Вам барыня прислала в туалете 100 рублей. Что хотите, то берите «да» и «нет» не говорите. Что на эти деньги купите?». Участница игры должна отвечать на вопросы. Причем, ведущая старалась задавать такие вопросы, чтобы играющая «попалась» и нарушила правила (сказала «черное», «белое», «да» или «нет»). Например: Какого цвета будет ваше свадебное платье? Вы любите танцевать? И т. д. Оговорившаяся становится водящей.

Игры для мальчиков : «В камушки», «В бабки».

Общие игры для мальчиков и девочек: «В жмурки», «В прятки» (пряталки).

В некоторых играх, обычно с маленькими детьми, участниками становились и взрослые, например игры «В лошадку», «В сороку», «Гуси-гуси»

Описание игры «Гуси-гуси»

В ней участвовала группа детей и кто-то из взрослых. Группа детей стояла на возвышенности или просто в отдалении от водящего. Взрослый, руководящий игрой, обращался к детям:

- Гуси, гуси!

- Га-га-га! (отвечали дети).

-Есть хотите!

-Да, да, да!

-Ну, летите!

-Нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой!

-Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!

После этих слов дети бегут к руководящему игрой до определенной черты, которая считается домом. Водящий изображал серого волка, хватал кого-то из детей, и он, в свою очередь, становился серым волком.

Игры в закрытом помещении: «В спички», «В колечко», «В фанты».

Игры на природе, такие как «В клин», «В сапожки», «В горелки». Игры с игровым инвентарем: «В банки», «В пристенок», «В лапту».

Существовали и настольные игры. Их было мало. Как правило, нужно было «дойти» до конечного пункта или набрать как можно больше очков. К сожалению, названия данных игр не сохранились. Известно только, что играли в лото, в игры, где использовалось игровое поле, фишки, кости с очками, бросая которые, определяли количество очков и количество ходов, которые делал игрок.

Ролевые игры : «В казаки-разбойники».

На основании данного материала можно сделать вывод, что, несмотря на непростые социально-экономические условия, детские игры были неотъемлемой частью подрастающего поколения.

С течением времени многие игры оказались утраченными, некоторые же с определенными изменениями сохранились и в настоящее время. Так, среди детей дошкольного возраста популярна игра «В куклы», «Гуси-гуси». Правила игры остались практически прежними, одно отличие заключается в существующем игровом инвентаре.

Таким образом, с уверенностью можно сказать о том, что народные игры Белогорья играют важную роль в современном воспитательном процессе, ведь радость движения сочетается в них с духовным обогащением детей. В данных играх заключается огромный потенциал для физического развития ребенка, формируется устойчивое отношение к культуре родного края. Народные игры Белогорья создают эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств.

Публикации по теме:

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры 1.(с) Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору,.

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры МОУ Шекшемская средняя общеобразовательная школа дошкольное отделение Обобщение опыта работы на тему: «Приобщение дошкольников к.

Интегрированная НОД «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры с использованием ИКТ» Интегрированная непосредственно образовательная деятельность на тему: «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры».

Музыкально-фольклорные игры как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры «Музыкально-фольклорные игры как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры" Цель: Систематизировать представления.

Мастер-класс для воспитателей ​ «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры» Цель: Систематизировать представления педагогов о русских народных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни. Задачи:.

Мастер-класс для воспитателей «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры» Мастер – класс для воспитателей «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры» Цель: Систематизировать представления.

Опыт работы «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через досуги, развлечения, праздники» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 комбинированного вида» с. Выльгорт Опыт работы "Приобщение.

Приобщение детей к истокам русской культуры через знакомство с народными промыслами Цель: воспитывать у детей любовь к своей Родине — России, вызвать у них интерес к народному искусству. Развивать внимание, речь, умение.

Приобщение к истокам народной культуры через театрализованную деятельность В вариативную часть рабочей программы нашей группы входит приобщение детей 3-4 лет к истокам народной культуры, которое осуществляется через.

Проект «Познавательно-речевое развитие детей через приобщение к истокам русской культуры» Актуальность. Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. При приобщении к русской культуре пробуждается интерес.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через народные игры Белогорья
Опубликовано: 18 февраля 2018 в 22:27
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД