Татьяна Кадырова
Проект «Бумажная филигрань»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная программа по кружковой деятельности
«Бумажная филигрань»
Направление: художественно-эстетическое развитие
(для детей 5-7 лет)
Оглавление
Пояснительная записка… …3
1. Целевой раздел….…. 4 1.1. Цели, задачи и особенность кружка для воспитанников 5-7 лет
«Бумажная филигрань»….4
1.2. Ожидаемые результаты работы кружка…. 5
2. Содержательный раздел….…5
2.1. Содержание занятий для воспитанников старшей группы…. 5
2.2. Содержание занятий для воспитанников подготовительной группы…. 8
3. Организационный раздел…. 10
Публикация «Проект „Бумажная филигрань“» размещена в разделах
3.1. Особенности занятий кружка…10
3.2. Формы проведения занятий кружка «Бумажная филигрань»….11
3.3. Материально-техническое оснащение…. 11
4. Список литературы…. 12
Пояснительная записка.
Направленность программы – художественно-эстетическая.
Данная программа предназначена для обучения детей дошкольного возраста выполнению декоративных композиций в технике квиллинг.
Стремление к творчеству – замечательная черта человека, присущая ему с древнейших времён. Одно из величайших открытий человечества – изобретение бумаги дало начало различным ремёслам. Квиллинг (бумагокручение, или бумажная филигрань) искусство украшения витиеватыми кружками, завитками предметов интерьера и одежды. Сегодня бумажная филигрань находит всё больше своих последователей. Как неотъемлемая часть декоративно-прикладного искусства, квиллинг всегда был и остается почвой для общения, неисчерпаемым источником познания истории и культуры всего человечества. В наши дни занятия квиллингом имеет огромное значение и влияние на развитие физических, умственных, духовных и творческих качеств личности ребенка.
Новизна программы.
Новизна программы заключается в разработке, изготовлении и применении дидактического материала, учитывающего возрастные особенности детей. Это позволяет создать условия для более успешного развития творческого потенциала каждого ребенка.
Актуальность программы.
Актуальность программы состоит в том, что ребенок, осваивая разнообразные способы выполнения элементов квиллинга, развивая моторику руки, способствует интеллектуальному своему развитию. Квиллинг создает среду, в которой живут люди, украшая их повседневный быт, помогая сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Изящные картины, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно, объемные композиции рассказывают о самом авторе, о его внутренним мире. Сегодня квиллинг наиболее тесно связано с самым молодым видом искусства – дизайном.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1. Цели, задачи и особенность кружка для воспитанников 5-7 лет
«Бумажная филигрань»
Настоящая программа рассчитана на работу с детьми старшего и подготовительного возраста в режиме кружковой деятельности.
Цель кружка - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги
Задачи кружка:
-познакомить детей с новым видом конструирования - квиллингом, научить изготавливать основные формы и из них составлять различные композиции (от простого к сложному);
-формировать умение следовать устным инструкциям;
-повысить уровень развития мелкой моторики, мышления, внимания, памяти;
-развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей
-формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки; способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;
-совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы работы кружка:
1. Принцип наглядности: широкое использование наглядного материала – таблиц, схем, фотографий, работ детей и педагога, методических разработок, современных мультимедийных средств.
2. Принцип системности и последовательности – обучение ведется от простого к сложному, с постепенным усложнением поставленных задач.
3. Принцип доступности – материал дается в доступной для детей форме, возможен вариант игры, викторины, коллективной работы.
4. Принцип научности – все обучение ведется с опорой на учебную литературу, опыт педагогов, проверенные временем методы и технологии.
5. Дифференцированный и индивидуальный подход – педагог внимательно следит за успехами каждого из детей, подбирая более удобную систему подачи материала и практических занятий, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.
1.2. Ожидаемые результаты работы кружка.
1. Овладение различными способами работы с бумагой.
2. Знакомство с базовыми формами «квиллинга».
3. Умение следовать устным инструкциям.
4. Умение соблюдать правила безопасности в использовании рабочего инструмента.
5. Умение работать в коллективе.
6. Проявление интереса к самостоятельному творчеству.
Показатели эффективности работы кружка.
1. Наличие материально-технического обеспечения.
2. Систематичность посещения кружка «Бумажная филигрань»
3. Умение работать в паре, в малых группах со сверстниками.
4. Регулярные отчетные выставки кружка для родителей, детей, сотрудников и гостей детского сада;
5. Участие детей, посещающих кружок, в конкурсах детского творчества муниципального и окружного уровня.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание занятий для воспитанников старшей группы
№ п/п Разделы курса Виды деятельности Кол-во занятий
1. Беседа о квиллинге. Показ готовых работ, необходимого оборудования. Знакомство с формами квиллинга. 1
2. «Веселая семейка улиток» Скручиваем полоски в спираль. Обводим листочек по трафарету. Вырезаем по контуру. 1
3. «Божья коровка» Обводим туловище по трафарету. Выполняем элемент «тугая спираль». Собираем из частей целое. 2
4. «Яблонька» Выполняем аппликацию методом отрывания кусочков бумаги. Скручиваем полоски в «свободную спираль» 2
5. «Мухомор» Отгадываем загадки, обводим по трафарету гриб. Скручиваем полоски в «спираль» 1
6. «Виноград» Обводим трафарет на цветную бумагу. Скручиваем элемент в свободную спираль. Складываем полоску пополам, разрезаем на две одинаковые части. 2
7. «Дождик» Читаем стихотворение. Обводим трафарет. Скручиваем полоску в элемент «Капелька». Создаем из элементов композицию. 2
8. «Снегирь» Играем в игру «Четвертый лишний». Обводим снегиря по трафарету. Продолжаем учиться скручивать элемент в «свободную спираль» 2
9. «Елочка» Играем в дидактическую игру «Укрась елочку». Скручиваем полоску в разные спирали, создаем композицию. Выполняем физкультминутку «Елочка» 1
10. «Снежинка» Читаем стихотворение Бальмонта «Снежинка». Скручиваем полоски в элемент «свободная спираль» и «капелька». Выполняем дыхательную гимнастику с готовыми снежинками. 1
11. «Ромашка» Отгадываем загадки о цветах. Продолжаем скручивать форму «свободная спираль» и «капелька». Собираем полученные элементы в объемную композицию. 1
12. «Верба» Играем в речевую игру «Признаки весны». Скручиваем форму в «капельку». Создаем композицию. 1
13. «Первые листочки» Слушаем музыку композитора П. И. Чайковского «Времена года». Выполняем пальчиковую гимнастику «Капель». Скручиваем элемент в «капельку» 1
14. «Золотая рыбка» Знакомимся с новым элементом «глаз». Скручиваем элемент в «капельку», «спираль», «полукруг», «стрелка». Собираем из элементов «Рыбку». 1
15. «Кудрявая овечка пасется на лугу» Знакомимся с новым элементом «Треугольник». Слушаем рассказ педагога об овечках, играем в речевую игру «Чья у зверя голова» 2
16. «Мимоза» Продолжаем скручивать элемент «Свободная спираль». Закрепляем умение обводить по трафарету и вырезать по контуру 2
17. «Васильки» Скручиваем элемент в «капельку», «спираль», «глаз», «стрелка». Играем в дидактическую игру «Что растет в лесу, на клумбе, в горшке» 1
18. «Цветы в вазе» Выполняем аппликацию методом отрывания кусочков бумаги. Скручиваем элементы в «спираль», «капельку», «глаз». Составляем из цветов композицию. Играем в дидактическую игру «Собери цветок» 2
19 «Здравствуй лето» Отгадываем загадки о временах года. Играем в речевую игру «Бывает - не бывает». Составляем из знакомых элементов квиллинга композицию 2
ИТОГО 28
2.2. Содержание занятий для воспитанников подготовительной группы
№ п/п Разделы курса Виды деятельности Кол-во занятий
1. «Фрукты» (Коллективная работа) Играем в речевую игру «Назови ласково». Обводим фрукты по трафарету и вырезаем по контуру. Изготавливаем элементы «спираль», «глаз». Создаем коллективную композицию. 2
2. «Осенняя береза» Читаем стихотворение Е. Трутневой «Осень». Скручиваем форму «капелька». Играем в дидактическую игру «С какого дерева лист» 1
3. «Барашек под яблонькой». Выполняем аппликацию методом отрывания листочков. Скручиваем форму «свободная спираль». Составляем композицию. 2
4. «Гусеничка» Играем в речевую игру «Куда спрятались насекомые». Обводим лист по трафарету. Скручиваем форму «Свободная спираль» 2
5. «Елочка» Делаем объемную елочку, складывая лист пополам, обводя трафарет и вырезая по контуру. Скручиваем элемент в «свободную спираль» 1
6. «Елочные игрушки» Выполняем пальчиковую гимнастику «На елке», физкультминутку «Снег». Обводим трафарет на цветной картон. Составляем из элементов квиллинга композицию. 2
7. «Новогодняя открытка»
Составляем из элементов квиллинга новогоднюю открытку. Пишем поздравления для родных на открытке. Выполняем дыхательную гимнастику «Снежинки» 2
8. Коллективная работа «Шляпа для куклы» Слушаем песню «Папа подари мне куклу». Скручиваем элемент в «свободную спираль», «капелька», «глаз». Делаем объемную шляпу для куклы. 2
9. «Аквариум с рыбками» Слушаем шум морского прибоя.
Скручиваем новый элемент «полукруг». Создаем из элементов квиллинга композицию. 2
10. Коллективная работа «Ваза для конфет» Играем в дидактическую игру «Найди лишнее». Делаем объемную вазу с помощью элемента «капелька», «свободная спираль», «глаз» 2
11. «Открытка для мамы» Играем в речевую игру «Назови ласково». Выполняем пальчиковую гимнастику «Цветы». Обводим трафарет по контуру. Скручиваем элементы в «спираль», «глаз», «стрелка». Составляем из элементов композицию. 2
12. «Бабочка на цветке» Скручиваем элементы «капелька», «глаз», «спираль». Собираем полученные элементы в объемную композицию. 2
13. «Черепаха на острове» Принимаем участие в игровой ситуации «Цветик-семицветик». Слушаем песню «Чунга-чанга». Знакомимся с новым элементом «треугольник». 2
14. «Тюльпан» Знакомимся с новой формой «изогнутая капля». Составляем объемный цветок. 2
15. «Весенняя поляна» (Итоговое занятие) Закрепляем все изученные элементы квиллинга. Слушаем произведение композитора П. И. Чайковского «Времена года» 2
ИТОГО 28
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1. Особенности занятий кружка.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что:
• Подобран и разработан комплект дидактических материалов для изготовления изделий с учетом возрастных особенностей детей.
• Формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во время обучения.
• В процессе обучения реализуется дифференцированный подход.
• Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития.
3.2. Формы проведения занятий кружка «Бумажная филигрань»
Форма проведения занятий – групповая. Занятия квиллингом требует от детей большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. Учитывая эти сложности, для эффективности выполнения данной программы группа состоит из 7-8 человек.
Занятия проводятся 4 раза в месяц с октября по апрель по 25-30 минут – 28 занятий в год. Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Занятия проводятся при постоянной смене деятельности.
Программа предназначена для освоения учебного материала в течение 2 лет детьми разных возрастных групп: 5-7 лет.
3.3. Материально-техническое оснащение
Занятия в основном проводятся в групповой комнате, в котором имеется следующее оборудование:
- магнитофон,
- компьютер,
- бумага для квиллинга,
- специальные инструменты: пинцеты, деревянные палочки, линейки с круглыми отверстиями различного диаметра, булавки, карандаши, клей ПВА, доски.
Список литературы
1. Белкина В. Н. Развитие и обучение. Воспитателям и родителям [Текст] : пособие для родителей и воспитателей / В. Н. Белкина. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 256 с.
2. Дженкинс Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. – И. : Контэнт, 2010. – 48 с.
3. Жукова О. Рисуем нитками [Текст] / О. Жукова, Н. Юрченко // Дошкольное воспитание. 2009. - №8. – С. 68 - 73.
4. Зайцева А. Искусство квиллинга. – И. : Эксмо – Пресс, 2009. – 64 с.
5. Савина О. Техника изонити в детском саду [Текст] / О. Савина // Дошкольное воспитание. 2010. - №3. – С. 68 - 72.
6. Синицина, Е. Умные пальчики [Текст] : пособие для родителей и воспитателей / Е. Синицина. – Москва, 1998.
7. Ступак Е. Гофрированный картон. – И. : Айрис – Пресс, 2009. – 32 с.
8. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст] : пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003. – 40 с.
9. Хелен У. Популярный квиллинг. - И. : Ниола – пресс, 2008. – 104 с.
10. Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги. – И. : Мир книги, 2008. –
96 с.
11. Сайт «Страна мастеров»