МААМ-картинки

Проект «Декоративно-прикладное искусство мордвы» для детей старшего дошкольного возраста

Ирина Тростина
Проект «Декоративно-прикладное искусство мордвы» для детей старшего дошкольного возраста

Проект «Декоративно-прикладное искусство мордвы»

Идея проекта: формирование осознанного представления о мордовском национальном орнаменте через различные виды совместной и самостоятельной деятельности детей и взрослых.

Тип проекта: творческо - исследовательский.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: долгосрочный (1 год).

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители детей.

Актуальность и перспективность.

Публикация «Проект „Декоративно-прикладное искусство мордвы“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Мордовское декоративно-прикладное искусство является одним из важнейших источников формирования духовной сферы и взрослых, и детей.

Уникальные образцы народного искусства имеют огромное значение для подрастающего поколения не только как продукт человеческой деятельности мордовского народа, но и как показатель развития мировоззрения идеалов и ценностей конкретного этноса. Декоративно-прикладное искусство мордвы несёт в себе черты, присущие только мордовскому народу, его культуре – это вышивка и национальный костюм, многообразие орнаментальных мотивов, традиционные предметы быта, мордовская керамика и др.

Мы живём в Мордовии. Дети должна знать ценности своего народа. Самый благодатный путь – возрождение забытых национальных ценностей. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не показное сувенирное, а каждодневное погружение (обращение) к ним (истокам) даст положительный результат и дети проникнуться искусством мордвы, будут знать и различать среди

других – ценности мордвы.

Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди.

Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, почерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков изобразительной деятельности у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать лепить и создавать аппликацию. Поэтому не стоит удивляться тому, что взрослые, как правило, не имеют навыков изобразительной деятельности, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься ею и, таким образом, останавливают своё развитие в этом виде деятельности. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина. По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Также общеизвестно, что художественно –творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, памяти и художественного мышления детей. Не менее важным является и то, что через изобразительную деятельность дети получают возможность самовыражения и социальной адаптации. Творческий процесс — это настоящее чудо, дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детей необходимо подвести к пониманию того, что в творчестве нет правильного пути, а есть только свой собственный путь.

Концептуальность.

Своеобразие.

1. Стимулирование развития творческого мышления и творческих способностей через анализ и синтез вышивки, как вида декоративно-прикладного искусства Мордовии.

2. Расширение возможности проявления самостоятельности и инициативы.

3. Способствование социальной адаптации через самореализацию и самовыражение в процессе коллективного творчества.

4. Формирование культурных ценностей.

5. Воспитание патриотических чувств и уважения к малой Родине.

Гипотеза

В процессе систематизированной работы по ознакомлению с произведениями декоративно-прикладного искусства мордвы через игры, через занятия, развлечения дети приобретут достаточные знания о ценностях мордвы и легко будут узнавать среди других мордовский костюм, деревянные игрушки. Легко составлять мордовские орнаменты и другое.

Цель: развивать творческое мышление и творческие способности детей через изучение, и составление орнамента на основе основных элементов мордовского национального узора.

- развить у детей интерес к произведениям декоративно-прикладного искусства мордвы;

- научить отличать характерные особенности искусства мордвы

Задачи: 1. Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством мордвы и историей его возникновения;

2. Развивать навыки исследовательской деятельности в процессе анализа и синтеза структуры мордовского орнамента: выделение основных элементов; определение ритмического рисунка, способов соединения элементов, цветовой гаммы и смысловой нагрузки орнамента.

3. Формировать композиционные умения; учить создавать индивидуальный орнамент, не нарушающий колорит и закономерность построения мордовского национального узора; развивать умение ориентироваться на площади рабочей поверхности, выделяя центр, стороны или углы.

4. Закрепить и расширить представление детей о геометрических фигурах, входящих в мордовский орнамент (круг, квадрат, треугольник, ромб, и производных от них элементах мордовского орнамента («квадрат с продлёнными сторонами», «розетка», «звезда», «зигзаг», «крест», «ступеньки», «галочка», «спираль».).

5. Способствовать развитию психических процессов (внимание, память, воображение) через художественно – творческую деятельность.

6. Способствовать развитию таких качеств личности, как целеустремлённость, инициативность, самостоятельность, ответственность и активность.

7. Развивать интерес к изобразительной деятельности, стремление к самовыражению через создание индивидуальных декоративных композиций по мотивам мордовского народного орнамента.

8. Развивать у детей художественный вкус, способствовать усвоению эталонов красоты.

9. Обогатить знания детей о традициях и обычаях мордовского народа.

10. Воспитывать толерантное отношение к мордовскому народу и его традициям через эстетическое восприятие мордовского узора.

Цель проекта:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

№ п/п Содержание Сроки

1. Народное творчество мордвы. Беседа Сентябрь

2. Дидактическая игра «Татюня и Алдуня» В течение года

3. Что делает мордву похожих на царей? Беседа Октябрь

4. Рассматривание книги «Мордовский национальный костюм» В течение года

5. Дидактическая игра «Составь узор на рубахе» Ноябрь

6. Занятие по логоритмике «В гости к бабушке» Октябрь

7. Аппликация «Украшение варежки» Ноябрь

8. Украшения мордовских модниц. Беседа, рассматривание образцов. Декабрь

9. Мордовские Кутюрье. Беседа, рассматривание образцов. Январь

10. Глиняная игрушка - свистулька. Лепка Февраль

11. Рассматривание мордовских матрешек. В течение года

12. Мастера - резчики. Беседа Март

13. Мордовская вышивка Беседа Апрель

14. Украшение головного убора. Декоративное рисование. Май

15. Мордовочка. Лепка из теста, роспись

Публикации по теме:

Конспект занятия «Декоративно-прикладное искусство России» в подготовительной группе Ничто не скрепляет народ как традиции. Именно на них опирается культуросообразность. Чем богаче традиции, тем выше его национальная гордость.

Декоративно прикладное искусство «Розочки для мамочки»Декоративно прикладное искусство «Розочки для мамочки» Праздничное настроение - это веселое поздравление милых наших мамочек. Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо! Пусть всегда.

Презентация «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей» Презентация "Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей" Актуальность Проблема развития детского.

Конспект НОД в средней группе «Веселая ярмарка. Декоративно-прикладное искусство»Конспект НОД в средней группе «Веселая ярмарка. Декоративно-прикладное искусство» Конспект НОД в средней группе «Веселая ярмарка. Декоративно-прикладное искусство» Цель: воспитывать интерес к изделиям декоративно-прикладного.

Народное декоративно-прикладное искусство для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет)Народное декоративно-прикладное искусство для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями. В.

Народное декоративно-прикладное искусство. Реализация проекта «Путь к прекрасному»Народное декоративно-прикладное искусство. Реализация проекта «Путь к прекрасному» Народное декоративно-прикладное искусство– неотъемлемая часть русской культуры. Его эмоциональность, поэтическая образность близки, понятны.

Народное декоративно-прикладное искусство в детском садуНародное декоративно-прикладное искусство в детском саду Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания. Оно помогает формировать и развивать художественный.

Проект «Декоративно-прикладное искусство» (старшая группа) Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения детского сада № 29 городского округа города Райчихинска Амурской области.

Проект «Декоративно — прикладное искусство» Актуальность проекта: • Недостаточно дифференцируют понятия о декоративно – прикладном искусстве. •Дети неуверенно используют обобщающие.

Проект «Разноцветная Россия. Народное декоративно-прикладное искусство» для старшего дошкольного возрастаПроект «Разноцветная Россия. Народное декоративно-прикладное искусство» для старшего дошкольного возраста Тип проекта: творческий, информационный. Продолжительность проекта: сентябрь 2017г – май 2019г Участники проекта: воспитанники старшей логопедической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Декоративно-прикладное искусство мордвы» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 марта 2019 в 20:50
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД