МААМ-картинки

Проект «Дети и дорога»

Любовь Макарова
Проект «Дети и дорога»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Теремок»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ДЕТИ и дорога»

Обучение в детском саду безопасному участию в дорожном движении необходимо рассматривать наравне с другими важнейшими задачами воспитания и обучения подрастающего поколения.

Публикация «Проект „Дети и дорога“» размещена в разделах

Ежегодно на дорогах России происходит свыше 200 тыс. ДТП. В них погибает свыше 35 тыс. человек, получают ранения более 250 тыс. Если обратить внимание на возраст детей, попавших в ДТП, то видно увеличение числа происшествий с участием детей дошкольного возраста. Анализ статистических данных, проведенный совместно с сотрудниками ГИБДД, позволил выявить основные причины дорожных нарушений :

• незнание дошкольниками элементарных правил дорожного движения;

• стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;

• безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.

Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Исследования психологов показывают, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Дети не умеют управлять своим поведением. Вместе с тем их с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения. Поэтому дети, предоставленные самим себе, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Не умея правильно определять расстояние до приближающего автомобиля и его скорость, они переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У маленьких детей отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Сколько бы люди не придумывали путей выхода из этой ситуации (разгружали потоки транспорта на дорогах городов – кольцевые, объездные дороги, не вводили новых правил дорожного движения, новых знаков, переходов, пока мы не научим ребёнка всем этим осознанно пользоваться, самому о себе беспокоиться, понимать свою ответственность за собственную жизнь, не сформируем устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации – данная проблема останется не решённой.

В силу своих возрастных особенностей дети не могут запомнить все правила дорожного движения, поэтому наша задача – научить ребёнка действовать в любых жизненных ситуациях, и одно из направлений – безопасность на дороге.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и педагоги ДОУ, и родители, и школа, и другие образовательные учреждения.

В настоящее время в детских садах совершенствуются, обновляются формы и методы обучения правилам безопасного поведения на дорогах через решение таких задач, как: передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства и др.

Проводятся различные мероприятия и с родителями воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Подводя итоги всему выше сказанному, следует сказать, что дошкольников нужно не только обучать безопасному поведению на дорогах, улицах, перекрёстках, но продолжать их воспитывать культуре поведения в общественных местах.

Актуальность, обоснование необходимости реализации проекта - обучение дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно - транспортных происшествий с участием детей.

Проблема- дети дошкольного возраста - особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и ко взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.

Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие пока качественного обучения дошкольников правилам дорожного движения направляет педагогов и родителей на поиск новых, более совершенных форм совместной работы в решении данного вопроса.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что ДОУ является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, нами был создан коллективный проект по теме :«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРАВИЛАМИ

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Гипотеза, суть и концептуальное положение проекта

Используя возможности образования, через создание открытого образовательного пространства можно влиять на обеспечение безопасности дорожного движения и снижение числа пострадавших детей дошкольного возраста в ДТП, если будут:

• использованы традиционные и нетрадиционные формы и методы работы с дошкольниками, такие как, моделирование, макетирование, проектирование;

• создана практико-ориентированная среда для формирования положительного отношения к безопасному образу жизни в сфере дорожного движения;

• использоваться такие направления и формы работы дошкольного учреждения по профилактике ДТТ, которые позволят повысить компетентность родителей и педагогов;

• организовано активное сотрудничество по профилактике ДТТ совместно с образовательными учреждениями и организациями, ответственными за безопасность дорожного движения.

Всю работу, предшествующую проведению проекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения можно разделить на несколько этапов:

1. Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).

2. Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т. е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичной диагностики)

3. Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения

Вид проекта : досугово-познавательный, практико-ориентированный, направленный на триаду: педагог, родители, дети.

Продолжительность проекта : краткосрочный.

Цель проекта : создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей о навыках безопасного осознанного поведения на улицах города.

Задачи:

— обобщение и расширение знаний детей о правилах дорожного движения;

— с помощью разнообразных методов и приемов оптимизация работы с родителями детей дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения;

— формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.

— укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению;

— выработка системы воспитательно-образовательной работы.

Предполагаемый результат:

— создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;

— координация деятельности по охране и безопасности жизни детей между родителями, сотрудниками ДОУ, сотрудниками ГИБДД, школьной бригадой ЮИДД;

— появление интереса у родителей к проблемам ДОУ;

— совершенствование учебно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста;

Таким образом, в результате реализации проекта мы получим следующие эффекты:

Образовательные:

• Повышение эффективности обучения и воспитания дошкольников по ПДД;

• Развитие интеллектуальной (переход к предметному знаково-символическому опосредованию, коммуникативной сферы, расширение субъективного социального опыта детей.

Социальные:

• Привитие навыков безопасного поведения на дорогах, как следствие, снижение части ДТП с участием детей дошкольного возраста. Актуализация в будущем потребности в безопасном образе жизни в сфере дорожного движения. Нивелирование негативных переживаний за детей и их безопасность.

• Создание открытого образовательного пространства (организация взаимодействия с учреждениями, ответственными за безопасность дорожного движения, повышение квалификации педагогов ДОУ. Осуществление деятельности по профилактике ДДТТ в ДОУ

Сроки реализации проекта : 2015-2016 учебный год.

Место реализации проекта : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Теремок»

Разработчик проекта : Макарова Любовь Константиновна. Участники проекта :

все воспитанники ДОУ №3,

родители воспитанников ДОУ,

воспитатели всех групп ДОУ,

старший воспитатель,

музыкальный руководитель,

бригада ЮИДД,

инспектор ГИБДД.

Технология проекта

Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагогов, родителей, детей в рамках работы ДОУ, в которой пропагандируется осознанное соблюдение родителями ПДД и безопасного образа жизни, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложения: сценарии занятий и досугов по ознакомлению с ПДД. В процессе реализации этого проекта проводятся : анкетирование с родителями на тему ПДД, диагностика знаний и умений безопасного поведения на проезжей части, в транспорте, на дворе и т. д.

Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями. От активного участия родителей в работе ДОУ выигрывают все.

Реализация предполагает выполнение алгоритма

1. ООД познавательного цикла; продуктивная деятельность

2. игровая деятельность

3. целевые прогулки

4. беседы

5. чтение

6. досуги; развлечения

7. самостоятельная деятельность

Этапы работы над проектом :

Подготовительный этап:

Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме

Консультации для воспитателей: «Дорога без опасности», «Знакомство с правилами поведения на улице, дороге в младшей и средней группах»,«Дополнение и уточнение знаний детей о правилах дорожного движения на улице, в транспорте». Выставка методической и детской литературы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.

Подбор материала по правилам дорожного движения.

Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях.

Просмотр мультфильмов, кукольного спектакля.

Знакомство с литературными произведениями: С. Михалков «Светофор», «Скверная история», М. Пляцковский «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета», Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой…», «Постовой», «Продуктовая машина», О. Бедарев «Если бы…», Н. Носов «Автомобиль», В. Головко «Правила движения», (авторские сказки воспитателей, Дружинина М. «Наш друг светофор»; «Правила поведения на улице»; «Правила езды на велосипеде»; Иванов А. «Азбука безопасности»; Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков», Серяков И. «Улица полна неожиданностей» и т. д.

5. Изготовление дидактических игр по ПДД.

6. Использование игр: подвижных игр «Воробышки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Ловкий пешеход», «Пешеходы и транспорт», с элементами правил дорожного движения; дидактических: «Подумай – отгадай», «Красный – зеленый», «Какой это знак?», «Кто больше знает?», «Собери машину», «Угадай-ка», «Отгадай-ка», «Объясни»; настольно - дидактические игры.

Обновление настольной игры «Улица города»,

Подбор материала для разработки модуля «Правила дорожного движения».

Оформление наглядных стендов для родителей, ширм- передвижек по предупреждению детского травматизма.

Укрепление материально-технической базы:

- приобретение дорожных знаков; - нагрудных жилетов; - изготовление и оформление своими руками дорожки «зебра»; - приобретение настольно- дидактических игр. Литературы, двигателей. Светофора.

Консультации для родителей

-«Ребенок с нас берет пример»,«О детском травматизме», «Опасности на дорогах».

Анкетирование родителей «Я и мой ребенок на улицах города».

Основной этап работы:

• Проведение мероприятий по модулю «Правила дорожного движения».

• Обыгрывание дидактических и подвижных игр по ПДД.

• Решение игровых ситуаций.

• Викторина досуг по ПДД. • Конкурс детских работ «Здравствуй, друг, дорожный знак.

• Выступление агит- бригады школьников «ЮИДД».

Заключительный этап:

• Ознакомление педагогов ДОУ с результатами работы над проектом

• Презентация положительного опыта. Внесение дополнений, поправок в случае нерешенных или побочных проблем.

У дошкольников небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях, поэтому необходимо проведение оод познавательного цикла, дидактические игры: «Знакомство со светофором»(мл. гр., «Светофор»»(мл. гр. ,«Красный, жёлтый, зелёный»(мл. гр); «Мы едем в автомобиле»(мл. гр); «Рассматривание автобуса»(мл. гр); «Улица полна неожиданностей»(ср. гр); «Наземный транспорт»(ст. гр);В стране дорожных знаков»(под. гр.); «Безопасность детей на дороге»(под. гр.)

Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием, а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.

Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии. По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.

Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера досуга и инсценировки художественных произведений, разыгрывание дорожных ситуаций.

Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей— один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.

Работа с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах включает следующие мероприятия:

изготовление стендов с наглядной информацией;

заочные и очные консультации;

участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ;

выпуск буклетов;

тематические родительские собрания;

семейные конкурсы;

анкетирование;

совместная детско-родительская досуговая деятельность.

Для того чтобы установить уровень полученных детьми знаний разработаны критерии оценки знаний и умений детей в рамках проведения проекта :

1. Уровень сформированности представлений детей 3-4 лет:

- знать как работает светофор;

- знать при каком сигнале можно переходить проезжую часть;

-владеть понятиями:водитель, пассажир, пешеход, использовать их в речи;

- знать название транспортных средств: легковая, грузовая, скорая помощь, пожарная, автобус, поезд;

- иметь представление, что такое проезжая часть, тротуар.

2. Уровень сформированности представлений детей 4-5 лет: - знать все сигналы светофора и рассказывать об их значении; - называть правила поведения в транспорте, на улице; - узнавать разные виды транспорта; уметьклассифицироватьих:водный,воздушный,наземный;

- знать, где можно переходить проезжую часть; - знать, что обозначают знаки: «Пешеходный переход», «Остановка автобуса»,

«Медицинский пункт», «Пункт питания».

3. Уровень сформированности представлений детей 5-6 лет:

- называть правила поведения в транспорте, на проезжей части;

- иметь представление об основных правилах дорожного движения;

- ориентироваться в окружающем пространстве, в прилегающей к д/с местности;

- узнавать разные виды транспорта, уметь объяснить их назначение.

4. Уровень сформированности представлений детей 6-7 лет: - уметь решать проблемные ситуации, возникающие на проезжей части и во дворе; - ориентироваться в окружающем пространстве, в прилегающей к детскому саду местности; - узнавать разные виды транспорта, уметь классифицировать: пассажирский, строительный, водный, наземный, водный, подземный, космический; - иметь представления о работе регулировщика и его функций.

Результаты реализации проекта :

созданы достаточные условия для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;

разработаны критерии оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами дорожного движения;

уровень усвоения дорожной грамоты воспитанниками составляет 93%;

установлены прочные связи с бригадой ЮИДД СОШ,

опыт работы педагогов по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения обобщён и оформлен в пед. кабинете ДОУ.

Заключение

Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада. Известно, что многие родители слабо знают правила дорожного движения и имеют смутное представление об этой проблеме. В связи с этим большое значение приобретает обучение родителей правилам дорожного движения.

Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны "взрослым" языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей - доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.

Такая система работы даёт несомненно положительные результаты - за годы нашей кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками.

Это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

Публикации по теме:

Долгосрочный проект по познавательному развитию «Дорога и дети», формирование основ безопасноти Проект «Дорога и дети» Актуальность: Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.

Конспект НОД по правилам дорожного движения «Дети и дорога» (подготовительная группа)Конспект НОД по правилам дорожного движения «Дети и дорога» (подготовительная группа) Цель: Формирование у детей, как участников дорожного движения, устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Задачи:.

Консультация для родителей «Безопасность, дорога, дети» Самое ценное в жизни взрослых – это дети. Зачастую наших детей подстерегает множество опасностей. Задача нас, взрослых, - остерегать и защищать.

Педагогический проект для детей 6–7 лет «Дети и дорога» Тема проекта: «Дети и дорога». Вид проекта: ИНФОРМАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ. Тип проекта: краткосрочный. Сроки реализации: 25.09.2016 – 30.09.2016.

Положение о конкурсе чтецов среди воспитанников ДОУ в рамках профилактической операции «Дети-дорога-безопасность» МАДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад №17» г. Сыктывкара Положение о конкурсе чтецов среди воспитанников МАДОУ «Центр развития ребёнка.

Проект в средней группе «Дети, дорога, безопасность»Проект в средней группе «Дети, дорога, безопасность» Проект «Дорога, дети, безопасность» средняя группа. Тип проекта: познавательно - игровой. Срок реализации. 3 месяца. Участники: дети, воспитатели,.

Проектная деятельность «Дети и дорога» 2015-2016 учебный годСодержание проектаАктуальность реализации проекта: Проект посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного.

Работа по профориентации в детском саду «Дети и железная дорога» (фотоотчет)Работа по профориентации в детском саду «Дети и железная дорога» (фотоотчет) Внимание! Дети и железная дорога! Железная дорога представляет собой мощный транспортный комплекс с большим техническим и интеллектуальным.

Сценарий семейного мастер-класса по правилам дорожного движения для детей и родителей «Дорога и дети» Цель: формирование устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Задачи: - расширять знания детей и родителей о безопасном.

Творческий проект по правилам дорожного движения в старшей группе «Дети и дорога»Творческий проект по правилам дорожного движения в старшей группе «Дети и дорога» Творческий проект по правилам дорожного движения в старшей группе «Ромашка». Название проекта: «Дети и дорога». Подготовили: воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Дети и дорога»
Опубликовано: 31 октября 2016 в 16:25
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД