Екатерина Барабаш
Проект по адаптации детей раннего возраста «Я иду в детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : «Я иду в детский сад»
Тип: Социальный.
Целевая группа: Дети с 2 года до 3 лет, их родители. Педагоги группы.
Участники: Педагоги группы, педагог - психолог, родители, дети.
Масштаб: Проект средней продолжительности
Сроки реализации: Сентябрь - ноябрь 2017 года
Публикация «Проект по адаптации детей раннего возраста „Я иду в детский сад“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Основания для разработки. Проблема. : Проблема выбранной темы заключена в том что, процесс адаптации ребенка к ДОУ имеет свои сложности, что обусловливает важную роль педагогической поддержки ребенка в этот период. Необходима такая организация жизни ребенка раннего возраста в учреждении, которая обеспечит наиболее адекватное, и почти безболезненное приспособление к новым условиям; позволит сформировать положительное отношение к детскому саду и навыкам общения, не только со взрослыми людьми но и со сверстниками. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка. Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», В. С. Мухина.
Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Цель: Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
Задачи: • Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.
• Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
• Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
• Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
• Развитие игровых навыков, произвольного поведения.
• Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Реализация проекта :
Организационный этап: Содержание работы:
1. Изучение научно-методической литературы по адаптации детей к детскому саду. Подбор методического материала к разработке проекта.
2. Создание развивающей среды, подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр.
3. Подбор методического материала к подготовке письменных консультаций для родителей.
4. Разработка конспектов адаптационных занятий.
5. Разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги»;
6. Разработка анкет для родителей;
7. Составление плана работы с детьми и родителями.
8. Проведение информационно-просветительской работы среди родителей.
9. Заполнение адаптационных листов.
Форма отчё тного продукта:
1. Пополнение картотеки диагностических тестов, анкет, направленных благополучную адаптацию детей.
2. Дидактические игры и картотеки.
3. «Памятка для родителей» по разделам: «Адаптация. Что это такое?», «Как предупредить плохое поведение у ребёнка, после д/с в период адаптации», «Развиваем самостоятельность малыша» и т. д.
4. Конспекты адаптационных занятий.
5. Стенд группы
6. Анкеты для родителей
7. План работы
8. Родительское собрание «Условия успешной адаптации к ДОУ».
9. Адаптационные листы.
Этап реализации: Содержание работы:
1. Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневно, последовательно вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня. Систематично проводить адаптационные игры и мероприятия с детьми.
2. Проведение родительских консультаций.
3. Использование игр из «Картотеки игр для детей в период адаптации»
4. Роньжина А. С. Занятия с детьми психолога в период адаптации к дошкольному учреждению.
5. Чтение сказок из «Картотеки сказок для адаптации к детскому саду»
Форма отчё тного продукта:
1. Адаптационные листы
2. Конспект консультации, папка «Подсказки от психолога»
3. «Картотеки игр для детей в период адаптации»
4. Конспект занятий
5. «Картотеки сказок для адаптации к детскому саду»
Итогово - обобщающий этап: Содержание работы:
. Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей.
2. Подведение итогов адаптации на педсовете в виде презентации и отчета.
3. Оформление фотоотчета "Мы в детском саду".
Форма отчё тного продукта:
1. Адаптационные карты, аналитический отчёт.
2. Презентация
3. Стенд "Мы в детском саду".
Ожидаемые результаты:
Благоприятный адаптационный период детей 2 - 3 лет. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
Ресурсная база проекта :
1. Программно – методические ресурсы:
Литература.
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб. 2005
2. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М. : Просвещение, 2007.
3. Лабиринт души: Терапевтические сказки/ под ред. Хухлаевой О. В., Хухлаева О. Е. – 5-е изд. – М. : Академический Проект, 2007. – 176 с. – (руководство практического психолога).
4. Роньжина А. С. Занятия с детьми психолога в период адаптации к дошкольному учреждению. – М. 2003.
5. Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. – СПб. : Речь, 2003. – 168 с.
2. Материально – технические ресурсы:
- интернет - ресурсы (картотеки, альбомы, консультативный материал,.).
https://ds-berezinskoe.by/publ/skazki_v_period_adaptacii_rebenka_k_detskomu_sadu/1-1-0-5
https://io.nios.ru/articles2/1/10/skazkoterapiya-kak-metod-adaptacii-detey-rannego-doshkolnogo-vozrasta-k-usloviyam-dou
Возможные риски:
1. Родители не активно участвуют в педагогическом процессе.
2. Частые заболевания детей.
Способы преодоления рисков:
1. Открытость педагогического процесса, включение родителей в педагогический процесс.
2. Обогащение развивающей предметно – пространственной среды за счёт воспитателей и участие родителей в пополнении РППС.
3. Витаминизация, профилактика ОРВИ.
Результат:
Из сводной по адаптационным картам детского сада за 2021 год, результат следующий из 22 детей : Дезадаптация - 1 ребёнок, это 4,5 %. Сложная адаптация - 2 ребёнка, это 9,1 %. Средняя адаптация - 7 детей, это 31,8 %. Лёгкая адаптация - 12, это 54,6 %.
Из сводной по адаптационным картам, видно, крайне низкий результат по дезадаптации и сложной адаптации. Я считаю, что адаптационный период детей 2 - 3 лет прошёл благоприятно. Повысилась психолого-педагогическая компетенция родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Между ДОУ и семьями воспитанников выстроились партнёрские, доверительные отношения.