Анна Миронова
Проблемы организации коллективной изобразительной деятельности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема приобщения детей к духовным ценностям общества предполагает в первую очередь формирование нравственных и эстетических качеств личности, поэтому многие отечественные и зарубежные педагоги рассматривают процессы нравственного и эстетического воспитания детей в тесной взаимосвязи. Большое значение такой подход имеет при воспитании детей дошкольного возраста, для которых, в силу их возраста прекрасное и доброе, злое и плохое не разделяются.
Публикация «Проблемы организации коллективной изобразительной деятельности старших дошкольников» размещена в разделах
Нравственно - эстетическое воспитание может достигаться при помощи разных средств, одним из самых главных является изобразительная деятельность, она включает в себя рисование, аппликацию и лепку. Изобразительная деятельность может осуществляться индивидуально, а может объединяться в общую композицию или, другими словами, коллективную работу.
Коллективная изобразительная деятельность – это эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Содержание изображаемого, которое несет заряд мировоззренческих, эстетических, этических идей, способствует как решению задач эстетического и художественного воспитания, так и активно воздействует на формирование сознания личности в целом, а коллективная форма организации дает возможность формировать навыки и умения работать вместе, строить общение, формирует представления о взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.
Коллективное художественное творчество формирует у детей коммуникативные навыки, то есть навыки общения друг с другом, а также способствует более свободному общению ребенка со взрослыми.
Анализируя поступки ребят в детском саду и на улицах города, можно заметить, что они стремятся к удовлетворению, в первую очередь, своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих их людей, а порой даже не подозревая о них. Именно в детском саду ребенок должен научиться жить в обществе.
В современном мире многие родители чересчур опекают свое чадо, воспитывая в нем эгоиста, не считающегося с интересами других. Именно коллективные занятия в детском саду способствуют формированию у старших дошкольников положительных отношений со сверстниками, содействовуют оказанию помощи тем, кто в ней нуждается, воспитывают навыки работы в коллективе, формируют умение выполнять часть общего изображения, способствуют развитию технических и изобразительных умений, воспитывают чувство коллективизма, формируют способность передавать в своих работах внутреннее состояние других людей, сопереживать, развивают речевое и игровое общение, формируют нравственные и эстетические чувства.
Актуальность проблемы организации коллективной изобразительной деятельности старших дошкольников заключается в следующем:
1. Недостаточное количество выпускаемой современной методической литературы;
2. Эпизодичность;
3. Потеря ценностей в обществе;
4. Трудности в планировании;
5. Отношение родителей
В соответствии с ФГОС ДО задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» включают в себя:
— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Руководство коллективной изобразительной деятельностью требует от педагога больших усилий, чем просто индивидуальная деятельность, методика нуждается в тщательном продумывании всех этапов работы и согласований, рациональном размещении материалов и оборудования.
На коллективных занятиях по изобразительной деятельности при выборе тем и методик необходимо учитывать:
1. Место коллективной деятельности в тематическом плане и в структуре занятия по рисованию;
2. Возрастные особенности детей - участников коллективной изобразительной деятельности;
3. Посильность задания и доступность изобразительной технологии её выполнения.
Педагогу необходимо уметь распределить работу по созданию изображений между детьми, чтобы каждому было интересно, чтобы дошкольнику было по силам создать свою часть общей композиции, и он смог проявить себя наилучшим образом, используя свои способности, возможности, достигнув при этом высоких результатов.
В своей работе при организации коллективной изобразительной деятельности мы в начале занятия обговариваем с дошкольниками, какого цвета взять бумагу, краски, пластилин, обговариваем всю композицию. Таким образом, советуясь с детьми, мы способствуем развитию их активности, творческой самостоятельности, так как у детей при таком руководстве формируется умение коллективно обсуждать предстоящую творческую деятельность, планировать ее, распределять усилия между всеми участниками, понимать участие каждого в общей композиции, учиться прислушиваться к мнению других.
Условия организации коллективной изобразительной деятельности на занятиях в детском саду :
1. Подбор оборудования
2. Систематическое включение каждого ребенка в процесс коллективной деятельности
3. Учет нагрузки интересов, способностей ребенка
4. Создание эмоционально – положительной обстановки
5. Создание мотивации
6. Создание в группе позитивной атмосферы
7. Поощрения в процессе по результатам деятельности.
8. Демонстрация заинтересованности педагога.
Основными возрастными особенностями старших дошкольников, влияющих на их художественный интерес и активность в изобразительной деятельности являются :
. Высокая эмоциональность;
· Целостность восприятия;
· Развитое воображение;
· Конкретно - образное мышление;
· Высокий уровень проявления индивидуальности и самостоятельности в работе;
· Увлечённость процессом деятельности;
· Низкая направленность интереса на качество результата;
· Лёгкое переключение с одного вида деятельности на другой;
· Быстрая утомляемость от однообразной работы.
В связи с рассматриванием проблемы можно все возрастные характеристики разделить на две основные группы. В первую группу входят параметры, которые затрудняют совместные действия: высокий уровень самостоятельности, низкая направленность интереса на результат, быстрая утомляемость однообразной деятельностью. Во вторую - положительное влияние на коллективную деятельность : высокая эмоциональность, конкретно - образное мышление, лёгкое переключение с одного вида деятельности на другой, увлечённость процессом работы.
Таким образом, знания возрастных особенностей детей 5 - 6 лет дают воспитателю возможность подобрать такую форму и методику организации коллективной деятельности, которая бы не препятствовала проявлению индивидуальных способностей детей - как изобразительных, так и организаторских, и делала бы изобразительную деятельность посильной, содействуя успеху в совместном творчестве.
Доступность являются одним из основных дидактических принципов организации коллективного творчества на занятиях. Коллективная изобразительная деятельность для дошкольников должна иметь эмоциональный окрас и черты, схожие с игрой.
Посильность занятия совместного труда - еще одно требование к коллективной деятельности. Доступность и посильность, лёгкость в выполнении задания и получения качественного результата совместной работы на первых порах является хорошим стимулом развития творческой активности детей и их интереса к коллективной деятельности. Доступность занятия во многом зависит не только от уровня готовности детей к изобразительной деятельности, объёма умений и навыков, но и от возможности работать сообща. Если результат коллективного творчества по качеству будет ниже результата индивидуальной работы, и не будет соответствовать эстетическим требованиям, то он может вызвать у детей отрицательное отношение к совместной деятельности. Трудности в реализации задуманного, недооценка индивидуального вклада в результат совместного труда отрицательно влияют на интерес к совместной изобразительной деятельности.
Основными причинами неудачи в совместной изобразительной деятельности могут быть :
· Трудоёмкость знания, для выполнения которого требуется более одного занятия;
· Сложность и недоступность изобразительной техники для совместной деятельности;
· Отсутствие размерности и цветового единства в коллективной композиции;
· Эклектика изобразительных материалов и средств в исполнении деталей, часть общей композиции.
Чтобы содержание и процесс коллективной деятельности был доступным каждому из её участников, необходимо знать уровень готовности каждого ребёнка к этой работе, его интересы.
Таким образом, совместное творчество позволяет детям, испытывающим определенные трудности при общении с другими детьми, быстрее наладить диалог с ними, снизить конфликтность, агрессивность, повышенную эмоциональность, замкнутость, застенчивость. В процессе выполнения коллективных работ дети учатся договариваться о выполнении совместной работы, учатся уступать друг другу, помогать.
Коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании дошкольников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающие потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности. Коллективная деятельность как игровой приём способствует активному вовлечению детей в образовательный процесс их систематизации и закрепления. Результат коллективной деятельности имеет огромное значение в воспитании социально - активной позиции дошкольников.
Список используемой литературы
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1991. - 276с.
2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2004. - 193с.
3. Доронова Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности // Ребенок в детском саду. - № 4. - 2008. - 21-29; № 5. - 2008. - 3-13.
4. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.
5. Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. Учебное пособие. М. : «Российское педагогическое агентство», 1998. -106 с.
6. Леонтьев А. А. Речевая деятельность // Основы теории речевой деятельности. -- М., 1974.
7. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду : планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. - М. : «КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА», 2006. - 208 с., 8 вкл.
8. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3 –е изд., испр. и доп. –М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 368с.
9. Сакулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 2007. - 202 с.