МААМ-картинки

Логопедический проект «Чудеса на песке»

Вероника Ярошевич
Логопедический проект «Чудеса на песке»

Проект

Тема: «Чудеса на песке»

Актуальность

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда.

Публикация «Логопедический проект „Чудеса на песке“» размещена в разделах

Инновационные технологии в логопедической практике :

- это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям

- новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога,

- новые способы взаимодействия педагога и ребёнка,

-новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов - к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы.

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит. Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками - это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

Игры с песком разнообразны : обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т. д. ; проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.

Игры с песком :

- развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

- снимают мышечную напряжённость;

- помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

- развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

- стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

- позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

- преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;

- развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;

- совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

- способствуют расширению словарного запаса;

- помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

- позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

-способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

- помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Играть в песок можно не только на улице – можно устроить мини-песочницу дома, в детском саду, в логопедическом кабинете.

Несмотря на то, что песок кажется совершенно нам понятным и простым, на самом деле это удивительный материал. Его с удовольствием могут использовать в игре не только маленькие дети, но и взрослые.

Дети не чувствуя усталости, могут играть с песком часами, сооружая различные постройки, делая различные песочные фигуры.

В условиях детского сада и школы не только психолог и логопед может использовать песочницу, но и педагоги, которые могут проводить развивающие игры на песке. Развивающие занятия на песке эффективнее, чем стандартные приёмы обучения.

Музыкальное сопровождение и цветовые эффекты при проведении занятий по песочной терапии для детей, являются сильнейшим стимулом для развития эмоционального мира ребенка. Кроме того, в сочетании с пальчиковой гимнастикой, драматизацией и мимическими этюдами занятие позволяет гармонизировать эмоциональное состояние ребенка, развивать все познавательные процессы и сенсомоторные навыки.

Цветной песок это очень интересный материал для творчества. Особенно интересно работать с этим материалом детям. Занятия с цветным песком очень хорошо развивают богатство тактильных ощущений, а также мелкую моторику у детей разных возрастов.

Белый песок используется в рисовании детьми на специальном столе.

Рисование песком – это занятие не только творческое и увлекательное, но и полезное. Как и любое рисование, рисование песком развивает фантазию, внимание, моторику пальцев и пространственное восприятие. Известно, что речь ребенка во многом зависит от степени формированности мелкой моторики пальцев рук, так как пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому этот вид деятельности наиболее способствует развитию обоих полушарий головного мозга

Цель проекта : создание специальных условий и подходов в логопедической работе с детьми для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешной реализации коррекционно-образовательных задач посредством инновационной технологии «Песочная терапия».

Задачи проекта :

способствовать мотивационной готовности детей воспринимать дидактическую задачу;

формировать у детей психологическую базу речи (внимание, восприятие, память, когнитивные процессы;

развивать мелкую моторику рук:

обогащать и активизировать словарь родного языка;

формировать лексико-грамматические категории языка;

автоматизировать корригируемые звуки;

повышать интерес к логопедическим занятиям;

Условия работы с детьми:

1. Согласие и желание ребенка.

2. Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.

3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

4. Для работы можно использовать передники.

5. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой.

6. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

Примерный режим работы:

-1раз в неделю подгрупповое занятие (2-4 ребенка)

-1-2 раза в неделю индивидуальное занятие (по усмотрению логопеда тема занятия повторяется).

Этапы проекта

1. Подготовительный этап

1. Подборка литературы по данной теме:

1. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д, Грабенко. Т М. «Практикум по песочной терапии». СПб., Изд-во «Речь», 2002.

2. Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д, Грабенко Т М. «Тренинг по сказкотерапии» СПб., Изд-во «Речь», 2002.

3. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке : В 2 т. СПб., 2010.

4. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

5. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб., 2006.

6. О. Б. Сапожникова, Е. В. Гарнова. Игры с песком для обучения пересказу детей 5-7 лет. М., Изд-во «ТЦ СФЕРА», 2017.

7. Сотула О. С. Развивающие игры с песком для старших дошкольников. Медработник ДОУ. 2015. № 5.

8. Толстова Н. П., Потеева А. Ю. Игры с кинетическим песком в практике логопеда. Логопед. 2016. № 5.

9. Сайт Института сказкотерапии: https://www.cka3ka-pro.ru/

2. Определены общие условия организации песочной терапии.

3. Сформулированы правила для специалиста, практикующего работу с песком.

4. Определены направления коррекционной работы.

2. Исследовательский этап

( практическая работа: беседы, консультации, занятия, экспериментирование и т. д.).

Работа с детьми

Направление работы Примеры заданий

Знакомство с песком Демонстрация песочницы: «Волшебный мир песка».

Демонстрация коллекции игрушек: «Сказочные герои».

Знакомство с правилами игры с песком.

Экспериментирование: игры «Письмо на песке», «Разные объемы»,

«Отпечатки наших рук».

Игры на поверхности песка : «Здравствуй песок», «Песочный дождик»,

Дыхательная гимнастика

Что под песком? Под тонким слоем песка картинка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.

Помоги зайцу. В песке углубления – «следы» зайца. Надо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила.

Секрет. В песке неглубоко закопана игрушка. Сдуванием песка обнаружить спрятанное.

Пальчиковый практикум

Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребра ладоней всевозможные причудливые узоры на песке

«Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно, затем можно группировать пальцы, создавая «загадочные следы»

Найти в песке среди других заданную игрушку или букву (вариация игры «Волшебный мешочек»)

Артикуляционная гимнастика

Лошадка. Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по песку»

Индюки. Быстро облизывать языком верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт двигать в толще песка

Автоматизация звуков

Дорожка. «Прошагивать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы, произнося коррегируемый звук.

Найди игрушку. Находить в глубине песка игрушки разными способами (рукой, пальчиком, произнося корригируемый звук.

Развитие связной речи Найди и опиши игрушку. Ребёнок составляет описательный рассказ о найденной в песке игрушке (животные, предметы, герои сказок).

Две игрушки. Ребёнок составляет описательный сравнительный рассказ о найденных в песке игрушках.

Нарисуй и расскажи. Ребёнок рисует на песке и составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом).

Развитие фонематического слуха

Спрячь ручки. Прятать руки в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов).

Формирование слоговой структуры слова Следы на песке. Сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.

Мельница. Ссыпать из кулачка столько кучек «зерна», сколько частей в слове и посчитать.

Совершенствование лексико-грамматических категорий

Чего не стало. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, ребёнок узнаёт, что изменилось, закрепляя употребление сущ. в Род. падеже ед. ч. и мн. ч.

Подбери слово. Находить игрушки в песке и подбирать к их названиям прилагательные.

Обучение грамоте Звуковой анализ слова. На песке чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.

Обучение чтению и печатанию букв. Упражнения на сыром песке типа «Исправь ошибку», «Добавь деталь», «Прочитай», «Допечатай первую (последнюю) букву слова»; Звуко-буквенный анализ слов различной сложности

Работа с родителями

• Консультация для родителей «Песочная терапия в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста».

• Консультация «Волшебный мир песка».

• Консультация «В песок играем - речь развиваем».

• Консультация для родителей «Безопасные игры детей в песочнице».

Работа с воспитателями

• Консультация для воспитателей «Песочная терапия для дошкольников «Чудеса на песке».

• «Правила для специалиста, практикующего работу с песком».

Консультация для педагогов: «Роль игры с песком и водой».

3. Заключительный этап

• Обобщение результатов работы

Предполагаемые результаты:

-положительная динамика в процессе автоматизации корригирующих звуков;

-расширение словарного запаса и умение более свободно использовать грамматические обороты языка.

Вывод

Логопедические игры с песком считаю очень эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной работе логопеда детского сада. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально. Удачно сочетаясь с другими видами коррекционной деятельности, такие игры позволяют осуществлять интеграцию в процессе обучения и развития.

Дети более раскрепощены и непосредственны в общении. Важно отметить, что начал формироваться навык рефлексии и умения взаимодействовать в группе.

Перенос традиционных занятий в песочницу даёт большый воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения, так как реализует главный вид деятельности дошкольников – игровой.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Я рисую на песке»Фотоотчет «Я рисую на песке» Изучая свойства и особенности песка на исследовательской деятельности, дети окунулись в мир песка. Давно всем известно, что – это естественный.

Консультация для воспитателей «Песочная терапия для дошкольников «Чудеса на песке»Консультация для воспитателей «Песочная терапия для дошкольников «Чудеса на песке» Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно", — писал К. Г. Юнг. На сегодняшний день песочная терапия очень.

Конспект НОД по познавательному развитию «Чудеса на песке» (Песочная игротерапия) Конспект НОД по познавательному развитию «Чудеса на песке» (Песочная игротерапия).[/b] Задачи: - Через метод экспериментирования с песком.

Логопедический проект «Дерево родственных слов»Логопедический проект «Дерево родственных слов» .

Логопедический проект «Веселый поезд»Логопедический проект «Веселый поезд» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Разрешите представить отчет по реализации логопедического проекта: «Весёлый поезд». Паспорт проекта Автор:.

Проект «Чудеса с чайного куста»Проект «Чудеса с чайного куста» Проект «Чудеса с чайного куста»«Чай – это огромный мир, помещенный в маленькую чашку». Сэмюель Джонсон Чай мы привыкли пить всегда – зимой.

Исследовательско-творческий проект в средне-младшей группе «Чудеса вокруг нас»Исследовательско-творческий проект в средне-младшей группе «Чудеса вокруг нас» Исследовательско-творческий проект в средне-младшей группе «Чудеса вокруг нас» Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю.

Проект «Рождественские чудеса» Авторы проекта: Воспитатели МДОУ детский сад №6 «Ёлочка» Соловьева Елена Андреевна Кузнецова Татьяна Николаевна Смирнова Елена Александровна.

Проект «Зимние чудеса» в подготовительной группеПроект «Зимние чудеса» в подготовительной группе ПРОЕКТ «Зимние чудеса» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. Актуальность: Проект разработан в силу особой актуальности проблемы патриотического воспитания.

Сказка на песке. фотоотчетСказка на песке. фотоотчет Наверное многие знают о такой методике как «Пескотерапия». А рисование песком просто захватывающее зрелище. Творческие педагоги и психологи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедический проект «Чудеса на песке»
Опубликовано: 11 февраля 2020 в 20:38
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД