Людмила Алиниседовна Шахламазова
Проект для детей средней группы «Наши друзья деревья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей средней группы №5 «Радуга»
«Наши друзья деревья»
Актуальность проекта : Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к цветущим растениям. Кроме того, деревья и растения воспринимают как неживые объекты. Деревья прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Публикация «Проект для детей средней группы „Наши друзья деревья“» размещена в разделах
Паспорт проекта
Структура Содержание
Тема «Наши друзья деревья»
Участники проекта дети, педагоги, родители.
Руководитель проекта Шахламазова Л. А. - воспитатель средней группы №5
Возраст воспитанников 4-5 лет
Вид проекта Познавательно-исследовательский.
Цель проекта Формирование у детей представлений о деревьях, как о живых организмах; развитие познавательных и творческих способностей детей среднего дошкольного возраста; воспитание бережного отношения к природе.
Задачи проекта Образовательные :
• Способствовать формированию представлений детей о растительном мире – деревьях и кустарниках.
• Формировать эмоционально – радостное ощущение от активного участия в совместной, коллективной работе.
Развивающие:
• Развивать логическое мышление и творческое воображение у детей.
• Развивать у детей коммуникативные навыки общения.
• Развивать речь, кругозор, память, внимание.
• Развивать наблюдательность.
Воспитательные:
• Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе родного края.
• Воспитывать у детей эмоциональный отклик, интерес и эстетическое отношение к растительному миру.
Продукты проекта - для детей :
• выставка детского творчества «Чудо-дерево»
• совместное творчество родителей и детей - газета «Берегите природу»
• итоговое мероприятие – развлечение «В волшебном лесу»
• изготовление лэпбука «Деревья».
- для родителей:
• совместное творчество родителей и детей - газета «Берегите природу»
• создание выставки детского творчества по результатам проекта.
Ожидаемые результаты по проекту Позитивное отношение воспитанников к природе. Интерес детей к деревьям, кустарникам. У детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе. Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
I этап - подготовительный
Участники проекта Задачи этапа Средства решения, мероприятия
Дети Выявить уровень знаний детей о деревьях. Обсуждение проблемы, вживание в игровую ситуацию.
Проблемная ситуация – метод 3-х вопросов.
Что мы знаем о деревьях?
Деревья бывают высокие и низкие.
У каждого дерева есть своё название.
Деревья нельзя ломать.
Что мы хотим узнать?
• Почему деревья надо беречь?
• Какую пользу приносят деревья людям и обитателям леса?
• Как человек заботится о деревьях?
Что для этого необходимо сделать?
Обратиться за информацией к разным источникам.
Разработать проект.
Родители Познакомить со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей. Беседа с родителями (обсуждение выбора темы проекта, его актуальности для конкретной группы детей).
Принять участие в изготовлении газеты «Берегите природу».
II этап – основной
Понедельник
Дети Беседа-рассуждение
«Что мы знаем о деревьях?».
(деревья живые, они состоят из корня, ствола, сучков, веток и листьев и каждая часть выполняет в жизни дерева определённую работу).
Экспериментирование:
Рассматривание коры берёзы через лупу и сравнение её с корой других деревьев.
• Какого цвета кора?
• Каких насекомых можно на дереве увидеть?
• Какая кора на ощупь?
• Как можно узнать берёзу по коре среди других деревьев?
Выставка книг по теме проекта.
Гимнастика для глаз «Медведь по
лесу бродит».
Дыхательная гимнастика «Подуем на листочки»
Рисование на тему «Люблю берёзку русскую».
Беседа с детьми о том, как берёзу использовали в древности.
Дидактическая игра «Найди дерево по листочку».
Подвижная игра «Лесные пятнашки».
Чтение художественной литературы
И. Токмакова «Берёза, А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую…».
Театрализованная деятельность – инсценировка стихотворения «Воробей и кошка».
Игра на развитие речевого дыхания «Берёза».
Учим правила поведения в лесу.
Правило №1 «Соблюдай тишину!»
Родители Заинтересовать родителей, показать актуальность данной темы. Предложить по дороге домой из детского сада понаблюдать за берёзами и рассказать родителям о том, что узнали сегодня о берёзке.
Вторник
Дети Беседа-рассуждение «Из каких частей состоит дерево».
Экспериментирование: «Рассматривание коры ели и берёзы через лупу»
Подвижная игра «Найди своё дерево»
Дидактическая игра: «Наряди дерево»
Экскурсия к ёлочкам.
Самомассаж лица «Лес»
Лепка «Чудо-дерево»
Чтение художественной литературы
И. Демьянов «Ёж и ёлка»
И. С. Соколов-Микитов «Вечер в лесу».
Пальчиковая гимнастика «Корни»
Учим правила поведения в лесу.
Правило №2 «Не руби деревья, не ломай ветки!»
Родители Помощь в организации выставки книг про деревья. Посмотреть, какие деревья растут около дома, где живёт ребёнок.
Среда
Дети Беседа-рассуждение «Рябина».
Экспериментирование:
«Деревянный брусочек». Цель: ознакомление с некоторыми свойствами дерева. (тонет - не тонет).
Подвижная игра «Кто быстрее добежит до дерева?»
Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо…»
Дидактические игры: «Разложи листья» - чередование.
«Найди такой же листочек»
Пальчиковая гимнастика
«Весенние листочки».
Коллективная аппликация
«Лес – в нём полно чудес».
Чтение художественной литературы
В. Рождественский «Рябина»
Учим правила поведения в лесу.
Правило №3 «Не рви цветы!»
Родители Спросить у ребёнка, что он знает про рябину.
Четверг
Дети Игра-беседа «Из чего делают мебель?»
Дидактическая игра «Какой листик?»
Дыхательные упражнения «Лесная азбука»
Самомассаж лица «В лесу».
Сюжетно-ролевая игра: сюжет «Друзья леса».
Чтение художественной литературы
Ю. Ефимов «Спросите у белки»
Учим правила поведения в лесу.
Правило №4
«Не разрушай муравейники!»
Конструирование «Заповедник для лесных зверей»
Родители
Пятница
Дети Повторение правил друзей леса.
Игра-ситуация «Что случилось в лесу?».
Развлечение «В волшебном лесу».
Родители
III этап - заключительный
Дети Закрепить представления детей названий деревьев и их пользе для людей, животных и птиц. Развлечение «В волшебном лесу».
Родители Включать родителей в воспитательно-образовательный процесс. Помощь в изготовлении газеты «Берегите природу»; лэпбука «Деревья».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Взаимодействие человека с природой –очень важная проблема современности. Началом формирования экологической направленности личности по праву считается дошкольное детство. Давно отмечено: если не вести серьезную, углубленную работу в этом направлении, то жестокое поведение детей по отношению к живым существам (ломают ветки, рвут и топчут цветы, загрязняют природу бытовым мусором и т. д.) закрепляется и остается у некоторых на всю оставшуюся жизнь. Особенно важно решать задачи по экологическому воспитанию дошкольников на знакомом, близком им материале: Растительный и животный мир мегаполиса.
Дети в дошкольном возрасте уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной творческой деятельности, любят экспериментировать, самостоятельно искать истину. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребенка.
Ожидаемый результат:
• приобретение необходимых знаний и представлений о деревьях;
• умение решать предложенные задачи в совместной деятельности;
• желание ребенка участвовать в проектной исследовательской и творческой деятельности;
• проявление эмоциональной отзывчивости на результат своей деятельности (познавательная, поисковая, творческая, игровая деятельность);
• овладение детьми необходимыми коммуникативными умениями и навыками взаимодействия со взрослыми и детьми;
• стремление детей проявлять любознательность и активность в предложенной деятельности (познавательная, поисковая, творческая, игровая).
Приложение № 1
Ситуация общения (понедельник)
Беседа «Что мы знаем о деревьях?»
Цель: Выяснение знаний детей о мире деревьев.
1. Какие деревья вы знаете?
2. Какие деревья растут у вас в детском саду?
3. Какие деревья растут около вашего дома?
4. Кто сажает деревья? Для чего?
5. Как называется место, где растёт много деревьев? (парк, лес)
6. Где деревьям лучше - в лесу или в городе?
7. Как может человек помогать деревьям? А они ему?
Загадка.
Творческая мозаика
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза)
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки (Берёзки).
Берёза.
Красавицу берёзу можно встретить в лесу и в поле. Она украшает городские парки. Берёза – любимое дерево русского народа. Ни об одном дереве не сложено столько стихов и песен, сколько о берёзе. Цветёт берёза в апреле-мае, цветки у неё – серёжки. Семена похожи на маленькие золотые чешуйки, которые ветер переносит на огромные расстояния.
Рассказ воспитателя «Как берёзу использовали в древности?»
Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Ознакомление с тем, как берёзу использовали в древности.
Очень давно, когда люди ещё не научились изготавливать бумагу, на бересте (т. е. берёзовой коре) писали. Эти берестяные грамоты (так их называют, пролежав в земле 700-800 лет, дошли до нас целыми и невредимыми, и учёные прочитали их.
Из древесины берёзы изготавливают мебель, деревянную посуду. Из веток плетут корзины и делают веники. Берёзовый веник в бане всю болезнь выгоняет из больного человека. Из берёзовых почек приготовляют лекарство от многих болезней. И сок у берёзы вкусный и полезный. А сколько грибов растёт в берёзовом лесу! Вот такая берёзка – людей и кормит, и поит, и лечит, и обогревает, и радует красотой.
Стихи.
А. Прокофьев.
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В зелёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелёными серёжками…
И. Токмакова «Берёза»
Если б дали берёзе расчёску,
Изменила б берёза причё ску:
В речку, как в зеркало глядя,
Расчесала б кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
Дидактическая игра «Найди дерево по листочку».
Цель: обучение детей нахождению дерева по листочку.
Во время этой игры дети не только развивают свою активность, но и знакомятся с природой. Покажите ребенку лист клена или березы, рассмотрите его внимательно. Предложите детям разбежаться в разные стороны, найти такие же листья и принести. При повторении дается задание каждый раз найти листья другого дерева.
Подвижная игра «Лесные пятнашки».
Цель: развитие координации движения, умения играть друг с другом, умея договариваться.
Дети играют в пятнашки со следующими условиями: нельзя салить игрока, прижавшегося спиной к дереву; нельзя салить двоих играющих, если они взялись за руки и окружили дерево; нельзя салить тех, кто сумеет обхватить дерево руками или повиснуть на нем.
Гимнастика для глаз «Медведь»
Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит
(Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками) Находит в дуплах мёд и в рот себе кладёт
(Изображать, как он достаёт и ест мёд)
Облизывает лапу сластёна косолапый
А пчёлы налетают, медведя прогоняют (Отмахиваться от пчёл).
А пчёлы жалят мишку – не ешь наш мёд, воришка!
(Отвести руку вперёд и поочерёдно касаться носа, щёк прослеживая движение пальцами, стараясь не поворачивать головы).
Дыхательная гимнастика «Подуем на листочки»
Цель: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.
Оборудование: Пособие-тренажер «Деревце».
Мы листочки, мы листочки,
Мы веселые листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.
Повторить 4-5 раз.
Инсценировка стихотворения «Воробьи и кошка».
Воробей: Пришло лето, пришла лето! (ребенок) И березка расцвела!
На веточке я посижу и песню про лето спою.
Звучит музыка В. Витлина «Кошка»
Кошка: Кто же громко здесь поет? Кто же спать мне не дает? Это вы, ребята, пели?
Дети (хором) : Нет мы тихо все сидели.
Кошка: Значит птички прилетели. Мне бы хоть одну поймать. Люблю я с птичками играть (идет, обходит березку)
Воробей: Чей- то голос слышу я, уж не кошка ли пришла?
Ведущий: Ребята, хлопайте в ладошки. Прогоните эту кошку!
(воробью) : Слушай, маленькая птичка, я налью тебе водички,
Спрыгни с веточки ко мне, дам я зернышек тебе.
Воробьи клюют зернышки, исполняют мелодию на свистульках.
Воробьи: Спасибо вам за угощение.
Понравилось вам наше пение?
Ведущий: А сейчас, а сейчас- все начнем веселый пляс.
Дети ведут хоровод «Мы на луг ходили» (муз. А. Филлиппенко)
Ведущий: У красы березки платье серебриться
У красы березки - зеленые косицы.
(Выбегают дети в масках козлят).
Ведущий: Со двора к березке
Выскочили козы, стали гнуть березу
А березка в слезы.
Дети идут защищать березку
Вышли наши дети.
Дети (хором) : Не дадим ее в обиду! За нее мы все в ответе.
Девочка: Березка моя, березонька, Березонька моя белая! Березка моя раскудрявая! Стоишь ты, березонька. Посередь долинушки, на тебе, березонька, Листья зеленые. Под тобой, березонька, Трава шелковая, близ тебя, березонька, Красны девицы Венки вьют, плетут, Песни поют.
Игра «Береза»
Цель: развитие речевого дыхания.
Береза моя, березонька (дети идут хороводом, взявшись за руки)
Береза моя белая, береза кудрявая (меняют направление движения.)
Стоишь ты, березонька, (встали, подъем рук вверх, вдох.)
Посередь долинушки, (опустили руки, выдох.)
На тебе, березонька, (подъем рук, вдох.)
Листья зеленые, (опустили руки, выдох.)
Под тобой, березонька, (подъем рук, вдох.)
Трава шелковая. (опустили руки, выдох.)
Приложение № 2.
Ситуация общения (вторник)
Послушайте, я вам прочитаю стихотворение.
Есть у дерева крепкие корни, глубоко сохранились в земле,
Что бы дерево крепко стояло, что бы ветки и листья питало.
Есть ствол, а на стволе – кора, ствол защитит от мороза она.
Есть крона - если жара –то от солнца укроет она.
Посмотрите на деревья, которые растут на территории детского сада, вокруг него. Кто знает, какие это деревья? Что есть у деревьев? (У деревьев есть ствол, сучья, ветки, листья).
Найдите на территории детского сада ель? Как вы узнали, что это ель? Давайте её рассмотрим. У ели есть ствол, сучья, ветки. Ребята, какие странные листочки у ели! Кто знает, как они называются? Это иголки. Потрогайте их, какие они на ощупь?А корни у неё где? Под землёй, они держат всё дерево.
Художественное слово.
Ёж и ёлка.
Покосился ёж на ё лку:
-У тебя иголок сколько! –
Пригорюнился на пне:
«Может, больше, чем на мне!»
Говорит лесов хозяйка:
- Лезь на ветки, сосчитай-ка!
Может, больше, может, нет –
Сосчитай и дай ответ!
И. Демьянов
И. Токмакова
«Сосны»
Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течении года
Ясной стояла погода.
И. Токмакова «Ели»
Ели на опушке -
До небес макушки-
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата — ёлочки,
Тонкие иголочки -
У лесных ворот
Водят хоровод.
И. Токмакова «Рябина»
Красненькую ягодку
Мне дала рябина,
Думал я, что сладкую,
А она, как хина!
То ли эта ягодка
Просто не дозрела,
То ль рябина хитрая
Подшутить хотела.
Соколов – Микитов И. С. «Вечер в лесу».
За вершинами леса скрылось солнце. Прохладно и сыро в лесу. Слышно, как дышит, оживает земля. Пахнет весенними почками, пробудившейся тёплой землёй. Вот сам собою шевельнулся на земле прошлогодний мокрый листочек. Под ним показалась из земли зелёная стрелка молодой травы. Много звуков в вечернем лесу. Заливаются на деревьях певчие дрозды. На вершине высокого дуба громко воркует дикий голубь — витютень. «Витютень, на ду-у-убе сижу! Витютень, на ду-у-бе сижу!» — выговаривает важно витютень. Глухо турлычут в прозрачных весенних лужах лягушки. Вытянув длинные шеи, свистя крыльями, пролетели над лесом дикие утки. «Чуфшшш! Чуфшшш!» — вдруг громко чуфистнул и забормотал на поляне краснобровый красавец — тетерев-косач. «Гу-гу-гууу! Гу-гу-гууу!» — гугукнул заяц, и очень похоже, бесшумно пролетая, ему отозвалась лесная сова. Страшно ухнул в лесу и захохотал филин. Взмахивая крыльями, тихо потянули над макушками леса длинноносые лесные кулики.
Ниже и ниже спускается весенняя прохладная ночь.
Загадки
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ель)
.
Экспериментирование.
Дети с помощью лупы рассматривают кору берёзы и ели и сравнивают их.
-Чем похожа кора берёзы и ели?
-Чем отличается?
-Какая кора на ощупь?
-Кого можно увидеть на стволе дерева?
Пальчиковая гимнастика «Корни»
Друг от друга деревья росли далеко, (разъединить пальцы обеих кистей)
Человеку пройти этот путь нелегко, (пальцы шагают)
Только корни деревьев однажды сплелись, (переплести пальчики между собой)
Будто дерева два навсегда обнялись. (переплетённые кисти поднять вверх).
Дети выполняют действия в соответствии с текстом.
Дыхательная гимнастика «Листья шелестят»
Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они отклонились и шелестели.
Самомассаж лица «Лес»
Тёплый ветер гладит лица, Двумя ладонями провести от бровей
Лес шумит густой листвой. до подбородка и обратно- 4 р.
Дуб нам хочет поклониться, От точки между бровями
большим пальцем левой руки
массировать лоб, проводя пальцем
до середины лба у основания волос – 4р.
А кудрявая берёзка Массаж висковых впадин большими
провожает всех ребят. пальцами правой и левой руки,
До свиданья, лес зелёный, совершая вращательные дв-я -8р.
мы уходим в детский сад. Поглаживание лица ладонями сверху вниз – 4 р.
(массаж улучшает питание кровью кожи лица, успокаивает головную боль, снимает усталость глаз)
Подвижная игра «Найди свое дерево».
Для проведения игры нужно участие нескольких детей. Прежде чем начать игру, поговорите с детьми о деревьях, как выглядят разные деревья, чем они отличаются друг от друга (ствол, форма листьев, цвет и толщина ствола, веток и т. д.) Разделите детей на несколько групп, каждая становится у определенного дерева. Обратите внимание детей на то, у какого дерева они стоят, попросите назвать его. Затем по вашему сигналу все разбегаются в разные стороны. Когда взрослый произнесет: «Найди свое дерево!», дети должны собраться группами к деревьям, у которых они стояли перед началом игры.
Дидактическая игра «Наряди дерево».
На ковре лежат силуэты деревьев, вырезанных из цветного картона, вокруг них вперемешку разбросаны бумажные листья деревьев разных пород (береза, клен, дуб, на каждом дереве в качестве образца приклеено по одному листочку.
Описание игры: Перед вами три дерева, на которых осталось по одному листочку. Ваша задача: собрать листочки и правильно нарядить деревья. Для этого необходимо разделиться на три команды. Каждая команда наряжает свое дерево.
Приложение №3
Ситуация общения (среда)
Отгадайте загадку:
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные наряды. (Рябина).
Это рябина. Очень тонкий ствол у неё. Но даже под сильными ветрами она гнётся, но не ломается. У рябины красные ягоды горьковатого вкуса, а листья резные - разрезные.
Какого цвета цветки у рябины? (мы наблюдали, вспомните). Правильно – они белые.
Ягодки клюют птицы и разносят её семена повсюду. Они падают у птички из клюва и прорастают. Так появляются новые деревья.
Загадка.
В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках — горчинка.
Что за деревце? (Рябинка)
Художественное слово.
В. Рождественский «Рябина»
Я знал тебя, моя рябина,
Ты на околице села,
Над серой крышею овина
Под небом северным росла.
Тебя трепала непогода.
А ты – всем горестям назло –
Росла и крепла год от года,
Глядясь в озёрное стекло.
Подвижная игра
«Кто быстрее добежит до рябины, до берёзы, до тополя, до ели и т. д.».
Цель: определение дерева по определённым признакам и быстрое перемещение к нему.
Дети, услышав название дерева, бегут к нему. Кто быстрее?
Физкультминутка
«Ветер дует нам в лицо»
Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо (покачивания в стороны)
Ветер тише, тише, деревцо всё выше, выше. (присесть и встать, подняв руки ввех).
Пальчиковая гимнастика
«Весенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём, (загибают пальчики, начиная с большого)
Маме красивый букет принесём (шагают по столу средним и указательным пальчиками)
Дидактическая игра «Разложи листья».
Цель: обучение детей умению чередовать определённые листья по заданию воспитателя.
Разложить, чередуя листья берёзы и рябины.
Экспериментирование «Деревянный брусочек».
Цель: ознакомление с некоторыми свойствами дерева.
Дети по очереди пытаются отпустить в воду веточки разных деревьев (тонут или нет)
Приложение №4
Ситуация общения (четверг)
Воспитатель: Ребята, проверьте свои столы и стулья. Они целые? Никто не поломал их? Ребята из соседнего детского сада небрежно обращались со своими стульями и столами и поломали их. Понадобилась новая мебель.
А вы знаете, из чего делают мебель? (Дети отвечают.) Конечно, из дерева.
Послушайте историю. Отправились в лес лесорубы и начали валить деревья. Их стало меньше. Деревья, на которых жили белки, на земле лежат. И вот ребята, которые сломали мебель, узнали об этом, стало им жалко зверей, лес. Решили они отремонтировать старые стулья и столы. Деревья – это жилища для многих зверей. Из них делают мебель, бумагу, деревянные игрушки, посуду, музыкальные инструменты.
Очень хорошим строительным материалом является сосна. Не зря из неё на Руси строили корабли. Сосна даё т пропитание и жилище многим лесным обитателям: дятлам, белкам, совам, глухарям. Белка устраивает своё гнездо в пышной кроне сосны, потому, что даже в сильный дождь капли стекают по хвое и не попадают в беличий домик.
В морозы в гуще молодые сосенки тепло и сухо. Сюда приходят погреться лоси. Здесь же они кормятся молодыми веточками сосен.
Сосны, да и все деревья, полезны тем, что очищают воздух, которым мы дышим, от вредных веществ. Нельзя ломать ветки, срывать листья. Нужно оберегать деревья и сажать новые.
Дидактическая игра «Какой листик?».
Если лист дуба, то он (какой) – дубовый.
Если лист березы, то он – … (березовый).
Если лист рябины, то он – … (рябиновый).
Во множественном числе:
Листья на клене – кленовые.
Листья на рябине – рябиновые.
Листья на березе – березовые.
Листья на дубе – дубовые.
Во множественном числе в родительном падеже:
Зимой на березе нет каких листьев? Березовых.
На клене? Кленовых. На дубе? Дубовых. На иве? Ивовых.
Художественное слово.
Ю. Ефимов «Спросите у белки…»
Спросите у белки,
И скажет она:
Сосновая шишка
Отменно вкусна.
Спросите синицу,
Ответит синица,
Что с белкою можно
Вполне согласиться.
О шишках сосновых,
Добавлю я кстати,
Хорошего мненья и сойка, и дятел…
Загадки.
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке –
Ветви - только на макушке. (Сосна).
Дыхательная гимнастика «Лесная азбука»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ.
К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает «уроки лесной азбуки». Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, «осваивают» лесную азбуку.
«У-У-У» - идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами).
«А-У-У» - путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат).
«Ы-Ы-Ы» - пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).
Приложение №5
Ситуация общения (пятница)
Игра – ситуация «Что случилось в лесу?»
Дети приходят на площадку, а там разбросаны бумажки, фантики от конфет и т. д.
Правила друзей леса.
Наши правила нам помогли прописать ваши родители, издав газету, которая называется «Берегите лес». Давайте их повторим и запомним.
• Соблюдай тишину;
• Не руби деревья, не ломай ветки;
• Соблюдай чистоту;
• Не разводи костры;
• Не рви цветы;
• Не разоряй гнёзда;
• Не разоряй гнёзда птиц;
• Не уноси зверей из леса домой.