Лучший педагог года

Проект «Хвойная красавица лиственница»

Ирина Соломко
Проект «Хвойная красавица лиственница»

1. Введение

Взаимоотношения человека с природой - актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас и в городе, и в лесу, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Деревья - прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Таким образом, с одной стороны, важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения привели к выбору темы проекта. Данный проект «Хвойная красавица лиственница направлен на расширение экологического кругозора дошкольников на основе изучения определенного вида хвойного дерева - лиственницы.

Публикация «Проект „Хвойная красавица лиственница“» размещена в разделах

Началу разработки проекта послужил интерес ребенка к деревьям. Рассказ ребенка: «У моей бабушки на дачном участке растут необыкновенные, хвойные деревья - лиственницы. Я даже представить не мог, что среди хвойных деревьев бывают деревья, которые скидывают (иголочки) хвоинки, и осенью еще и желтеют. Мы с мамой решили понаблюдать за этим деревом в разные времена года. А также я решил, что попробую найти эти деревья в городе. Так и появился мой проект «Хвойная красавица лиственница.

Цель: Формировать представления о жизнедеятельности хвойного дерева на примере лиственницы, его взаимосвязи с окружающей средой, значении для экосистемы.

Задачи:

1. Расширение и углубление знаний о дереве лиственнице, об образе жизни в разные времена года, о роли в экосистеме;

2. Привитие любви к природе родного края и воспитание бережного отношения к ней;

3. Развитие творческих способностей ребенка в продуктивной деятельности.

Ожидаемые результаты:

1. Сформированность представлений о лиственнице и знаний экологии лесов родного края.

2. Проявление осознанного, бережного отношения к природе родного края;

3. Повышение уровня развития творческих способностей (воображения, образного мышления в рисовании, аппликации и лепке).

Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Срок реализации: долгосрочный (1 год).

Конечный продукт: изготовление книжки «Хвойная красавица», «Календаря наблюдений за лиственницей», листовок о сохранении лиственницы на территории города; организация выставки детских рисунков, посвященных хвойным деревьям.

2. Обзор литературы по вопросу исследования.

Лиственница - хвойное дерево, высотой до 50 -80 метров, сбрасывающее на зиму листву, светолюбивое и морозоустойчивое, растет повсюду в Северном полушарии нашей планеты. Лиственные леса выдерживают температуры до -60 °C, деревья хорошо растут и в горах, на высоте до двух тысяч метров над уровнем моря.

Лиственница принадлежит к быстрорастущим и долговечным породам: некоторые из них живут 700 - 900 лет. Ученые насчитывают около 20 видов этой породы.

Зимой на веточках хорошо видны маленькие бугорки - почки. Из самой верхней на конце ветки вырастает довольно длинный стебель с одиночными хвоинками. Из боковых почек появляются укороченные побеги - пучок из множества хвоинок.

Шишки на лиственнице выглядят по-разному. Мужские - овальной формы и размером с ягоду малины. Под каждой чешуйкой спрятаны по два мешочка с пыльцой. Женские шишки - цилиндрические, раза в три крупнее мужских. Под каждой толстой чешуйкой сидят по две семяпочки - зачатки будущих семян. Толстая семенная чешуйка непременно покрыта тонкой, кроющей. Когда пыльца из мужских шишек высыпается, они засыхают. К осени женские шишки разрастаются, их чешуйки деревенеют. Крылатые семена осенью выпадают из шишек, чтобы прорасти, им нужна обязательно влага и холод. Пролежавшие зимой в тепле, семена весной не дадут всходов.

Лиственница сбрасывая хвоинки экономит энергию и спасается от обморожения, ведь в суровых северных условиях невозможно противостоять жгучему морозу.

Корневая система лиственницы в обычных условиях мощная, разветвлённая, без резко выраженного стержневого корня, при сильных, заглублённых на концах боковых корнях, наличие которых обеспечивает ветроустойчивость дерева. Иногда наблюдается укоренение соприкасающихся с почвой ветвей. В условиях переувлажнённых почв, а также при неглубоком залегании вечной мерзлоты корневая система поверхностная. При этом деревья страдают от ветровала.

Стойкостью к гниению сибирская лиственница обязана смоле, которая буквально пропитывает ствол дерева. Предположительно, само название этого дерева переводится с латинского как 'смола'. Смола лиственницы, живица, сера - любимая жевательная смолка сибиряков, которая защищает зубы от кариеса и укрепляет десны. Издавна для лечения использовали не только смолу, но и кору дерева, настой хвои и древесину. В современной медицине из древесины производят уникальные препараты, которые применяются при заболеваниях сердца, для лечения астмы и сахарного диабета.

Лиственничные постройки стоят веками, известны археологические находки, где древние строения из лиственницы простояли под землей более тысячи лет, а древесина окаменела, но не разрушилась.

3. Методика работы:

Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный (информационный).

Задачи:

- провести мониторинг знаний о хвойных деревьях и особенностях лиственницы;

- подобрать и проанализировать литературу о лиственнице;

- посмотреть видео и документальные фильмы о лиственнице;

- развивать любознательность, познавательные интересы, мотивацию к деятельности.

2 этап – организация и реализация работы над проектом.

Задачи:

- расширить знания о биологии и экологии лиственницы;

- провести наблюдение и сравнение за лиственницей во дворах города и на территории дачного участка;

- обобщить знания о лиственнице и т. д. ;

- овладеть приемами сравнения, сопоставления, обобщения;

- изготовить творческие работы (рисунки, поделки, аппликации, посвященные лиственнице.

- создать книжку «Хвойная красавица», дневник наблюдений за лиственницей и листовки о бережном отношение к лиственнице.

3 этап – заключительный.

- организовать выставку декоративно-прикладного творчества посвященную лиственнице;

- распространить листовки о бережном отношение к лиственнице и хвойным деревьям;

- организовать выступление перед детьми с защитой данного проекта «Хвойная красавица лиственница».

Описание работы.

1 этап – подготовительный (информационный).

Подготовительный этап начался с проведения мониторинга знаний воспитанника о хвойных деревьях. Были выявлены незначительные пробелы в знаниях о лиственнице. На основе результатов мониторинга воспитатель с ребенком стали более углубленно изучать особенности дерева лиственницы. На этом этапе Василию пришла идея изготовить книгу о особенностях лиственницы.

В ходе работы над проектом были организованы пешие прогулки по городу, где ребенок нашел и смог сравнить лиственницу в городе и на дачном участке.

Самым интересным для ребенка оказался просмотр фильмов о лиственнице и художественное творчество по изготовлению книжки, где он смог придумать игры.

Деятельность воспитателя и ребё нка:

На данном этапе были проведены следующие формы работы:

• - проведен мониторинг знаний о хвойных деревьях и особенностях лиственницы;

• - подобрали и проанализировали литературу о лиственнице;

• - посмотреть видео и документальные фильмы о лиственнице;

Деятельность ребенка и родителя:

• -начали поиск лиственницы в городе.

2 этап – организация и реализация работы над проектом

Основной этап проекта начался с изучения хвойных деревьев и более подробно о лиственнице. В течение года ребенок наблюдал за лиственницей на дачном участке.

Рассказ ребенка: «На дачном участке у бабушки я первый раз увидел лиственницу. Это хвойное дерево отличается от других хвойных : хвоинки мягкие, осенью желтеют и опадают, летом заново появляются. Само дерево хвойное, а ведет себя как лиственное, отсюда и название - лиственница. В течение года я наблюдал и делал зарисовки, как выглядит дерево в то или иное время года».

В совместной деятельности с детьми в группе дети поиграли в игры, которые придумал ребенок с мамой, и прочли произведения о лиственнице. В книжку внесли интересный материал о лиственнице и игры. В книге разделы: медицина, строительство, мифология, поэзия, игры. В дневник наблюдений ребенок делал зарисовки лиственницы в определенные времена года и так же вклеивал фотографии с деревом.

Деятельность воспитателя и ребё нка:

Беседы: «Хвойные деревья в нашем лесу», «Чем отличается лиственница от других хвойных деревьев?», «Особенности лиственницы в строительстве», «Использование лиственницы в медицине».

• Наблюдение за лиственницей в течение года;

• Просмотр документальных фильмов о лиственнице : «Лес и его значение», «Морёная лиственница со дна Байкала превосходит мореный дуб.»

• Рассматривание иллюстраций и изучение лиственницы;

• Наблюдение за лиственницей в городе и на дачном участке;

Подвижные игры: «Деревья и ветер»

Дидактические игры: «Найди лиственницу», «Найди ветку лиственницы»

• Изготовление книжки о лиственнице и листовок о сохранение лиственницы и развешивание в городе, рядом с самой лиственницей;

• Изготовление книжки в технике рисования, аппликации «Хвойная красавица», дневника наблюдений за лиственницей и листовок.

Чтение и беседа о прочитанных произведениях: Шаламонова Елена «Лиственница», Бекки Сквиррел «У лиственниц жёлтые иглы», Чистякова-Шматко Елена «Как лиственницы я люблю, рассказ М. Скребцова «Солнечное дерево».

Деятельность ребё нка и родителей:

• Посещение библиотеки для изучения литературы о лиственнице;

• Наблюдение за лиственницей в городе и на дачном участке;

• Изготовление дневника наблюдений и книжки «Хвойная красавица»;

4 этап – заключительный этап проекта.

Ребенок совместно с родителями создал книжку «Хвойная красавица», «Дневник наблюдений». А так же изготовил листовки о сохранение лиственницы и совместно с родителями распространили, в местах, где растет лиственница.

Была организована в группе презентация проекта «Хвойная красавица лиственница, а также выставка рисунков «Хвойные деревья». Презентация проекта вызвала живой интерес среди воспитанников ДОО, многие дети захотели увидеть лиственницу в природе, наблюдать за ней. На выставке были представлены работы, сделанные всеми детьми группы.

Анализ результатов и выводы.

Иллюстрированная книжка – «Хвойная красавица» была изготовлена. Она была сделана самим ребенком совместно с родителями. Она представляет собой сборник сведений о лиственнице и ее особенностях с иллюстрациями, аппликациями - результатами продуктивной деятельности ребёнка. Также в книжке представлен материал о медицинской пользе лиственницы. Интересным для ребенка оказалось, что лиственница является самым крепким строительным материалом.

В конце проекта был проведен мониторинг знаний по экологии. Анализ проведённого мониторинга показал, что ребенок имеет высокий уровень сформированности представлений о лиственнице. Реализация различных форм работы в ходе проекта позволила также повысить уровень развития творческих способностей ребенка, духовно-нравственных качеств.

Практическая значимость проекта :

Василий в конце работы над проектом смог выступить перед ребятами и рассказать интересные факты о лиственнице. Ребенок поделился своими эмоциями и впечатлениями, а дошкольники выразили свое отношение к лиственнице с помощью своих рисунков.

В дальнейшей работе над проектом ребенок проявил желание заботится о лиственницах на территории города, вести природоохранную деятельность, распространяя листовки, которые изготовил самостоятельно.

4. Список источников.

1. Энциклопедия знатока «Зеленая планета». ООО «Издательсткая Группа Аттиккус», 2008

2. Моя первая энциклопедия. Растения / А. А. Спектор. – Москва: АСТ, 2015

3. Я познаю мир. Растения/ Л. А. Багрова. М. : АСТ: Хранитель, 2007

4. Стихотворения про Лиственницу https://chto-takoe-lyubov.net/stixi-pro-listvenniczu/

5. Лиственница. https://ru.wikipedia.org/wiki/

6. Стоит ли строить дом из лиственницы : плюсы и минусы материала. https://greensector.ru/stroitelstvo-i-remont/stoit-li-stroit-dom-iz-listvennicy-plyusy-i-minusy-materiala.html

Публикации по теме:

Проект «Красавица рябина»Проект «Красавица рябина» Вот и наступило самое красивое время года осень. Важно то, что осенью всё действительно меняется: ритм жизни, краски природы, приходят новые.

Проект «Русская красавица-матрёшка»Проект «Русская красавица-матрёшка» Проект «Русская красавица- матрёшка» Авторы проекта воспитатели: Ракитина И. И., Потанина. А. А. Слава нашей стороне! Слава русской старине.

Мастер-класс рисование восковыми мелками с элементами аппликации «Новогодняя хвойная веточка»Мастер-класс рисование восковыми мелками с элементами аппликации «Новогодняя хвойная веточка» Данный мастер-класс предназначен для дошкольников (от 3-х лет,можно использовать в качестве подарка или для украшения интерьера. Цель:.

Мини-проект «Елочка-красавица» Проблемы: Дети и родители не знакомы с историей новогодней елки, непонимание родителями важности совместного выполнения новогодних традиций.

Мини-проект «Елочка-красавица» Проблемы: Дети и родители не знакомы с историей новогодней елки, непонимание родителями важности совместного выполнения новогодних традиций.

Проект для подготовительной группы «Белоствольная красавица»Проект для подготовительной группы «Белоствольная красавица» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (ПРОЕКТ ДОЛГОСРОЧНЫЙ) Воспитатели : Федорова О. М. Малахова А. П. Актуальность: Современные городские.

Проект «Ёлочка-красавица».Проект «Ёлочка-красавица». Проект: «Ёлочка-красавица» Автор проекта: Гареева Анастасия Фёдоровна Вид проекта: Краткосрочный, групповой, творческий. Участники проекта:.

Проект «Новогодняя красавица»Проект «Новогодняя красавица» Паспорт проекта «Новогодняя красавица» Вид проекта: познавательно - творческий, групповой. Участники проекта: дети подготовительной группы,.

Проект в старшей группе «Елочка-красавица»Проект в старшей группе «Елочка-красавица» Проект в старшей группе "Елочка - красавица"Воспитатель: Дмитриева Елена Викторовна Актуальность: Новый год – праздник чудес, но главным.

Проект в старшей группе «Красавица Осень» Выполнила: воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Сказка» обособленное подразделение «Центр развития ребенка – детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Хвойная красавица лиственница»
Опубликовано: 10 июня 2020 в 13:32
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД