Приложение МААМ

Проект «Формирование навыков счетной деятельности у детей старшего возраста с помощью цветных счетных палочек Кюизенера» (4 фото)

Светлана Иванова
Проект «Формирование навыков счетной деятельности у детей старшего возраста с помощью цветных счетных палочек Кюизенера»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность проблемы :

Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе.

Публикация «Проект „Формирование навыков счетной деятельности у детей старшего возраста с помощью цветных счетных палочек Кюизенера“» размещена в разделах

Умение считать жизненно необходимо ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок дошкольного возраста достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, математического решения, а именно умения определить количество предметов в множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества. Такие психологи, как П. Я. Гальперин, Г. С. Костюк, В. В. Давыдов, Н. А. Менчинская, Л. А. Яблоков доказали, что именно дошкольный возраст является сензитивным периодом формирования основ числовых представлений. Однако процесс формирования навыков счетной деятельности вызывает у большинства детей значительные трудности, так как математические понятия носят отвлеченный характер и оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. Часто дети не понимают, зачем нужно считать, измерять, причем не приближенно, а точно. Не осознавая значения совершаемых действий, дошкольники выполняют их механически, что приводит к формальному усвоению знаний. В то время как обучение началам математики должно давать не только непосредственный практический результат (навыки счета, выполнение элементарных математических операций, но и широкий развивающий эффект.

Изучением проблемы формирования навыков счетной деятельности у детей дошкольного возраста занимались многие педагоги, методисты и исследователи: В. В. Данилова, Т. И. Ерофеева, Л. И. Ермолаева, A.M. Леушина, Л. С. Метлина, З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая, Е. А. Носова, Е. В. Родина, А. А. Столяр, Е. А. Тарханова, Е. И. Щербакова и др. Они рассматривали формирование числовых понятий как сложную познавательную деятельность ребенка. По их мнению, учить детей необходимо не счету, а сравнению, т. е. умению устанавливать взаимно-однозначные соответствия между предметными множествами, а затем уже знакомить со счетной деятельностью, пользуясь числительными.

Дети дошкольного возраста знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарным счетом только с помощью взрослых. Поэтому воспитатель должен знать, как организовать практическую деятельность детей в данном направлении, какую последовательность следует соблюдать, формируя навыки счетной деятельности у дошкольников.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве основного принципа рассматривает формирование познавательных способностей ребёнка в различных видах деятельности. Вместе с тем в Стандарте подчеркивается необходимость изменения подходов к обучению дошкольников, ухода от школьных форм и методов обучения, не соответствующих возрастным возможностям детей. Ведь не секрет, что ребенок будет заниматься только тем, что ему понятно, доступно, интересно и увлекательно. Важным является развитие интереса, как к содержательной стороне знаний, так и к процессу счетной деятельности как таковому. Следовательно, для эффективной работы педагогам необходимо использовать современные многофункциональные развивающие дидактические средства, которые позволят в доступной и увлекательной форме подвести дошкольников к пониманию различных абстрактных математических понятий.

Нас заинтересовало, каким образом можно использовать дидактическое пособие «Цветные счетные палочки» Дж. Кюизенера в формировании навыков счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Тип проекта : познавательно-исследовательский, игровой

Сроки реализации: Краткосрочный

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА :

Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста

Цель проекта : изучить возможности использования «Цветных счетных палочек» Дж. Кюизенера в формировании навыков счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

1. Обучить дошкольников основам математики с помощью игр с цветными палочками Кюизенера

2. Определить эффективность использования «Цветных палочек» Дж. Кюизенера в формировании навыков счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Развивающие:

1. Развитие умственных способностей, таких как анализ, сравнение, упражнять в счете в прямом и обратном порядке, умение находить соседние числа,

2. Сформировать умение увеличивать и уменьшать каждое число на единицу в пределах 10.

3 Научить отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу, закрепить навыки пространственных отношений

Воспитательные:

Воспитывать интерес детей к элементарной деятельности, с помощью интересных игр с цветными палочками Кюизенера

Содержание проекта

Сначала была пополнена игровая предметная среда: приобретены дополнительные наборы палочек Кюизенера на каждого ребенка, сделана подборка развивающих игр с палочками.

В работе использовались альбомы «На золотом крыльце сидели», «Кростики», «Страна блоков и палочек», методическое пособие В. П. Новиковой «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера».

Игры были направлены на решение всех задач из раздела «Количество и счет» по старшей группе. Так с целью закрепления навыков счета в прямом и обратном порядке, знания цифр была проведена игра «Лесенка».

Проект «Формирование навыков счетной деятельности у детей старшего возраста с помощью цветных счетных палочек Кюизенера»

Детям предлагалось выложить лесенку из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Дети проходили пальчиком по ступенькам, считали вслух от 1 до 10 и обратно.

Фото «Формирование навыков счетной деятельности у детей старшего возраста с помощью цветных счетных палочек Кюизенера»

В игре «Расставь номера домов» нужно было поставить палочки вертикально, изображая дома, затем расставить соответствующие номера (белая палочка – дом №1, розовая – №2, голубая – №3, красная – №4 и т. д.)

Файл не найден!

Содержание игры «Покажи число» заключалось в том, что мы показывали детям цифру, а они находили в наборе и показывали соответствующую числу палочку

Проект - фото

Целью игры «Поставь нужный знак» было закрепление умений отсчитывать нужное число палочек из большего количества, ознакомление со знаками «больше – меньше – равно», закрепление пространственных навыков. Детям предлагалось отсчитать и положить с одной стороны, например, девять палочек, а с другой 10. Затем мы спрашивали: «Сколько палочек ты положил справа? А слева? Где палочек больше слева или справа? Положи между ними нужный знак».

Файл не найден!

В игре «Больше – меньше» учили сравнивать смежные числа. Предлагали взять две палочки (черную и фиолетовую, посчитать, какие числа они обозначают. Сравнить числа 6 и 7. Спрашивали: «Какое число больше (или меньше, на сколько? Как сделать, чтобы было поровну?» Предлагали добавить к черной палочке белую, чтобы стало по семь.

Файл не найден!

В игре «Составь число правильно» закрепляли количественный состав числа из единиц в пределах 5. Детям нужно было составить из белых палочек такую же по длине, как желтая. Спрашивали, сколько белых палочек уложится в желтой? Как вы составили число 5? Добивались ответов: «Я положил одну, еще одну, еще одну, еще одну и еще одну палочку, всего пять белых палочек».

Чтобы закрепить данные навыки мы провели игры «Найди пропущенную ступеньку», «Поезд», «Выложи фигуру». Игру «Найди пропущенную ступеньку» мы проводили индивидуально и в первую очередь с детьми, у которых навыки порядкового счета не сформированы. Показывали ребенку лесенку, предлагали посчитать ступеньки, назвать их цвет. Затем посчитать по порядку: белая – первая, розовая – вторая и т. д. Спрашивали, на каком месте стоит красная (синяя) ступенька? Убирали одну ступеньку. Спрашивали: «Какой ступеньки не стало?» Ребенок должен был дать полный ответ: «Не стало третьей ступеньки».

С подгруппой детей провели игру «Поезд». Нужно было выложить на столе вагончики разной длины, начиная от самого короткого (белого) и заканчивая самым длинным (оранжевым). Затем предлагали посчитать, сколько всего вагончиков? Какого цвета вагон стоит пятым, восьмым? Какой вагон справа от синего, слева от желтого? Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего? Тем кто быстрее других справился с заданием, предлагали расставить номера вагонов. Некоторые дети с трудом отвечали на наши вопросы, им постоянно требовалась подсказка. Поэтому с ними мы провели аналогичную игру, только в вагончики рассадили животных. Затем спрашивали, в каком вагоне едет медведь (в первом? Кто сидит в пятом вагоне?» При такой постановке вопросов дети отвечали более уверенно.

