Получи документы

Проект для детей младшего дошкольного возраста «В сказку играем — речь развиваем»

Юлия Адамова
Проект для детей младшего дошкольного возраста «В сказку играем — речь развиваем»

Пояснительная записка

«Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают

возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании». К. Д. Ушинский

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Цель развития речи – научить ребёнка точно, ёмко, выразительно, понятно выражать свои мысли и чувства в устной речи, помочь ребенку овладеть богатством родного языка, развить его языковое чутье и языковые способности.

Публикация «Проект для детей младшего дошкольного возраста „В сказку играем — речь развиваем“» размещена в разделах

Дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а так же связной речи. Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Главная задача педагогов в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика. Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, пальчиковый театр.

Сказки – самые любимые произведения детей. Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки. Благодаря сказке, ребенок познаёт мир не только умом, но и сердцем. Именно сказки являются материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.

Когда место действия оказывается перед глазами, а персонажи в руках, сказка оживает без всякого волшебства. Развитие ребёнка, обучение его с помощью сказки – это развитие речи. Когда дети играют в сказку, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки они что-то вынесут для себя. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает впечатления о ней.

Актуальность

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников, недостаточные навыки речевой деятельности, ограниченный словарный запас. Дети с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Стабильно высоким остается процент дошкольников, у которых имеются различные нарушения речи. Дети, которые плохо говорят, становятся замкнутыми, молчаливыми, они отстают в своем развитии от нормально развивающихся сверстников.

Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие. Речевое развитие дошкольников, в соответствии с ФГОС ДО, направлено на владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Одним из решений данной проблемы является создание и реализация познавательного проекта «В сказку играем – речь развиваем» во второй младшей группе.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала. Деятельность по реализации проекта осуществляется в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослого и ребенка, в самостоятельной деятельности.

Исходя из этого, были поставлены цель и задачи.

Цель: создание условий для активного использования сказок в деятельности детей, вовлечение детей в активную речевую работу.

Задачи проекта :

1. Расширить знания о сказочных героях, русских народных сказках.

2. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, учить рассказывать знакомые сказки.

3. Развивать устойчивый интерес к театрализованной игровой деятельности.

4. Приобщать детей к культуре русского народа.

4. Пополнить РППС (создание мини-музея, видов театра).

4. Активное привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Принципы построения проекта

Педагогический процесс построен с учё том следующих принципов:

• принцип интегративности;

• принцип доступности - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;

• принцип учёта возрастных и индивидуальных психических особенностей младших дошкольников;

• комплексного подхода к развитию личности дошкольника;

• системного подхода в организации образовательной деятельности с детьми.

Вид проекта : познавательный, информационно-творческий, долгосрочный.

Образовательные области, в содержание которых включён проект : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.

Новизна: создание системы работы с младшими дошкольниками по развитию речи с применением видов детской деятельности.

Формы работы:

• Беседа;

Чтение художественной литературы: сказок, потешек, песенок, прибауток; заучивание потешек, отгадывание загадок;

• Пальчиковая гимнастика;

• Игровые ситуации;

• Рассматривание иллюстраций, картинок;

• Сюжетно-ролевая игра;

• Дидактические игры, настольные игры;

Продуктивная деятельность: рисование и лепка сказочных героев;

• Показ видов театра;

• Инсценировка сказок, потешек, игры – драматизации;

Развлечение.

Срок реализации проекта : октябрь 2022 г. - май 2023 г.

Участники проекта : дети второй младшей группы (3-4 года, педагоги д/с, родители.

Предполагаемый результат:

1. Дети будут активно использовать в игровой и творческой деятельности полученные знания о сказках;

2. Сформируются навыки грамотной и связной речи; обогатится активный словарь детей;

3. Научатся через имитацию образа героев сказок различать добро и зло; характеризовать поведение, хорошие и плохие поступки, выражать эмоции и понимать чувства других;

4. Будут рассказывать знакомые сказки с помощью различных видов театра, участвовать в театрализации знакомых сказок;

5. Повысится интерес детей и родителей к русской народной сказке.

Практическая значимость проекта

1. Создание в группе насыщенной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной предметно - пространственной среды (п. 3.3. ФГОС ДО) для обобщения материала по формированию основ речевого развития у младших дошкольников; методической копилки по сказкам, потешкам, пальчиковой гимнастики и артикуляционной гимнастики;

2. Повышение качества образовательного процесса по речевому развитию через организацию НОД и совместной деятельности детей, педагогов и родителей;

3. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к речевому воспитанию через проектную деятельность;

4. Укрепление связи семьи и ДОУ.

Этапы работы по проекту :

I Этап – Подготовительный:

• Анкетирование;

• Консультации;

• Игровая деятельность;

• Беседы;

• Разучивание музыкальных, пальчиковых игр;

• Изготовление декораций к сказкам, атрибутов: ширмы для театра, книжек-малышек, настольного театра, театра из фетра;

• Подбор пальчиковых игр, физминуток, загадок по русским народным сказкам;

• Чтение сказок, потешек, считалок, прибауток, разучивание потешек.

II Этап – Практический:

• Совместные мероприятия с родителями и детьми;

• Игровая, изобразительная деятельность;

• Беседы с просмотром иллюстраций;

• Творческие мастерские;

• Чтение сказок, потешек, разучивание потешек;

• Показ театра взрослыми;

• Игры-инсценировки, драматизация русских народных сказок.

III Этап – Заключительный:

• Проведение развлечения «Путешествие по сказкам»;

• Презентация проекта «В сказку играем – речь развиваем» на итоговом родительском собрании.

Продукты проекта :

• Методический сборник по проекту (перспективный план работы, конспекты познавательных занятий, бесед, анкеты и консультации для родителей и т. д.);

• Мини-музей «В гостях у сказки» : виды театра (из фетра, магнитный, тантамарески, на гапите, теневой); театр «На фартуке» из фетра и флиса; картотека дидактических игр, загадок, пальчиковых игр, физминуток по русским народным сказкам; выставка рисунков родителей и детей «Мой любимый сказочный герой», раскраски по сказкам; атрибуты к сюжетно - ролевой игре «Идём в театр» : ширма «В гостях у сказки», билеты в театр; фотоальбомы «Моя семья читает», «Мы идём в книжный магазин».

Результативность данного проекта :

• У детей расширились представления о русских народных сказках, театре;

• Формируются черты характера, как добродушие, взаимопомощь, дружелюбие, сочувствие и др. ;

• Увеличилась активность родителей в воспитательно-образовательном процессе;

Обновилась и пополнилась РППС: мини-музей «В гостях у сказки» : виды театра (из фетра, магнитный, тантамарески, на гапите, теневой); театр «На фартуке» из фетра и флиса; картотека дидактических игр, загадок, пальчиковых игр, физминуток по русским народным сказкам; выставка рисунков родителей и детей «Мой любимый сказочный герой», раскраски по сказкам; атрибуты к сюжетно - ролевой игре «Идём в театр» : ширма «В гостях у сказки», билеты в театр; фотоальбомы «Моя семья читает», «Мы идём в книжный магазин».

Вывод: В результате целенаправленной работы в течение года по этому направлению изменились качественные показатели уровня сформированности знаний речевого развития воспитанников.

Публикации по теме:

Инновационный образовательный проект «В театр играем — речь развиваем» ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «В театр играем – речь развиваем» Актуальность Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения.

Дидактическое пособие «Развиваем речь» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Развиваем речь» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие «Развиваем речь». Подготовила воспитатель: Дорошенко Ирина Алексеевна. ст. Веселая. Актуальность: В настоящее время.

Фотоотчет «С конструктором играем, речь развиваем» с детьми раннего возрастаФотоотчет «С конструктором играем, речь развиваем» с детьми раннего возраста Мои малыши, дети раннего возраста, очень любят играть с конструкторами. Один из таких конструкторов - решетчатый, мы внесли в группу.

Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.

Консультация для родителей «Играем — речь развиваем» Уважаемые родители! Скоро ваш малыш скоро пойдет в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно.

Консультация для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем» При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект для детей младшего дошкольного возраста «В сказку играем — речь развиваем»
Опубликовано: 28 января 2024 в 16:38
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД