Анастасия Иванова
Проблема профессиональной стагнации педагога дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение 3
1. Понятие профессиональной стагнации 6
2. Факторы профессиональной стагнации педагогов дошкольного образования 8
3. Организационные методы профилактики профессиональной стагнации педагогов дошкольного образования 11
Заключение 12
Библиографический список 13
Приложение 14
Введение
Публикация «Проблема профессиональной стагнации педагога дошкольного образования» размещена в разделах
В настоящее время в связи с введением стандартов ФГОС значительно возросли требования к профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования. Поэтому у множества педагогов дошкольного образования с усилением регламентации их профессиональной деятельности возникает проблема несоответствия достигнутого ими высокого уровня профессионализации, и одновременной потери интереса к профессии – то есть, появилась проблема возникновения профессиональной стагнации. Многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием и непрерывным профессиональным развитием личности. Неизбежны, пусть временные, периоды торможения профессионального развития. В этом случае при достаточно высоком уровне компетентности профессиональная деятельность реализуется одними и теми же способами, постепенно деградируя на фоне смены образовательных технологий. В итоге возникает профессиональная стагнация педагогов, которая заключается в снижении уровня профессиональной активности или полной её остановки. Проблема для организации в том, что, поскольку высококвалифицированные кадры всегда являются дефицитом, то замена таких специалистов на более мотивированных часто ведет к утрате значительной части педагогического опыта, тем самым снижая качество потенциала кадров дошкольного образовательного учреждения.
Как именно решать эту проблему в индивидуальном плане – есть множество способов, но как именно решать ее в организационном плане с точки зрения интересов организации – способов известно уже намного меньше, и потребность в поиске путей решения этой проблемы только усиливается. При этом профессиональная стагнация слабо изучена в теоретическом и эмпирическом плане.
Цель работы: определить методы профилактики профессиональной стагнации педагогов дошкольного образования.
Задачи:
1. Раскрыть понятие профессиональной стагнации.
2. Выявить факторы профессиональной стагнации педагогов дошкольного образования.
3. Предложить организационные способы профилактики профессиональной стагнации педагогов дошкольного образования.
Структура: эссе состоит из введения, трех параграфов, заключения и библиографического списка.
Оглавление
Введение 3
1. Понятие профессиональной стагнации 6
2. Факторы, способствующие профессиональной стагнации педагога дошкольного образования 8
3. Организационные пути профилактики возникновения профессиональной стагнации у педагога дошкольного образования 11
Заключение 12
Библиографический список 13
1. Понятие профессиональной стагнации
Часто в теоретическом плане возникает смешение понятий профессиональной стагнации, профессиональной деструкции и профессиональной деформации, а также профессионального выгорания. Это явления, хотя и близкие по своим описательным признакам и проявлению, но все же разные по своей природе. В основе профессиональной стагнации лежат кризисы профессионального развития.
Сущность профессиональной стагнации отражена в трудах Н. В. Кузьминой, Л. И. Анциферовой, Л. М. Митиной, А. К. Марковой, Э. Ф. Зеера, Э. Э. Сыманюк и др., отражающих следующие подходы к ее исследованию.
Э. Э. Сыманюк [4] рассматривает стагнацию как профессионально обусловленный кризис и как субъективное чувство остановки в личностном и профессиональном развитии
Профессиональная стагнация рассматривается как стадия в контексте модели адаптивного поведения, противопоставляемой модели профессионального развития. Она связывается с эксплуатацией стереотипов, канонизацией и универсализацией профессионального опыта в связи с увеличением стажа работы, проявляется в снижении профессиональной активности, невосприимчивости к инновациям [1].
Профессиональная стагнация исследуется Л. М. Митиной, Г. В. Митиным и как один из видов профессиональной деструкции, проявляющийся как на репродуктивном, так и на эвристическом или креативном уровне осуществления деятельности. Она характеризуется универсализацией прошлого опыта на основе автоматизации и стереотипизации социально-профессиональных действий [3].
Профессиональная стагнация представляется как вариант профессионального развития, альтернативный прогрессивному, заключающийся в отказе от активных действий и постепенной остановке в развитии, в связи с реализацией пассивной или защитной стратегий поведения.
Профессиональная стагнация может быть следствием кризиса идентичности в период взрослости [4].
Профессиональная стагнация работника дошкольного образования может рассматриваться как доминирование тенденции к устойчивости, сохранению достигнутого уровня профессионализма, вследствие относительно успешного приспособления к профессиональной среде (предметной и социальной, отсутствие самостоятельного зрелого целеполагания в профессиональном развитии, неоптимальное, дисгармоничное развитие и реализация личностных и психических ресурсов (мотивационной, операциональной сторонами профессионализма, особенностями функциональных состояний) [3].
Уровень и особенности активности личности в профессиональной среде, ее координирующий или дезинтегрирующий характер определяют формирование профессиональной стагнации [2].
Влияние профессиональной стагнации на развитие профессионализма еще не получило теоретической и эмпирической оценки [4].
Поэтому можно определить профессиональную стагнацию педагогов дошкольного образования как сохранение их профессионализма на фоне снижения интереса к профессиональной активности. Иначе говоря, специалист в этом случае обладает огромным опытом и компетенциями, но не хочет больше развиваться профессиональном плане, и не хочет применять свои знания и опыт в новых ситуациях, использовать и искать новые способы, то есть происходит остановка его профессионального развития.
2. Факторы профессиональной стагнации
педагогов дошкольного образования
Остановка в профессиональном развитии педагога дошкольного образования характеризуется, как правило, завышенной самооценкой, неадекватным отношением к изменению образовательной, акмеологической, андрагогической парадигм, к реформированию современного образования, непринятием и отторжением новаций, предлагаемых из вне (наукой, методистами, коллегами и т. д., отсутствием собственной творческой инновационной деятельности и, как следствием, низким уровнем творческого потенциала [3].
По С. А. Дружилову, в личностном аспекте профессиональная стагнация педагога дошкольного образования может характеризоваться такими личностно-субъективными проблемами, как:
1) страх перед изменениями, инновациями;
2) отсутствие оптимизма, веры в победу добра, красоты и разума;
3) отсутствие ощущения значимости собственной деятельности в масштабах времени, общества, цивилизации в целом;
4) собственная инертность, лень, отсутствие мобильности;
5) полная или частичная интроекция – не различение собственных и несобственных мнений;
6) отсутствие собственной системы ценностей, безответственность;
7) утрата цели и смысла профессиональной деятельности;
8) излишний конформизм;
9) отсутствие индивидуального стиля педагогической деятельности;
10) разочарование в профессии из-за «отсроченного» результата, неудач;
11) излишняя самоуверенность, завышенная самооценка [1].
На основе анализа исследований об этапах и кризисах профессионального становления можно предположить, что профессиональной стагнации будут способствовать следующие факторы:
синдром «эмоционального сгорания»;
профессиональная деятельность осуществляется на условиях совместительства;
ощущение, что уровень компетентности педагога выше уровня профессионального развития коллег и администрации;
психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья;
низкий уровень притязаний и, как следствие, раннее ощущение полной самореализации;
получение желаемой должности, категории и приобретение чувства стабильности и спокойствия, что ведет к снижению мотивации деятельности (может, но не хочет);
отсутствие перспектив изменения социально-профессионального статуса;
отсутствие системы контроля за профессиональным ростом педагогов, особенно находящихся на стадиях профессионализации и профессионального мастерства;
отсутствие хороших взаимоотношений с руководством и коллегами;
отсутствие системы дифференцированного материального и морального поощрения;
отсутствие в образовательном учреждении коллективных форм работы в организации педагогического процесса;
авторитарный стиль руководства (инициатива не поощряется, нет коллегиальности в принятии решений, цели деятельности и требования к ней задает руководитель);
неустроенность бытовых и семейных условий (в этом случае педагог ориентирован на заработок, а не на совершенствование своего педагогического мастерства и качества образовательного процесса);
отсутствие возможностей повышения квалификации (стажировки, творческие отпуска, курсы повышения квалификации, командировки для участия к научно-практических конференциях, сотрудничество с НИИ);
нахождение смысла жизни в непрофессиональной сфере;
отдаленность места работы (дорога занимает много времени и энергии + материальные затраты на проезд);
случайные события, неблагоприятные обстоятельства в реализации профессиональных целей;
технократическая парадигма развития общества, материализация жизни и дегуманизация;
низкая оплата труда и отсутствие средств для полноценного отдыха и восстановления здоровья для профессионального и личностного развития;
условия труда, связанные с большим психоэмоциональным напряжением;
большая загруженность на работе, отсутствие «свободного» времен;
необходимость заботиться о семье, детях, заниматься домашними делами [4].
3. Организационные методы профилактики
профессиональной стагнации
педагогов дошкольного образования
С организационной точки зрения можно предложить несколько вариантов профилактики возникновения профессиональной стагнации у педагога дошкольного образования.
Например, создание рабочей пары «профессионал + молодой специалист». Это позволит повысить интерес к профессии старых кадров, стимулировать их передавать свой профессиональный опыт, и повысить профессиональную компетентность у молодых специалистов, имеющих мотивацию, но не обладающих широким практическим опытом.
Также можно предложить предоставление возможности создания аналога научной группы под руководством таких педагогов, где они будут генераторами новых идей, а рутинные операции – поиск информации и т. п., будут на какое-то время переданы другим членам этой группы. Это позволит педагогу восстановить интерес к своей профессиональной деятельности, к поиску новых средств и способов реализации своей деятельности, найти новые точки приложения своих сил.
Еще одним направлением работы можно обозначить смену специфики деятельности – то есть можно частично на короткое время (несколько дней) передать некоторые административные функции рядовым педагогам для решения служебных проблем в коллективе, для того чтобы педагоги вышли из удобной и привычной для них профессиональной ниши, сменили взгляд на профессиональную деятельность хотя бы на короткое время. Это позволит подтолкнуть профессиональное развитие педагога, если возник профессиональный творческий кризис.
Заключение
В ходе проведенного анализа проблемы профессиональной стагнации педагогов дошкольного образования, было раскрыто понятие профессиональной стагнации, которая может рассматриваться как сохранение профессионализма на фоне снижения интереса к профессиональной активности, как кризис профессионального развития.
Также решалась задача выявления факторов, способствующих профессиональной стагнации педагога дошкольного образования, где было выяснено, что факторы могут быть вызваны личностно-субъективными проблемами, связанными с личностью педагога, ее развитием, а также могут быть вызваны объективными проблемами, связанными в основном с условиями труда, как напрямую, так и косвенно.
Были также предложены организационные методы профилактики профессиональной стагнации у педагога дошкольного образования, которые заключаются в наставничестве, а также в кратковременной смене профессиональной деятельности, с переключением деятельности на другую специфику.
Библиографический список
1. Дружилов С. А. Профессиональные деформации как индикаторы дезаптации и душевного неблагополучия человека // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 6. С. 171–178.
2. Дружилов С. А. Индивидуальные ресурсы профессионального развития человека // Человек и образование. 2006. № 6. С. 56–59.
3. Митина Л. М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога / Л. М. Митина, Г. В. Митин и др. М. : Академия, 2005. – 363 с.
4. Сыманюк Э. Э. Психологические барьеры профессионального развития личности. М., 2005. – 251 с.