МААМ-картинки

Долгосрочный проект «Художники-иллюстраторы в детской литературе»

Марина Смирнова
Долгосрочный проект «Художники-иллюстраторы в детской литературе»

Проект "Художники иллюстраторы в детской литературе"

Автор: Смирнова Марина Сергеевна

Вид проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Срок реализации проекта: 10.2021- 05.2022

Актуальность: каждый день мы детям читаем сказки, рассказы, рассматриваем иллюстрации. Прочитанный текст ребёнок воспринимает более полно, если видит красивую картинку, которая помогает оказаться в одном мире с героями произведения. В результате проведённого мониторинга было выявлено, что дети, конечно, знают кто такие художники-иллюстраторы, но мало кто смог назвать их. А ведь книга интересна не только благодаря автору произведения, но и благодаря иллюстратору. Было принято решение разработать проект, который расскажет детям об этой профессии, о разнообразии стилей изображения, об известных художниках-иллюстраторах.

Публикация «Долгосрочный проект „Художники-иллюстраторы в детской литературе“» размещена в разделах

Систему работы я выстроила следующим образом – каждый месяц был посвящен изучению творчества одного художника-иллюстратора, занятия проходят 2 раза в месяц, на первом занятии – знакомство с биографией, творчеством и книгами художника, на следующем занятии выполняется творческая работа. Дети рисуют страничку своей будущей книги в манере художника, творчество которого мы изучаем. Каждый последующий художник изучается обязательно в сравнении с предыдущим. Важным моментом в изучении является самостоятельная поисковая деятельность детей. Большую роль играет работа, которую ведут родители дома – чтение книг с иллюстрациями изучаемого художника, посещение библиотеки и художественных выставок. Для ознакомления родителям предлагаются разработанные консультации и рекомендации.

Цель: познакомить с творчеством художников-иллюстраторов детских книг.

Задачи:

Образовательные:

• Познакомить детей с художниками-иллюстраторами детских книг (Е. М. Рачев, Ю. А. Васнецов, Е. Чарушина,, И. Я. Билибин, Л. В. Владимирский, В. В. Лебедев, В. А. Чижиков, В. Сутеев) выразительными средствами, индивидуальной манерой передачи образа;

• Познакомить детей с разнообразием стилей изображения, индивидуальной манерой при передаче образов героев произведения

• Формировать у детей устойчивый интерес к творчеству художников – иллюстраторов;

• Формировать эстетическое отношение к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость на художественные произведения;

Развивающие:

• Развивать творческую активность в создании собственных сюжетных композиций;

• Развивать умение создавать продукт творческой деятельности – книгу с помощью доступных выразительных художественных средств.

Воспитательные:

• Воспитывать внимательное и бережное отношение к книге, желание постоянно общаться с ней;

Предполагаемый результат:

Эффективность работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов будет способствовать:

Для детей

-повышению интереса к творчеству художников – иллюстраторов;

-формированию первоначальных представлений о средствах выразительности;

-развитию творческих способностей в создании сюжетных композиций;

-становлению осознанности к результату собственного труда (иллюстрированию книги);

-расширению кругозора детей и родителей, а так же вовлечение в их совместную деятельность.

Для педагога:

создание коллекции портретов художников-иллюстраторов

пополнение картотеки наглядным материалом (фотографии, картинки) по теме «Сказки и сказочные герои»;

пополнение картотеки стихов о сказочных героях;

создание обогащенной развивающей среды (материал – тычки, штампы, печати, большие жесткие кисти, листочки, веточки, восковые карандаши, свечки и т. д., способствующей развитию у детей творческих способностей;

пополнение картотеки дидактических игр по изобразительной деятельности, конспектов мероприятий;

пополнение медиатеки (песни из мультфильмов и кино, частушки).

Для родителей:

создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

развитие совместного творчества родителей и детей;

развитие у родителей способности видеть в ребенке личность (уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу).

- способствовать посещению художественных выставок и библиотеки.

Октябрь.

Началось знакомство детей с художниками-иллюстраторами с Владимира Григорьевича Сутеева. Дети узнали, что рисовал маленький Вова с детства. Когда вырос, хотел развивать мир советской анимации, вдохновлялся работами Уолта Диснея. В 1941 году ушёл на фронт. После войны Сутеев вернулся в «Союзмультфильм», преподавал на курсах художников-мультипликаторов и начал иллюстрировать детские книги. В те послевоенные времена детям особенно были нужны чудеса и художник стал создавать их. Он стал для всех добрым волшебником. Он разукрашивал сказочные миры К. Чуковского, А. Барто, С. Маршака, Р. Киплинга, Дж. Родари.

Потом сам стал писать книги и иллюстрировать их. Его книги называют «книжки-картинки». Если листать его книги, то создаётся впечатление, что смотришь мультфильм.

