Лучший педагог года

Приёмы мотивации на занятии

Татьяна Свистунова
Приёмы мотивации на занятии

Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний, пробуждения интереса к своему предмету, чтобы, в конечном счете, получить продуктивный результат не произойдёт.

Как же пробудить у детей желание "напиться" из источника знаний? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у обучающихся мотивации к получению знаний и как создать тот самый позитивный настрой, чтобы занятие удалось я хотела поделиться своим опытом.

Публикация «Приёмы мотивации на занятии» размещена в разделах

Остановлюсь конкретнее на отдельных этапах занятия.

Как театр начинается с вешалки, так занятие начинается с организационного момента. Ведь именно от этого этапа зачастую зависит эффективность всего учебного процесса на занятии. Оргмомент создает определенный настрой, и очень важно, чтобы он выполнял мотивирующую функцию.

Стремлюсь к быстрому включению детей в работу, иначе их внимание потом не соберёшь. Выполнить эту задачу мне помогают психологические настрои, различные установки на занятии, включение в содержание элементов необычности, занимательности; эмоциональное вхождение. Например: игра «Доброе утро».

Случай из жизни. Зайдя в кабинет, демонстрируя переполняющие меня эмоции от увиденного или услышанного, рассказывая жизненную историю. На обучающихся это оказывает ошеломляющее действие. Тем не менее, для концентрации внимания и доверительного настроя с обучающимися короткая история окажет пользу. Далее можно переходить к теме занятия.

Интересный анекдот, суть которого близка к изучаемому материалу или в воспитательных занятиях. Для детей это всегда необычно, остроумно, по-взрослому и во многом поучительно.

Интрига. В начале занятия задается интересный, неожиданный вопрос, на который ответить обучающиеся смогут лишь по окончанию занятия.

Связь с жизненными ситуациями.

Способов провести оргмомент результативно множество. Но условия возникновения внимания педагог должен умело «смастерить». Меняя методы построения оргмомента, не повторяя их часто в одной и той же ученой группе. Надо заметить, что в начале занятия мы «чувствуем» группу практически сразу (с каким настроением дети не пришли: радостные, уставшие или встревоженные, поэтому «заготовки» всегда должны быть под рукой. А удачное начало занятия – уже половина успеха.

С. Л Рубинштейн отмечал: “для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им”, т. е. чтобы они приобрели значимость для учащегося, и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

На следующем этапе важно подкрепить и усилить возникшую мотивацию. Например, вызывая интерес к нестандартным заданиям, требующим творческого подхода к их выполнению (познавательные мотивы, к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на занятии использую игру “Иду в гости”. Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на занятии немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен обучающимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу. В игре участвует вся группа. У детей фишки (они выбирают сами): красные — это “гости”, жёлтые — это “хозяева”. “Хозяева” приглашают в гости и предлагают “гостю” задание, написанное на карточке. “Хозяева” проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового “гостя”. Материал для игры: карточки с заданием.

Ходилка. Это может быть простая настольная ходилка. Но лучше подойти к ней масштабно — начертить игровое поле на огромном листе бумаги, обоев или прямо на линолеуме. Получится квест в реальности. Устраиваем простую линейную викторину. По очереди бросаем кубики, ходим по клеткам. Кто быстрее доберется до финиша, тот победил. Ребенок встает на свою клетку и выбирает карточку с заданием. Не ответил — возвращайся откуда пришел. Можно добавьть особые клетки и специальные карточки для остроты.

За время работы заметила, что больший интерес обучающиеся проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями обучающегося. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность изготовления которой очевидна обучающимся.

Одной из успешных техник является «Кубик Блума». Это способ формулировки учебного задания в соответствии с поставленной задачей, при котором на грани геометрической фигуры наносятся вопросы, предполагающие рассмотрение обучающимся всех аспектов изучаемой темы.

Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:

• Назови…

• Почему…

• Объясни…

• Предложи…

• Придумай…

• Поделись…

Бросая кубик, обучающийся отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало. Если ответ даётся неполный, то его могут дополнить дети или исправить. Ответ на каждый вопрос кубика помогает выявить те аспекты темы, которые вызывают затруднения у обучающихся.

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у обучающихся уже есть представление о сути темы Работу с кубиком можно сделать групповой. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

Для младшего звена современными методистами формулировки упрощены:

• Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление);

• Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами);

• Предложи ассоциацию (ученик должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление);

• Проанализируй (как сделан предмет, из чего состоит);

• Используй (дети показывают, как можно применить предмет);

• Дай оценку (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого).

Этап завершения занятия. Важно, чтобы каждый ребёнок вышел из деятельности с положительным личным опытом, чтобы в конце занятия возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих обучающихся в сочетании с оценкой их работы. Конечно, важно показать обучающимся их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Желательно вслух или жестом отмечать каждый успех обучающегося. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен УСПЕХ. Степень успешности во многом определяет наше отношение к обучению, желание работать, узнавать новое.

Работу иногда оценивают сами обучающиеся, иногда назначается эксперт которого дети сами выбрают. Важно, чтобы обучающиеся, исполняющие эту роль, менялись, чтобы попробовали себя все участники процесса.

Современная педагогика накопила значительное число эффективных технологий, методик и техник. Творческая мастерская у каждого педагога, безусловно, своя. Педагогическое мастерство педагога состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами.

.

Публикации по теме:

«Познавательные мотивации у дошкольников». Педсовет с учителями начальных классов Познавательные мотивации у дошкольников. Педсовет с учителями начальных классов. В 6 или 7 лет у каждого ребенка резко изменяется вся его.

Игровые приёмы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков Киселева Ирина Васильевна Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику. Это.

Методы и приёмы обучения рисованию Консультация на тему: Методы и приёмы обучения рисованию Прохождение материала Методы и приёмы обучения Группа раннего развития. В первом.

Методы и приёмы работы с детьми на занятиях в ДОУ При планировании НОД,воспитатель должен отразить какими методами и приёмами пользуется на занятии. Для лёгкости в работе составила таблицу.

Определение уровня мотивации при обучении математики За последние десятилетия школа переживает новый период совершенствования математического образования. Особую актуальность приобретает проблема.

Приёмы и методы руководства дидактическими играми Приёмы и методы руководства дидактическими играми. Если в игре чётко определены дидактические задачи, игровые правила и действия, то игра.

Приёмы эффективной работы с детьми в период адаптации Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых.

Презентация «Современные методы повышения мотивации на уроках» Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию.

Способы повышения учебной мотивации. Самоподготовка На современном этапе развития образования одной из приоритетных задач образовательной политики является создание условий эффективного обучения,.

Технические приёмы игры в волейбол [ УРОК «Технические приёмы игры в волейбол» Выполнил: Маляревский Виталий Геннадьевич Учитель физической культуры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приёмы мотивации на занятии
Опубликовано: 8 февраля 2018 в 17:08
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД