Екатерина Юдина
Проект «Друзья Мойдодыра»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Введение
2. Актуальность проекта
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
4. Аннотация проекта
5. Этапы реализации проекта программы
6. План мероприятий
7. Ресурсы
8. Риски и пути преодоления рисков
9. Итоговая диагностика уровня развития КГН у детей
10. Анализ взаимодействия с родителями
Выводы
Литература
Приложение
1. Введение
«Воспитатель должен быть тем,
Кем он хочет сделать воспитанника»
Публикация «Проект „Друзья Мойдодыра“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- «Мойдодыр», Чуковский К.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
(В. Даль).
В настоящее время одной из наиболее важных проблем современного общества является состояние здоровья народонаселения. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% среди детей, поступающих в школу. Перечисляя факты нездоровья подрастающего поколения, мы обычно забываем еще об одном, весьма существенном. Это неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, несформированность основных навыков сохранения здоровья. Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья. Культурно–гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при их формировании идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.
2. Актуальность создания проекта
Первой задачей ФГОС является охрана и укрепление физического здоровья детей, поэтому в дошкольных учреждениях особое внимание уделяется воспитанию здорового ребенка. Одним из важных факторов развития здоровой личности является формирование у детей культурно–гигиенических навыков. Данные навыки являются важной составной частью культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, причски, одежды продиктовано не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Формирование у детей культурно-гигиенических навыков— одно из приоритетных задач дошкольного воспитания.
С этой целью была проведена диагностика уровня развития культурно — гигиенических навыков детей младшей группе «Цветик-семицветик» МБДОУ д/с №7 «Колокольчик» г. Брянска по следующим направлениям: личная гигиена, культура еды и самообслуживание.
Диагностика показала, что только 12% детей (3 человека) обладают высоким уровнем развития КГН. Они самостоятельно аккуратно и правильно пользуются мылом и полотенцем, расческой и носовым платком, столовыми приборами и салфеткой, одеваются и раздеваются в определенной последовательности; 32% детей (8 человек) правильно пользуются мылом, расческой и носовым платком, столовыми приборами и салфеткой, одеваются и раздеваются, но им часто требуется помощь и напоминание воспитателя; у 56% детей (14 человек) - недостаточно сформированы КГН. Так же было проведено анкетирование родителей на тему «Воспитание культурно-гигиенических навыков в семье». Проведенное анкетирование среди родителей показало, что 28 % (7человек) понимают важность формирования культурно-гигиенических навыков у своих детей, 72% (18 человек) недостаточно осознают важность данного вопроса и уделяют мало внимания формированию культурно-гигиенических навыков у своих детей.
Перед нами стала проблема поиска оптимальных путей совершенствования работы по формированию навыков личной гигиены, культуры еды и самообслуживания.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, поэтому мы и выбрали технологию проектной деятельности.
Проект "Друзья Мойдодыра"разработана основании использования современных образовательных технологий.
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий.
Тактические цели:
1. Повышать профессиональную компетентность педагога путем создания методического обеспечения проекта;
2. Организоватьобразовательную работу с детьми по формированию культурно-гигиенических навыков в следующих направлениях:
Формирование навыков личной гигиены;
Формирование навыков культуры еды;
Формирование навыков самообслуживания.
3. Повышатьзаинтересованность и компетентность родителей в формировании культурно- гигиенических навыков у детей.
4. Создать предметно-развивающую среду, способствующую формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать у детей младшего дошкольного возраста умение:
- следить за своим внешним видом, правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место;
- самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательность, пользоваться при необходимости личной расческой и носовым платком;
- соблюдать культуру поведения детей за столом, культуру еды.
• Способствовать осмыслению детьми необходимости соблюдения правил личной гигиены.
Развивающие:
• Развивать эмоциональные качества, внимательность и наблюдательность, творческое воображение.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей:
- желание выглядеть чистыми, опрятными;
- умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
Ожидаемые результаты
Дети будут уметь:
- правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место;
- правильно держать и пользоваться ложкой и вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды;
- с помощью взрослого приводить себя в порядок, при необходимости пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой,полотенцем, расчёской, с небольшой помощью воспитателя одеваться и раздеваться, аккуратно складывать одежду, следить за своим внешним видом.
Методическое обеспечение.
Будут разработаны:
- перспективное планирование по формированию культурно- гигиенических навыков в младшей группе;
- сценарий развлечения;
- картотеки дидактических игр по формированию культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Взаимодействие с родителями:
- повыситься компетентность родителей по формированию культурно- гигиенических навыков у детей и желание участвовать в совместных мероприятиях.
Предметно-развивающая среда:
- оформлены игры: дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые, тематические альбомы;
- создана презентация «Проект "Друзья Мойдодыра";
Продукт
Перспективный план работы по формированию культурно–гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
Конспект развлечения «В гостях у Мойдодыра»и схемы алгоритма одевания, мытья рук;
Картотека дидактических игр по формированию культурно - гигиенических навыков;
Создание атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Парикмахерская», «Прачечная».
Диагностический инструментарий определения уровня развития культурно-гигиенических навыков.
Оформление презентации проекта «Друзья Мойдодыра».
4. Аннотация проекта
Тип проекта : игровой, творческий.
Продолжительность проекта : среднесрочный (с 1 по 30 сентября)
Участники проекта : воспитатель, дети младшей группы, родители.
В основу данного проекта положены следующие идеи:
1)охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2)формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
3) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
4)обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В соответствии с ФГОС проект опирается на следующие принципы:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Вопросами гигиены детей интересовались передовые учёные и врачи России. Ещё в 1919г была поставлена задача создания сети дошкольных учреждений (яслей, детских садов). Выполнение этой задачи потребовало научного обоснования многих гигиенических вопросов, связанных с воспитанием детей раннего и дошкольного возраста и в связи с этим выделения в гигиене детей раздела дошкольной гигиены. Немалый вклад в дошкольную гигиену внесли видные отечественные педиатры: Н. М. Щелованов, Е. А. Аркин и другие. Их труды помогают работникам дошкольного воспитания правильно с гигиенической точки зрения организовывать работу с детьми. Огромное значение режиму дня придавал выдающийся педагог А. С. Макаренко. Он считал, что режим – это средство воспитания, правильный режим должен отмечаться определённостью, точностью и не допускать исключений.
Наблюдения показали, что в тех детских учреждениях, где режим дня выполняется в соответствии с гигиеническими требованиями и все виды деятельности проводятся на высоком педагогическом уровне показатели работоспособности и развития детей высоки.
Пути решения проекта :
• разработать систему реализации идей на основе реальной
практики и возможностей конкретного ДОУ;
• оценить риски реализации проекта.
Пути формирования КГН:
Становление орудийных и соотносящих действий;
Перенос КГН в игровую воображаемую ситуацию;
Использование КГН в самостоятельной деятельности.
Образовательные технологии, методы и приемы, используемые в реализации проекта
Технология исследовательской деятельности.
Методы и приемы:
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения,
-опыты.
Информационно - коммуникативные технологии.
Методы и приемы:
- подбор иллюстраций,
- создание презентаций,
- организация мультзала.
Социоигровые технологии.
Методы и приемы:
- дидактические игры,
- сюжетно-ролевые игры,
-игры - драматизации,
- игровые ситуации.
Личностно - ориентированные технологии.
Методы и приемы:
- развлечения,
- образно - ролевые игры;
- индивидуальная работа.
Здоровье сберегающие технологии.
Методы и приемы:
- утренняя гимнастика,
- закаливание (умывание, полоскание рта и т. д.)
- физкультминутки,
-подвижные игры.
5. Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 4 недели: с «1» по «30» сентября.
№ п/п Этапы Цель Сроки
1. Подготовительно-проектировочный этап
• Разработать диагностический инструментарий;
• Провести диагностику уровня развития культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
• Составить перспективный план по формированию культурно - гигиенических навыков;
• Разработать конспект развлечения "В гостях у Мойдодыра" и схемы алгоритмов одевания, мытья рук.
• Составить картотеку дидактических игр;
• Изучить методическую литературу;
• Создать развивающую среду.
Взаимодействие с родителями:
• Анкетирование родителей;
• Разработать консультации групповые и индивидуальные;
• Подготовить развлечение для родителей и детей. С 1 по 7сентября
2. Практический этап
Работа с детьми:
• Беседы о формировании культурно - гигиенических навыков;
• Чтение художественной литературы в течение дня, рассматривание иллюстраций;
• Экскурсии;
• Опыты;
• Игровые ситуации и
практические упражнения;
• Продуктивная деятельность;
• Мультзал;
• Игроваядеятельность.
Взаимодействие с родителями:
- Провести "Круглый стол" с родителями;
- Оформить информационные стенды, ширмы и папки - передвижки;
- Провести развлечение для родителей и детей. С 8 по 26 сентября
3. Обобщающе - результативный этап
• Итоговая диагностикауровня развития культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
• Итоговое анкетирование родителей;
• Развлечение с родителями. С 27 по 28 сентября
4. Презентация проекта Презентация проекта " Друзья Мойдодыра" 29сентября
6. План мероприятий.
№ ОО Тема мероприятий Форма проведения
1.
«Физическое развитие» Формирование навыков личной гигиены
Игра малой подвижности "Зайка серенький умывается";
Пальчиковыеигры: " Моем руки", "Вытираем ручки";
Подвижная игра "Пузырь";
Формирование навыков культура еды
Пальчиковая гимнастика "Машина каша".
Совместная деятельность в режимных моментах
2.
«Социально-коммуникативное развитие» Формирование навыков личной гигиены
Практические упражнения: "Моем руки чисто", "Мой платочек" (правильное пользование носовым платком, "Я сама расчесываюсь" (правильное пользование расческой);
Дидактические игры: "Помоем руки кукле Маше", "Сделаем кукле разные прически";
Игра- драматизация по стихотворению А. Барто "Девочка чумазая";
Сюжетно-ролевая игра "Причешем куклу".
Формирование навыков культура еды
Практические упражнения: "Правильно пользуемся ложкой", "Хорошие манеры"(правильное пользование салфеткой);
Дидактическая игра "Научим Мишку правильно кушать";
Игровая ситуация "Что мы умеем";
Сюжетно- ролевая игра"Готовим обед";
Формирование навыков самообслуживания
Дидактические игры "Оденем куклу на прогулку", "Покажем Маше, как нужно складывать свои вещи".
Самостоятельная и совместная деятельность в режимных моментах
3.
«Познавательное развитие» Формирование навыков личной гигиены
Рассматривание схемы- алгоритма умывания, беседа по картине "Дети умываются";
Опыт с мылом "Было грязное, стало чистое";
Мультзал (просмотр фрагмента из мультфильма "Мойдодыр");
Формирование навыков культуры еды
Беседы: "Почему нужно полоскать рот после еды", "Как и когда мы пользуемся салфеткой";
Рассматривание картины "Дети обедают";
Экскурсия на обед в старшую группу;
Формирование навыков самообслуживания
Рассматривание схемы - алгоритма одевания и раздевания.
Совместная деятельность в режимных моментах
Самостоятельная деятельность в режимных моментах.
4.
«Речевое развитие» Формирование навыков личной гигиены
Чтение: потешки "Чистая водичка", "Водичка водичка. ", К. Чуковский "Мойдодыр", А. Барто "Девочка чумазая";
Формирование навыков культуры еды
Чтение потешки "Уж я Танюшечке
пирог испеку";
Формирование навыков
самообслуживания
Чтение И. Муравейка "Я сама".
Совместная деятельность в режимных моментах
5. «Художественно-эстетическое развитие» Формирование навыков личной гигиены
Рисование "Полосатое полотенце для Мойдодыра";
Формирование навыков культуры еды
Лепка "Бублики для Мишки";
Формирование навыков самообслуживания
Аппликация "Украсим носовой платок".
НОД
Самостоятельная деятельность детей
НОД
7. Ресурсное обеспечение проекта
Кадровые ресурсы: воспитатели, музыкальный руководитель.
Материальные условия: помещения группы, раздевальные комнаты, умывальные комнаты.
Учебно- методические ресурсы: пособия, дидактический материал, картотека игр, алгоритмы действий.
Технические условия: магнитофон, компьютер.
Информационные ресурсы:интернет.
Критерии оценивания проекта :
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, интересом ребёнка к образовательному процессу).
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
8. Риски и пути преодоления рисков
Возможные риски Способы их преодоления
Не систематическое посещение детьми ДОУ.
Стремление родителей переложить ответственность за воспитание детей «на плечи детского сада».
Не полностью созданы условия в детском саду для воспитания культурно-гигиенических навыков. Индивидуальная работа с детьми.
Индивидуальная беседа, консультации, родительские собрания, наглядная информация.
Пополнение развивающей среды новыми дидактическими, сюжетно -ролевыми играми.
9. Итоговая диагностика уровня развития КГН для детей
По завершению проекта, была проведена итоговая диагностика уровня развития культурно — гигиенических навыков. Обследовав детей группы "Цветик-семицветик"д/с №7 " Колокольчик" пришли к выводу, что высоким уровнем развития культурно -гигиенических навыков обладают 24% детей (6 человек, средним уровнем - 52 % (14 человек, низким - 24% детей (6 человек).
Сравнительный анализ уровня развития КГН в начале проекта и после его реализации показал положительную динамику по всем направлениям. Повышение уровня развития КГН у детей младшей группы "Цветик-семицветик"составило 36 % .
10. Анализ взаимодействия с родителями
Было проведено итоговое анкетирование родителей на тему «Воспитание культурно-гигиенических навыков в семье». Опросив повторно родителей, пришли к выводу, что 80% (20 человек) понимают важность формирования культурно-гигиенических навыков у своих детей и уделяют этому достаточно внимания,20% (5 человек) недостаточно осознают важность данного вопроса.
Родители стали осознавать важность данного вопроса и заинтересовались в сотрудничестве с воспитателями по вопросу формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста.
ВЫВОДЫ
Результат проекта, проведенного на базе дошкольного образовательного учреждения, показал наличие положительной динамики в формировании культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста по всем направлениям.
Дети стали следить за своим внешним видом, по назначению использовать носовой платок и расческу,аккуратно и правильно пользоваться столовыми приборами и салфеткой, одеваться и раздеваться в определенной последовательности, что свидетельствует об эффективности использования проектного метода и современных образовательных технологий в формировании культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Проект может стать мощным импульсом к творческой инициативе дошкольных педагогических работников, занимающихся проблемой формирования культурно-гигиенических навыков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях : методическое пособие/Т. Л. Богина. -М. :Издательство «Мозаика-Синтез», 2014. - С. 94 -96
2. Доскин, В. А. Растем здоровыми:пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры /В. А. Доскин, Л. Г. Голубева-М: «Просвещение», 2014. С. 52-55.
3. Расту культурным -Полиграф-Проект Москва 2013. С. 12-24.
4. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Проектирование, тренинги, занятия [Текст] : методическое пособие/Н. И. Крылова. -Волгоград: издательство «Учитель», 2013.164-169с.
5. Картушина, М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет [Текст] : методическое пособие / М. Ю. Картушина. - М. : ТЦ «Сфера», 2044. С. 30-33, 43-48с.
6. Михайленко И. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. Пособие для воспитателей Москва 2013г. С. 32-38.