Лучший педагог года

Проект «Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника. Играем вместе» для детей 3–4 лет

Ирина Бабичева
Проект «Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника. Играем вместе» для детей 3–4 лет

Подготовила:

Детский сад №3

Бабичева И. Е.

2020г.

Введение

Социальные требования к системе образования предполагают, что современному обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора способные к сотрудничеству. Основные качества современной личности формируются именно в дошкольном возрасте. Фундамент мировоззрения, характер, привычки, умение коммуникабельного общения, закладывается у человека с раннего возраста. Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, которая определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Публикация «Проект „Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника, Играем вместе“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах

Желание педагогов развить необходимые качества для жизни и общения в современном обществе и стало причиной создания этого проекта.

Актуальность и педагогическая значимость

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, которая определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Весь педагогический процесс в условиях дошкольного учреждения строится на игровой деятельности. Через многообразие детских игр авторы образовательных программ, педагоги, психологи рекомендуют воспитывать, развивать и обучать ребенка-дошкольника

Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, учатся общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, получает и усваивает социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.

Анализ ситуации

Игра — самое главное занятие в жизни ребёнка. А игры, которые создают дети самостоятельно, занимают совершенно особое место. Называются они сюжетно-ролевыми. В них детьми воспроизводится всё, что они видят вокруг: разные проявления жизни, деятельность взрослых. Так ребёнок начинается социализироваться, то есть вливаться в детский коллектив, моделируя своё поведения, развивая коммуникативные и лидерские качества, оценивая свои поступки и сверстников.

Игра является основным видом деятельности в процессе развития ребёнка дошкольного возраста. Правильно организованная сюжетно-ролевая игра создаёт условия для социализации ребёнка, развития его коммуникативных способностей, знакомит малыша с новым миром разных профессий, интересных ситуаций в семье и в обществе.

Постановка проблемы

Дошкольный период — важнейшее время для развития личности. Именно в эти годы малыш получает первые знания о жизни, которая его окружает, у него начинает вырабатываться собственное мнение на происходящее, определённое отношение к людям и событиям, формируются привычки и навыки поведения, что составляет основу его характера. Многое из перечисленного чаще всего формируется с помощью игры. Именно в игре ребёнок получает знания и отрабатывает навыки общения, формирует мировоззрение, расширяет познавательную сферу деятельности, развивает ловкость и дисциплинированность. Таким образом, игра становится для дошколёнка лучшим способом усвоения информации и общественного опыта. Сюжетно-ролевые игры — это игры коллективного характера, формирующие у детей способность общаться со сверстниками». Именно игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях.

Цель проекта :

Создание основы развития самостоятельной игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста через создание предметно-игровой среды.

Задачи проекта :

• Знакомство и расширение знаний детей о профессиях;

• Обогащение игрового опыта детей;

• Обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам;

• Обогащение жизненного опыта детей;

• Обучение детей младшего дошкольного возраста элементам сюжетно-ролевых игр согласно возрасту детей;

• Развитие диалогической речи;

• Развитие познавательных способностей детей;

• Развитие внимания, памяти, воображения;

• Стимулирование творческой активности детей в игровых ситуациях;

• Воспитание навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми;

• Умение договариваться;

• Желание воспитанников организовать игру по собственной инициативе, учитывая желание товарищей

Участники проекта :

Воспитатели, дети, родители

Тип проекта :

Долгосрочный

Сроки реализации проекта :

С 16.09.2019 по 07.02.2020 г.

Этапы реализации проекта : подготовительный, практический, аналитический

Этапы реализации

Этапы Виды деятельности

I этап

Подготовительный •Определение целей и задач проекта;

•Изучение литературы, авторских методик;

•Диагностика уровня развития творческой активности воспитанников и взаимоотношений в коллективе;

•Составление плана мероприятий по реализации проекта

II этап

Практический Реализация проекта : беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, дидактические игры, продуктивная деятельность, театрализованные игры; организация совместной с воспитателем, либо самостоятельной игровой деятельности детей.

III – этап Оформление презентации проекта, подведение итогов.

Работа с воспитанниками по формированию

сюжетно-ролевой игры.

1. Сюжетно-ролевая игра "Больница"

Задачи Содержание

Активное познание окружающей действительности

1. Чтение К. И. Чуковского «Доктор Айболит».

2. Рассматривание иллюстраций и чтение стихотворения Е. Крылова «Как лечили петуха» «Петушок заболел».

3. Беседа «Как доктор лечит людей».

Обогащение игрового опыта

1. Д/и «Кому что нужно для работы».

Цель: учить подбирать предметы по назначению.

2. Д/и «Чей предмет».

Цель: учить называть профессию по предмету труда (трубка для слушания, градусник) .

3. Д/и «Зайчик на приёме у врача» Цель: учить воспитанников игровым действиям.

4. Д/и «Что лишнее»

Цель: учить замечать ошибки, исправлять их

Развитие игровой предметной среды

1. Внесение набора «Доктор» (градусник, бинта, бутылочек из-под лекарств) .

2. Внесение халата шапочки для врача.

Общение воспитателя с воспитанниками

1. Игровая ситуация: зайчик заболел, лежит в кроватке, у него болит горлышко.

Воспитанники включаются в ролевую беседу со взрослым, воспитанник самостоятельно выполняет действия с зайцем, повторяя за воспитателем.

Вопросы: что делает доктор?

Кто из вас хочет стать доктором?

2. Сюжетно - ролевая игра "Наша семья"

Задачи Содержание

Активное познание окружающей действительности

1. Рассматривание иллюстраций.

1 Беседа на тему «Моя мама»

2. Рассматривание семейных фотографий, картинок с изображение семьи.

3. Совместно с воспитанниками организовать фотовитрину из семейных фотографий.

Обогащение игрового опыта

1. Дидактические игры : «Угостим куклу чаем», «Накормим куклу обедом»

Цель: уточнить название посуды, назначение, учить последовательно выполнять действия.

2. Д/и «Оденем куклу на прогулку»

Цель: упражнять в умении воспроизводить последовательность действий.

Развитие игровой предметной среды

Создание игровой обстановки в кукольном уголке. Внесение посуды, утюга, ванночки, коляски, новой кроватки с постельным бельм.

Внесение в игру предметов заместителей.

Общение воспитателя с воспитанниками

1. Показ игровых действий.

2. Совместная игра (воспитатель – дочка, воспитанник – мама) .

3. Вопросы об игре («Как зовут твою дочку?», «Что ты ей сварила?», «Когда пойдете гулять).

3. Сюжетно - ролевая игра "Магазин"

Задачи Содержание

Активное познание окружающей действительности

1. Целевая прогулка к магазину

Цель: расширить знания воспитанников о труде продавца.

2. Беседа на тему «Поход в магазин».

Цель: расширять знания воспитанников о взаимоотношении продавца с покупателями.

3. Рассматривание иллюстраций «В магазине»

4. Чтение Ч. Янгарский «В магазине игрушек»

Обогащение игрового опыта

1. Д/и «Что продаётся в магазине»

2. Игровое упражнение «Поможем кукле выбрать покупку»

Цель: расширить представления воспитанников о товарах, которые продаются в разных магазинах.

3. Беседа «Какие магазины бывают и что там продают»

Развитие игровой предметной среды

1. Оформление витрин в предпологаемом магазине.

2. Внесение сумочек, игрушек-заместителей (хлеб - кубики, конфеты – цветные палочки, деньги- разноцветные бумажки).

Общение воспитателя с воспитанниками

1. Проблемная ситуация: дома закончились продукты.

2. Игровая ситуация «Открылся овощной магазин», «Научим куклу Машу ходить в магазин».

3. Демонстрация игровых действий

4. Сюжетно-ролевая игра "Шофёр"

Задачи Содержание

Активное познание окружающей действительности

1. Целевая прогулка до ближайшей дороги.

2. Беседа и рассматривание иллюстраций на тему «Какой транспорт бывает»

3. Наблюдение за трудом шофера, который привозит продукты в детский сад.

Обогащение игрового опыта

1. Д/и «Чей предмет»

Цель: продолжать учить называть профессию в соответствии с предметом.

2. Д/и «Едем в автобусе»

Цель: продолжать учить воспитанников разнообразить игровые действия.

Развитие игровой предметной среды

1. Внесение руля, ключей, кепки для шофера.

2. Внесение предметов – заместителей (стулья -автобус).

Общение воспитателя с воспитанниками 1. Проблемная ситуация: «Я опаздываю, мне нужно срочно на работу. Что можно предпринять?»

2. Совместная игра (воспитатель – пассажир, воспитанник – шофер) .

3. Игровая ситуация «В общественном транспорте».

4. Вопросы об игре (Кто возит людей? Кто хочет стать шофером)

5. Сюжетно-ролевая игра "Парикмахерская"

Задачи Содержание

Активное познание окружающей действительности

1. Рассматривание иллюстраций с изображением работы парикмахера.

2. Прическа для кукол «причешем кукол красиво»

Цель: продолжать знакомство с инструментами парикмахера.

3. Рассказ воспитателя «Как я ходила к парикмахеру»

Обогащение игрового опыта

1. Д/игры «Кому нужна расческа», «Что лишнее».

Цель: закрепить знания о названии инструментов парикмахера.

2. Д/игра «Покажи кукле, как работает парикмахер»

Цель: Продолжать учить подбирать предметы по назначению.

Развитие игровой предметной среды

1. Пополнение игрового уголка: фен, ножницы, бигуди, бусы, различные бутылочки: лаки, муссы.

2. Внесение деталей спецодежды для парикмахера

Общение воспитателя с воспитанниками

1. Создание проблемной ситуации: кукла Таня собирается на вечеринку.

2. Вопросы: (Что нужно для подстрижки волос? Для чего нужен фен, лак).

3. Совместная игра (воспитанник – парикмахер, воспитатель – клиент).

Оценка результатов проекта

Играя в сюжетно-ролевые игры, дети получили определенный объем знаний о профессиях взрослых и научились владеть ими. Обогатился и расширился словарный запас детей. Дети научились играть вместе, договариваясь и считаясь с желанием сверстников и учитывая мнения друг друга. Распределяют роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с общим игровым замыслом, самостоятельно развивают сюжет игры, умеют готовить атрибуты и пользоваться ими во время игры по назначению.

Дети стали более доброжелательны и общительны по отношению друг к другу.

Перспективы дальнейшего развития проекта

В результате дальнейшего развития данного проекта дети научатся самостоятельно налаживать взаимоотношения с коллективом, формируются коллективистские черты характера. Перед воспитателями нашего детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть для дальнейшего формирования у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми, целеустремленности и других качеств, необходимых затем для успешного обучения в школе и будущей трудовой деятельности.

Программно - методическое обеспечение:

Литература:

1. Акулова О. В., Солнцева О. В. Образовательная область «Социализация. Игра» Как работать по программе «Детство» : Учебно-методическое пособие/научн. ред. : А. Г. Гогоберидзе – Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 176с.

2. Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. Как развивать сотрудничество и взаимоотношения дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды. – СПб. : Детство- Пресс, 2012

3. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Сборник. / Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова. – СПб. : Детство - Пресс, 2007

5. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство». Учебно-методическое пособие. / Сост. и ред. Т. И. Бабаева, М. В. Крулехт, З. А. Михайлова. – СПб. : Детство-Пресс, 2010

6. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников : практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. — 3-е изд. — М. : Айрис-пресс, 2009. — 128 с. — (Дошкольное воспитание и развитие);

7. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/ Н. В. Краснощекова – Ростов н/ Д: Феникс, 2006 – 251с. – (Школа развития).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группеСюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Конспект сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». Задачи: 1. Развивать.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» для детей 3–4 летКонспект сюжетно-ролевой игры «Семья» для детей 3–4 лет Сюжет №1 «Готовим обед» Задачи: Знакомить детей со способом приготовления блюда: суп. Учить проговаривать качества продукта и действия с.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» в группе общеразвивающей направленности воспитанников пятого года жизниКонспект сюжетно-ролевой игры «Семья» в группе общеразвивающей направленности воспитанников пятого года жизни Сюжетно-ролевая игра "Семья" в средней группе. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» в интеграции с образовательными.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Консультация «Роль куклы в жизни ребенка дошкольника»Консультация «Роль куклы в жизни ребенка дошкольника» Куклы занимают особое место среди игрушек детей, т. к. кукла задействует особые функции в развитии психики ребёнка. Одна из таких функций.

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников.Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников. Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность дошкольника. Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребенка.

Роль театра в жизни дошкольникаРоль театра в жизни дошкольника Роль театра в жизни дошкольника Эмоции, или чувства, играют важную роль в жизни детей. Положительные эмоции — удовольствие, радость,.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Экскурсия в столицу России» для детей 5–6 лет Сюжетно – ролевая игра " Экскурсия в столицу России" Задачи: 1. Продолжать формировать у детей умение творчески развивать сюжет и изменять.

Знакомство с атрибутами сюжетно-ролевой игры «Кафе» в подготовительной группе детей с ЗПРЗнакомство с атрибутами сюжетно-ролевой игры «Кафе» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Липецкой области.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника. Играем вместе» для детей 3–4 лет
Опубликовано: 17 февраля 2020 в 16:04
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД