Ирина Тростина
Проект «Декоративно-прикладное искусство мордвы» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Декоративно-прикладное искусство мордвы»
Идея проекта: формирование осознанного представления о мордовском национальном орнаменте через различные виды совместной и самостоятельной деятельности детей и взрослых.
Тип проекта: творческо - исследовательский.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: долгосрочный (1 год).
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители детей.
Актуальность и перспективность.
Публикация «Проект „Декоративно-прикладное искусство мордвы“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Мордовское декоративно-прикладное искусство является одним из важнейших источников формирования духовной сферы и взрослых, и детей.
Уникальные образцы народного искусства имеют огромное значение для подрастающего поколения не только как продукт человеческой деятельности мордовского народа, но и как показатель развития мировоззрения идеалов и ценностей конкретного этноса. Декоративно-прикладное искусство мордвы несёт в себе черты, присущие только мордовскому народу, его культуре – это вышивка и национальный костюм, многообразие орнаментальных мотивов, традиционные предметы быта, мордовская керамика и др.
Мы живём в Мордовии. Дети должна знать ценности своего народа. Самый благодатный путь – возрождение забытых национальных ценностей. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не показное сувенирное, а каждодневное погружение (обращение) к ним (истокам) даст положительный результат и дети проникнуться искусством мордвы, будут знать и различать среди
других – ценности мордвы.
Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди.
Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, почерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков изобразительной деятельности у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать лепить и создавать аппликацию. Поэтому не стоит удивляться тому, что взрослые, как правило, не имеют навыков изобразительной деятельности, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься ею и, таким образом, останавливают своё развитие в этом виде деятельности. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина. По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Также общеизвестно, что художественно –творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, памяти и художественного мышления детей. Не менее важным является и то, что через изобразительную деятельность дети получают возможность самовыражения и социальной адаптации. Творческий процесс — это настоящее чудо, дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детей необходимо подвести к пониманию того, что в творчестве нет правильного пути, а есть только свой собственный путь.
Концептуальность.
Своеобразие.
1. Стимулирование развития творческого мышления и творческих способностей через анализ и синтез вышивки, как вида декоративно-прикладного искусства Мордовии.
2. Расширение возможности проявления самостоятельности и инициативы.
3. Способствование социальной адаптации через самореализацию и самовыражение в процессе коллективного творчества.
4. Формирование культурных ценностей.
5. Воспитание патриотических чувств и уважения к малой Родине.
Гипотеза
В процессе систематизированной работы по ознакомлению с произведениями декоративно-прикладного искусства мордвы через игры, через занятия, развлечения дети приобретут достаточные знания о ценностях мордвы и легко будут узнавать среди других мордовский костюм, деревянные игрушки. Легко составлять мордовские орнаменты и другое.
Цель: развивать творческое мышление и творческие способности детей через изучение, и составление орнамента на основе основных элементов мордовского национального узора.
- развить у детей интерес к произведениям декоративно-прикладного искусства мордвы;
- научить отличать характерные особенности искусства мордвы
Задачи: 1. Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством мордвы и историей его возникновения;
2. Развивать навыки исследовательской деятельности в процессе анализа и синтеза структуры мордовского орнамента: выделение основных элементов; определение ритмического рисунка, способов соединения элементов, цветовой гаммы и смысловой нагрузки орнамента.
3. Формировать композиционные умения; учить создавать индивидуальный орнамент, не нарушающий колорит и закономерность построения мордовского национального узора; развивать умение ориентироваться на площади рабочей поверхности, выделяя центр, стороны или углы.
4. Закрепить и расширить представление детей о геометрических фигурах, входящих в мордовский орнамент (круг, квадрат, треугольник, ромб, и производных от них элементах мордовского орнамента («квадрат с продлёнными сторонами», «розетка», «звезда», «зигзаг», «крест», «ступеньки», «галочка», «спираль».).
5. Способствовать развитию психических процессов (внимание, память, воображение) через художественно – творческую деятельность.
6. Способствовать развитию таких качеств личности, как целеустремлённость, инициативность, самостоятельность, ответственность и активность.
7. Развивать интерес к изобразительной деятельности, стремление к самовыражению через создание индивидуальных декоративных композиций по мотивам мордовского народного орнамента.
8. Развивать у детей художественный вкус, способствовать усвоению эталонов красоты.
9. Обогатить знания детей о традициях и обычаях мордовского народа.
10. Воспитывать толерантное отношение к мордовскому народу и его традициям через эстетическое восприятие мордовского узора.
Цель проекта:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
№ п/п Содержание Сроки
1. Народное творчество мордвы. Беседа Сентябрь
2. Дидактическая игра «Татюня и Алдуня» В течение года
3. Что делает мордву похожих на царей? Беседа Октябрь
4. Рассматривание книги «Мордовский национальный костюм» В течение года
5. Дидактическая игра «Составь узор на рубахе» Ноябрь
6. Занятие по логоритмике «В гости к бабушке» Октябрь
7. Аппликация «Украшение варежки» Ноябрь
8. Украшения мордовских модниц. Беседа, рассматривание образцов. Декабрь
9. Мордовские Кутюрье. Беседа, рассматривание образцов. Январь
10. Глиняная игрушка - свистулька. Лепка Февраль
11. Рассматривание мордовских матрешек. В течение года
12. Мастера - резчики. Беседа Март
13. Мордовская вышивка Беседа Апрель
14. Украшение головного убора. Декоративное рисование. Май
15. Мордовочка. Лепка из теста, роспись