Фото №1 Актуальность проблемы Развитие элементарных математических представлений это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника

Игра «Выложи фигуру» содействовала закреплению умений различать количественный и порядковый счет, знаний о геометрических фигурах. Предлагали детям отсчитать три красные палочки и сделать из них треугольник. Затем отсчитать четыре красные палочки и сделать из них квадрат. Из четырех палочек голубого цвета сделать ромб. Из черных палочек сделать прямоугольник.

Файл не найден!

С целью закрепления знаний о составе числа из двух меньших чисел использовали игру «Трудные задачки». С детьми, у которых счетные навыки развиты на низком уровне, провели эту игру индивидуально и в облегченном варианте: использовали состав числа 5. Показывали красную палочку (число 4) и белую (число 1). Спрашивали: «Какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине, как красная? (голубую)». Когда ребенок справлялся с заданием, усложняли. Спрашивали: «Из каких палочек можно составить число 5?» Предлагали составить число 5 разными способами. Детям, у которых навыки счетной деятельности развиты на среднем уровне, предлагали составить из двух палочек числа в пределах 10.

В игре «Сплети коврик» закрепляли состав числа. Дети должны были сплести коврик по определенным правилам: все ряды должны быть разными, каждый ряд состоит из палочек, которые по длине суммарно равны красной (или какой-то другой палочке).

Предлагали детям на выбор игры из альбома «На золотом крыльце сидели», например, игру «Выложи по числам», целью которой было закрепление навыков количественного счета, знания цифр, развитие произвольного внимания, мелкой моторики. Предлагали выбрать схему с изображением букв, или цифр, или каких-то предметов, а затем выложить по схеме фигуру из палочек. Например, выкладывая букву П, дети должны были положить две красные палочки, а между ними одну синюю палочку.

На основании проекта был сделан вывод, что дети стали проявлять больший интерес к играм с палочками Кюизенера, начали играть в них в математическом уголке самостоятельно, дети сделали выводы что математика это интересная наука. Проектная деятельность стимулировала у детей развитие логического мышления, воображения, повысила мотивацию к исследовательской деятельности.

Таким образом, поставленные цели были достигнуты, задачи решены. Выдвинутое нами предположение о том, что в результате использования воспитателем дидактического пособия «Цветные счетные палочки» Дж. Кюизенера навыки счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста будут развиваться более успешно, полностью подтвердилось.

Благодарим за внимание!

Публикации по теме:

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Дидактическая игра «Фигуры из счетных палочек»Дидактическая игра «Фигуры из счетных палочек» Картинки "Фигуры из счетных палочек" можно скачать на сайте MAAM.RU Игра со счётными палочками занимает большое место в развитии мелкой.

Дидактическая игра по патриотическому воспитанию «Выложить из счетных палочек контур памятников Севастополя» для детей 6 летДидактическая игра по патриотическому воспитанию «Выложить из счетных палочек контур памятников Севастополя» для детей 6 лет Цель: сформировать умение выкладывать из счетных палочек силуэты некоторых памятников Севастополя. Задачи: - упражнять в выкладывании.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Конспект совместной деятельности во второй младшей группе с использованием палочек Кюизенера «Солнышко и тучка»Конспект совместной деятельности во второй младшей группе с использованием палочек Кюизенера «Солнышко и тучка» Программные задачи: Образовательные: Продолжать знакомство с палочками Кюизенера. Закрепить понятия вверху, внизу, много, один. Закреплять.

Консультация «Использование счетных палочек в математике»Консультация «Использование счетных палочек в математике» Консультация. «Использование счетных палочек в математике». Если сказать, что счетные палочки – это нововведение в педагогическую деятельность.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Программа кружка с использованием цветных палочек Кюизенера Программа кружка "Цветные палочки" для детей второй младшей группы. Кычкина А. Е Пояснительная записка. Ребенок по своей природе – исследователь,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Формирование навыков счетной деятельности у детей старшего возраста с помощью цветных счетных палочек Кюизенера»
Опубликовано: 8 марта 2023 в 21:47
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Формирование навыков счетной деятельности у детей старшего возраста с помощью цветных счетных палочек Кюизенера»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Иванова (УИ 1807965) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД