Лучший педагог года

Проблема периодизации возрастного развития

Марина Майорова
Проблема периодизации возрастного развития

В жизни человека есть уникальный возрастной период – первые три года. При рождении ребенок обладает лишь элементарными механизмами для поддержания жизни. Он наиболее беспомощное, по сравнению с детенышами животных, существо в мире. Но проходит всего три года – и никакая, даже самая «умная», взрослая, обезьяна с ним уже не сравнится. Взрослому человеку трехлетний малыш, конечно, еще сильно уступает. Но так ли значительна эта разница? Мы умеем передвигаться – малыш тоже, мы владеем речью – и он успешно осваивает родной язык. Мы ставим перед собой важные цели и достигаем их, но ведь и он тоже поставил цель, например, построить домик и сделал это. Мы проявляем свою самость, воздействуем на других людей… Но посмотрите, как умело малыш управляет взрослыми! Трехлетний ребенок в отличие от взрослого еще не включен в общественное производство. Чтобы трудиться в современном мире, нужно многому научиться, на что требуется порядка двадцати лет. Но вс, чего достигает человек в своем развитии за эти два десятка лет, оказывается равносильным его приобретениям в первые три года жизни. Особые три года – период, за который беспомощное биологическое существо становится человеком, умеющим управлять движениями своего тела, овладевшим большим количеством социально приемлемых действий с предметами, достаточно хорошо владеющим речью, имеющим собственные стремления, упорно отстаивающим самостоятельность.

Публикация «Проблема периодизации возрастного развития» размещена в разделах

Разные ученые называют период от рождения до трех лет по-разному. В медицинских науках используется периодизация, принятая в 1965 году (на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР, согласно которой первый год жизни относится к грудному возрасту, второй-третий год – к раннему детству (соответственно возраст от 3 до 7 лет называется «первое детство», от 7 до 11–12 лет – «второе детство»).

В отечественной психологии общепризнанной считается периодизация психического развития, разработанная Л. С. Выготским, Д. Б. Элькониным. По их мнению, один психологический возраст от другого отделяют кризисы. Поэтому раннее детство представляет собой стабильный период детской жизни между кризисом рождения и кризисом трех лет. Эпоха раннего детства включает в себя еще один кризис – так называемый кризис одного года, что обусловливает ее деление на два периода : младенчество (от кризиса новорожденности до кризиса одного года) и ранний возраст (от кризиса одного года до кризиса трех лет). Следующая эпоха, называемая «детство», более продолжительна. Она включает в себя дошкольный и младший школьный возраст, разделяемые кризисом семи лет. В настоящее время данная периодизация детского развития широко используется и в педагогике. Однако в некоторых источниках встречается другое, сугубо педагогическое, выделение возрастных периодов, при котором в качестве их границ рассматривается переход детей по ступеням (уровням) системы образования. Ребенок становится младшим школьником, когда поступает в начальную школу, до этого времени он считается дошкольником. А поскольку для самых маленьких детей – от двух месяцев до трех лет – в нашей стране предназначались ясли, данный возрастной период получил название ясельного, или преддошкольного.

Как мы видим, несмотря на терминологические расхождения, во всех областях знаний имел место общий рубеж, отделяющий первые три года жизни ребенка. Однако в начале 60-х гг. ХХ века в педагогической среде было принято решение ограничить ранний возраст первыми двумя годами жизни. Третий же год жизни объединялся вместе с четвертым годом в младший дошкольный возраст. Сторонники такого подхода полагали, что работа с детьми третьего года жизни имеет больше общих аспектов с педагогической деятельностью в дошкольных группах, тогда как малыши второго года жизни нуждаются преимущественно в уходе и присмотре. Соответственно были предложены следующие названия возрастных групп, сохраняющиеся и сегодня:

- от 2 месяцев до 1 года – первая группа раннего возраста,

- от 1 года до 2 лет – вторая группа раннего возраста,

- от 2 до 3 лет – первая младшая группа,

- от 3 до 4 лет – вторая младшая группа,

- от 4 до 5 лет – средняя группа,

- от 5 до 6 лет – старшая группа,

- от 6 до 7 лет – подготовительная к школе группа.

Однако что в реальности представляет собой, к примеру, первая младшая группа? Когда именно тот или иной ребенок становится младшим дошкольником? Предположим, что Диме исполняется два года 1 января, Ване – 31 августа, Маше – 1 октября одного и того же календарного года. С началом учебного года Дима с Ваней будут признаны дошкольниками и начнут посещать первую младшую группу. А Машу зачислят во вторую группу раннего возраста, и дошкольником она станет только через год. И хотя на данный момент Ваня и Маша, вероятно, находятся на одном уровне развития, а Дима заметно опережает их, с мальчиками педагог будет заниматься по программе, рассчитанной на детей третьего года жизни, а с Машей – по программе, ориентированной на годовалых малышей. Подобных примеров, свидетельствующих о неадекватности такого формального подхода к выделению возрастных отрезков развития детей, можно привести множество. Между тем педагогика не может строиться без адресации к конкретному возрасту. Поэтому, как отмечал Л. С. Выготский, «проблема возраста не только центральная для всей детской психологии, но и ключ ко всем вопросам практики»

В качестве объективного критерия периодизации детского развития отечественные психологи (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин) рассматривают «ведущий вид деятельности». Ведущей называется такая деятельность, которая обусловливает главнейшие изменения в психологических особенностях ребенка в данный период его развития. Внутри нее возникают, формируются и перестраиваются как частные психические процессы, так и особенности личностного развития в целом. Именно в рамках ведущего вида деятельности возникают те новообразования, которые приводят к кризису социальной ситуации развития (то есть той системы отношений, в которых находится ребенок, смене возрастных периодов. В период младенчества ведущей деятельностью является общение со взрослыми, которое в первом полугодии имеет непосредственно эмоциональный характер (ситуативно-личностную форму, а во втором полугодии приобретает предметноопосредованный вид (ситуативно-деловую форму). В раннем возрасте ведущей становится предметная деятельность, сущностной характеристикой которой является отражение социальной функции (назначения) предмета. Итак, ранний возраст мы будем рассматривать как стабильный период детской жизни между кризисами одного года и трех лет, который вместе с младенчеством составляет эпоху раннего детства.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Компьютерная зависимость — социальная проблема 21 века» Компьютер — незаменимая составляющая нашей жизни, но при этом мы не всегда отдаем себе отчёт в том, что очень часто мы буквально зависим.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Дидактическая игра-пособие «Елочка» для сенсорного развития малышей и развития мелкой моторикиДидактическая игра-пособие «Елочка» для сенсорного развития малышей и развития мелкой моторики Вязаные игрушки и пособия - это отличный тренажер для маленьких пальчиков. Поверхность вязаного пособия имеет ребристую структуру, которая.

Конспект познавательного занятия «Одеваем куклу Катю» в группе раннего развитияКонспект познавательного занятия «Одеваем куклу Катю» в группе раннего развития Конспект познавательного развития в группе раннего развития «Одеваем куклу Катю» Цель: Продолжать знакомить детей с одеждой и последовательностью.

Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема»Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема» Уважаемые педагоги! Очень быстро пролетело лето – время отпусков, путешествий, отдыха. И опять впереди длинный, напряженный учебный год.

Дидактическое пособие для развития речи и развития моторики рук «Закрути-раскрути»Дидактическое пособие для развития речи и развития моторики рук «Закрути-раскрути» Как известно по утверждению Сухомлинского В. А., "ум ребенка находится на кончиках его пальцев", а с другой стороны, речевое развитие - показатель.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Консультация «Проблема выбора»Консультация «Проблема выбора» гр. «Светлячок», Кормильцева И. А. Существует определенное мнение у родителей на предмет вопроса выбора у ребенка и его решения. Привожу.

Эссе «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования?» Эссе по теме "Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования". «Школьное обучение никогда не начинается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема периодизации возрастного развития
Опубликовано: 16 мая 2021 в 16:43
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД