МААМ-картинки

Способы повышения учебной мотивации. Самоподготовка

Вера
Способы повышения учебной мотивации. Самоподготовка

На современном этапе развития образования одной из приоритетных задач образовательной политики является создание условий эффективного обучения, развития и социализации детей. Эти задачи решаются через систему психолого- педагогического сопровождения.

Тема мотивации возникла не случайно. При нарушении развития мотивационной сферы у учащихся от педагогов требуется более глубоких знаний условий эффективного обучения таких детей. Одним из таких условий является понимание того, что мотивация создается благодаря взаимодействию педагога и учащегося.

Публикация «Способы повышения учебной мотивации, Самоподготовка» размещена в разделах

Обучение возможно только при наличии мотивации. Мотив — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.

Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность — это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель — результат сознательного целеполагания.

В процессе обучения ведущей деятельностью становится учебная деятельность, а образовательный мотив становится доминирующим. Этот процесс происходит благодаря адекватным условиям развития и обучения учащихся. Обучение представляет собой не пассивное получение готовых знаний, а активный процесс. Это взаимодействие педагога с учащимися, выстраивающееся с учетом возможностей, способностей и мотивов каждого ребенка. Познавательный мотив может отсутствовать.

Нарушение развития представляет собой иерархию отклонений. В первую очередь, это органическое или интеллектуальное неблагополучие.

При интеллектуальном дефекте, мотивационная сфера оказывается недостаточно сформированной к началу обучения, а ее более-менее устойчивое развитие наступает лишь к подростковому и юношескому возрасту. Мотивы детей с умственной отсталостью незрелы, они ситуативны и зависят в основном от внешних условий. Поэтому важной задачей является профилактика снижения мотивации. Решению этой задачи происходит благодаря созданию «ситуации успеха» опоре на сохранные функции ребенка, а также снижение эффекта «выученной беспомощности», когда учащиеся отказываются от выполнения заданий на уроке по причине того, что они могут не справиться.

При сложных и комбинированных дефектах нередко возникает необходимость создания так называемой «искусственной» мотивации. За счет чего получается добиться положительного результата? Эффективными приемами воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются: - игровые ситуации; - дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; - игровые тренинги, способствующие развитию коммуникативных навыков.

Труд способствует развитию мотивов деятельности. В результате выполнения полезной трудовой деятельности у учащихся возникает ряд познавательных, учебных, трудовых, общественных потребностей и интересов. У детей изменяется характер мотивации, и они начинают руководствоваться в своих действиях не узкими, ограниченными задачами, возникающими в ходе деятельности, а более общими, перспективными задачами. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности. Одним из показателей развития произвольности и формирования образовательного мотива может служить уровень самостоятельности учащихся при выполнении новых учебных и трудовых заданий.

Мотивация является условием эффективного обучения тогда, когда она рождается из внешней совместной деятельности с педагогом, сверстниками и переходит во внутренний план ребенка становясь средством его развития, познания и обучения.

Самоподготовка.

Понятие “самоподготовка” предполагает самостоятельную работу воспитанника под руководством воспитателя. Самоподготовка является специфическим режимным моментом в центра реабилитации. В этой работе органически сочетаются образовательные и воспитательные цели и задачи: это не только форма проведения и закре6пления пройденного материала на уроке. В ней содержится значительный воспитательный потенциал – развитие у воспитанников навыков самостоятельного учебного труда, умения самим добывать знания, работать с книгой.

Осуществление выше сказанного решается рядом задач дидактического характера:

закрепление знаний, формирование умений и навыков через выполнение домашних заданий, практических работ и т. д.

выработка рациональных методов и приемов организации труда;

обучение навыкам, умениям самостоятельной работы с книгой, справочной литературой;

расширение кругозора, словарного запаса (через употребление дополнительной информации из научно-популярной литературы, занятий по интересам и т. д.)

В процессе самоподготовки решаются воспитательно-развивающие задачи:

развитие воли, умения преодолевать трудности;

формирование характера;

выработка таких положительных качеств, как настойчивость, трудолюбие, организованность, усидчивость и т. д. ;

совершенствование развития памяти, мышления, речи и других познавательных способностей.

Реализация этих целей и задач позволит воспитанникам центра успешно учиться в условиях массовой школы.

Основная задача воспитателя на самоподготовке – прививать и развивать навыки систематической самостоятельной работы, получении знаний, умений и навыков.

Работая самостоятельно, воспитанники примерно одинаковых способностей и возможностей на одно и тоже задание тратят разное время.

Поэтому вторая задача воспитателя – научить воспитанников рациональным приемам работы над заданиями по разным предметам. Поэтому третья задача воспитателя – учить воспитанников организованности в работе, прививать навыки культуры труда.

Самоподготовка – один из наиболее ответственных моментов работы воспитателя. В её организации и проведении есть немало трудностей: рациональный порядок выполнения домашних заданий; роль и место воспитателя при проведении самоподготовки; организация самостоятельной работы сильных воспитанников с учетом их интересов и склонностей; индивидуальная работа со слабыми воспитанниками; учебная взаимопомощь и взаимоконтроль и т. д.

Воспитателю очень важно убедить воспитанников, что выполнение каждого задания делится на несколько этапов. Прежде чем приступить к выполнению задания, необходимо предварительно обдумать его и представить себе, как лучше его выполнить.

Воспитатель приучает воспитанников беречь и рационально использовать время, отведенное на выполнение домашних заданий, к последовательности их выполнения. Все необходимое для приготовления домашних заданий складывается в таком порядке, в котором планируется выполнение домашнего задания.

Обычно самоподготовку начинают с выполнения заданий по русскому языку, математике, потом по физике, химии, иностранному языку, и далее по расписанию на следующий день. Но такой порядок не является обязательным. Можно чередовать выполнение устных и письменных заданий или начинать с устных. Главное здесь – в одновременном выполнении всеми письменных или устных заданий по одному и тому же предмету. В этом случае у воспитателя появляется возможность осуществлять контроль за самостоятельностью работы каждого воспитанника, а в случае необходимости оказать помощь кому – либо или вместе, сконцентрировать внимание на важном вопросе.

Воспитателю необходимо знать хотя бы основные индивидуальные особенности каждого воспитанника: его общее развитие, интересы, стремления; отношение к учению, степень его работоспособности; темперамент, основные черты характера; особенности развития внимания, памяти, мышления – насколько быстро и глубоко или медленно и поверхностно воспринимает и мыслит ученик, в какой мере самостоятельны его суждения, прочно ли его запоминание; особенности чувств, восприятия, представления и других психических особенностей.

Знание индивидуальных особенностей воспитанников – это еще половина успеха работы воспитателя. Надо научиться учитывать эти особенности, т. е. овладеть методикой руководства самоподготовкой воспитанников с учетом их возможностей, интересов и склонностей.

Большую помощь в работе воспитателя оказывают группы консультантов – 2-3 хорошо успевающих ученика по какому – либо предмету, выделенных по рекомендации учителя. консультанты помогают слабоуспевающим воспитанникам выполнять задания, проверяют их. консультантам лучше поручать оказывать помощь не самым слабым учащимся, а тем, у которых еще достаточно не сформировались навыки самоконтроля, кто не научился работать точно по плану, невнимателен, имеет частичные пробелы в знаниях.

Воспитатель завершает самоподготовку общим выводом о результатах выполнения поставленных познавательных и воспитательских задач. Он обязательно отмечает, кто старался, кто работал с интересом и увлечено, кто хорошо потрудился сам и помог товарищу. Если каждый день воспитанник добивается хотя бы крупицы знания собственным усилием, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознает свой труд, свое отношение к труду.

Публикации по теме:

Формирование учебной мотивации дошкольников Анкета для воспитателей Тема «Формирование учебной мотивации дошкольников» 1. Что такое мотивация? 2. Какие виды мотивов вы знаете? 3.

Использование элементов нестандартной аэробики для повышения мотивации дошкольников Сообщение из опыта работы «Использование элементов нестандартной аэробики для повышения мотивации дошкольников при проведении утренней зарядки».

Информация для стенда. Рекомендации классному руководителю по формированию положительной учебной мотивации пятиклассника Викулова О. А., психолог МБОУ СШ №30 г. Дзержинск Нижегородской области. Информация для стенда. Рекомендации классному руководителю по.

Методические рекомендации «Способы повышения эффективности подвижных игр» Методические рекомендации «Способы повышения эффективности подвижных игр» В последнее время у дошкольников уменьшился интерес к подвижным.

Нематериальные методы мотивации педагогов как средство повышения эффективности управления образовательным учреждением Методическая разработка «Не материальные средства мотивации педагогов, как средства повышения эффективности управления образовательным.

Открытая самоподготовка «Космическое путешествие» Цель: продолжать формировать представление о космосе, как о пространстве, существующее за пределами Земли. Задачи: 1. Выполнить домашнее.

Повышение уровня учебной мотивации путем активного использования ИКТ в образовательной деятельности "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда". Древняя мудрость.

Приемы мотивации — часть 1 Приемы мотивации установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми, интереса детей к миру взрослых. Современная.

Проект «Интерактивные методы как средство повышения мотивации студентов к изучению электротехнических дисциплин» Проект "Интерактивные методы, как средство повышения мотивации студентов к изучению электротехнических дисциплин и развития творческого.

Презентация «Современные методы повышения мотивации на уроках» Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Способы повышения учебной мотивации. Самоподготовка
Опубликовано: 13 января 2018 в 21:42
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД