МААМ-картинки

Проект «Берёза — русская красавица» для детей 5 лет (5 фото)

лариса цыбулькина
Проект «Берёза — русская красавица» для детей 5 лет

Вид проекта :

Познавательно-исследовательский, краткосрочный.

(с 06.06.2022 г. по 24.06. 2022 г.)

Участники проекта :

Дети старшей группы, воспитатели, родители

Место реализации:

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 167 Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», средняя группа

Актуальность проекта :

Береза белая, ветвистая,

Всегда веселая, всегда лучистая,

К теплу и свету ветвями тянется,

Публикация «Проект „Берёза — русская красавица“ для детей 5 лет» размещена в разделах

Весне и лету все улыбается.

Станислав Брандис.

С чего начинается Родина? С речки, с песчаного бугорка на полянке, с семьи,

с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?

Наша страна неотделима от белоствольной красавицы берёзки. Порой мы не замечаем её, не выделяем среди других деревьев… Но стоит нам покинуть родную страну, уехав за её пределы и мы разу замечаем, что в природе нам чего то не хватает…. А именно нашей белой берёзы, которая здесь у нас она везде, а за пределами нашей страны – она редкость.

Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семье. В старину березу называли «деревом четырех дел» : первое дело – мир освещать; второе – крик утешать; третье – больных исцелять; четвертое – чистоту соблюдать.

Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает у нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет! Ни в одной стране нет столько берез, как у нас, поэтому деревом многих россиян является русская береза. Белоствольная, величавая, изящная она напоминает невесту.

О ней со старины ведутся песни, сказки, стихи. Она является образом России. Со времен глухой старины вошла она в нашу жизнь. Мила она русскому человеку. Любит наш народ красавицу за ее пользу, которую она приносит народу. Поэтому в настоящее время, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Проблема:

Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России- березе, о ее

оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения.

Цель:

Воспитание любви к природе родного края, Родине через ознакомление с березой, как одним из главных символов России.

Задачи:

1. Дать представление о самом почитаемом дереве в России – берёзе. Помочь детям осмыслить, что берёза – символ Родины, России, один из главных образов народного творчества.

2. Рассказать о значении березы в жизни человека : оздоровительном, эстетическом, хозяйственном; о её взаимосвязи с окружающей средой

3. Познакомить со стихами, песнями, загадками, о березе

4. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, обогащать их словарь 5. Формировать представления о жизни растения, его развитии и связи с другими живыми организмами;

6. Воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе. 7. Воспитать уважительное отношение к экологическому труду взрослых.

Методы проекта :

1. игровые: дидактические игры, подвижные игры, инсценировки

2. словесные: чтение и рассказывание сказок, разговор, беседа, мнемотаблицы, «волшебная лупа»

3. наглядные: рассматривание книг, иллюстраций

4. практические: показ презентаций

5. Методы ТРИЗ: системный оператор, игра «Хорошо – плохо»

Метод трех вопросов

Что мы знаем?

- Береза – это дерево

- Береза красивая

- У берёзы тонкие ветки, белый ствол с чёрными чёрточками

- У берёзы есть сережки;

- Про березу много стихотворений

Что хотим узнать?

-Почему именно береза символ России?

- Почему под березой прохладно даже в жару?

- Откуда взялись черные полосочки?

- Почему есть сережки?

- Почему белый ствол?

- Можно ли есть бересту?

- Как собирать березовый сок?

- Что можно сделать из березы и берёзовой коры?

- Чем полезна берёза

- Где растёт берёза

Где и как найдём ответы на вопросы?

-Прочитать книжки

-Побеседовать о пользе берёзы

-Рассмотреть иллюстрации о берёзе

– Узнать из рассказа воспитателя.

- Узнать у родителей.

- Узнать из энциклопедии. Интернета

- Узнать из познавательного фильма.

Ожидаемые результаты

Для детей :

1. Углубленные знания и представления детей о березе.

2. Сформированное представления о жизни растения, его развитии и значении.

3. Развитие у детей активности, творческого потенциала.

Для педагогов:

Повышение профессионализма; поиск новых приёмов в работе с детьми; личностный профессиональный рост; самореализация

Этапы реализации проекта :

Первый этап- подготовительный

1. Формулирование целей и задач проекта

2. Поиск информации о берёзе

3. Подбор дидактических игр, наглядного материала, художественного слова

4. Составление плана взаимодействия с родителями и детьми

Второй этап –практическая часть (реализация проекта)

Деятельность в соответствии с планом проекта

3 этап – заключительный

1. Обобщение результатов работы

2. Проведение развлечения «Люблю берёзку русскую»

3. Оформление фотоотчёта проекта на сайте ДОУ

4 этап – защита проекта на педсовете с презентационным материалом «Берёза – русская красавица»

Взаимодействие с семьё й:

1. Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию.

2. Вовлечение родителей в совместную деятельность, в условиях семьи и детского сада.

3. Рекомендации для родителей "Березкины слезки"

4. Помощь в оформлении выставки «Берёзка – русская красавица»

Тематический план работы с детьми:

Познавательное развитие:

1. Выбор березки на территории детского сада.

Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы.

2. Рассматривание иллюстраций и книг по теме: «Береза»

3. Рассматривание поделок из берёзы.

4. Исследование бересты под лупой, клейких листочков

5. Проведение бесед:

«Использование берёзы в хозяйственных целях, в медицине, в быту»

«Воспетое дерево»

«Почему березы белые?"

«О пользе березового сока».

«Почему могут быть опасны старые засохшие деревья?»

«Посуда из бересты. Польза и значение». "Без билета по белу свету" (о разных способах распространения семян)

6. Презентация «Берёза – русская красавица»

7. Игра «Системный оператор», игра «Хорошо – плохо»

Речевое развитие:

1. Чтение: Ф. Прокофьев «Люблю берёзу русскую», Наджми Назар «Берёзы»,

К. Бальмонт «Берёза», Л. И. Горошкина «Березка», А. Фет «Печальная береза», П. Воронько "Береза", Г. Н. Рахимов «Три березки под окном», Герман Ходырев «Берёзовая роща»

И. Токмакова «Березка», Наджми Назар «Берёзы», К. Бальмонт «Берёза»

2. Чтение рассказа В. Бианки «Волшебная берёза», рассказа С. Воронина «Моя берёза летом»

3. Заучивание стихотворений о березе:

4. Рассматривание с обсуждениями картин русских художников таких как:

Иван Иванович Шишкин

«Березовая роща»

Куинджи Архип Иванович

«Березовая роща»

И. Левитан «Берёзовая роща»

5. Составление рассказа про берёзу с использованием мнемотаблицы

6. Загадки про березу.

Социально-коммуникативное развитие:

1. Дидактические игры: «С какого дерева лист», «Подбери эпитеты», «С кем дружит береза?», «Что сначала, что потом», «Назови, какая?»

2. Посвящение детей в «Эколята»

Художественно-эстетическое развитие:

1. Рисование: «Белоствольная красавица»

2. Аппликация: «Береза» в технике рваной аппликации.

3. Коллективное рисование «Берёзовая роща»

4. Лепка «Береза кудрявая»

5. Конструирование «Во поле берёза стояла» (из конуса).

6."Во поле береза стояла" - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия)

7."Ай да березка" - хоровод (муз. Т. Попатенко)

Физическое развитие:

1. Подвижные игры: «Кто больше соберет грибов подберезовиков», "Раз, два, три - к березе беги", «Венок из березы», русские народные игры «Плетень», «Горелки», «Ручеёк», хороводная игра «Березка»

2. Физкультминутки: «В лесу», «Ветер дует нам в лицо»,

3. Пальчиковая гимнастика: «Береза», «На что похожи листья?», «Дерево».

4. Физкультминутки: «Мы березу посадили», «Наступило утро».

Развлечение

«Люблю берёзку русскую»

(Проводится на площадке детского сада)

Цель:

1. Обобщить представления детей о берёзе, её значении в жизни людей

2. Вызвать эмоциональный отклик на произведения народного творчества разных жанров.

3. Прививать любовь к Родине, родной природе.

(Дети в русских костюмах под музыку выходят в круг)

Воспитатель: Ребята, давным-давно, в далёкую старину, когда на полях заканчивались посевные работы, наступало время весёлого и радостного русского праздника - Троица!

Троица - это праздник - начало лета. В праздник Троица, в особом почёте была берёзка. Берёза - любимое дерево на Руси. Белую берёзку милую издавна считают символом России. И именно на Троицу народ отмечает праздник русской березки. В этот день все шли в гости к берёзке, одаривали её подарками, венки для неё завивали, вокруг хороводы водили, песни пели, в игры народные играли и весёлый пир устраивали.

А сегодня как раз и наступил праздник русской березки. И я пригласила к нам в гости березоньку, чтобы вместе встретить праздник. А вот и она, наша берёзка.

У красы – берёзки – платье серебристое

У красы – берёзки – зелены косицы.

Где бы ни росла русская березка,

везде она людям радость,

везде она людям свет!

Дети: И тебя, берёзка, все мы поздравляем.

Счастья и веселья мы тебе желаем.

Стоит она красавица русского леса и ветерок шелестит ее ветвями, благодатный дождик поливает ее, живительное солнце греет ее.

Какое сердце не отзовется радостью, глядя на нашу березку!

Прочитаем стихи про берёзку

1. Люблю берёзку русскую

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками

С зелёными серёжками.

2. Люблю берёзку русскую,

Она всегда с подружками.

Под ветром низко клонится

И гнётся, - но не ломится!

3. Наряд её мягкий чудесен

Нет деревца сердцу милей

И сколько задумчивых песен

Поётся в народе о ней.

4. Как у нашей, у березки,

Очень славные сережки.

Как стройна, и как мила,

Посмотрите — вот она.

5. Зелёная, раздольная,

Ты гибче камыша,

Березка белоствольная

Ну, всем ты хороша!

А теперь давайте встанем в хоровод вокруг берёзы, споём песню «Во поле берёза стояла».

Хоровод «ВО ПОЛЕ БЕРЕЗА СТОЯЛА»

1. Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли, люли, стояла.

2. Некому березу заломати,

Некому кудряву заломати.

Люли, люли, заломати.

3. Я пойду, пойду погуляю,

Белую березу заломаю. .

Люли, люли, заломаю.

4. Срежу я с березы три пруточка,

Сделаю из них я три гудочка.

Люли, люли, три гудочка.

5. Четвертую балалайку,

Четвертую балалайку.

Люли, люли, балалайку.

6. Стану в балалайку я играти,

Стану в балалайку я играти.

Люли, люли, я играти.

Воспитатель: Дети, а как называется то место, где растет много березок?

Дети. Роща.

Воспитатель: Светло и празднично в берёзовой роще, берёзки принарядились в белые атласные сарафаны. Природа наделила только берёзу корой белого цвета. Она помогает дереву не перегреваться в жаркие летние дни и не переохлаждаться в сильные морозы. На белой бересте четко выделяются черные черточки, через которые она дышит. Как называются эти черные чёрточки?

Дети. Чечевички.

Воспитатель. И всё же, почему именно берёза является символом России. Ведь столько вокруг других деревьев.

Дети. Берёза- щедрое, доброе дерево, красивое дерево, целебное дерево.

Воспитатель: Да, ребята, вы правы. Издревле берёзку любили не только за красоту. Ещё в древности люди отметили её многие полезные свойства. Какие? Назовите их.

Дети:

- Летом в тени березы можно было укрыться от солнца.

- Березовые дрова в деревне, где есть печки, или камины, зимой незаменимы. Они горят долго, дают много тепла и выделяют приятный аромат.

- Когда не было еще лампочек, изба освещалась лучиной, при ее свете пряли, читали сказки.

- Весной собирают почки, из них делают лекарства, заваривают чай.

- Листьями берёзы красили яйца на пасху.

- На стволах березы растет березовый гриб - чага, его используют в медицине. Из него заваривают чай.

- Летом готовят березовые веники, ими парятся в банях, так как в березовых листочках много полезных веществ.

Воспитатель: Русская баня всегда была полезна и молодым, и старым, а какая баня без берёзового веника. Все хвори вылечит, душу радует, тело молодит. Незаменим в бане березовый веник, его предварительно распаривают в горячей воде. А потом парятся- хлещут себя веником.

Собирают и пьют березовый сок, богатый витаминами.

Что нужно делать с надрезами на берёзе?

Дети. Надрез на коре берёзы нужно замазать глиной или специальным варом.

Воспитатель: Сбор берёзового сока истощает дерево, к тому же через раны на коре в живые ткани могут проникнуть болезнетворные микроорганизмы, дерево может заболеть и в конце концов погибнуть. В связи с этим после сбора сока рекомендуется повреждения на коре замазывать варом или глиной.

Дети:

- Из бересты плели лукошки, короба, шкатулки, вазочки, изготавливали ложки, посуду.

А сейчас из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, мелкие резные игрушки, приклады огнестрельного оружия.

А ещё в древности писали на бересте.

Воспитатель: А что такое береста?

Дети. Верхний светлый слой берёзовой коры.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите поиграть со мной? Я знаю одну игру, она называется "Березка". У меня есть красивый веночек для березки.

Сейчас мы выберем берё зку с помощью считалки.

Игра: «Берёзка»

Дети становятся в круг и говорят слова:

Берёзка зелёненькая,

Летом весёленькая,

Среди поля стоит,

Листочками шумит,

Гремит, гудит,

Нам стоять не велит.

(Ребёнок «Березка», стоящий за кругом, под слова обходит всех играющих. По окончанию слов, ребёнок останавливается и поднимает вверх платочек. Дети, стоящие между платочком, поворачиваются спиной и бегут по кругу в разные стороны. Дети, стоящие по кругу, хлопают в ладоши. Кто первый прибежит на пустое место, и возьмёт платочек, тот и выиграл. Оставшийся ребенок надевает на голову веночек, берет в руку платочек и начинает игру заново).

Раздаётся грохот, стук.

Воспитатель: Грохот, шум, тарарам,

Кто пожаловал к нам?

(Вбегает Баба Яга с метлой)

Воспитатель: Это Баба-Яга, костяная нога. Что тебе надо от детского сада?

Баба – Яга: Я летела на метле,

Очутилась на земле.

Долго к вам я собиралась (достает зеркало, смотрится в него)

Так старалась, наряжалась (убирает зеркало)

Вы меня к себе не звали.

Вы меня совсем не ждали.

Вас за это накажу,

Всех вас праздника лишу.

Я березку обломаю,

Веточек насобираю,

Чтобы новая метла

В небеса меня несла.

Воспитатель: Не губи, бабулечка - красотулечка, нашу березоньку. Гляди, сколько гостей собралось.

Баба Яга: Ну, ладно.

А сыграйте со мной в игру. Обыграете меня, не трону вашу березку.

Воспитатель: Сыграем, ребята с бабой ягой, защитим нашу березоньку (ответы детей).

Игра «Гори – гори ясно»

(Бабе Яге завязывают глаза, после слов, ребята разбегаются в разные стороны, чтобы не попасть в руки к Бабе Яге)

Гори – гори ясно, чтобы не погасло,

Раз, два, три, беги (игра с детьми)

Баба Яга : А теперь ребятки попробуйте – ка отгадать загадки:

Загадки:

1. Эта модница лесная часто свой наряд меняет:

В шубке белой – зимой, вся в серёжках – весной,

Сарафан зелёный – летом, в день осенний – в плащ одета.

Если ветер налетит, золотистый плащ шуршит. (Берёза)

2. Белое платье, серёжки, как слёзки.

Так наряжаются только. (Берёзки)

3. Русская красавица стоит на поляне

В зелёной кофточке, в белом сарафане. (Берёза)

Баба Яга : Ну, что ж и загадки мои отгадали…

Воспитатель: Баба - Яга, а ты сыграй в нашу игру с ребятами. Ребята, давайте поиграем с бабой ягой в игру "Золотые ворота". Может после этой игры она не тронет нашу березку.

Игра "Золотые ворота"

Баба – Яга и ребёнок становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные берутся за руки, и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать!

Все хором произносят такие слова:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй - запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них. «Ловишку» берут в свой круг Баба – Яга с ребёнком. Теперь их становится трое. Игра продолжается до тех пор, пока не останется двое не пойманных играющих, они и станут следующими «воротами».

Баба Яга :

Какая веселая игра. Ох, и понравилось мне ребята у вас. Хорошо, не трону я вашу берёзку. А за то что вы такие добрые, любите природу, угощу я вас сладкими конфетками.

Воспитатель: Ребята, а что-то березка у нас не нарядная, а ведь на празднике березку всегда украшают яркими ленточками. Давайте и мы сделаем подарок березке, украсим нашу гостью ленточками. (Ведущий раздаёт детям ленточки)

(Все завязывают ленты на ветках березы)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая березка у нас красивая.

Воспитатель:

Праздник весёлый удался на славу,

Мы думаем, всем он пришёлся по нраву!

Но нам пора уходить. Давайте попрощаемся с нашей берёзкой. До свидания, берёзка!

(Все фотографируются с Бабой Ягой и берёзкой)

Вывод:

Реализация данного проекта научила детей сравнивать, анализировать, делать выводы. В процессе работы над проектом дети отметили роль берёзы как лекарственного сырья; изучили чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России – березке, потому что она красива и целебна.

Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления детей, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Благодаря проделанной работе, дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке и к природе в целом.

Используемая литература:

1. Брем А., Жизнь растений. Новейшая ботаническая энциклопедия - М. : Эксмо,2005.

2. Данников Н., Дерево жизни. Всё о целебных свойствах берёзы., М. Лабиринт,1993.

3. Горобец Ю. И., Симонов А. А., "Береза", Просвещение,1998;

4. Поликарпова Татьяна "Две березы на холме", Детская литература, 2003;

5. Интернет ресурсы:

1.https://www.maam.ru

2.https://infourok.ru 3.https://nsportal.ru

Проект «Берёза — русская красавица» для детей 5 лет
Фото «Берёза — русская красавица»
Проект  для детей 5 лет - фото
Фото №1 Вид проекта Познавательно исследовательский краткосрочный Фото №2 Проекты для дошкольников Береза
Публикации по теме:

«Русская красавица». Поделка из фантиков«Русская красавица». Поделка из фантиков Мы с детишками не стали выбрасывать фантики от новогодних сладостей,а решили использовать их для различных поделок. И захотелось нам.

Проект «Русская красавица-матрёшка»Проект «Русская красавица-матрёшка» Проект «Русская красавица- матрёшка» Авторы проекта воспитатели: Ракитина И. И., Потанина. А. А. Слава нашей стороне! Слава русской старине.

Дидактическая игра «Русская красавица»Дидактическая игра «Русская красавица» Дидактическая игра "Русская красавица" Любая игра должна быть, безопасной, развивающей, интересной и красивой, "Русская красавица" полностью.

Фотоотчёт «Берёза — белоствольная красавица»Фотоотчёт «Берёза — белоствольная красавица» .

Коллективная аппликация «Русская красавица» в средней группеКоллективная аппликация «Русская красавица» в средней группе Коллективная аппликация «Русская красавица» Цель: способствовать развитию детского творчества, прививать любовь к природе. Задачи: закрепить.

Конспект НОД по пластилинографии в средней группе «Русская берёза»Конспект НОД по пластилинографии в средней группе «Русская берёза» Конспект НОД по художественно — эстетическому развитию (пластилинография) в средней группе. Тема: «Русская берёза». Воспитатель: Ребята,.

Мастер-класс «Русская красавица»Мастер-класс «Русская красавица» Русская красавица! Во всем мире славится! Нет её чудеснее, краше и родней! Второй день нашего проекта "Страна мастеров" был посвящен.

Мастер-класс по изготовлению поделки «Русская красавица»Мастер-класс по изготовлению поделки «Русская красавица» «Русская красавица» Выполнила: Воспитатель Серебрякова С. Х. ЗАДАЧИ:• Познакомить с историей возникновения народной игрушки - русской матрёшки.

«Наша красавица — белая берёза в зелёном сарафане». Мастер-класс по аппликации«Наша красавица — белая берёза в зелёном сарафане». Мастер-класс по аппликации Наша красавица - белая берёза в зелёном сарафане. Цель: закреплять нетрадиционные формы создания образа берёзы путём обрывной аппликации.

Образовательный проект детей 6–7 лет «Берёза — священное дерево в обычаях и быту народов ханты»Образовательный проект детей 6–7 лет «Берёза — священное дерево в обычаях и быту народов ханты» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г. Белоярский».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Берёза — русская красавица» для детей 5 лет
Опубликовано: 13 ноября 2022 в 15:49
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД