Приложение МААМ

Проблема эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста

Анастасия Бармышева
Проблема эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема эстетического воспитания дошкольников является актуальной во все времена, находит отражение в образовательных программах Т. Н. Дороновой, Н. В. Дубровской, Р. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, требованиях ФГОС ДО, в психолого-педагогических исследованиях Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготского, Н. П. Сакулиной и других. Эстетическое воспитание – это важнейшая сторона развития личности дошкольников, их творческих способностей, нравственных ценностей.

Публикация «Проблема эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, к быту, искусству. Значительный вклад в исследование проблемы возникновения понятия, его ценностных характеристик внесли Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина.

Н. А. Ветлугина определяет эстетическое воспитание как формирование умений воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как развитие интереса к самостоятельному участию в трансформации окружающего мира согласно законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

В педагогике: «Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее».

Эстетическое воспитание способствует развитию эстетических чувств, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

Эстетическое воспитание обогащает чувственный опыт, эмоциональную сферу личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность и творческие способности.

С. А. Козлова пишет: «Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности».

С точки зрения Т. В. Волосовец, эстетическое воспитание – это вид деятельности, направленный на приобщение личности к нравственным и духовным ценностям, развитие способностей к эстетическому восприятию и переживанию, формирование художественного и эстетического вкуса, представлений об идеале. Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развертывается его творческая деятельность. Поэтому необходимо осуществлять эстетическое воспитание детей уже в младшем дошкольном возрасте.

Основные задачи по эстетическому воспитанию младших дошкольников сформулированы в основной общеобразовательной программе дошкольного воспитания «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Согласно Программе, эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста предполагает : «Развитие интереса к окружающему миру: направление внимания детей на то, в какой чистой, светлой комнате они играют и занимаются, как много в ней ярких, красивых игрушек, как аккуратно заправлены кровати, на которых они спят. На прогулке привлечение дошкольников к красивым растениям, оборудованию участка, удобному для игр и отдыха».

Программа эстетического воспитания направлена на формирование восприятия, воображения, памяти, развитие интересов, чувств, склонностей и способностей, которые содействуют возникновению активного положительного отношения к жизни.

В числе программных требований названы также навыки культурного поведения: аккуратно одеваться и раздеваться, следить за чистотой и внешним видом и другие. Эти требования относятся и к физическому развитию, и к социально-личностному воспитанию. Эстетическое воспитание невозможно без овладения навыков культуры поведения, культуры деятельности, этикета, труда, игровой культуры и т. д.

Согласно требованиям ФГОС ДО, планируемые результаты освоения Программы, в том числе и по эстетическому воспитанию младших дошкольников, «конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей». Это значит, что при планировании работы по эстетическому воспитанию необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития дошкольников на каждом этапе, а также образовательные задачи.

Т. С. Комарова выдвигает следующие задачи эстетического воспитания младших дошкольников :

1. Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.

2. Приобщать детей к деятельности в области искусства, обучая их первоначальным художественным знаниям, практическим умениям, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в окружающую среду, общественные отношения.

3. Формировать основы эстетического вкуса и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.

4. Развивать художественно-творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением. Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развертывается его творческая деятельность.

5. Развивать способность воспринимать и любить прекрасное в окружающем».

Н. А. Ветлугина добавляет: «Важно научить детей различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок».

Решение обозначенных задач напрямую определяется возрастными особенностями развития младших дошкольников, их способностями, оказывающими непосредственное влияние на эстетическое воспитание. Рассмотрим некоторые из них.

В младшем дошкольном возрасте детей привлекает все новое, яркое, ребенок радуется разноцветным игрушкам, красочным предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» является постоянным спутником речи детей. Они слушают песни, сказки, рассматривают иллюстрации.

Согласно С. Ю. Мещеряковой, «источником радостных переживаний одновременно с действительностью становится музыкальное и изобразительное искусство. В процессе эстетического воспитания у младших дошкольников происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного».

Красота воспринимается младшими дошкольниками как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако, как замечает Т. Н. Доронова, восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.

Эстетическое воспитание связано и с развитием сенсорной культуры, формированием сенсорных эталонов цвета, звука. Согласно Л. А. Венгеру, «Младшие дошкольники могут воспринимать до семи и более цветов, различать некоторые оттенки».

Показателем эстетического воспитания является и умение наблюдать изменения в природе: яркое солнышко, звонкие капельки дождя, пушистые снежинки, разноцветные листочки и т. д. Дети учатся давать цветовую характеристику объектов природы: голубое небо, зеленый лес, белый снег, белые ромашки и т. д.

В общественной жизни младшие дошкольники способны воспринимать красочное оформление помещений, радоваться празднику. Важным показателем эстетического воспитания является умение соблюдать простейшие правила поведения в коллективе, проявлять желание помочь товарищу, стремиться участвовать в совместной деятельности.

Большое значение в эстетическом воспитании играет развитие изобразительной деятельности. Хотя графические образы бедны, у одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы, дети в своих рисунках уже могут использовать цвет. Положительное влияние оказывает и аппликация. В этом возрасте им доступны простейшие виды аппликации. В программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы и др. указано: «Дети учатся симметричному расположению элементов аппликации, упражняются в составлении узора, чередовании деталей по цвету и (или) форме, украшают платки для мамы, шапки и шарфы, посуду (блюдца и чашки)».

К концу младшего дошкольного возраста у детей формируются основы эстетического воспитания, проявляющиеся в особенностях поведения. Они стремятся сопереживать чужую радость и печаль, эмоционально реагируют на доступные их пониманию явления окружающей действительности, проявляют активные попытки преобразовать игровой быт, желание участвовать в посильном художественном труде, способность радоваться успехам других. Младшие дошкольники учатся жить и действовать по законам красоты, замечать красоту вокруг себя, поддерживать ее в доступных видах детской деятельности.

Таким образом, проблема эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста определяется содержанием понятия, его влиянием на формирование личности, развитием умений замечать прекрасное в природе, общественной жизни, в быту, искусстве, проявлять эстетические чувства и эмоции, желание жить в красоте, создавать красоту вокруг себя. Основное содержание проблемы представлено в психолого-педагогических исследованиях и учебно-методических пособиях Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготского, Н. В. Дубровской,С. А. Козловой, Т. С. Комаровой, Н. П. Сакулиной. Исследователи отмечают связь эстетического воспитания с игрой, музыкой, трудом, природой, значительную роль отводя изобразительной деятельности. Благодаря развитию психических процессов, способностей к творческой деятельности, младшие дошкольники способны проявлять основы эстетического вкуса в рисовании, аппликации, лепке, эмоционально реагировать на результат, радоваться собственным успехам и успехам окружающих.

Проведенный анализ позволяет нам заключить, что учет возрастных особенностей, программных задач, требований ФГОС ДО, рекомендаций, представленных в психолого-педагогических исследований, обеспечит эффективное решение проблемы эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы)Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) Автор: Лузина Е. Ф, воспитатель, МБ ДОУ «ЦРР – Детский сад № 224» Кемеровской области, города Новокузнецка. В настоящее время в образовательном.

Формирование эстетического вкуса детей дошкольного возраста на примере новогоднего украшения группы по сказке «Три поросенка»Формирование эстетического вкуса детей дошкольного возраста на примере новогоднего украшения группы по сказке «Три поросенка» Новый год – самый долгожданный праздник для детей. Каждый из нас с теплотой хранит воспоминания о праздновании Нового года в детском саду,.

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться своими впечатлениями о моем посещении семинара, который проходил на базе детского сада.

Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возрастаФотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста «Раз-ладошка, два - ладошка».

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для родителей «О задачах художественно-эстетического воспитания» Консультация для родителей: «О задачах художественно-эстетического воспитания» Средством общения между людьми является слово… Ребенок лишь.

Планшет из фетра для воспитания культурно-гигиенических навыков у детей группы раннего и младшего дошкольного возрастаПланшет из фетра для воспитания культурно-гигиенических навыков у детей группы раннего и младшего дошкольного возраста Случайно наткнулась в интернете на планшет "Микробы" и была восхищена задумкой и исполнением. И спешу поделится своим вариантом (с немного.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Сказки о животных как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Одним из самых распространенных литературных жанров, с которым дети знакомятся еще с раннего детства, являются сказки о животных. И начинаем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 октября 2021 в 18:23
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Бармышева (УИ 389052) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД