Гюльзар Самедова
«В поиске золотого ключика». Проблемно-поисковая технология (экспериментирование)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие поисковой активности детей в процессе экспериментальной деятельности.
Задачи:
• Формировать у детей элементарные представления о физических свойствах предметов; поощрять выдвижение гипотез детьми; стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.
• Развивать у детей мыслительные операции – анализ.
• Развивать исследовательскую активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, формировать на их основе устойчивые познавательные интересы.
Публикация «„В поиске золотого ключика“, Проблемно-поисковая технология (экспериментирование)» размещена в разделах
• Формировать у детей умение чётко решать поставленные задачи самостоятельно и при взаимодействии со сверстниками; развивать и закреплять сенсорные способности
• Приучать детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний; воспитывать культуру речевого общения; расширять словарный запас детей, обогащая лексический запас (магнит, магнетизм).
• Воспитывать аккуратность при работе с водой.
Планируемый результат: дети активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых проблемных задач; высказывают свою точку зрения; проявляют интерес к исследовательской деятельности; имеют элементарные представления о свойствах магнита.
Предварительная работа: игры с магнитной доской и магнитными буквами; игры с магнитом в уголке экспериментирования, знакомство с правилами безопасного поведения во время экспериментирования.
Труд: способствовать развитию навыков самостоятельности при изготовлении инструмента для исследования.
Оборудование и материалы: скрепки, кусочек тряпки, палочки, резинка, пластмассовая крышка, железная крышка, веревка, стеклянная баночка, камешки, магнит, тазики с водой.
Технические средства : телевизор, компьютер.
Мотивация: установление положительного контакта, мотивация на последующую деятельность.
Ход занятия:
Вос-ль: Ребята сегодня к нам пришли гости поздоровайтесь и садитесь, пожалуйста, на свои места.
Ой, ребята, по-моему, к нам на электронную почту пришло письмо. Интересно от кого письмо, вы хотите узнать?
Ответы детей: …. Да.
Вос-ль: (читает письмо, слайд 1)
Ребята, я сегодня опаздывал в школу и когда бежал через мостик уронил золотой ключик в речку. У меня в рюкзаке кроме книжек и тетрадей есть разные предметы, но я не знаю, как можно ими воспользоваться, чтобы достать из речки ключ.
Ребята помогите мне:
«Как достать золотой ключ из речки с помощью этих предметов?»
Вос-ль: Буратино написал, что у него в рюкзаке есть разные предметы.
Хотите узнать какие это предметы?
Ответы детей: …. Да.
Вос-ль: (показ слайда 2)
Дети перечисляют: (скрепки, кусочек шерстяной ткани, резинка, пластмассовая крышка, железная крышка, веревка, деревянные палочки, камешки, разных размеров магнит)
Вос-ль: Ребята у Буратино возникла проблема «Как достать золотой ключ из речки с помощью этих предметов?»
Вос-ль: Поможем Буратино?
Ответы детей: …. Да.
Вос-ль: У нас в группе есть мини лаборатории, в которой очень много разных предметов, давайте посмотрим, может все эти предметы есть и в нашей лаборатории. Ребята проходите, пожалуйста, в нашу лабораторию.
Выберите и отложите в сторону те предметы, о которых говорил Буратино?
Вос-ль: (актуализация знаний)
• Ребята все эти предметы разные или одинаковые?
Ответы детей: …. (разные)
• Определите, пожалуйста, из какого материала сделаны эти предметы?
(из железа, пластмассы, резина, дерева, из стекла)
• Какие ни - будь предметы, взаимодействуют между собой?
(некоторые предметы притягивают друг друга)
• Какие предметы притягивают друг друга?
(магнит притягивает скрепки, болтики, гайки, железные крышки)
• Почему к магниту притянулись скрепки, болтики, гайки, металлические
крышки.
(скрепки, болтики, гайки, железные крышки сделаны из железа)
Вос-ль: Какой вывод мы с вами сделаем?
(что магнит притягивает только железные предметы)
• Какие предметы не примагничиваются к магниту.
(ткань, дерево, пластмасса, резина, камни, стекло)
• Как проверить?
(нужно взять магнит поднести его к разным предметам и посмотреть притянет ли их магнит).
Вос-ль: Ребята, это свойство магнита примагничивать предметы называется магнетизм, от слова магнит.
Выдвижение гипотезы:
Вос-ль: Мы с вами, многое узнали о предметах, которые Буратино носил в рюкзаке, но как с помощь этих предметов достать ключ из речки?
Ответы детей: ….(рассуждения детей)
Вос-ль: Вы выдвинули много интересных гипотез, а как проверить, чья гипотеза правильная?
Ответы детей: …. (провести эксперимент)
Вос-ль: Прежде чем мы с вами отправимся в экспериментальную лабораторию, мы с вами немного отдохнём.
Физ. Минутка: Воспитатель читает, а дети выполняют движение со словами:
Буратино раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно удочку нам взять.
Вос-ль: Вспомните, пожалуйста, правила поведения, когда мы с вами проводим эксперименты, какие меры безопасности нужно соблюдать?
Ответы детей: ….(рассуждения детей)
Вос-ль: (проверка гипотезы)
Проходите, пожалуйста, в экспериментальную лабораторию, и
начинайте проверять ваши гипотезы.
1. Эксперимент : (тазик с водой, ключ, палочка, веревка, магнит)
Вос-ль: Ребята вы провели эксперимент, какой вывод вы сделали?
Ответы детей: …. (сделав удочку и привязав магнит к веревочки можно достать из речки ключ).
Вос-ль: А какая гипотеза была неверной?
Ответы детей: …. (сделав удочку, привязав скрепку в виде крючка к веревочке нельзя достать со дна речки ключ).
Вос-ль: Скажите, пожалуйста, а магнит в воде теряет свои свойства примагничивать железные предметы?
Ответы детей: …. (магнит не потерял свои свойства в воде
примагничивать железные предметы)
Вос-ль: Молодцы ребята, сегодня мы с вами путем эксперимента нашли правильное решение, как Буратино сможет с помощью этих предметов достать ключ из речки.
Вос-ль: А вот у меня возник вопрос. Почему Буратино сам не опустился в воду и не достал ключик?
Ответы детей: …. (рассуждения детей)
Вос-ль: Давайте проведем еще один эксперимент.
2. Эксперимент : (тазик с водой, деревянные брусочки)
Вос-ль: Ребята, какой у нас результат?
Ответы детей: …. (Буратино, не может этого сделать, потому что он деревянный и сразу же всплывет на поверхность).
(дети садятся на свои места)
ИТОГ:
Схема - проблема.
• Как достать золотой ключик из речки с помощью разных предметов?
Схема – актуализация знаний.
• Мы узнали, какими свойствами обладают все эти предметы.
Схема – выдвижение гипотезы.
• Мы путем предположений решили, что магнитом можно достать ключ из речки, потому что ключ железный.
Схема – проверка гипотезы.
• Провели эксперимент, и подтвердили правильность нашей гипотезы.
Схема – итог.
• Мы смогли помочь Буратино.
Вос-ль: Молодцы ребята, сегодня мы с вами путем эксперимента нашли правильное решение, как Буратино сможет с помощью этих предметов достать ключ из речки.
А еще мы узнали, почему он сам не решился достать ключ из речки. Мы с вами решили проблему Буратино?
Ответы детей: …. (Да)