Анна Алферова
Продуктивная деятельность как средство развития связной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Продуктивная деятельность как средство
«Очень рано ребенок начинает стремиться, самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их.
Публикация «Продуктивная деятельность как средство развития связной речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось». Н. К. Крупская.
Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определенный продукт. К продуктивным видам деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация, театрализованная деятельность, опытно-экспериментальная деятельность и т. д.
Выготский Л. С., Полуянов Ю. А. и некоторые другие авторы относят к дошкольному возрасту возникновение способности самостоятельно образовывать продуктивные цели.
Как заметила Урунтаева Г. А. продуктивная деятельность дошкольника, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.
Занятия продуктивной деятельностью вызывают интерес, способствуют снятию напряжения, перенагрузки, утомляемости и речевому развитию.
По словам Урунтаевой Г. А., осваивая эту деятельность, ребенок учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином виде.
Продуктивная деятельность дает ребенку возможность реализовать свои творческие способности, развивать коммуникативные умения, так как ребенок должен уметь свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное у него развивается познавательный интерес, любознательность.
Продуктивная деятельность способствует интегрированию различных видов деятельности в рамках одного занятия, подчинение их одной цели – дальнейшее речевое развитие и развитие личности ребенка.
Рисование, лепка и аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Во всех видах продуктивной деятельности: лепке, аппликации, рисовании, конструировании, ручном труде наряду с решением основных задач, можно успешно осуществлять развитие речи детей. На таких занятиях ребята сами создают что-то новое, углубляют и расширяют свои представления об окружающем мире, проявляют творческую активность и, как правило, охотно вступают в разговор по поводу содержания своих работ. В специально организованной продуктивной деятельности возникают естественные благоприятные ситуации, способствующие проявлению речевой активности детей. По замыслу легко создаются и специальные проблемные ситуации, позволяющие целенаправленно вводить в активную речь детей сложные грамматические категории и определенные синтаксические конструкции, совершенствовать связное высказывание. Для развития речи детей используются следующие элементы занятий:
• обсуждают с детьми предстоящую деятельность, её этапы, выбор способов действия;
• объясняют смысл каждого действия и тем самым не только развивают активную речь детей, но и учат их работать по плану, выраженному в слове.
Дети рисуют по своему замыслу, изображают сюжет, который определили для себя в словесной форме. В конце занятия рассказывают о том, что получилось, и таким образом сюжет варьируется в связном высказывании, речь становится мобильной, подвижной. Дети сооружают постройку по заранее заготовленному образцу, а потом сравнивают свою постройку с образцом; им необходимо различать и адекватно употреблять в активной речи не только названия предметов, но и слова, обозначающие действия с предметами и признаки действий. Дети готовят аппликацию по словесному описанию, стараясь воспроизвести всё, что указанно в инструкции. В конце занятия предлагается вспомнить инструкцию и сравнить её с тем, что получилось. Таким образом, у детей воспитываются внимание к речи, умение получать и использовать выраженную в ней информацию, развивается умение активно пользоваться словом - описывать свои действия и оценивать результат. В коллективной лепке необходимо содержательно общаться: формулировать общую цель, обсудить тему, сюжет, композицию, распределять, кто, что будет лепить, планировать свои действия, намечать их последовательность, сравнивать результат с замыслом и т. д. Дать образец того, как правильно и культурно можно построить своё высказывание в общем разговоре.
Замысел и результат - продукт детской деятельности - всегда четко определены в слове. Это позволяет использовать разнообразные её виды для коррекции недоразвития речи. Процесс создания изобразительных работ полезно сопровождать речевыми высказываниями детей. Остановимся на некоторых специфических приёмах развития и активизации речи детей с ОНР на занятиях изобразительной деятельностью и конструированием.
Педагогом создаются условия для дальнейшего развития речи, развития и совершенствования планирования, регулирования и контролирования детьми с общим недоразвитием речи собственных действий в процессе выполнения заданий по изобразительной деятельности и конструированию.
Таким образом, мониторинг продуктивной деятельности и речевого развития подтвердил выдвинутую мною гипотезу о повышении уровня речевого развития дошкольников в результате продуктивной деятельности, о целесообразности ее использования в образовательной и свободной деятельности дошкольников. Так же мониторинг показал, что с усложнением продуктивной деятельности укрепляются мышцы рук, а так как речь напрямую связана с развитием кисти и пальцев, соответственно речь становится более насыщенной: активизируется словарь, формируется звуковая культура речи, грамматический строй, развивается связная и образная речь, повышается речевая активность детей.
С целью повышения речевой активности детей педагогам следует максимально использовать:
предметно–развивающую среду; расширять представления о продуктивной деятельности; активно использовать все формы продуктивной деятельности, как в образовательной, так и в других видах деятельности, продолжать знакомить с различными видами рисования и аппликации, активно использовать нетрадиционные техники в рисовании и аппликации, развивать конструктивные навыки работы с различным материалом.
Таким образом, речевое развитие детей дошкольного возраста эффективно при условии систематического использования продуктивной деятельности в работе с детьми.