Людмила Стукало
Проект «Город, в котором мы живем» по теме «Павловский Посад»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
д/с №20 «Журавушка» общеразвивающего вида
Московская область, г. Павловский Посад
Тема: «Город, в котором
мы живем»
Воспитатель:
Стукало Л. В.
2021 г.
Тип проекта : информационный
Обоснование выбора темы:
Публикация «Проект „Город, в котором мы живем“ по теме „Павловский Посад“» размещена в разделах
- Выращивание растений. Проекты
- Посадка и выращивание растений
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
У каждого счастливого человека есть любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ним и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом – миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связанно много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисуют картины, тем самым, прославляя город и увековечивая память о нем на многие года. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым. Этот проект посвящается Павловскому Посаду – городу, который является Родиной наших воспитанников.
Цель:
Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств, в процессе знакомства с родным городом и любви к своему родному городу, расширение кругозора.
Задачи:
1. Расширить и углубить знания детей о городе Павловский Посад, его истории, достопримечательностях, богатствах города, людях – тружениках.
2. Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства города, воспитывать уважение к труду павлово-посадцев, создающих красивый город.
3. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города.
Срок реализации проекта : средней продолжительности, 2 месяца.
Участники реализации проекта : воспитатели, дети подготовительной группы, родители, музыкальный руководитель, старший воспитатель.
Обеспечение проектной деятельности :
1. Экскурсии и беседы
2. Конспекты образовательных ситуаций по образовательной области «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (рисование).
3. Родительское собрание, доклад, анкетирование родителей.
Ожидаемый результат:
1. Открытие с детьми своей «малой Родины»
2. Адаптация, самореализация дошкольника в городском социуме.
Этапы работы:
Первый этап
1. Рассматривание иллюстраций о г. Павловский Посад
2. Экскурсия в краеведческий музей. Уточнить представление детей о малой родине. Дать детям представления о людях, живущих в нашем городе, о достопримечательностях города, его природе и транспорте.
3. Образовательная ситуация: «Составление рассказов о г. Павловский Посад» (Образовательная область «Речевое развитие»). Расширять знания детей о родном городе.
4. Образовательная ситуация: «Мой любимый город» («Художественно-эстетическое развитие» - рисование).
Второй этап
1. Беседа «Плат узорный»
2. Экскурсия в музей Павлово-Посадского платка. Продолжать знакомить детей с Павлово-Посадскими шалями. Воспитывать чувство гордости за родной город, его мастеров.
3. Образовательная ситуация: «Павлово-Посадские платки». («Художественно-эстетическое развитие» - рисование). Учить составлять композицию узора.
4. Экскурсия в музей Павлово-Посадского платка. Мастер-класс – рисование узора на ткани печатками.
5. Дидактическая игра «Узнай по описанию». Расширять у детей логическое мышление при составлении описательного рассказа. Развивать связную речь. («Речевое развитие»).
6. Составление узора Павлово-Посадского платка из соленого теста. («Художественно-эстетическое развитие»).
Третий этап
1. Чтение произведений о г. Павловский Посад. Побуждать и поддерживать интерес к художественной литературе о любимом городе.
2. Экскурсия в библиотеку. Прививать у детей любовь к книге.
3. Рассматривание фотографий с достопримечательностями нашего города. Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса. Привлекать родителей к совместной работе по ознакомлению с родным городом.
4. Родительское собрание «Город, в котором мы живем». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес родителей по созданию условий для реализации проекта.
5. Создание книги совместно с родителями и детьми: «Мой любимый город Павловский Посад».
Выполнение проекта.
В ходе реализации проекта поэтапно выполняются все пункты плана, анализируются результаты.
Презентация проекта.
Оформление выставки детских рисунков и рисунков родителей на тему: «Любимый город». Проведение «Фольклорного праздника русского пла
Приложение к проекту :
Конспект образовательной ситуации на тему:
«Павлово – посадские платки»
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие» (рисование)
Программное содержание:
1. Познакомить детей с народным промыслом – Павлово-Посадские платки.
2. Учить составлять композицию узора.
3. Развивать у детей воображение, чувство цвета.
4. Согласовывать действия с работой товарищей.
Материал:
1. Павлово-Посадские платки.
2. Листы бумаги белого цвета в форме квадрата.
3. Гуашь
4. Кисти
Предварительная работа:
1. Знакомство с Павлово – Посадскими платками и шалями.
2. Рассматривание изделий, альбомов, открыток.
3. Чтение произведений о Павлово-Посадских платках.
4. Беседа: «Плат узорный».
Ход ситуации:
Вос-ль: Дети, как называется город, в котором мы живем?
Дети: Павловский Посад
Вос-ль: Да, мы живем в красивом, русском городе Павловский Посад. Славу на весь мир принесли Павлово-Посадские платки и шали. Посмотрите, какие красивые разноцветные узоры на платках и шалях.
Что за чудо узор,
Что за краски вокруг!
Это поле, цветы,
Словно сказочный луг!
Эту русскую сказку
Каждый видеть тут рад!
Эта сказка с названием
Павлов Посад.
Дети рассматривают Павлово-Посадские изделия.
Вос-ль: Скоро в гости к нам придет весна – красна. Весной распускаются листочки на деревьях, появляется травка, распускаются цветы. Вот и на нашей шали будет много красивых, ярких, разноцветных цветов и листьев.
Дети, а какие цветы вы знаете?
Дети: ромашка, роза, пион, лилия, подснежник.
Вос-ль: Вы очень много назвали цветов, а теперь нанесем простым карандашом цветочный узор на бумагу.
1. по углам
2. по кайме
3. по центру
(Помощь воспитателя в случае затруднения детей).
Физкультминутка.
Наши алые цветы –
Распускают лепестки –
Ветерок чуть дышит –
Лепестки колышит.
После этого дети закрашивают гирлянды цветов гуашевыми красками.
Вос-ль: Какая получилась чудесная шаль. Что вы можете о ней сказать?
Дети: Яркая, радостная, праздничная, красивая, разноцветная.
Вос-ль: На белом фоне красные розы, лилии,
Маки, ромашки, подснежники.
Мы трудились над узором
Вот он перед вашим взором
Посмотрите, как хорош
На цветочный сад похож!
Дети, весне – Красне понравится наша шаль, вы все настоящие художники.
Беседа с детьми подготовительной группы
Образовательная область «Речевое развитие»
Тема: «Плат узорный»
Цель: Познакомить детей с Павлово-Посадскими платками и шалями, развивать художественно-эстетические представления, расширять словарный запас.
Материал:
1. Разные Павлово – Посадские платки и шали.
2. Видеофильм «Плат узорный» о Павлово-Посадских платках и шалях.
Ход беседы:
«Плат узорный»
Неслыханное чудо!
Невиданное диво!
Платки всем на радость
Нарядны, красивы!
Есть у нас в России старинный город с названием Павловский Посад. Вот туда-то и отправимся в путешествие. Расположен он на зеленых берегах реки Клязьмы. Славу на весь мир принесли Павловскому Посаду расписные платки и шали. Платки и шали носили и простые люди, носили и важные персоны, например королевы и принцессы.
А как вы думаете можно носить шаль или платок? Узорные платки и шали выполняли роль самого красивого сказочного элемента костюма. Раньше многие женщины носили яркие платки на голове, плечах, а иногда даже просто сложенным на руке, как украшение. (Демонстрация воспитателя с девочками).
Посадские шали
Нарядны, изящны,
А девицы в них
Милы и прекрасны!
По старой традиции – платок самый дорогой подарок, украшение женщины, и в современном костюме, платок нередко является не просто дополнением, а становится наиболее ярким акцентом, подчеркивающим стиль, характер, образное начало всего ансамбля одежды.
Как вам кажется, трудно ли создавать такие шали? Секретом старинного промысла была ручная набойка Павловских платков. Дело это весьма трудоемкое, требовавшее большой точности в работе. Рисунок на ткань наносился с помощью деревянных резных форм.
Эти доски назывались «цветки» и «манеры». Для набойки одного платка, иногда требовалось более 400 наложений досок. В наше время ручной набойки уже нет. Используются шелковые и капроновые шаблоны, а художники рисуют авторские работы прямо на ткани.
Скажите, как и чем расписаны шали и платки? Какой фон у них? Какие цветы вы видите на платках и шалях?
Что за чудо узор,
Что за краски вокруг!
Это поле, цветы,
Словно сказочный луг!
Эту русскую сказку
Каждый видеть тут рад!
Эта сказка с названьем
Павлов Посад!
В орнаментации шалей в основном используются мотивы пышных букетов из садовых цветов. Это: розы, георгины, пионы, лилии, ромашки и много листьев. В ярких рисунках иногда сочетается до 40 цветов красок.
Цвет фона может быть черным, красным, белым, васильковым, бордовым, зеленым, золотисто-охристым или кремовым. Композиция чаще всего строится по принципу акцентов на углы: по кайме и углам симметрично размещают букеты пышных цветов, а середина поля равномерно заполняется редко разбросанными мелкими цветочными фонами.
На черном фоне красные розы,
Лилии, маки, ромашки, подснежники…
Ими повязаны девичьи головы,
Глазки лукавы, личики нежные.
Шали из Павловского Посада украшают экспозиции многих музеев в нашей стране и заграницей.
Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофильм «Плат узорный» о Павлово-Посадских платка
Конспект
образовательной ситуации на тему:
«Город, в котором мы живем»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Программные задачи:
1. Продолжать знакомить детей с родным городом
2. Воспитывать чувство гордости за своих земляков.
3. Развивать бережное, эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю.
Предшествующая работа:
Чтение книг, рассматривание фотографий с видами города, экскурсии по ближайшим улицам, возложение цветов к памятнику героев Великой Отечественной войны, знакомство с историей родного города на занятиях.
Материал к занятию:
- фотографии города Павловского Посада
- фуражка и сумка почтальона
- зеркало для игры «Поймай зайку!»
- «волшебный мешочек» ( в нем: образцы Павлово-Посадского платка и шерстяной ткани, сушки)
Ход ситуации:
Ребенок рассказывает стихотворение:
Есть своя родная земля
У ручья и у журавля
И у нас с тобой есть она
И земля родная – одна… (П. Синявский)
Восп-ль: Место, где родился человек, - это его родная земля, его Родина.
- Где родились вы? (в городе Павловский Посад)
- Значит, город Павловский Посад – ваша Родина.
- Давайте посмотрим фотографии нашего любимого города.
- Какие места вы узнали?
- Нравится ли вам наш город?
- Какой он, наш Павловский Посад? (родной, любимый, красивый, чистый
Физкультминутка.
Я по травке на лугу
В красных тапочках бегу (бег на месте)
А трава хорошая,
Ну-ка, тапки сброшу я! (махи ногами)
Ой, трава щекочется,
Мне смеяться хочется! (лежа на спине, болтают ногами в воздухе).
- А сейчас поиграем в игру. Я буду почтальоном. (Воспитатель одевает сумку на плечо и фуражку почтальона.)
- Кто хочет пригласить друга в гости? (Воспитатель обращается к ребенку).
- Тогда, Женя, представься, расскажи, где ты живешь? (Ответ ребенка).
- Молодец, хорошо знаешь свой адрес. С тобой не произойдет вот такая история:
аленький мальчик гулял со своей мамой и потерялся. Подошел к нему прохожий и говорит: «Не плачь! Скажи адрес, и я отведу тебя домой». Мальчик обрадовался и говорит: «Адрес». Прохожий ничего не понимает, а мальчик обижается: «Почему вы меня домой не ведете? Я же сказал вам слово «адрес»! Ведите меня скорее к маме». «Адрес, - говорит прохожий, - это не просто слово. Адрес – это название города, микрорайона, номер дома и квартиры, в которой ты живешь. Вот слушай мой адрес: город Павловский Посад, ул. Интернациональная, д. 118, кв. 3. Мальчик повторил названный адрес. «Но это же мой адрес», - удивился прохожий. «Ну и что? – говорит ему мальчик. – Разве вам жалко, если я ваш адрес один раз скажу?» - «Мне не жалко. Но по этому адресу живу я, а не ты. И там ты не встретишь свою маму!» - «Что же делать?»
Высказывания детей.
- Дети, вы поняли, для чего нужно знать свой адрес? (ответы)
Игра «Поймай зайку!»
(Упражнение для укрепления мышц глаз)
Воспитатель пускает солнечного зайчика, дети сопровождают его взглядом, не поворачивая головы. Продолжительность – 20 сек.
Воспитатель: Глазки ловили солнечного зайчика, а теперь вы бегите за ним – куда он, туда и вы. Он приведет вас к «секретикам» (волшебный
Игра «Секретики»
Дети достают из волшебного мешочка предметы и вспоминают, на каких предприятиях города их могли изготовить :
- сушки – на хлебозаводе,
- образец Павлово-Посадского платка – на Павлово-Посадской платочной мануфактуре,
- образец шерстяной ткани – на камвольном комбинате.
Воспитатель: Это предприятия, на которых работают ваши мамы, папы, дедушки, бабушки