Получи документы

Продуктивная деятельность как средство развития связной речи

Анна Алферова
Продуктивная деятельность как средство развития связной речи
▼ Скачать + Заказать документы

Продуктивная деятельность как средство

развития связной речи

«Очень рано ребенок начинает стремиться, самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их.

Публикация «Продуктивная деятельность как средство развития связной речи» размещена в разделах

Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось». Н. К. Крупская.

Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определенный продукт. К продуктивным видам деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация, театрализованная деятельность, опытно-экспериментальная деятельность и т. д.

Выготский Л. С., Полуянов Ю. А. и некоторые другие авторы относят к дошкольному возрасту возникновение способности самостоятельно образовывать продуктивные цели.

Как заметила Урунтаева Г. А. продуктивная деятельность дошкольника, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Занятия продуктивной деятельностью вызывают интерес, способствуют снятию напряжения, перенагрузки, утомляемости и речевому развитию.

По словам Урунтаевой Г. А., осваивая эту деятельность, ребенок учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином виде.

Продуктивная деятельность дает ребенку возможность реализовать свои творческие способности, развивать коммуникативные умения, так как ребенок должен уметь свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное у него развивается познавательный интерес, любознательность.

Продуктивная деятельность способствует интегрированию различных видов деятельности в рамках одного занятия, подчинение их одной цели – дальнейшее речевое развитие и развитие личности ребенка.

Рисование, лепка и аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Во всех видах продуктивной деятельности: лепке, аппликации, рисовании, конструировании, ручном труде наряду с решением основных задач, можно успешно осуществлять развитие речи детей. На таких занятиях ребята сами создают что-то новое, углубляют и расширяют свои представления об окружающем мире, проявляют творческую активность и, как правило, охотно вступают в разговор по поводу содержания своих работ. В специально организованной продуктивной деятельности возникают естественные благоприятные ситуации, способствующие проявлению речевой активности детей. По замыслу легко создаются и специальные проблемные ситуации, позволяющие целенаправленно вводить в активную речь детей сложные грамматические категории и определенные синтаксические конструкции, совершенствовать связное высказывание. Для развития речи детей используются следующие элементы занятий:

• обсуждают с детьми предстоящую деятельность, её этапы, выбор способов действия;

• объясняют смысл каждого действия и тем самым не только развивают активную речь детей, но и учат их работать по плану, выраженному в слове.

Дети рисуют по своему замыслу, изображают сюжет, который определили для себя в словесной форме. В конце занятия рассказывают о том, что получилось, и таким образом сюжет варьируется в связном высказывании, речь становится мобильной, подвижной. Дети сооружают постройку по заранее заготовленному образцу, а потом сравнивают свою постройку с образцом; им необходимо различать и адекватно употреблять в активной речи не только названия предметов, но и слова, обозначающие действия с предметами и признаки действий. Дети готовят аппликацию по словесному описанию, стараясь воспроизвести всё, что указанно в инструкции. В конце занятия предлагается вспомнить инструкцию и сравнить её с тем, что получилось. Таким образом, у детей воспитываются внимание к речи, умение получать и использовать выраженную в ней информацию, развивается умение активно пользоваться словом - описывать свои действия и оценивать результат. В коллективной лепке необходимо содержательно общаться: формулировать общую цель, обсудить тему, сюжет, композицию, распределять, кто, что будет лепить, планировать свои действия, намечать их последовательность, сравнивать результат с замыслом и т. д. Дать образец того, как правильно и культурно можно построить своё высказывание в общем разговоре.

Замысел и результат - продукт детской деятельности - всегда четко определены в слове. Это позволяет использовать разнообразные её виды для коррекции недоразвития речи. Процесс создания изобразительных работ полезно сопровождать речевыми высказываниями детей. Остановимся на некоторых специфических приёмах развития и активизации речи детей с ОНР на занятиях изобразительной деятельностью и конструированием.

Педагогом создаются условия для дальнейшего развития речи, развития и совершенствования планирования, регулирования и контролирования детьми с общим недоразвитием речи собственных действий в процессе выполнения заданий по изобразительной деятельности и конструированию.

Таким образом, мониторинг продуктивной деятельности и речевого развития подтвердил выдвинутую мною гипотезу о повышении уровня речевого развития дошкольников в результате продуктивной деятельности, о целесообразности ее использования в образовательной и свободной деятельности дошкольников. Так же мониторинг показал, что с усложнением продуктивной деятельности укрепляются мышцы рук, а так как речь напрямую связана с развитием кисти и пальцев, соответственно речь становится более насыщенной: активизируется словарь, формируется звуковая культура речи, грамматический строй, развивается связная и образная речь, повышается речевая активность детей.

С целью повышения речевой активности детей педагогам следует максимально использовать:

предметно–развивающую среду; расширять представления о продуктивной деятельности; активно использовать все формы продуктивной деятельности, как в образовательной, так и в других видах деятельности, продолжать знакомить с различными видами рисования и аппликации, активно использовать нетрадиционные техники в рисовании и аппликации, развивать конструктивные навыки работы с различным материалом.

Таким образом, речевое развитие детей дошкольного возраста эффективно при условии систематического использования продуктивной деятельности в работе с детьми.

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Театрализованная деятельность как средство развития речиТеатрализованная деятельность как средство развития речи Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Театрализованная деятельность детей второй младшей группы, как средство развития речи Введение Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; у детей в этот период особый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Продуктивная деятельность как средство развития связной речи
Опубликовано: 23 декабря 2021 в 23:40
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Продуктивная деятельность как средство развития связной речи» (включая файлы) размещена пользователем Анна Алферова (УИ 2744678) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД