Папки-передвижки

Проблемы взаимоотношений в семьях с ребенком с ограниченными возможностями здоровья

Ирина Бобарыкина
Проблемы взаимоотношений в семьях с ребенком с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время мало изучен вопрос о том, как одним семьям удается сохранить стабильность, не смотря на тяготы ухода за ребенком с ограниченными возможностями здоровья, а другие семьи не справляются с этой сложной жизненной задачей.

Специфические механизмы, позволяющие родителям выдерживать хроническое напряжение, регулировать уровень тревожности, эффективно решать задачи обучения и воспитания ребенка с особыми познавательными потребностями, должны быть научно проработаны и иметь необходимую методическую базу.

Публикация «Проблемы взаимоотношений в семьях с ребенком с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

В связи с этим актуальным является исследование функционирование семейной системы и особенностей личности родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Ведь социальный опыт, впервые полученный ребенком посредством взаимоотношений с близким взрослым, является основополагающим для дальнейшего развития его личности, его адаптации к социуму.

Исследователи отечественной школы - С. Я. Рубинштейн, А. Р. Лурия, С. А. Морозов, В. В Лебединский, М. С. Певзнер в своих ранних исследованиях

семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, преимущественно основное внимание уделяли самому ребенку : изучались вариации отклонений, темпов развития и прогнозы.

Далее специалистами Одиноковой Г. Ю., Айвазян Е. Б., Иневаткиной С. Е., и др. активно изучались детско-родительские отношения, в основном взаимоотношения матери и ребенка, где особое внимание уделяли анализу внутренней материнской позиции. Изучались также неправильные типы воспитания в семьях, имеющих ребенка с нарушениями в развитии.

Позже в исследованиях появился системный семейный подход, который расширил научный взгляд на семью : развитие ребенка стало рассматриваться с учетом взаимодействия и взаимного влияния членов семьи друг на друга.

Благодаря системному подходу видения семьи, внимание уделялось не только изучению психического дизонтогенеза ребенка, но и функционированию всей семейной системы, взаимодействиям и отношениям между так называемыми подсистемами внутри семьи. Изучалось влияние нарушений ребенка на членов семьи, ближайшее окружение родственников, близких. А так же исследовалось взаимодействие семьи и ребенка с ОВЗ с социальным окружением.

В рамках системного подхода была разработана социально-экологическая модель, которая позволяла выявлять проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В социально-экономической модели семья рассматривается как микросистема, которая состоит из нескольких подсистем, например, «мать-особый ребенок», «отец-особый ребенок», «мать-здоровый ребенок», «отец - здоровый ребенок», «особый ребенок - здоровый сибилинг» и т. д. Каждую из подсистем характеризуют особенности взаимоотношений, заключающиеся в негативном компоненте, психологической проблеме.

Например, в подсистеме «мать — особый ребенок» может проявляться повышенная тревожность, депрессия матери, ее нестабильное эмоциональное состояние, чувство вины

. В подсистеме «отец — особый ребенок» отец может испытывать негативное отношение к ребенку, отказываться принимать участие в жизни ребенка, самоустранение от проблем и трудностей, отсутствие чувства ответственности.

Проблемой подсистемы «мать — отец» является отказ принятия нарушения у ребенка, отрицание, особенно на начальных стадиях, преобладание сильных негативных чувств по отношению к себе, партнеру и ребенку.

В подсистеме «мать (отец)-здоровый ребенок проблемы могут состоять в том, что основное внимание, и даже чрезмерное его количество, (а также количество обязанностей) уделяется особому ребенку, тогда как его брат (сестра) остро ощущают нехватку внимания со стороны родителей.

В подсистеме «особый ребенок — здоровый ребенок» чувства у здорового ребенка могут проявляться негативные чувства и эмоции по отношению к особому ребенку — вина, стыд или страх заразиться болезнью сиблинга.

Ближайшее окружение семьи : родственники, друзья, коллеги, специалисты социальных служб, врачи, а также другие родители составляют так называемую мезосистему, в которую включена семья с ребенком с ОВЗ.

Проблемы возникают также у родственников, которые не имеют возможности или желания оказать помощь и поддержку семье, не могут принять особого ребенка.

Согласно социально-экологической модели, на семью оказывает воздействие не только мезосистема, но также и эко— и макросистемы, которые представляют собой системы образования, здравоохранения, социальной политики. Они также оказывают влияние на семью со стороны средств массовой информации, принятых в обществе культурных, социально-экономических, политических ценностей.

Таким образом, рассматривая социально-экологическую модель семьи, в которой воспитывается ребенок с ОВЗ мы можем глубже вникнуть в суть и понять проблемы таких семей.

Список литературы:

1. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М. : Владос, 2004. - 407 с.

2. Половинкина О. Б. Психолого-педагогическая работа дефектолога с родителями в отделении по выхаживанию и реабилитации маловесных детей. // Дефектология. 2003.- №2. - С. 35-39.

3. Савина Е. А., Чарова О. Б. Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии. // Вопросы психологии. 2002.-№6.-С. 15-23.

4. Селигман М. Обычные семьи, особые дети / М. Селигман, Р. Дар-

линг. М. : Теревинф, 2007. -368 с.

5. Хорошева Е. В. Сравнительное исследование семей, имеющих ре-

бенка с нормативным и нарушенным развитием // Психологическая наука

и образование. № 5., 2010.- С. 5259.

6. Шамионов, Р. М. Соотношение адаптационной готовности и соци- альной активности личности / Р. М. Шамионов // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2012. – Т. 5. – № 2. – С. 72-80.

Публикации по теме:

Дети с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ Термин "дети с ОВЗ" в дошкольных образовательных учреждениях появился совсем недавно. Это правовое понятие было введено принятым в 2012.

Организация и содержание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья Аннотация: предлагаемая статья раскрывает ведущие направления, принципы организации и формы работы деятельности Службы ранней помощи в ДОУ.

Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Этапы проекта: I. Подготовительный II. Деятельный III.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания – важная составляющая часть культуры поведения. Привитые в детстве.

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья Сегодня в нашей стране около двух миллионов детей, которым требуется особый педагогический подход. Из-за особенностей психофизического развития.

Инструментарий психолого-педагогического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья Данная методика необходима для того, чтобы составить общую картину развития ребёнка старшего дошкольного и младшего школьного возраста с.

Картотека подвижных игр для детей с ограниченными возможностями здоровья Подвижные игры для слабовидящих или слепых детей «Узнай фигуру» Цель: развитие тактильной чувствительности, обучение навыкам узнавания формы.

Педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровьяПедагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья Педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья О. Н. Белова город Новочебоксарск Чувашская Республика.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья Дети с ограниченными возможностями -это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы взаимоотношений в семьях с ребенком с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 4 февраля 2019 в 17:26
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД