Анастасия Бармышева
Проблема эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема эстетического воспитания дошкольников является актуальной во все времена, находит отражение в образовательных программах Т. Н. Дороновой, Н. В. Дубровской, Р. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, требованиях ФГОС ДО, в психолого-педагогических исследованиях Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготского, Н. П. Сакулиной и других. Эстетическое воспитание – это важнейшая сторона развития личности дошкольников, их творческих способностей, нравственных ценностей.
Публикация «Проблема эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, к быту, искусству. Значительный вклад в исследование проблемы возникновения понятия, его ценностных характеристик внесли Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина.
Н. А. Ветлугина определяет эстетическое воспитание как формирование умений воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как развитие интереса к самостоятельному участию в трансформации окружающего мира согласно законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.
В педагогике: «Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее».
Эстетическое воспитание способствует развитию эстетических чувств, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.
Эстетическое воспитание обогащает чувственный опыт, эмоциональную сферу личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность и творческие способности.
С. А. Козлова пишет: «Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности».
С точки зрения Т. В. Волосовец, эстетическое воспитание – это вид деятельности, направленный на приобщение личности к нравственным и духовным ценностям, развитие способностей к эстетическому восприятию и переживанию, формирование художественного и эстетического вкуса, представлений об идеале. Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развертывается его творческая деятельность. Поэтому необходимо осуществлять эстетическое воспитание детей уже в младшем дошкольном возрасте.
Основные задачи по эстетическому воспитанию младших дошкольников сформулированы в основной общеобразовательной программе дошкольного воспитания «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Согласно Программе, эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста предполагает : «Развитие интереса к окружающему миру: направление внимания детей на то, в какой чистой, светлой комнате они играют и занимаются, как много в ней ярких, красивых игрушек, как аккуратно заправлены кровати, на которых они спят. На прогулке привлечение дошкольников к красивым растениям, оборудованию участка, удобному для игр и отдыха».
Программа эстетического воспитания направлена на формирование восприятия, воображения, памяти, развитие интересов, чувств, склонностей и способностей, которые содействуют возникновению активного положительного отношения к жизни.
В числе программных требований названы также навыки культурного поведения: аккуратно одеваться и раздеваться, следить за чистотой и внешним видом и другие. Эти требования относятся и к физическому развитию, и к социально-личностному воспитанию. Эстетическое воспитание невозможно без овладения навыков культуры поведения, культуры деятельности, этикета, труда, игровой культуры и т. д.
Согласно требованиям ФГОС ДО, планируемые результаты освоения Программы, в том числе и по эстетическому воспитанию младших дошкольников, «конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей». Это значит, что при планировании работы по эстетическому воспитанию необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития дошкольников на каждом этапе, а также образовательные задачи.
Т. С. Комарова выдвигает следующие задачи эстетического воспитания младших дошкольников :
1. Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.
2. Приобщать детей к деятельности в области искусства, обучая их первоначальным художественным знаниям, практическим умениям, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в окружающую среду, общественные отношения.
3. Формировать основы эстетического вкуса и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
4. Развивать художественно-творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением. Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развертывается его творческая деятельность.
5. Развивать способность воспринимать и любить прекрасное в окружающем».
Н. А. Ветлугина добавляет: «Важно научить детей различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок».
Решение обозначенных задач напрямую определяется возрастными особенностями развития младших дошкольников, их способностями, оказывающими непосредственное влияние на эстетическое воспитание. Рассмотрим некоторые из них.
В младшем дошкольном возрасте детей привлекает все новое, яркое, ребенок радуется разноцветным игрушкам, красочным предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» является постоянным спутником речи детей. Они слушают песни, сказки, рассматривают иллюстрации.
Согласно С. Ю. Мещеряковой, «источником радостных переживаний одновременно с действительностью становится музыкальное и изобразительное искусство. В процессе эстетического воспитания у младших дошкольников происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного».
Красота воспринимается младшими дошкольниками как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако, как замечает Т. Н. Доронова, восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.
Эстетическое воспитание связано и с развитием сенсорной культуры, формированием сенсорных эталонов цвета, звука. Согласно Л. А. Венгеру, «Младшие дошкольники могут воспринимать до семи и более цветов, различать некоторые оттенки».
Показателем эстетического воспитания является и умение наблюдать изменения в природе: яркое солнышко, звонкие капельки дождя, пушистые снежинки, разноцветные листочки и т. д. Дети учатся давать цветовую характеристику объектов природы: голубое небо, зеленый лес, белый снег, белые ромашки и т. д.
В общественной жизни младшие дошкольники способны воспринимать красочное оформление помещений, радоваться празднику. Важным показателем эстетического воспитания является умение соблюдать простейшие правила поведения в коллективе, проявлять желание помочь товарищу, стремиться участвовать в совместной деятельности.
Большое значение в эстетическом воспитании играет развитие изобразительной деятельности. Хотя графические образы бедны, у одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы, дети в своих рисунках уже могут использовать цвет. Положительное влияние оказывает и аппликация. В этом возрасте им доступны простейшие виды аппликации. В программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы и др. указано: «Дети учатся симметричному расположению элементов аппликации, упражняются в составлении узора, чередовании деталей по цвету и (или) форме, украшают платки для мамы, шапки и шарфы, посуду (блюдца и чашки)».
К концу младшего дошкольного возраста у детей формируются основы эстетического воспитания, проявляющиеся в особенностях поведения. Они стремятся сопереживать чужую радость и печаль, эмоционально реагируют на доступные их пониманию явления окружающей действительности, проявляют активные попытки преобразовать игровой быт, желание участвовать в посильном художественном труде, способность радоваться успехам других. Младшие дошкольники учатся жить и действовать по законам красоты, замечать красоту вокруг себя, поддерживать ее в доступных видах детской деятельности.
Таким образом, проблема эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста определяется содержанием понятия, его влиянием на формирование личности, развитием умений замечать прекрасное в природе, общественной жизни, в быту, искусстве, проявлять эстетические чувства и эмоции, желание жить в красоте, создавать красоту вокруг себя. Основное содержание проблемы представлено в психолого-педагогических исследованиях и учебно-методических пособиях Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготского, Н. В. Дубровской,С. А. Козловой, Т. С. Комаровой, Н. П. Сакулиной. Исследователи отмечают связь эстетического воспитания с игрой, музыкой, трудом, природой, значительную роль отводя изобразительной деятельности. Благодаря развитию психических процессов, способностей к творческой деятельности, младшие дошкольники способны проявлять основы эстетического вкуса в рисовании, аппликации, лепке, эмоционально реагировать на результат, радоваться собственным успехам и успехам окружающих.
Проведенный анализ позволяет нам заключить, что учет возрастных особенностей, программных задач, требований ФГОС ДО, рекомендаций, представленных в психолого-педагогических исследований, обеспечит эффективное решение проблемы эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста.