Лучший педагог года

Проблема профессиональной стагнации педагога дошкольного образования

Анастасия Иванова
Проблема профессиональной стагнации педагога дошкольного образования

Содержание

Введение 3

1. Понятие профессиональной стагнации 6

2. Факторы профессиональной стагнации педагогов дошкольного образования 8

3. Организационные методы профилактики профессиональной стагнации педагогов дошкольного образования 11

Заключение 12

Библиографический список 13

Приложение 14

Введение

Публикация «Проблема профессиональной стагнации педагога дошкольного образования» размещена в разделах

В настоящее время в связи с введением стандартов ФГОС значительно возросли требования к профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования. Поэтому у множества педагогов дошкольного образования с усилением регламентации их профессиональной деятельности возникает проблема несоответствия достигнутого ими высокого уровня профессионализации, и одновременной потери интереса к профессии – то есть, появилась проблема возникновения профессиональной стагнации. Многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием и непрерывным профессиональным развитием личности. Неизбежны, пусть временные, периоды торможения профессионального развития. В этом случае при достаточно высоком уровне компетентности профессиональная деятельность реализуется одними и теми же способами, постепенно деградируя на фоне смены образовательных технологий. В итоге возникает профессиональная стагнация педагогов, которая заключается в снижении уровня профессиональной активности или полной её остановки. Проблема для организации в том, что, поскольку высококвалифицированные кадры всегда являются дефицитом, то замена таких специалистов на более мотивированных часто ведет к утрате значительной части педагогического опыта, тем самым снижая качество потенциала кадров дошкольного образовательного учреждения.

Как именно решать эту проблему в индивидуальном плане – есть множество способов, но как именно решать ее в организационном плане с точки зрения интересов организации – способов известно уже намного меньше, и потребность в поиске путей решения этой проблемы только усиливается. При этом профессиональная стагнация слабо изучена в теоретическом и эмпирическом плане.

Цель работы: определить методы профилактики профессиональной стагнации педагогов дошкольного образования.

Задачи:

1. Раскрыть понятие профессиональной стагнации.

2. Выявить факторы профессиональной стагнации педагогов дошкольного образования.

3. Предложить организационные способы профилактики профессиональной стагнации педагогов дошкольного образования.

Структура: эссе состоит из введения, трех параграфов, заключения и библиографического списка.

Оглавление

Введение 3

1. Понятие профессиональной стагнации 6

2. Факторы, способствующие профессиональной стагнации педагога дошкольного образования 8

3. Организационные пути профилактики возникновения профессиональной стагнации у педагога дошкольного образования 11

Заключение 12

Библиографический список 13

1. Понятие профессиональной стагнации

Часто в теоретическом плане возникает смешение понятий профессиональной стагнации, профессиональной деструкции и профессиональной деформации, а также профессионального выгорания. Это явления, хотя и близкие по своим описательным признакам и проявлению, но все же разные по своей природе. В основе профессиональной стагнации лежат кризисы профессионального развития.

Сущность профессиональной стагнации отражена в трудах Н. В. Кузьминой, Л. И. Анциферовой, Л. М. Митиной, А. К. Марковой, Э. Ф. Зеера, Э. Э. Сыманюк и др., отражающих следующие подходы к ее исследованию.

Э. Э. Сыманюк [4] рассматривает стагнацию как профессионально обусловленный кризис и как субъективное чувство остановки в личностном и профессиональном развитии

Профессиональная стагнация рассматривается как стадия в контексте модели адаптивного поведения, противопоставляемой модели профессионального развития. Она связывается с эксплуатацией стереотипов, канонизацией и универсализацией профессионального опыта в связи с увеличением стажа работы, проявляется в снижении профессиональной активности, невосприимчивости к инновациям [1].

Профессиональная стагнация исследуется Л. М. Митиной, Г. В. Митиным и как один из видов профессиональной деструкции, проявляющийся как на репродуктивном, так и на эвристическом или креативном уровне осуществления деятельности. Она характеризуется универсализацией прошлого опыта на основе автоматизации и стереотипизации социально-профессиональных действий [3].

Профессиональная стагнация представляется как вариант профессионального развития, альтернативный прогрессивному, заключающийся в отказе от активных действий и постепенной остановке в развитии, в связи с реализацией пассивной или защитной стратегий поведения.

Профессиональная стагнация может быть следствием кризиса идентичности в период взрослости [4].

Профессиональная стагнация работника дошкольного образования может рассматриваться как доминирование тенденции к устойчивости, сохранению достигнутого уровня профессионализма, вследствие относительно успешного приспособления к профессиональной среде (предметной и социальной, отсутствие самостоятельного зрелого целеполагания в профессиональном развитии, неоптимальное, дисгармоничное развитие и реализация личностных и психических ресурсов (мотивационной, операциональной сторонами профессионализма, особенностями функциональных состояний) [3].

Уровень и особенности активности личности в профессиональной среде, ее координирующий или дезинтегрирующий характер определяют формирование профессиональной стагнации [2].

Влияние профессиональной стагнации на развитие профессионализма еще не получило теоретической и эмпирической оценки [4].

Поэтому можно определить профессиональную стагнацию педагогов дошкольного образования как сохранение их профессионализма на фоне снижения интереса к профессиональной активности. Иначе говоря, специалист в этом случае обладает огромным опытом и компетенциями, но не хочет больше развиваться профессиональном плане, и не хочет применять свои знания и опыт в новых ситуациях, использовать и искать новые способы, то есть происходит остановка его профессионального развития.

2. Факторы профессиональной стагнации

педагогов дошкольного образования

Остановка в профессиональном развитии педагога дошкольного образования характеризуется, как правило, завышенной самооценкой, неадекватным отношением к изменению образовательной, акмеологической, андрагогической парадигм, к реформированию современного образования, непринятием и отторжением новаций, предлагаемых из вне (наукой, методистами, коллегами и т. д., отсутствием собственной творческой инновационной деятельности и, как следствием, низким уровнем творческого потенциала [3].

По С. А. Дружилову, в личностном аспекте профессиональная стагнация педагога дошкольного образования может характеризоваться такими личностно-субъективными проблемами, как:

1) страх перед изменениями, инновациями;

2) отсутствие оптимизма, веры в победу добра, красоты и разума;

3) отсутствие ощущения значимости собственной деятельности в масштабах времени, общества, цивилизации в целом;

4) собственная инертность, лень, отсутствие мобильности;

5) полная или частичная интроекция – не различение собственных и несобственных мнений;

6) отсутствие собственной системы ценностей, безответственность;

7) утрата цели и смысла профессиональной деятельности;

8) излишний конформизм;

9) отсутствие индивидуального стиля педагогической деятельности;

10) разочарование в профессии из-за «отсроченного» результата, неудач;

11) излишняя самоуверенность, завышенная самооценка [1].

На основе анализа исследований об этапах и кризисах профессионального становления можно предположить, что профессиональной стагнации будут способствовать следующие факторы:

синдром «эмоционального сгорания»;

профессиональная деятельность осуществляется на условиях совместительства;

ощущение, что уровень компетентности педагога выше уровня профессионального развития коллег и администрации;

психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья;

низкий уровень притязаний и, как следствие, раннее ощущение полной самореализации;

получение желаемой должности, категории и приобретение чувства стабильности и спокойствия, что ведет к снижению мотивации деятельности (может, но не хочет);

отсутствие перспектив изменения социально-профессионального статуса;

отсутствие системы контроля за профессиональным ростом педагогов, особенно находящихся на стадиях профессионализации и профессионального мастерства;

отсутствие хороших взаимоотношений с руководством и коллегами;

отсутствие системы дифференцированного материального и морального поощрения;

отсутствие в образовательном учреждении коллективных форм работы в организации педагогического процесса;

авторитарный стиль руководства (инициатива не поощряется, нет коллегиальности в принятии решений, цели деятельности и требования к ней задает руководитель);

неустроенность бытовых и семейных условий (в этом случае педагог ориентирован на заработок, а не на совершенствование своего педагогического мастерства и качества образовательного процесса);

отсутствие возможностей повышения квалификации (стажировки, творческие отпуска, курсы повышения квалификации, командировки для участия к научно-практических конференциях, сотрудничество с НИИ);

нахождение смысла жизни в непрофессиональной сфере;

отдаленность места работы (дорога занимает много времени и энергии + материальные затраты на проезд);

случайные события, неблагоприятные обстоятельства в реализации профессиональных целей;

технократическая парадигма развития общества, материализация жизни и дегуманизация;

низкая оплата труда и отсутствие средств для полноценного отдыха и восстановления здоровья для профессионального и личностного развития;

условия труда, связанные с большим психоэмоциональным напряжением;

большая загруженность на работе, отсутствие «свободного» времен;

необходимость заботиться о семье, детях, заниматься домашними делами [4].

3. Организационные методы профилактики

профессиональной стагнации

педагогов дошкольного образования

С организационной точки зрения можно предложить несколько вариантов профилактики возникновения профессиональной стагнации у педагога дошкольного образования.

Например, создание рабочей пары «профессионал + молодой специалист». Это позволит повысить интерес к профессии старых кадров, стимулировать их передавать свой профессиональный опыт, и повысить профессиональную компетентность у молодых специалистов, имеющих мотивацию, но не обладающих широким практическим опытом.

Также можно предложить предоставление возможности создания аналога научной группы под руководством таких педагогов, где они будут генераторами новых идей, а рутинные операции – поиск информации и т. п., будут на какое-то время переданы другим членам этой группы. Это позволит педагогу восстановить интерес к своей профессиональной деятельности, к поиску новых средств и способов реализации своей деятельности, найти новые точки приложения своих сил.

Еще одним направлением работы можно обозначить смену специфики деятельности – то есть можно частично на короткое время (несколько дней) передать некоторые административные функции рядовым педагогам для решения служебных проблем в коллективе, для того чтобы педагоги вышли из удобной и привычной для них профессиональной ниши, сменили взгляд на профессиональную деятельность хотя бы на короткое время. Это позволит подтолкнуть профессиональное развитие педагога, если возник профессиональный творческий кризис.

Заключение

В ходе проведенного анализа проблемы профессиональной стагнации педагогов дошкольного образования, было раскрыто понятие профессиональной стагнации, которая может рассматриваться как сохранение профессионализма на фоне снижения интереса к профессиональной активности, как кризис профессионального развития.

Также решалась задача выявления факторов, способствующих профессиональной стагнации педагога дошкольного образования, где было выяснено, что факторы могут быть вызваны личностно-субъективными проблемами, связанными с личностью педагога, ее развитием, а также могут быть вызваны объективными проблемами, связанными в основном с условиями труда, как напрямую, так и косвенно.

Были также предложены организационные методы профилактики профессиональной стагнации у педагога дошкольного образования, которые заключаются в наставничестве, а также в кратковременной смене профессиональной деятельности, с переключением деятельности на другую специфику.

Библиографический список

1. Дружилов С. А. Профессиональные деформации как индикаторы дезаптации и душевного неблагополучия человека // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 6. С. 171–178.

2. Дружилов С. А. Индивидуальные ресурсы профессионального развития человека // Человек и образование. 2006. № 6. С. 56–59.

3. Митина Л. М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога / Л. М. Митина, Г. В. Митин и др. М. : Академия, 2005. – 363 с.

4. Сыманюк Э. Э. Психологические барьеры профессионального развития личности. М., 2005. – 251 с.

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

От компетентного педагога к новому качеству образованияОт компетентного педагога к новому качеству образования Уважаемые коллеги, совсем недавно, я приняла участие в практико-ориентированном семинаре «Реализация ФГОС дошкольного образования через.

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога»Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.

Консультация «О курсовой подготовке и профессиональной переподготовке педагога» Современный педагогический работник дошкольной образовательной организации постоянно совершенствует свои профессиональные качества и компетенции.

Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема»Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема» Уважаемые педагоги! Очень быстро пролетело лето – время отпусков, путешествий, отдыха. И опять впереди длинный, напряженный учебный год.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагога Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагогического работника, аттестуемого.

Спасибо МAAM за мою победу в районном конкурсе «Лучший блог педагога дошкольного образования»! Вот и год незаметно пролетел, с того момента, как я зарегистрировалась и открыла свой профиль на образовательном портале МААМ. ru. Могу себя.

Эссе «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования?» Эссе по теме "Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования". «Школьное обучение никогда не начинается.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проблема профессиональной стагнации педагога дошкольного образования
Опубликовано: 29 января 2023 в 17:19
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД