Проект «Формирование у детей интереса к фольклору»

Жанна Стахнюк
Проект «Формирование у детей интереса к фольклору»

ВВЕДЕНИЕ

«Едва ли можно найти материал более близкий,

затрагивающий интересы и потребности детского

возраста, и поэтому самый занимательный, чем тот,

который связан с детским бытом, с повседневной

детской жизнью, который возник, вырос и развился

из исканий высокой радости детской народной массы.

Это детский фольклор».

Г. С. Виноградов

Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом - гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом культуры - словом, игрой, музыкой, цветом. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства.

В последнее годы, наряду с поисками современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образы педагогики. Фольклор – одно из действенных и ярких средств ее, таящих огромные дидактические возможности.

В наше время, когда телеэкраны заполнены иностранными фильмами, дети должны слушать родное русское слово, чтобы с малых лет заполнили русские сказки, потешки, колыбельные, прославляющие отзывчивость, сердечность, бескорыстную помощь тому, кто попал в беду, верность в дружбе и любви. Повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность.

Россия конца XX - начала XXI веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Обращение к своим корням помогает воспитывать в детях духовность, творческое начало. И их знакомство с народными традициями и обычаями происходит через игры, сказки.

Для педагогического процесса источником духовного наследия является народное творчество - фольклор. Из глубокой древности основное место занимали жанры, объяснявшие мир, сохранившие историю племени, передававшие правила и нормы поведения (мифы, легенды, заговоры, воинские и трудовые песни, пословицы). Фольклорные богатства: песни, сказки, былины, пословицы, загадки - это богатства многих и многих прошедших по земле поколений.

Фольклор - словесное искусство народа - народнопоэтическое творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; воздаваемые народом и бытующие в народных массах:

Поэзии - предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос;

Народная музыка - песни, инструментальные наигрыши и пьесы;

Театр - драмы, сатирические пьесы, театр кукол;

Танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное

искусство.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, музыки.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем занимались, как трудились, что передавали своим детям и внукам по наследству.

Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта:

«Формирование у детей интереса к народному фольклору».

Тип проекта:

Игровой, долгосрочный на 2 учебных года (2012-2014 гг.).

Участники проекта:

Дети, воспитатель, родители, музыкальный работник.

Форма представления:

Слайдовая презентация.

ЦЕЛЬ:

-показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах и поэтапно формировать интерес к детскому фольклору, обогащать словарный запас детей.

ЗАДАЧИ:

Для достижения этой цели были поставлены задачи:

-приблизить детей к культуре наших предков через игровую деятельность, способствовать пониманию красоты т ценности русского фольклора, его самобытность.

-дать конкретные сведения о сезонных предметах, жизни, быте, обрядах, обычаях русского народа;

-воспитать понятие добра и зла, справедливости и жестокости на образах сказок о животных, волшебных сказок, сатирических, бытовых;

-воспитать чувства родного языка на поэзии колыбельных песен, потешек;

-формировать у детей интересов к русскому фольклору, развивать образную речь детей, делать ее богаче;

-научить ребенка пользоваться различными жанрами детского фольклора, чтобы они сопровождали его всю жизнь;

-бережно относиться к своим национальным традициям, песням, обрядам, легендам;

- доставить радость узнавания детского народного фольклора, радость свободного действия и закрепощенности, радость общения детей друг с другом.

ПОДГОТОВКА К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Прежде чем знакомить детей с русским народным фольклором, мне пришлось многое узнать, прочесть, изучить заново. На первом этапе мною был накоплен необходимый материал, для дальнейшей работы, и разработан перспективный план на два года, от простого к сложному, выделив первостепенные задачи:

-приблизить детей к культуре наших предков;

-способствовать пониманию красоты и ценности русского фольклора, его самобытность через игровую деятельность;

-научить ребенка пользоваться различными жанрами детского фольклора, чтобы они сопровождали его всю жизнь;

-воспитывать чувство родного языка на поэзии колыбельных песен, пестушек, потешек;

-доставить радость узнавания детского народного фольклора, радость свободного действия и раскрепощенности, радость общения детей друг с другом.

Чтобы успешно справляться со своими задачами, вторим этапом была, проведена работа с семьей: провела анкетирование, родительское собрание, встречи за круглым столом, консультации на фольклорную тему, индивидуальные беседы с родителями других национальностей, развлечения. И после каждой встречи организовывала чаепития с детьми и родителями.

Совместно с родителями оформили в группе уголок русского быта. Интерьер уголка составили подлинные предметы, собрали в отпуске вышивки, наволочки, салфетки т. д. предметы русского быта – использовались, как наглядные пособия в процессе ознакомления детей с русским фольклором, а также в различных играх.

Так же фольклор не может обходиться без музыки: он невыразителен, не эмоционален, нет в нем яркости. Поэтому поддерживаю тесный контакт с музыкальным руководителем Л. С. Черепневой. Совместно подбираем музыкальный репертуар: танцы, музыкальные игры, народные песни и хороводы. Музыкальный руководитель лучше чувствует, что ближе детям и доступнее. Вместе вводим детей в мир традиций обычаев русского народы, используя различные жанры детского фольклора. В развлечение «А мы с ложками, да с трещотками» познакомили детей с музыкальными инструментами, которые в старину приносили на праздник и веселили ими народ.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I. Подготовительный этап:

• Подбор и изучение методической литературы.

• Разработка перспективного плана работы по фольклору на 2012-2014 учебные годы.

• Проведение родительских собраний, встреч за круглым столом, индивидуальные беседы.

II. Этап обследования детей и родителей:

Задачи:

• Выявить уровень знаний детей.

• Совместно с родителями собрать предметы русского быта.

• Выявить уровень знаний у родителей. Проведение анкетирования.

III. Этап реализация проекта:

• Создание фольклорного уголка в группе.

• Провести театрализованное представление для детей разных групп «Заюшкина избушка».

• Подбор консультативного материала для родителей и воспитателей.

IV. Заключительный этап:

• Подведение итогов и результатов проделанной работы.

• Проведение развлечения совместно с детьми и родителями «Праздник русского самовара».

• Проведения открытого мероприятия для учителей «Путешествие по сказкам».

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

- Применение малых фольклорных форм в работе со старшими дошкольниками.

- Проведения занятий с использованием дидактического материала по детскому фольклору.

- Использование дидактического материала и малых фольклорных форм в организации прогулок, бесед, развлечений, играх.

- Работа с родителями по ознакомлению с детским народным фольклором.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА

ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

- фольклорный материал давать без принуждения;

- максимальное внимание уделять детям, которым трудно дается фольклорный материал;

- постоянно поощрять все усилия и эмоции ребенка на потешку, закличку, небылицу;

- поощрять и само стремление ребенка узнать, что-то новое, выучить, рассказать дома;

- исключить отрицательную оценку ребенка и результатов его действий;

- результаты ребенка сравнивать только с его собственными, а не с результатами других детей.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:

- развитие творческих способностей детей;

- обогащение и формирование речи детей;

- заинтересованность родителей в создании предметно развивающей среды в группе.

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

- в обучении правильному произношению;

- в приобщении детей к русской национальной культуре;

- в непосредственно образовательной деятельности;

- в беседах;

- в наблюдениях

- в народных подвижных играх;

- в играх на развитие мелкой моторики;

- в театрализованной деятельности;

- в инсценировках.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:

Результаты работы показывают, что в ходе знакомства детей с малыми фольклорными формами, через систему разнообразной образовательной деятельности, развлечений, игр, заданий, через создание специфической предметно-развивающей среды в группе и постоянное сотрудничество с родителями воспитанников, привели к формированию и развитию образной речи у детей, а также к развитию художественно - коллективных способностей. У детей повысился интерес к русской национальной культуре, у них начал вырабатываться устойчивый интерес к фольклору, дети с удовольствием стали использовать его в своей жизни и деятельности, через заклички, песни, прибаутки, потешки и т. д.

Согласно положительным отзывам от родителей и детей работа, которая проводилась в детском учреждении, проходила на высоком уровне. Такой результат можно увидеть на графике по уровню знаний детей на начало года и конец.

В последующие годы продолжу работу по фольклору. Я считаю, что фольклор даёт положительный заряд детям и зарождает в их душах любовь к народным традициям, любовь к своей Родине.

ВЫВОД

Народный фольклор оказывает благоприятное воздействие на развитие умственных и творческих способностей, умение обращаться со сверстниками и людьми старшего возраста.

В процессе знакомства детей с детским фольклором обогащаются чувства и речь детей, формируется отношение к окружающему миру, а также происходит всестороннее развитие ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дети получают не только удовольствие от использования песен, хороводов, чтения и обыгрывания сказок, потешек, дразнилок, небылиц, но и активно приобщаются к духовной жизни русского народа.

Наши дети, покидая детский сад, твердо знают правила;

- умей говорить языком доброты;

- будь красив делом;

- умей веселиться, но помни: «Дружба и братство - дороже богатства»;

- люби и цени семью свою; «В семье лад, так не нужен и клад»;

- цени Отчизну свою: «Дерево крепко корнями, а Отчизна - сыновьями».

Хочется вспомнить слова Анри Курсаже:

«Фольклор - лекарство человечества. Если бы они принимали, лишь это лекарство…».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Перспективный план работы по фольклору (старшая группа) ТАБЛИЦА 1

МЕСЯЦ План работы ОТВЕТСТВЕННОЕ ЛИЦО

Сентябрь «Серебряное донце -золотое веретенце». Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Октябрь «Самовар, самовар, ложечка…»

Откуда чай пришел. Виды самовара. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Ноябрь «Где тепло-там и добро».

Предметы русского, оформление русской гостиницы, вышивка, вязание, расписание игрушки (дымка, хохлома). Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Декабрь Фольклорный праздник-зимние посиделки

«Где тепло-там и добро».

Хозяйка горницы рассказывает детям, что такое посиделки. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С.,

муз. руководитель

Январь Развлечение: «Ой, коляда, коляда». Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С. ,

муз. руководитель

Февраль Театрализованное представление «Заюшкина избушка». Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С.,

муз. руководитель

Март «Здравствуй, веселая масленица».

Разучивание масленичных песен.

Масленица – кривошейка встретим тебя хорошенько сыром, маслом и блином, и румяным пирогом. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С. ,

муз. руководитель

Апрель Викторина по сказкам: «В мире сказок». Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Май «У ворот хоровод». Игра-развлечение. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С. ,

муз. руководитель

Перспективный план работы по фольклору (подготовительная группа) ТАБЛИЦА 2

МЕСЯЦ План работы ОТВЕТСТВЕННОЕ ЛИЦО

Сентябрь «Чудо дерево» - выставка вязаных вещей. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Октябрь «Емелина неделя». Игры, забавы, байки от имени Емели – день уважения русской смекалки, хитроумию, находчивости, поддевки, дразнилки. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Ноябрь «Три лучинки» (с родителями).

Конкурс «Мамина сказка». Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Декабрь Фольклорная игра «Заваленка». Задача: выявить знание о жанрах детского фольклора. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С.,

муз. руководитель

Январь Вертепные сцены. Добро побеждает зло. Изготовление вертепа. Вертеп – специальный ящик, разделенный на три этажа. Куклы крепятся к стержням, двигаясь по прорезям внутри ящика – домика. Куклы плоскостные. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Февраль Вечерки с родителями. «В старину, бывало, деды…» (делятся педагогическими секретами). Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С.,

муз. руководитель

Март Масленичная неделя.

Понедельник – «Встреча».

Вторник – «Заигрыш».

Среда – «Лакомка».

Четверг – «Широкий четверг», «Разгуляй четвертак».

Пятница – «Тещины вечерки».

Суббота – «Золовкины посиделки».

Воскресенье – «Прощеный день», «Целовальник». Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С. ,

муз. руководитель

Апрель Заучивание поговорок о месяце апреле.

Развлечение:

«Месяц апрель – всему году ключ».

«Если март с водой, то апрель с травой». Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Май Открытое занятие для учителей: «Путешествие по сказкам». Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С. ,

муз. руководитель

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Аникин «Русский фольклор». Москва,1995.

2. Л. В. Былеева «Русские народные игры».

3. В. Гнатюк «Колядки и щедровки».Львов,1990.

4.«Дитячий фольклор». Киев, 1986.

5. Ю. Г. Круглов «Русские народные загадки, пословицы, поговорки». Москва, «Просвещение»,1990.

6. «Зимние песни. Колядки и щедровки». Минск,1975.

7. М. Забелин «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия». Москва,1995.

8. Г. Науменко «Чудесный короб». Москва, Детская литература,1989.

9. И. М. Снегирев «Русские народные праздники и суеверные обряды».

10. «Игры», журнал «Народное творчество»,№9, 1991.

11. И. П. Сахаров «Сказания русского народа».№8 Б. К. Р.

12. Т. Ю. Камаева. Детские музыкальные праздники. Лайда, 1994.

13. М. Булатов «Тридцать три пирога» игры, считалки, докучные сказки, загадки. Москва,1988.

14. С. И Пушкина «Сценарий народных праздников». Москва,1998.

15. «Дошкольное воспитание» Журнал,1990, №2 русская народная мудрость; №4 фольклор; №10 потешки.

16. «Педсовет».№5,2001;№7.2000.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-folklor_qi33f.pptx | 24120,04 Кб | Скачан: 40
 
Публикации по теме:

Анкета для родителей по русскому народному фольклору Анкета Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты для дальнейшей работы педагогов ДОУ по русскому народному фольклору с.

Формирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возрастаФормирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста Формирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста как неотъемлемая часть реализации.

Формирование познавательного интереса к предметному миру у детей 3–4 лет. консультация Формирование познавательного интереса к предметному миру у детей дошкольного возраста Исследования Б. Г. Ананьева, Л. Н. Божович, Л. С. Выготского,.

Формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с комнатными растениями Методическое пособие посвящено проблеме формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Консультация для родителей «Формирование интереса у детей к русскому фольклору»Консультация для родителей «Формирование интереса у детей к русскому фольклору» Подрастая,ребенок слышит различные потешки,песенки,прибаутки постоянно, например: «Уж я Танечке пирог испеку, Уж я внученьке румяненький.».

Консультация для родителей «Формирование у детей интереса к чтению художественных произведений» Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. В. Сухомлинский Родители многих школьников сетуют на то, что их.

Формирование познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр План саморазвития Тема : «Формирование познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста, посредством дидактических.

Познавательно-творческий проект «Русские матрешки» (Воспитание интереса к народному творчеству)Познавательно-творческий проект «Русские матрешки» (Воспитание интереса к народному творчеству) Тип проекта: Групповой (участники — дети, воспитатели). Сроки реализации: Краткосрочный (один месяц) Возрастная группа: дети 4-5 лет.

Проект на тему «Русская свистулька» для приобщения детей к русскому народному творчеству, средняя группа Русская свистулька Приобщение детей к истокам русской народной культуры, средняя группа Автор: Буренко Ирина Петровна, воспитатель МБДОУ.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Проект «Формирование у детей интереса к фольклору»
Опубликовано: 12 октября 2016 в 18:31
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий выпускного бала в детском саду для детей подготовительной группы по мотивам...
Ведущая: дравствуйте, дорогие гости! Мы собрались сегодня здесь, чтобы проводить наших любимых ребятишек в школу! Как один день промелькнули годы и...
Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Как зимуют...
Воспитатель: Ребята, вчера вечером получила письмо. Его прислал наш лесник. А вы знаете, кто такой лесник? ( ответы и предположения детей ) Лесник -...
Декоративное рисование в детском саду
1. Декоративное рисование в детском саду. 2. Задачи декоративного рисования: -развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;...
«Рождество Христово»
Под звон колоколов дети свободно входят в зал и останавливаются. Воспитатель:Вот и подходят к концу наши праздники. И нам хочется отметить один из самых...
Тряпичная кукла «Колокольчик».
Конспект мастер-класса для воспитателей. Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре. Тряпичная кукла «Колокольчик». Назначение: игровая...