Дети окружали художника, куда бы он ни шёл. Он был рад такой компании и рад был удивить детей своим коронным трюком – демонстрацией способностей амбидекстра – он одинаково хорошо владел правой и левой рукой. Когда его приглашали выступить в школах с лекцией, он одновременно двумя руками рисовал на доске зеркальных собачек, приводя школьников в восторг.

В течение месяца родители воспитанников обменивались книжками с иллюстрациями В. Сутеева, которые подобрали воспитатели.

Ноябрь.

Далее, в ходе проектной деятельности, дети были ознакомлены с биографией и творчеством Евгения Чарушина.

Евгений Иванович Чарушин родился на Урале, был архитектором. По его проектам построено более 300 зданий. Рисовал Евгений с детства, преимущественно зверей. Родительский дом был населен всякой живностью: поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и т. д. Ещё в доме жил некто Бобка. Это был пёс на трёх лапах, закадычный друг маленького Жени.

Когда Евгений вырос, выучился на художника, стал рисовать высокохудожественные иллюстрации. Первая книга, которую он проиллюстрировал был рассказ В. Бианки «Музрук».

Его герои сказочны и реалистичны одновременно. Художник любил изображать звериных детёнышей – пушистых, мягких и совсем беспомощных.

У Чарушина был свой метод иллюстрирования чисто живописный. Зверь мог быть изображён просто «лохматым» пятном, но в этом пятне ощущалась и настороженность позы и характер движения. Плохо нарисованных зверей Чарушин терпеть не мог.

«Я хочу понять животное, передать его повадки, характер движения. Меня интересует его мех. Когда ребёнок хочет погладить моего зверёнка – я рад. Мне хочется передать настроение животного, испуг, радость, сон и т. п. Всё это надо наблюдать…»

Воспитатели подобрали книги с иллюстрациями Е. Чарушина. У детей и их родителей была возможность дома, вместе почитать и рассмотреть книгу.

Декабрь.

В декабре дети познакомились с творчеством и биографией Юрия Алексеевича Васнецова. Родился он в Вятке в 1900 году, в семье священника. На его творчество сильно повлияли промыслы Вятской губернии, яркая и простая дымковская игрушка, резные наличники, пестрота народного праздника.

Во время учёбы, будучи студентом, подружился с Евгением Чарушиным. После войны Васнецов стал иллюстрировать детские книги, в основном детские сказки – «Сорока- белобока», «Теремок», «Ладушки».

Критики говорили, что очеловеченный картинки Васнецова пугают детей, но маленькие читатели не могли оторваться от его книжек с картинками. Со временем Васнецов начал работать со шрифтами, оформлять буквицы и заголовки в своей манере.

В жизни Васнецова была одна тайна. Он, будучи молодым, написал несколько картин, которые никому не показывал. Только после его смерти, картины увидели свет.

В течение месяца у родителей воспитанников была возможность брать книги с иллюстрациями Ю. Васнецова в детском саду для лучшего изучения с детьми дома.

Январь.

Далее, в ходе реализации проекта дети были ознакомлены с биографией и творчеством Ивана Яковлевича Билибина. Иван рисовал с детских лет, первые рисунки посвящал природе. Родители у него были большие любители искусства, иван и его брат знали все имена известных художников.

Однажды Иван отправился в деревню к друзьям в Тверскую губернию, был поражён русским бытом и красотой природы. Так появились первые иллюстрации к «сказке об Иване-Царевиче, Жар-птице и Сером волке» и «Царевне-лягушке». Всего было выпущено 6 книг: ещё «Перышко Финиста Ясна- Сокола», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Сестрица Алёнушка», «Белая уточка».

Билибин каждый день рисовал по 5 квадратных сантиметров и не изменял своему правилу. А за чёткие, ровные линии художники дали ему прозвище «Иван-железная рука» .

Существует еще одна работа Билибина, которая превосходит все остальные. Речь идёт о геральдическом двуглавом орле, которого мы видим на российских монетах. Этот герб художник создавал по заказу Временного Правительства.

Во время Великой Отечественной Войны Иван Яковлевич отправился защищать родину. До последних дней он создавал патриотические открытки. Не выдержав голода, Билибин умер в первую блокадную зиму в Ленинграде.

Воспитателями были подобраны книги с иллюстрациями Билибина. Родители имели возможность дома с детьми ознакомиться с его творчеством.

Февраль.

В феврале дети узнали о жизни и творчестве Владимира Васильевича Лебедева. Родился и жил Владимир в Петербурге. Рисовал с малых лет. Ему была присуща книжно-графическая система. Одна из её особенностей – плакатный стиль оформления книги. Владимир Лебедев оставлял книжную страницу чистой, белой. Фон у него был редко цветным, да и цвет то был слабый, пастельный. На этом фоне выделялись фигуры людей, животных, силуэты вещей. Цвета чаще использовались красные, синие, чёрные, жёлтые. Рисунки изображены плакатно, разбросаны по всему листу.

Лебедевские фигуры часто называют «шарнирными марионетками». Чаще всего он иллюстрировал книги с. Маршака.

Лебедев экономит цвет, не переходит к полутонам.

Ещё одна особенность – художник не пользовался перспективой. Так обычно рисуют дети. Плоскостной мир им понятнее и ближе.

Дети с родителями имели возможность ознакомиться с творчеством В. Лебедева дома.

Март.

В марте дети познакомились с биографией и творчеством Евгения Михайловича Рачёва.

Родился Евгений Михайлович в городе Томске 8 февраля 1906 года. Его мать работала врачом.

Свое детство маленький Женя проводил в деревне у бабушки под Томском. Сибирь оставила в сердце мальчика самые удивительные и прекрасные воспоминания. Эти края всегда славились обилием дичи, рыбы, были совершенно сказочными для наблюдений юного любителя природы: грибы, ягоды, важные тетерева на ветках елей. Маленький Женя всей душой полюбил этот край, часто бродил по тайге, наблюдая за птицами и животными, а затем по памяти рисовал увиденное.

Бабушка умирает, и 14-летний подросток отправляется к матери. Россия растревожена революцией, как пчелиный улей. Три месяца пробирается мальчик в Новороссийск без еды и денег на крыше товарного вагона. И совершенно не известно, как бы закончилось это путешествие, если бы не возвращавшиеся с фронта солдаты, которые пожалели, приютили, накормили, обогрели и довезли до пункта назначения будущего художника.

И происходит еще одно чудо творческого человека - Евгений увидел море и был невероятно очарован, удивлен, поражен в самое сердце.

В 1946 году Евгений Рачёв иллюстрирует произведение В. Бианки "Мышонок Пик" - прекрасные черно-белые иллюстрации, которые очень трогательно и понятно передают это удивительное приключение, а также эмоции и характер главного неустрашимого героя.

"Рачёвские звери" - целый удивительный мир неподражаемых сказочных героев. Его иллюстрации не возможно спутать ни с кем другим.

«Я очень люблю на животных смотреть. Вы думаете, по морде козы или собаки не видно, в каком она настроении? Ничего подобного, всё видно! Животные, как люди, и чувствуют, и думают. И глаза их тоже меняются, то весёлыми, то печальными становятся. Всё понять по глазам можно. В зоопарке звери печальные сидят. И морды у них усталые, равнодушные. А на воле звери весёлые. Вот я смотрю и рисую: весёлых зверей и печальных, сердитых и добрых, сытых и голодных». Евгений Рачёв

Апрель.

В апреле дети были ознакомлены с биографией и творчеством Виктора Чижикова.

Виктор Чижиков родился в 1935 году в Москве в семье архитекторов. Любовь к рисованию ему привил отец — вручил карандаш и разрешил рисовать прямо на стене возле детской кроватки.

Когда ему было шесть лет, началась война. Их семья жила в коммуналке на Арбатской площади. Когда начинали бомбить, они бежали в метро, где сидели часами.

Виктор Чижиков и его родители жили в коммуналке: в одной квартире размещались 27 человек. Вот и кошек Чижиков начал рисовать в те годы. Одна их соседка любила только черных котов, другая — рыжих, поэтому котов в квартире всегда было много. Спустя много лет всех нарисованных котов Чижиков начал складывать в отдельную папку. Однажды ее просмотрел писатель и поэт Андрей Усачев и написал к каждому рисунку стихотворение. Так родилась книга «333 кота»

Иллюстратору при этом еще в детстве диагностировали дальтонизм: он не различал оттенки красного, коричневого, зеленого и розового. Краски и карандаши ему сначала подписывала мама, а затем жена.

Виктор начал рисовать для «Веселых картинок», через шесть — для «Мурзилки», а в 1960-м пришел к книгам.

Художник называл своими любимыми героями девочку Машу и куклу Наташу, этих персонажей он придумал в 22 года для журнала «Веселые картинки».

А еще — Петю и Потапа. У этих двух персонажей — мальчика и медвежонка — интересная история.

Виктор Чижиков ещё прославился тем, что нарисовал символ Олимпиады 1980 года – олимпийского мишку. Из более ста работ, присланных на конкурс, выбрали именно его мишку.

В течение месяца у родителей воспитанников была возможность брать книги с иллюстрациями В. Чижикова в детском саду для лучшего изучения с детьми дома.

Май.

В завершении проектной деятельности дети познакомились с биографией и творчеством Леонида Владимирского.

Будущий сказочник родился в Москве 21 сентября 1920 года. Мама его была врачом, а отец конторским служащим. По своей работе отец занимался перепиской с зарубежными странами, а марки с конвертов приносил домой сыну. Экзотические заграничные марки - они сыграли большую роль в судьбе мальчика. Он очень долго их рассматривал, интересовался странами, городами,

А в 1953 году на той же студии Леонид Владимирский придумал и отрисовал Буратино и всю его веселую компанию.

А дальше еще интереснее - знакомство с Александром Волковым! Книга "Волшебник Изумрудного города" выходила в конце 30-х годов с черно-белыми иллюстрациями Николая Радлова. Встретив такое издание Владимирский начинает разыскивать А. Волкова для того, чтобы вместе переработать книгу. На тот момент автору уже 65 лет, живет он спокойно в соседним доме с художником.

В 1959 году книга "Волшебник Изумрудного города" вышла в печать с иллюстрациями Л. Владимирского. Это издание не возможно было купить в книжных магазинах, за ней выстраивались очереди в библиотеках, юные читатели передавали "из рук в руки".

И самым любимым героем этой сказочной повести художника был кто? Конечно Страшила - самый умный, добрый и невероятно симпатичный персонаж. К нему Владимирский относился очень трепетно и нежно, полюбив его всей своей творческой душой.

Принцип его работы был таким - "в детских книжках не должно быть страшных, противных рисунков", детские книги должны приносить радость.

К концу 90-х годов зрение художника стало совсем портиться, он отходит от иллюстрации и начинает писать. В литературу пришел новый автор! Две повести о Буратино: "Буратино ищет клад" и "Буратино в Изумрудном городе". Вернулся к сочинению стихов, планировал издать с ними книгу, но 18 апреля 2015 года навсегда ушел в свою удивительную и чудесную сказочную страну, оставив нам свои иллюстрации.

В течение месяца у родителей воспитанников была возможность брать книги с иллюстрациями Л. Владимирского в детском саду для лучшего изучения с детьми дома.

В заключении проектной деятельности по теме «Художники-иллюстраторы в детской литературе» была подготовлена презентация-викторина, где дети смогли проявить свои знания, приобретённые в ходе проекта.

При написании проекта был использован сайт Натальи Почуевой

https://dzen.ru/id/6223c6625b71781c672f6a6e

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Рисование в нетрадиционной технике с элементами аппликации «Мы — художники-иллюстраторы»Рисование в нетрадиционной технике с элементами аппликации «Мы — художники-иллюстраторы» "Мы - художники иллюстраторы". Работы в нетрадиционной технике рисования. Оказывается и дети могут иллюстрировать книги! Нужна только.

Долгосрочный проект «Что за прелесть эти сказки…» Тип проекта: творческий, долгосрочный. Участники проекта: педагоги ДОУ, дети, родители. Сроки проекта: сентябрь 2016 по май2017. Актуальность:.

Долгосрочный проект «Дом пуговки» Проект «Дом пуговки» (долгосрочный) Средняя группа Филимонова Е. В. Октябрь, 2016 – май 2017 г Цели проекта «Дом пуговки»: Сформировать.

Долгосрочный проект «Логострана» для детей 6–7 летДолгосрочный проект «Логострана» для детей 6–7 лет Долгосрочный проект для детей 6-7 лет «Лого страна» (Развитие элементов логического мышления посредством игры у дошкольников) Введение.

Долгосрочный проект «Красная книга РФ»Долгосрочный проект «Красная книга РФ» Вид проекта:Познавательно - образовательный, творческий. Продолжительность: долгосрочный, октябрь 2015г. – май 2016г. Цель проекта:Формировать.

Долгосрочный проект «Наш огород»Долгосрочный проект «Наш огород» Актуальность. Самое лучшее открытие- это то открытие, которое ребенок делает сам. В нашем современном мире, а тем-более в городах, экологическое.

Долгосрочный проект «Экологическая тропинка»Долгосрочный проект «Экологическая тропинка» Остановка №___ "Муравейник" Младший дошкольный возраст (2-4 года) Наблюдения Тема: Наблюдение за муравьями – тружениками Цели: - расширять.

Конспект НОД по детской художественной литературе в старшей коррекционной группе «Чтение рассказа В. Гурова «Дома и домики»Конспект НОД по детской художественной литературе в старшей коррекционной группе «Чтение рассказа В. Гурова «Дома и домики» Цель: знакомство с профессией архитектор и рассказом В. Гурова «Дома и домики». Задачи: • развивать познавательный интерес; • учить детей.

Фотоотчет по проекту «Художники-иллюстраторы детской книги» в старшей группеФотоотчет по проекту «Художники-иллюстраторы детской книги» в старшей группе В дошкольных учреждениях детей знакомят с художественной литературой, но мало внимания обращается на художественную иллюстрацию. Иллюстрация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Долгосрочный проект «Художники-иллюстраторы в детской литературе»
Опубликовано: 3 августа 2023 в 22:11
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД