Любовь Филимонова
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Как известно, речь - это сложная функциональная система, составляющие которой меняются в зависимости от целей и мотивов деятельности, от ситуации, от умения ставить коммуникативные задачи и выстраивать программу общения. Разнообразные и изменяющиеся проявления недоразвития речи создают дополнительные трудности в развитии ребенка в целом : в развитии познавательных процессов, в поведении, эмоциональной сфере.
Публикация «Проблема речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи,» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Как показывает статистика современных лет, очень большое количество детей-первоклассников имеют серьёзные нарушения развития речи. Проблема речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи различного генеза неоднократно являлась предметом специального изучения. Вопрос речевого развития детей - один из наиболее важных и одновременно сложных в теории и практике логопедии, педагогике и психологии.
Речь является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма. Особенно важным с этой точки зрения является старший дошкольный возраст, в котором формируются основы личности, складываются устойчивые механизмы реагирования на различные воздействия. В настоящее время общество готово к открытому признанию уникальности каждого человека, вне зависимости от состояния его соматического и психического здоровья. Все большее внимание уделяется детям с особыми потребностями, решаются вопросы о наиболее гармоничной интеграции таких детей и их семей в общественную жизнь. Интеллектуальная функция дает возможность осуществить главнейшее назначение речи при взаимодействии с другими людьми - быть орудием мышления, подчинять и пронизывать собой все виды и формы мышления.
Речь, как сложная многоуровневая система, выполняет ряд функций:
- коммуникативная функция детской речи связана с использованием речи как средства общения, управления поведением других людей и саморегуляцией;
- семантическая функция детской речи связана с определением смысла слов и приобретением словами обобщенных значений;
- познавательная функция речи.
Особенности речевого развития детей раннего возраста в психолого-педагогическом аспекте глубоко и всесторонне изучены многими авторами (Левина Р. Е., Каше Г. А., Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В., Семенович А. В., Гвоздев А. Н. и др.).
Р. Е. Левина выделяет пять этапов, которые проходит ребё нок в процессе овладения речью:
- на первом этапе у ребёнка полностью отсутствует различение звуков, а также понимание речи и собственная активная речь;
- на втором этапе возникает различение наиболее контрастных, далёких по звучанию фонем (речевых звуков). Произношение ребёнка неправильное, искажённое;
- на третьем этапе происходят решающие сдвиги. Ребёнок узнаёт неправильно произносимые слова и способен замечать различие между правильным и неправильным произношением;
- на четвёртом этапе активная речь ребёнка достигает почти полной правильности;
- на пятом этапе завершается процесс фонематического развития. Ребёнок слышит и говорит правильно.
Развитие речи ребенка подчинено определенным закономерностям. В детстве развитие речи идет по двум линиям : совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка.
Умение относить слова к обозначаемым ими предметам и действиям приходят к ребенку не сразу. Сначала понимается ситуация, а не конкретный предмет или действие. Далее пассивная речь начинает бурно развиваться и в развитии опережает активную речь. Запас пассивной речи влияет на обогащение активного словаря. В первую очередь ребенок понимает слова-указания, затем он начинает понимать слова-названия, позднее наступает понимание инструкций и поручений, наконец, понимание рассказов, т. е. понимание контекстной речи.
Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Наиболее сложными являются органические нарушения и в меньшей степени функциональные. На этом фоне в большинстве случаев у детей присутствует в той или иной степени нарушения звукопроизношения, фонематических процессов. Этиология нарушений речи может быть различна и соответственно этому будет различна структура аномальных явлений.
Под общим недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимают комплексную форму речевой патологии, при которой наблюдается нарушение формирования всех компонентов речевой системы.
Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности); порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь, проводит к снижению психической активности.
Самым часто встречающимся нарушением у детей 5-6 и 6-7 лет являются различные дефекты произношения звуков.
Наиболее часто встречаемые нарушения речи в дошкольном возрасте, а также (если их вовремя не устранить, то и в младшем школьном возрасте это :
- Нарушение произношения отдельных звуков, или фонетическое недоразвитие речи - у ребенка нарушено произношение отдельных звуков, например, горловое произношение звука "р", или двугубное произношение звука "л" (при этом он звучит как звук "у"). Замены одного звука другим (например, "ш" на "с") сюда не относятся.
- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - у ребенка может наблюдаться как нарушение произношения одной группы звуков (например, шипящих "ш", "ж", так и сразу нескольких групп (например, свистящих "с", "з", "ц", шипящих "ш", "ж" и сонорных звуков "л", "ль", "р", "рь").
- Лексико-грамматическое недоразвитие речи. Ребенок правильно произносит все звуки и различает их на слух. Однако у него наблюдаются сложности лексико-грамматического характера такие как: малый словарный запас; сложности со знанием обобщающих слов; нарушение согласования слов в предложении; трудности словообразования и т. п. ;
При общем недоразвитии речи у ребенка, как правило, имеются перечисленные нарушение в комплексе (нарушение произношения звуков нарушение фонематического (речевого) слуха нарушение слоговой структуры слова малый словарный запас трудности грамматического характера трудности связной речи). ОНР затрагивает все стороны речи ребенка, но в разной степени, что-то может нарушаться больше, что-то меньше, а что-то вообще быть незначительно нарушено.
Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации по преодолению недоразвития речи, в настоящее время отсутствует целостное представление о закономерностях становления навыков общения у данной категории детей и возможностях их целенаправленного развития. Наряду с приоритетной значимостью рассмотрения теоретических аспектов данной проблемы имеется практическая необходимость в определении содержания коррекционного обучения, направленного на развитие коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Своевременное выявление детей с ОНР - одна из предпосылок начала ранней коррекции этого нарушения и, как следствие, предупреждения нарушений в дальнейшем.