Олеся Слепцова
Детско-родительский проект «Пальцы сказочку расскажут»
▼ Скачать + Заказать документы
Детско-родительский проект «Пальцы сказочку расскажут»
Паспорт проекта.
Наименование проекта «Пальцы сказочку расскажут»
Вид проекта - групповой
- долгосрочный
екта Слепцова Олеся Богдановна
Учитель-логопед высшей квалификационной категории МАДОУ № 102 детский сад комбинированного вида г. Новосибирск
Публикация «Детско-родительский проект „Пальцы сказочку расскажут“» размещена в разделах
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2021
Цель Развитие связной речи детей с ТНР, через использование русских народных сказок и сказкотерапию, с применением пальчикового театра.
Задачи 1. Развить связную речь детей, как заключительного этапа развития речи дошкольника с ТНР.
2. Совершенствовать лексико – грамматические средства языка; звуковую сторону речи в сфере звукопроизношения, восприятия и интонационной выразительности.
3. Создавать благоприятную психологическую атмосферу сотрудничества логопеда с детьми и друг с другом.
4. Укреплять веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с публичным выступлением.
5. Развивать речевые и творческие способности детей в сочинительстве.
6. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
7. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.
8. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.
9. Развить мелкую моторику рук.
Сроки реализации проекта с 01.10.2019- 01.04.2020г.
Участники проекта Дети с тяжелым нарушением речи старшего дошкольного возраста комбинированной подготовительной к школе группы, воспитатели, родители, учитель-логопед, педагог ИЗО.
Ожидаемые результаты проекта Дети разовьют умение к связному логическому (монологическому и диалогическому) высказыванию, научатся рассказыванию, сочинительству и фантазированию, через использование русских народных сказок. При этом совершенствуется лексико-грамматические средства языка, звуковая сторона речи, просодическая сторона речи.
Активизируются процессы восприятия, внимания, памяти.
Разовьется мелкая моторика рук.
Повысится интерес к логопедическим занятиям, понизится коэффициент неуверенности и страха перед публичными выступлениями.
Объединятся усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений.
Актуальность проекта :
Впервые в истории нашей страны дошкольное образование стало первым уровнем образования. Основная мысль ФГОС ДО заключается в поддержке разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. В нем прописаны условия и программы развития, которые учитывают разнообразие дошкольников. Стандарт ДО даст возможность всем детям проявить свою индивидуальность. Каждый ребенок будет развиваться тем темпом, который характерен для него. Современные дети отличаются от нас, поэтому, все сложнее наладить взаимодействие ребенка с родителем, ребенка с педагогом, ребенка с обществом.
Реализуя приоритетные направления федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, нам, как представителям молодого поколения Современной Логопедии, приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей. Инновационные технологии, применяемые нами в логопедической практике, а именно сказкотерапия, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО, служат эффективным дополнением формирования звуковой культуры речи дошкольников и являются актуальными на сегодняшний день.
Умение говорить правильно и красиво имеет большое значение для полноценного развития личности человека. В настоящее время в дошкольных учреждениях становится все больше детей с речевыми нарушениями. Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями.
Сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.
При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
Развитие речи посредством сказкотерапии будет способствовать развитию активной, правильной, эмоционально насыщенной речи дошкольника.
Цель проекта : Развитие связной речи детей с ТНР в подготовительной к школе логопедической группы, через использование русских народных сказок.
Задачи пароекта:
1. Развить связную речь детей, как заключительного этапа развития речи дошкольника с ТНР.
2. Совершенствовать лексико – грамматические средства языка; звуковую сторону речи в сфере звукопроизношения, восприятия и выразительности.
3. Создавать благоприятную психологическую атмосферу сотрудничества логопеда с детьми и друг с другом.
4. Укреплять веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с публичным выступлением.
5. Развивать речевые и творческие способности детей в сочинительстве.
6. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
7. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.
8. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.
9. Развить мелкой моторику рук.
Ожидаемые результаты:
1. Дети разовьют умение к связному логическому (монологическому и диалогическому) высказыванию, научатся рассказыванию, сочинительству и фантазированию, через использование русских народных сказок. При этом совершенствуется лексико-грамматические средства языка, звуковая сторона речи, просодическая сторона речи.
2. Активизируются процессы восприятия, внимания, памяти.
3. Совершенствуется мелкая моторика рук.
4. Повысится интерес к логопедическим занятиям, понизится коэффициент неуверенности и страха перед публичными выступлениями.
5. Объединятся усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений.
Этапы проекта : Реализация проекта проходила поэтапно на базе МАДОУ «Детский сад № 102 «Кадриль» в период
с 07.10.2019- 01.04.2020 г.
Этапы (сроки) Цель Содержание работы
2019-2020 учебный год
Подготовительный этап
С 01.10.2019 – 01.12.19 г.
Мотивация целеполагание
Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта. Постановка цели, задач, проблемы.
Подбор русских народных сказок.
Организационный этап
10.12.19 г. -20.03.20 Включение в работу родителей и воспитателей группы Индивидуальные консультации родителей по изготовлению сказочных героев для пальчикового театра, помощь в выборе сказки и т. д. Беседа с родителями о необходимости чтения сказок детям. Обучение рассказываю сказок на логопедических занятиях. Чтение сказок воспитателями, научение детей пересказыванию сказок, умению отвечать на вопросы после прочитывания произведения.
Основной этап с 20.03.2020 -25.03.2020г. Получение результата проектной деятельности за счет решения поставленных задач
Знакомство детей со народным творчеством сказок. Презентация-проигрывание своей сказки перед аудиторией группы.
Выставка творческих работ детей и родителей.
Заключительный этап 25.03.2020-01.04.2020 Анализ и диагностика
Анкетирование. Составление диаграммы развития связной речи у дошкольника с ТНР
Содержание деятельности.
Подготовительный этап
Направление деятельности Содержание деятельности Исполнители Сроки реализации
I Подготовительный этап.
Разработка содержания проекта
Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта. Постановка цели, задач, проблемы.
Подбор русских народных сказок.
Знакомство детей со народным творчеством сказок. Обучение рассказываю сказок на логопедических занятиях.
Планирование совместной деятельности, определение средств и способов реализации проекта;
Слепцова О. Б. учитель-логопед.
Октябрь 2019 г.
Диагностика развития связной речи у дошкольников с ТНР подготовительной группы Проведение диагностики в начале учебного года уровня развития связной речи у детей с ТНР 6-7 лет.
Слепцова О. Б. учитель-логопед.
Октябрь 2019 г.
Анкетирование Заполнение анкет «Развитие связной речи у дошкольников с ТНР» родителями, анализ ответов. Воспитатель Теплухина А. В.
Родители группы Октябрь 2019
Проведение родительского собрания Беседа с родителями о необходимости чтения сказок детям.
Выбор сказки для презентации.
Консультации для родителей по изготовлению сказочных героев и выборе сказки.
Учитель-логопед Слепцова О. Б
Октябрь 2019 г.
II Организационный этап.
Включение родителей в реализацию проекта «Пальцы сказочку расскажут»,
выполнение проекта детьми и взрослыми; Индивидуальные консультации родителей по изготовлению сказочных героев для пальчикового театра, помощь в выборе сказки и т. д.
Учитель-логопед Слепцова О. Б
Октябрь 2019
Активизация роли воспитателя в реализацию проекта Чтение сказок воспитателями, научение детей пересказыванию сказок, умению отвечать на вопросы после прочитывания произведения. Воспитатели Теплухина А. В. и Дылкина Н. В.
С сентября 2019 – апрель 2020
III Реализация проекта
Представление своего проекта детьми. Презентация участником русской народной сказки или сказки собственного сочинения аудитории группы. Родители, дети подготовительной группы, воспитатели.
Март 2020
Создание выставки пальчикового и настольного театра по итогам Знакомство с макетами и игровыми материалами по мотивам русских народных сказок.
Выбор понравившейся сказки. Создание театрализации со сказочными героями на логопедических занятиях и группе. Учитель-логопед Слепцова О. Б
Март 2020
IV Заключительный этап.
Диагностика развития связной речи у дошкольника с ТНР Проведение повторной диагностики уровня развития связной речи детей с ТНР.
Учитель-логопед Слепцова О. Б
Март 2020
Сравнительный анализ анкет для родителей. Заполнение анкет «Развитие связной речи дошкольников с ТНР» родителями, анализ ответов. Учитель-логопед Слепцова О. Б
Приложение 1
Анкета для родителей.
«Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста»
Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в исследовании проблем развития речи детей в современной семье.
Анкета является анонимной, подписывать ее не надо. Полученная информация будет использована только в обобщенном виде.
Заранее благодарим за участие!
1. Интересует ли Вас тема опроса?
2. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.)
3. Какова, по Вашему мнению, степень участия семьи, родителей в развитии речи ребёнка?
Достаточно занятий с логопедом и воспитателями
Родители иногда должны заниматься с детьми
Родители должны принимать активное участие в развитии речи ребенка
4. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду?
5. Что беспокоит вас в речевом развитии ребенка?
6. С кем чаще всего Вы советуетесь по вопросам воспитания ребенка? (только 1 ответ)
Со своими родителями
С друзьями, у которых есть дети такого же или старшего возраста
Обращаемся к специалисту (детскому психологу, педагогам и тд)
Ищем ответы в специализированной литературе
Не советуемся, вопросы не возникают или решаются самостоятельно
Другое ___
7. Каким образом Вы приобретаете необходимые знания по воспитанию, развитию детей? Основной источник информации по воспитанию детей?
Газеты и журналы для родителей
Информация из Интернета
Специализированные книги
Слушаем (смотрим) передачи по радио и телевидению;
Посещаем лекции для родителей;
На основе рекомендаций педагогов;
Используем жизненный опыт
Другое___
8. Проводите ли Вы дома с ребенком обучающие игры, тематические занятия по развитию речи? Если да, то, как часто?
Ежедневно
Несколько раз в неделю
Раз в неделю
Не провожу, т. к. считаю, что в саду (центре) ребенок получает достаточно информации
Не провожу
9. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка?
10. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка?
11. Есть ли у Вас дома детская библиотечка, где можно с ребенком рассмотреть иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей?
12. Назовите, пожалуйста, поэтов, произведения которых традиционно входят в круг семейного детского чтения
13. Что делает Ваш ребенок после прихода из детского сада, в выходные?
Приложение 2
Представление своей сказки перед аудиторией группы.