МААМ-картинки

Приобщение к истокам народной культуры как одно из условий патриотического воспитания дошкольников

Татьяна Кирьянова
Приобщение к истокам народной культуры как одно из условий патриотического воспитания дошкольников

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 комбинированного вида»

Сообщение из опыта работы ДОУ на тему «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры»

Подготовил: старший воспитатель Т. Э. Кирьянова г. Богородицк 2013-2014г.

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры

Публикация «Приобщение к истокам народной культуры как одно из условий патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах

В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как семья, наследие, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и моральные качества, среди которых важное значение имеет патриотизм. Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие “Родина” включает в себя все условия жизни : семью, дом, улицу, город, в котором родился, окружающую природу, культуру, особенности языка и быта. Патриотизм, как и любое другое чувство, напрямую связано с духовностью человека, её глубиной.

ДОУ должно быть заинтересовано в работе по привитию у детей этого качества личности, в подготовке ребенка к самостоятельной жизни. Необходимо научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину.

Цель работы нашего ДОУ: ознакомление детей с бытом, народными традициями и культурными особенностями людей на Руси.

Для решения этой цели мы поставили задачи:

1. Развивать эмоционально–познавательный интерес к культурному наследию России;

2. Расширять и углублять представления детей о жизнедеятельности людей на Руси;

3. Формирование эстетически–нравственных представлений о Родине, средствами русского народного устного творчества;

4. Развивать речь средствами фольклора;

5. Осуществлять сравнение прошлого и современного укладов жизни русских людей;

6. Развитие интереса к русским традициям и промыслам, воспитание уважения к труду;

7. Построение такой системы жизнедеятельности нашего ДОУ, которая обеспечит условия всестороннего развития личности детей и родителей для приобщения к истокам русской народной культуры

Важнейшими педагогическими принципами в работе наших педагогов стали:

1. Создание в ДОУ развивающей предметно-пространственной среды для пробуждения в душах детей чувства красоты, любознательности, национальности, желания быть частью великого русского народа - атмосферы национального быта.

Мы решили, что детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта, т. к. они развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного, поэтому в детском саду есть мини-музеи «В гостях у сказки», «В краю родном», уголок «Русской избы», которые с удовольствием посещают наши дети и родители. Во всех группах нашего детского сада созданы патриотические уголки.

2. Широкое использование в работе всех видов фольклора, народно-прикладного искусства, приобщение детей к традициям и народным праздникам;

В своей работе по данной теме педагоги ДОУ используют богатый фольклорный материал песенок, потешек, прибауток, сказок, былин и др.

Пословицы, поговорки, песенки, потешки используются воспитателями не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в других режимных моментах.

Приобщение детей к музыкальному фольклору происходит не толь-ко в разучивании песен, но и в исполнении хороводов, плясовых, на-родных музыкальных играх в использовании традиционных народных инструментов, конкурсов, частушек.

Народные праздники тесно связанны с трудом и с различными сторонами общественной жизни русского человека. Народная мудрость, заключенная в этих праздниках, сохраненная в веках, должна быть передана детям. В нашем детском саду стало традицией проведение таких праздников как Масленица и Пасха.

Великолепно проходят и осенние праздники, на которых всегда вспоминается народное празднование Покрова. После народных хороводов игр и забав, традиционное чаепитие.

Конечно, стоит отметить, что во всех этих праздниках родители принимают деятельное участие.

Музыкальный руководитель последовательно знакомит детей с произведениями народного музыкального творчества, с музыкой великих русских композиторов.

Музыкальные произведения и праздники, посвященные армии, Дню победы развивают чувство восхищения героями, знакомят с особенностями военной службы в мирное время, формируют представления о воинском долге, воспитывают гордость за своих отцов и дедов.

В детском саду есть такая практика, в группах ко Дню Защитников Отечества оформляются выставки рисунков с военной тематикой. Разучиваются песни и стихотворения о Родине, Армии, о природе родного края. Всё это создает определенный настрой, зарождая в душе ребенка патриотические чувства.

3. Следующее приоритетное направление это знакомство с на-родным прикладным искусством нашего народа;

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Дети в группах знакомятся с известными во всем мире образцами русского декоративно-прикладного искусства, такими как Хохломская, Уральская, Городецкая росписи, по которым оформлены альбомы с образцами работ. Дымковская и Филимоновская игрушки, образцы которых представлены в методическом кабинете, используются в работе педагогов. Ознакомление детей с красотой, эстетическим вкусом, художественной ценностью мастеров русского народа в разных видах деятельности способствует также приобщению детей к истокам русской народной культуры.

В ДОУ ежеквартально создается в музыкальном зале «Русская изба». Дети могут видеть: образцы вышивки, кружева, тканные ручные изделия, глиняную посуду, самовары, прялки, русскую печь и другие экспонаты, открывающие им особенности русского быта и творчества.

4. Задачи патриотического воспитания реализуются так же через знакомство детей с русскими народными играми;

Инструктор по физическому воспитанию и педагоги знакомят детей с народными играми, которые затем используются на праздниках и раз-влечениях.

Праздник «День Защитников Отечества» всегда проводится с участием пап, старших братьев, дедушек. Такой досуг, когда взрослые демонстрируют свои умения бегать, прыгать, соревноваться, воспитывают в детях чувство гордости за свою семью, своих родных. Создаётся положительный эмоциональный подъём и радость от взаимодействия друг с другом, что является неотъемлемым фактором формирования патриотических чувств.

Совместно с инструктором по физическому воспитанию педагогами проводятся целевые прогулки и экскурсии. Такие походы являются формой непосредственного, более глубокого познания окружающего природного и социального мира. Закрепление и развитие двигательных умений и навыков обеспечивается в сочетании активного отдыха и изучения родного края.

Для достижения положительных результатов в формировании самостоятельности, уверенности в своих силах, воспитанию чувства ответственности при проведении утренней гимнастики инструктор по физической культуре выбирает детей, которые исполняют роль командира.

В группах кроме вышеперечисленной работы по патриотическому воспитанию мы знакомим детей с Государственным гимном, флагом, гербом России, а так же своей малой Родины, развиваем уважение к государственной символике. Всегда в беседах, индивидуальной работе с детьми подчеркиваем красоту природы нашего города, развиваем чувство гордости за свою малую Родину, за её достопримечательности.

3. Используя сотворчество детей, родителей и педагогов в совместном процессе освоения традиционной отечественной культуры, создать единый коллектив «дети – родители – сотрудники ДОУ».

Для родителей систематически проводятся консультации, мастер-классы, смотры-конкурсы с различной тематикой «Мы с папой рисуем вместе», «Зимняя мастерская», «С чего начинается Родина…», «Учите видеть прекрасное» и другие.

Родители принимают активное участие во всех праздниках, досугах и развлечениях, проводимых в нашем ДОУ.

Основные формы работы ДОУ:

1. Непосредственно образовательная деятельность: тематическая, интегрированная, игровая, театрализованная, индивидуальная;

2. Развлечения, досуги, русские народные праздники;

3. Экскурсии, целевые прогулки;

4. Театрализованная деятельность;

5. Игровая деятельность;

6. Мини-музеи;

7. Работа с родителями.

Деятельность ДОУ состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.

Именно так развивается личностная культура ребенка как основа его любви к Родине.

Выпускники нашего ДОУ умеют:

1. Использовать в активной речи потешки, считалки, загадки.

2. Играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

3. Имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют уз-навать их в произведениях изобразительного искусства.

4. Осмысленно и активно участвовать в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихотворения).

5. Знают истории русского народного костюма и головных уборов.

6. Использовать атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

7. Бережно относиться к предметам быта, произведениям народного творчества, уважать труд людей.

Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее богатства, ее культуру, обычаи русского народа и передавать это наследие дальше нашим потомкам.

Если не мы, то кто же детям нашим поможет

Россию любить и знать!

Как важно не опоздать!

Литература:

1. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие Князева О. Л., Маханева М. Д. – СПБ. : Детство-Пресс, 2004;

2. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В; Есаулова Н. А. ; Потапова Н. Н. учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005;

3. Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маханева О. А., Корепанова О. Н. и др. – СПБ. : «Детство-Пресс», 2004;

4. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / Литвинова М. Ф. М. : Айрис-пресс, 2003.

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Проект:Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Вид проекта: Творческо –познавательный (смешанный). Срок реализации: Краткосрочный,.

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры «Красота родного края, открывающая благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине… пусть ребенок чувствует красоту.

Музыкально-образовательный проект «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры с помощью музыкального фольклора» Пояснительная записка. Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва поспеваем за бешеным ритмом каждодневных дел, проблем. К сожалению,.

Опыт работы воспитателя «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры» Опыт работы воспитателя МБДОУ Малявиной Ирины Юрьевны На тему: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры» Содержание: 1. Раздел.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Муниципвльное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 общеразвивающего вида» Презентация к проекту Тема: Приобщение.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры Чурилова Елена Владимировна, музыкальный руководитель МБДОУ детский.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры Чурилова Елена Владимировна, музыкальный руководитель МБДОУ детский.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры Введение Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детском саду» является.

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Я работаю с детьми по теме "Приобщение к истокам русской народной культуры". В мире компьютерных технологий я считаю свое направление в.

Приобщение к истокам народной культуры Проект по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры Музей «Светлая горница» в детском саду «Алёнушка» ГБОУ СОШ №1с. Приволжье.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение к истокам народной культуры как одно из условий патриотического воспитания дошкольников
Опубликовано: 5 ноября 2016 в 15:15
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД