Марина Богомолова
Проект «Чудеса на песке»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта :
– по доминирующей деятельности - информационно-практико-ориентированный;
– по числу участников групповой, ориентированный на детей второй младшей группы, родителей;
– по времени проведения долгосрочный на 1год;
– по характеру контактов осуществляется внутри дошкольного учреждения в контакте с семьей.
Актуальность темы:
Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Которые требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.
Публикация «Проект „Чудеса на песке“» размещена в разделах
Цель:
Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов игры в песок, в практику работы ДОУ.
Задачи:
• Организовать работу с “педагогической песочницей”;
• Разработать и апробировать на практике содержание воспитательно-образовательной работы и комплекс мероприятий по психофизическому оздоровлению детей;
• Развитие умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
• Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности;
• Создание необходимых условий для взаимодействия с семьями воспитанников.
Принципы реализации проекта :
• Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.
• Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.
• "Позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
• дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
• развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
• сочетание научности и доступности материала;
• наглядность;
• характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
• профессиональная компетентность педагога;
• принцип от близкого к далекому;
• принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ;
• принцип учета региональных условий.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Предполагаемый результат:
• Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);
• Стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление;
• Способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;
• Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;
• Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;
• Формирование самосознания и адекватной самооценки;
• Совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;
• Легкая адаптация к ДОУ вновь поступающих малышей;
• Приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.
Условия реализации.
Условиями реализации предложенного нами педагогического проектирования по внедрению элементов игры с песком, в практику работы ДОУ являются следующие:
• организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.
• осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи;
• создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей;
• включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком.
Формы взаимодействия с родителями:
• Анкетирование, тестирование родителей;
• Просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов, круглых столов;
• Привлечение родителей к изготовлению методических пособий для работы с песком;
• Совместные конкурсы поделок из песка (“Песочный город”, “Песочное угощение”).
• Деловая игра “Ребенок, играющий в песок”;
• Фотовыставка “Пусть не сердятся родители, что измажутся строители”;
• Индивидуальная,консультативная работа;
• Родительские собрания с показом практической работы с детьми.
Основные средства:
1. Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
2. Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
3. Подготовка оборудования, материалов и инструментов;
4. Обогащение предметно-развивающей среды.
Особенности игры в песок.
Это игровой способ рассказать о своих проблемах.
Возможности самовыражения не ограничены словами и действиями.
Создание песочных композиций не требует особых умений (позволяет делать исправления бесконечно).
Позволяет построить свой личный мир, ощущая себя творцом.
Применим в случаях отказа ребенка от классических форм обучения. Форма организации – групповая, подгрупповая; индивидуальная.
Формы работы с детьми во время проведения занятий:
1. Сюжетные игры – Построим дорожку (дом, заборчик); «Норки для мышки». Освоив простую постройку, усложнение с использованием бросового материала (палочки, трава, дощечки, платочки)
2. Игры – забавы; «Найди предмет» «Откопай сюрприз» «Спрячь ты, я найду», «Необыкновенные следы»
3. Д. Игры – упражнения: «Узоры на песке»; «Мы создаем мир»
4. Инсценирование: «Испечём пирожки»
5. Читаем на песке; предварительно лепим формочки животных или предметов,а потом показываем детям и читаем стихотворение, из цикла А. Барто «Игрушки»
6. Рисование песком; хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.
7. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»)
«Чувствительные ладошки». (Отпечатки наших ладошек)
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ
«ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ»
Запланирован в марте
Март-апрель 2017г
Игры на развитие тактильно –кинетической чувствительности и мелкой моторики рук («Познаём мир»)
«Чувствительные ладошки»» - отпечатки наших рук
Упражнения:
-«поскользить» ладонями по поверхности песка (как машинки, змейки, санки)
- те же движения, поставив ладонь на ребро
-«пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы
-создать отпечатки ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ёжик)
- «пройтись» по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочерёдно правой и левой рукой, после – одновременно (сначала только указ, потом – средним, затем – безымянным, большим, и наконец – мизинчиком)
- группировка пальцев – по – два, по –три, по –четыре, по –по пять (следы. Здесь фантазируем: чьи они)
- «поиграть» по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера.
Цель:
Стабилизируем эмоциональное состояние;
Учим прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения;
Формируем речь, психические процессы: произвольное внимание и память;
Учим понимать себя и других;
Формируем навыки позитивной коммуникации.
Сентябрь-октябрь-ноябрь 2017
Познавательные игры на песке
Игры на знакомство с окружающим миром
Цель: знакомство с окружающим миром (животные дикие и домашние, насекомые, леса, поля, реки, озёра, моря, острова, профессии, город, транспорт, быт)
Фантастические игры
Цель:
1. Развивать познавательные способности детей;
2. Развивать психические процессы: мышление, воображение, память
АПРЕЛЬ – МАЙ
Тайны нашей души
Цель:
Проектировать внутренний мир ребёнка, т. е. переносить вовне переживания, желания, умения, возможности;
Осуществлять диагностику, коррекцию и развитие ребёнка
Декабрь-январь-февраль2018
Групповые игры
Цель:
Формировать умение гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать;
Формировать умение самостоятельно разрешать конфликты, совместно преодолевать трудности, сплачиваться, слушать и слышать другого;
Формирование «эмпатии» - способности к пониманию ближнего и сопереживания ему;
«Игра в песок» дает возможность для самовыражения, не ограничиваясь словами и действиями. Создание песочных композиций не требует особых умений (позволяет делать исправления бесконечно). Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребёнку или целой группе детей чувствовать себя настоящим волшебником – создавать картину мира в живом пространстве, даёт возможность строить свой личный мир, ощущая себя его творцом. Игра ребёнка – символический язык для самовыражения. Ребёнок включается в игру с песком как физически, так и эмоционально. Песок притягивает детей как магнит. Песок благотворно влияет на эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка.
Песок – один из первых материалов, который ребё нок использует для самостоятельной деятельности: в песочнице, на пляже, в специальной ёмкости. Песок – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир, манипуляции с песком дают ощущение свободы, безопасности и самовыражения. Мягкость, тягучесть песка действует на ребёнка успокаивающе, расслабляет, гармонизируя эмоциональное состояние. Кроме того, справедливо считается, что действия с песком позволяют детям избавиться от стрессов, страхов, переживаний, способствует снятию напряжения, тревожности.
Песок – это замечательный сенсорный материал, и предметно-игровая среда, и великолепный материал для увлекательной творческой деятельности. Ребёнок включается в игру с песком как физически, так и эмоционально. Рисуя песком, дети погружаются в себя, в их собственный мир, происходит гармонизация эмоционального состояния. При этом создаются благоприятные условия для проявления концентрации внимания и любознательности, активизируется мыслительная деятельность. На подушечках пальцев существует огромное количество нервных окончаний, следовательно, песок развивает и тактильные ощущения. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познаётся мир.
Игры с песком улучшают эмоциональное состояние детей: гиперактив-ных песок уравновешивает, зажатых – расслабляет, тревожных – успокаивает, агрессивных – утихомиривает. Во время игры и после неё дети довольны и всегда желают встретиться вновь. И это главное что даёт детям игра с песком.
Песок позволяет упражняться ребёнку много раз. Не получилось что-то, он не расстраивается. Ребёнок сгладил поверхность и продолжает рисовать снова.
Играя в песок, создавая свой мир, свою сказку, ребёнок независимо от возраста чувствует себя настоящим волшебником – ибо создаёт мир подвластный ему, герои играют роли, какие он захочет. Но маленькие дети ещё плохо рисуют. Бывает, что ребёнок расстраивается, что не смог выразить то, что хотел. А в играх с песком всё становится возможным. Проигрывая волнующие ситуации с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребёнок освобождается от напряжения и бессознательно находит для себя те ответы, которые ему сложно получить от взрослых.
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира, При этом мы ещё и врачуем собственную Душу, усиливая своего внутреннего Ребёнка.
Принцип «Терапия песком» был предложен ещё Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает «негативную» психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для «заботы о душе», - именно так переводится термин «психотерапия».
Игра ребёнка – символический язык для самовыражения. Манипулируя игрушками, он может показать более адекватно, чем выразить в словах, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим.
Основные принципы игр на песке
- Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребёнка; формируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.
- Осмысление опыта и ситуации – разыгрывая ситуацию в песочнице – ребёнок имеет возможность посмотреть на неё со стороны. Этот принцип позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы.
- «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребёнка в происходящем.
- Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребёнок не просто тпредлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает её с помощью миниатюрных фигурок. Так он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.
ЧТО НУЖНО ДЛЯ ИГРЫ В ПЕСОК?
А НУЖНО, В СУЩНОСТИ, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола –
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольётся дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмём в игру…Подобно Богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу.
Существуют обучающие, познавательные и проективные игры.
ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ (см. перспективное планирование)
Игры на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Игру детей можно оценивать более полно, если признать, что она для них – средство коммуникации. Дети более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в ней они чувствуют себя более удобно. Игра в песке предоставляет возможность для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребёнка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются частью той среды, в которой может осуществляться его самовыражение. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей- то указке, то совершает целый ряд независимых действий. Чувства и установки, которые ребёнок иногда боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать по выбранному им по собственному усмотрению игрушку. Вместо того, чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребёнок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т. д. Чувства ребёнка часто невозможно выразить вербально. Главное – ребёнок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Познавательные игры.
1. Игры на знакомство с окружающим миром
Географические игры
Фантастические игры.
В процессе проведения игр с песком, выделяют три стадии игры с песком : хаос, борьба и разрешение конфликта.
На стадии «ХАОСА» ребёнок хватает множество игрушек, беспорядочно расставляет их на песочном листе, часто перемешивает их с песком. Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. Через «хаос» происходит постепенное «проживание» психоэмоционального состояния и освобождение от него. Многократное повторение психотравмирующей ситуации позволяет изменять эмоциональное отношение к ней. Стадия «хаоса» может занимать от одного до нескольких занятий. Можно заметить, как от картины к картине уменьшается количество используемых фигурок и появляется сюжет.
Стадию «БОРЬБЫ» можно наблюдать у сложных детей. На песочный лист бессознательно переносятся внутренние конфликты: агрессия, обиды, тревога, недомогания, реальные конфликты взаимоотношения. Существа в песочнице убивают друг друга, идёт схватка, война, тяжёлое противоборство. Через некоторое время может появиться герой или силы, которые наводят порядок и восстанавливают справедливость.
На стадии «РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА» можно наблюдать более благополучные картины: мир, покой, возвращение к естественным занятиям.
Так, К. Г. Юнг утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенной в человеческой психике». Ребёнок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссёром драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребёнка чувства и мысли.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Ребёнку предлагается взять те фигурки, к которым тянется рука, те, которые привлекают внимание. Каждый выбирает в своём темпе. Бессознательное уже «ощупывает» фигурки, ища в них персоналии внутренних процессов. Если ребёнок берёт всё подряд и в неограниченном количестве – сейчас ему важно «проработать» имеющееся внутри напряжение. Маленький ребёнок, как правило, не нуждается в инструкциях, когда видит песок. Инструкции будут звучать по-разному: «Создай то, что хочешь», «Создай наиболее яркий эпизод твоего сна», «Создай свою семью и расскажи о ней» и др. Последовательность появления и местоположения фигурок на песочном «листе» даёт нам много интересной информации. Например, игрушка, поставленная в центр, часто символизирует «Я» ребёнка, тенденцию к самоактуализации. Фигурка, которая появляется первой является символом чего-то самого важного для ребёнка на данный момент. Иногда фигурки закапывают. Они символизируют ВЫТЕСНЯЕМОЕ В БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, или то, что ещё неосознанно. Могут закапывать камни (как потенциальные части личности, монстров (как вытесненное напряжение, ключи (как символы потенциальных путей, открытий и пр., и многое другое. Об этих фигурках можно подробно расспросить ребё нка: что это, почему закопоно и пр.
Когда ребёнок заканчивает создание сказочной страны, мы просим его рассказать о ней:
- что за мир, сказочная страна
- какие существа её населяют, какой у них характер, что они умеют, откуда они пришли в эту страну (можно подробно расспросить о каждой фигурке,
- в каких взаимоотношениях они находятся между собой,
- всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если нет, то что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить
- какие события будут происходить в этой стране, что будут герои делать дальше?
Последние два вопроса стимулируют ребёнка вносить изменения в картину. Фантазировать, проецируя свои желания на будущее песочной страны. И здесь важно не просто воображать, а реально делать, менять – ибо фигурки легко переставляются, вносятся новые, убирается то, что больше не нужно.
Если ребёнок говорит, что есть существо (или существа, испытывающее дискомфорт в песочной стране, мы спрашиваем: «А что можно сделать, для того, чтобы ему стало лучше?» Здесь важно, чтобы ребёнок не просто фантазировал, а реально разыгрывал свои фантазии на песке. После каждого изменения в картине, мы можем спрашивать: «А что было дальше? А что будет дальше? А что будет, когда герой придёт туда, куда он направляется? И т. п. Игра продолжается до тех пор, пока уязвлённый вначале герой не попадёт в более благополучную ситуацию, или ребё нок не скажет: «Теперь всё хорошо». Это сигнал того, что имевшееся на начало игры внутреннее напряжение «проработано» на бессознательно – символическом уровне.
Если ребё нок говорит: «Этому герою очень плохо здесь, но ничего сделать нельзя», можно предложить ему помощь: «Мы же с тобой в сказке, а в сказочной стране невозможного не бывает, Давай подойдём к волшебному шкафу, где живут фигурки, и посмотрим – может быть, среди них есть те, кто нам поможет. Бывает, что помощники прячутся – их сразу не заметишь. Но сейчас мы будем с тобой очень внимательны».
Ежели и после этого ребёнок удручён, не может найти себе помощника, - это означает, что проблема глубока и потенциальное бессознательное её решение ещё «не созрело». В данном случае, можно построить работу по «защите» страдающего существа. «Ну что ж, и в сказке, и в жизни бывают ситуации, когда кажется, что помочь никто не может. Давай подумаем, как наш герой может себя защитить». Таким образом, мы усиливаем психологическую устойчивость, «включаем» бессознательные защитные механизмы. Быть может, на 3 -5 игру ребёнок уже сможет найти помощников уязвлённому герою.
Совсем не обязательно заниматься интерпретацией песочных картин. Достаточно уже того, что Вы выступаете организатором среды, где ребёнок чувствует себя привычно и защищено, где у него есть собственное пространство, где он – Творец. Этим, Вы позволяете ребёнку самостоятельно поработать над своей проблемой, поговорить «с самим собой».
По окончании игры ребёнок САМ разбирает песочную картину. Таким образом, закрепляется приобретённый на символическо – бессознательном уровне опыт.
.