Лучший педагог года

Проект «Игра под стук колес»

Наталья Теремязева
Проект «Игра под стук колес»

Проект «Игра под стук колёс»

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к железнодорожным профессиям.

Родители воспитанников работают на предприятиях открытого акционерного общества «Российские железные дороги», а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации. Проводимая в дошкольном возрасте профориентационная работа, является основой, на которой, возможно, и будет строиться вся последующая работа по профессиональному самоопределению уже в школьном возрасте.

Публикация «Проект „Игра под стук колес“» размещена в разделах

Поэтому данная работа должна планироваться и осуществляться в определённой системе, а аргументированный выбор методов, приёмов, средств подбираться с учётом возрастных особенностей дошкольников.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Эти элементарные знания помогут детям не только расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе, но и получить которые нравственные установки, включиться в систему взаимоотношений, научится сотрудничать друг с другом.

В совместной организованной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, через игру игровые приемы, возможно формирование знаний, развитие интереса к железнодорожному транспорту, труду железнодорожников, что позволит ненавязчиво ориентировать воспитанников на будущую профессию.

В играх дошкольник приобщает себя к социальному миру взрослых людей, которые оставляют яркий эмоциональный отпечаток в сознании ребенка. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях.

В рамках реализации данного проекта большое место отводится работе с социальными партнё рами: школа – интернат №29 ОАО «РЖД», Приморский институт железнодорожного транспорта, железнодорожные предприятия. Полноценное становление хорошего специалиста, преданного своему делу, невозможно без приобщения его к этой деятельности с детства.

Мы не можем знать, выберет ли дошкольник этот путь, будет ли продолжать дело своих родителей. Но важно понимать, что педагоги имеют большую возможность через разные виды деятельности познакомить детей с многообразием железнодорожных профессий.

На базе нашей дошкольной организации предоставляется возможность профессиональной ориентации подрастающего поколения, так как 98% родители воспитанников в детском саду работают на предприятиях ОАО «РЖД», а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.

В ходе реализации проекта дети получат возможность практического закрепления правил личной безопасности, правил поведения в обществе и в экстремальных ситуациях.

Проблема в том, что существует немного методической литературы, которая могла бы помочь педагогам детских садов в ранней профориентации на железнодорожные профессии, в ознакомлении с железной дорогой. Поэтому вся работа должна планироваться и осуществляться по определённому плану, при взаимодействии с социальными партнёрами, а аргументированный выбор методов, приёмов, средств подбираться с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА Создать адаптированную систему работы с дошкольниками по организации ранней профессиональной ориентации на железнодорожные профессии посредством игровой деятельности.

Развивать у детей интерес к железнодорожному транспорту, его истории. Воспитывать у детей уважение к труду людей железнодорожных профессий, чувство гордости за Российские железные дороги.

ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Формирование элементарных знаний о развитии средств передвижения

по железной дороге. Знакомство дошкольников с трудом железнодорожников, с основными профессиями железнодорожного транспорта. Воспитание привычки этичного и безопасного поведения, чувства самосохранения. Привлечение родителей к личностно-ориентированной подготовке детей для сознательного выбора будущей железнодорожной специальности. Формирование творческого отношения к труду. Развитие мышления, воображения, речи детей.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Подготовительный этап проекта :

• Исследование представлений у детей о труде взрослых, железнодорожном транспорте, о профессиях железнодорожников

• Подбор литературы по теме проекта

• Подбор открыток, иллюстраций, фото для оформления дидактических игр и альбомов на данную тему

• Прослушивание аудиозаписей песен и звуков железной дороги

• Создание фонотеки музыкальных произведений

• Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм о железной дороге

• Чтение художественной литературы на тему «Железной дороги», подбор сказок для сказкотерапии.

Основной этап проекта

• Совместная деятельность взрослых и детей профориентационной

направленности по плану

Цикл бесед:

«На чем мы путешествуем?»

«Беседа о железнодорожных составах с показом иллюстраций»

«Почему поезд бывает пожарным»

«О правилах поведения на железной дороге»

Познавательные занятия:

• НОД «Разные поезда»

• Занятие-спектакль «Железная дорога - детям не игрушка»

• Занятие по развитию элементарных математических представлений «В гости к паровозику»

«Путешествие на поезде»

• Познавательная игра «Как вести себя в поезде»

Экскурсии, целевые прогулки:

• Экскурсия на железнодорожный вокзал.

• Экскурсия в Локомотивное депо, узловой совет ветеранов ОАО «РЖД»

• Целевая прогулка к макету электровоза в парке имени Чумака.

Продуктивная деятельность:

• Творческое конструирование «Можно ли сделать поезд своими руками?».

• Коллективное рисование «Вот поезд наш едет.».

• Рисование «Машинист поезда».

• Лепка «Девочка в зимней одежде провожает поезд».

• Аппликация «Еду я на паровозе».

• Конструирование из бумаги «Железнодорожный вокзал».

• Конструирование из бумаги «Паровоз».

• Самодельные игрушки из бросовых материалов.

Дидактические игры:

«Четвертый вагончик лишний».

«Узнай поезд по описанию».

• Настольно-печатная игра «Вагончики».

«Поезд из Ромашково» (пазлы).

«Собери тепловоз» (пазлы).

«Что сначала, что потом».

«Хочу все знать».

«Веселый поезд».

«Железнодорожная Всезнайка».

Художественная литература:

«Паровозик» Грэм Грин

«Паровоз» А. Тюняев.

«Как человек поехал по железной дороге» Н. И. Андреев.

«Не страшны крутые горки паровозику Егорке» В. Андреев.

«Паровозик» В. Лясковский.

• стихи «Поезд» З. Джаббар-заде.

«Машинист» В. Степанов.

«Паровозик» М. Яснов.

«Мчится поезд» Э. Мошковская.

«Паровоз» Е. Благинина.

«Поезд» Е. Интулов.

«Цилиндр паровозика».

«Паровозик из Ромашково».

• Составление железнодорожного словаря детьми средней группы.

• Сочинение коллективной сказки «Паровозик, который хотел стать большим».

Музыкальные занятия:

Слушание песен «Голубой вагон».

«Дорога железная».

«На дальней станции сойду».

Праздники, развлечения:

«Мама, папа, я – железнодорожная семья!».

«Железная дорога в Солнечном городе».

«В гости к Незнайке».

Работа с родителями:

• Консультации «Ценности семейного воспитания».

«Творчество в детском возрасте».

«Как познакомить ребёнка со своей профессией».

«Так ли важно рисование в жизни ребенка?».

• Профилактическая беседа «Железная дорога – зона повышенной опасности!».

• Родительское собрание «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка».

Заключительный этап

• Повторное исследование представлений у детей о труде взрослых, железнодорожном транспорте, о профессиях железнодорожников.

• Открытое занятие «Чудеса на железной дороге».

• Фото выставка "Мои родители - железнодорожники".

• Театрализованное представление «Катится, катится голубой вагон».

• Презентация проекта «Путь к игре под стук колёс».

• Видео ролик о профориентационной работе в детском саду.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ (ОБОСНОВАНИЕ)

Обучение детей ранней профориентации дошкольников – это мало изученное направление в дошкольном образовании, поэтому требует углублённости, систематизации в данном направлении.

Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих, которые выражают своё несогласие, недовольство партнёрами, отвлекаются от цели игры, и неполно воплощают замысел.

Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием сплочённости, инициативности, эмоциональной окрашенности.

Исходя из наблюдений, при проведении игр с воспитанниками, я сделала вывод, что дети редко используют ролевые диалоги, которые предполагают общение участников игры в рамках своей роли.

На сегодняшний день существует недостаточно методической литературы, которая могла бы помочь педагогам детских садов в ранней профориентации на железнодорожные профессии и ознакомлению с железной дорогой дошкольников.

МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Для решения проблемы и поставленных мною задач, были выбраны различные формы, методы и приёмы, для обогащения знаний и уменийдетей через игровую деятельность. Практика показывает, что это оченьтрудоёмкая и ответственная работа, требующая определённого систематизированного подхода, подбора наиболее действенных форм,методов, и приёмов обучения.

Принимая во внимание важность данного вопроса, мною был разработан план взаимодействия со специалистами детского сада.

Работа спланирована таким образом, чтобы знакомство детей с профессиями, проводимое в игровой форме, будет реализовано через различные формы, методы и приемы как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей.

Например, знакомя детей через сюжетно ролевую игру «Мы едем, едем, едем…» с профессией машиниста, планирую использовать чтение рассказов, просмотр мультфильмов, наблюдения.

Параллельно специалистами детского сада при ознакомлении с данной профессией на основании стихов, рассказов, эссе, очерков, речевок, сочиненных детьми и их родителями, будем использовать следующие формы работы: например, учитель-логопед и музыкальный руководитель при формировании звукопроизношения моих воспитанников развивать у детей артикуляционную моторику, автоматизировать звуки в результате запоминания большого количества речевого материала, а также дифференцировать звуки.

Организованные детским садом экскурсии позволят расширить знания детей о данной профессии, обогатить словарный запас, вызвать положительный эмоциональный настрой.

При ознакомлении с другими профессиями совместно с инструктором по физической культуре будут разучиваться речевки, сочиненные детьми и родителями, для развития у детей зрительного внимания, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве.

Система работы по данному направлению отражена в плане взаимодействия со специалистами.

Я считаю, что такой подход в организации планирования педагогической деятельности в этом направлении позволит не только повысить интерес детей к железнодорожным профессиям, но и значительно повысить уровень сформированности у воспитанников игровой деятельности, уровень развития коммуникативных, интеллектуальных, творческих способностей.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываться навыки и привычки правильного поведения, складывается характ

Считаю, что детям с дошкольного возраста необходимо давать знания о труде взрослых, и в будущем - квалифицированный совет на этапе выбора профессии. Подготовка к выбору профессии является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, со всей системой образовательного процесса.

Вся жизнь у ребёнка дошкольного возраста пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития ребёнка в детском саду.

В связи с тем, что игра является средством формирования личности дошкольника, перед собой поставила цель: использовать игровую деятельность в процессе ознакомления деей дошкольного возраста с железнодорожными профессиями.

Уникальным средством формирования профессиональных установок детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно - ролевая игра даст возможность проявить ребенку личностные качества, индивидуальность, отразить в игре имеющийся жизненный опыт.

В играх ребенок не только будет отражать окружающую жизнь, но и перестраивать ее, создавать желанное будущее.

В сюжетно-ролевых играх происходит ознакомление с различными профессиями, овладение основными смыслами профессиональной деятельности, формируется мотивационное подражание, которое является эмоциональным механизмом, запускающим возникновение интереса и устремлений ребенка к определенной сфере профессиональной деятельности взрослых. Появляются первичные (ранние) профессиональные устремления, которые просматриваются в некоторых личностных качествах, игровых ролях.

Профессионально ориентированная игровая деятельность является необходимым условием и средством формированияпредставлений о мире профессий у дошкольников, что в свою очередь способствует раннему профессиональному самоопределению дошкольника, которое является важным компонентом психического развития ребенка, осуществляемого посредством введения детей через игру в мир профессий, как часть человеческой культуры.

На основании этого, в своей деятельности я руководствуюсь следующими принципами:

• Системность

• Последовательность

• Доступность

• Научность

• Наглядность

• Преемственность

Через непрерывно образовательную деятельность, организацию режимных моментов, самостоятельную деятельность детей, используя игровую деятельность, у детей будут сформированы и развиты знания об игре, и о том, как она влияет на общее развитие ребёнка в процессе ознакомления их с железнодорожными профессиями.

В связи с тем, что в игре у детей воспитываются такие качества, как

«рабочее усилие и усилие мысли», а «игра без усилия, игра без активной деятельности – плохая игра», необходимо у детей дошкольного возраста развивать: активность, творчество, умение преодолевать трудности.

Ярко выраженная склонность детей к определённым ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребёнка.

У детей дошкольного возраста мышление наглядно-образное, большое внимание уделяется наглядным методам обучения в профессиями.

Для того, чтобы сформировать основы профессиограммы железнодорожных профессий, непрерывная образовательная деятельность должна быть построена таким образом, чтобы дети могли усвоить не только знания о том, чем, например, занимается монтёр пути, но и о том, что эта профессия предполагает наличие у работника определенных качеств: он должен иметь острое зрение, хорошо различать цвета, иметь хороший слух, быть физически выносливым, закалённым, собранным, ответственным.

Используя сюжетно- ролевые игры, игры-инсценировки позволят детям входить в роль, самостоятельно распределять обязанности с надеванием соответствующей формы.

Во время игры дети смогут превращаться в строгого начальника поезда, внимательного осмотрщика вагонов, заботливую проводницу, вежливого кассира. Совместно с детьми и родителями будут разыграны сценки, в которых дети получат знания по правилам поведения на железнодорожном вокзале, на платформе и в поезде.

Систематизировала и оформила картотеку дидактических игр по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с железной дорогой и ее профессиями, загадки о железной дороге, картотеку детских сказок по ознакомлению с железной дорогой, конспекты непрерывно образовательной деятельности.

Взаимодействие с родителями – это особое направление в моей деятельности. Работа по данному направлению не может быть успешной без поддержки со стороны родителей. Какое отношение будет у родителей к железной дороге, такое и сформируется у ребёнка. Поэтому участниками реализации проекта по ознакомлению детей с железнодорожными профессиями через игровую деятельность являются: ребёнок – педагог – родитель.

Для тесного взаимодействия и сотрудничества с родителями в данном направлении, мною был разработан план совместной работы

Этот план позволит развить родительскую компетентность по данному вопросу. Благодаря тесному взаимодействию, родители более активно принимают участие в жизни дошкольного образовательного учреждения.

Так же планируется активное привлечение родителей к участию в создании сборников стихов, песен собственного сочинения, в подборке фотографий, иллюстрирующих их трудовую деятельность, в создании альбомов «Железнодорожные династии».

Совместная работа со специалистами детского сада, позволит сформировать нравственные качества, дружеские взаимоотношения детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепит положительные тенденции в развитии дошкольников и обеспечивающие нравственно-волевую готовность к школе.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, дошкольник должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.

Все эти личностные характеристики будут развиваться в ходе реализации моего проекта. Игровая деятельность детей способствует развитию мышления, речи, внимания, памяти и творческих способностей, позволяет проявить фантазию.

Знакомство дошкольников с железнодорожными профессиями (машинист локомотива, диспетчер, составитель, осмотрщик вагонов, проводник, контролёр) не только расширит общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и сформирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, будет способствовать ранней профессиональной ориентации.

Огромно и воспитательное значение игровой деятельности, у детей формируются представления о разнообразии профессий на железнодорожном транспорте, ценностное отношение к труду родителей на железной дороге бережное отношение к результатам труда взрослых, возникнет желание трудиться на предприятиях железнодорожного транспорта. Проводимая в дошкольном возрасте профориентационная работа, станет основой, на которой, возможно, и будет строиться вся последующая работа по профессиональному самоопределению далее в системе общего образования. У детей будут сформированы устойчивые навыки безопасного поведения в любой ситуации на железной дороге. Проявится самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать железнодорожниками.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА

Проект является долгосрочным, с дальнейшим его развитием планируется продолжать знакомить дошкольников с трудом железнодорожников с основными профессиями железнодорожного транспорта. Планируем привлекать родителей к личностно-ориентированной подготовке детей для сознательного выбора будущей железнодорожной специальности.

Будут оформлены папки-передвижки для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы. Также планируется создать альбом «Хочу быть железнодорожником», «Я работаю на железной дороге».

Для развития игровой деятельности будут изготовлены новые атрибуты к сюжетно-ролевым играм о железной дороге. С целью организации проведения различных выставок будет подобран наглядный и дидактический материал; подготовлен материал для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности.

По замыслу проекта все материалы по теме будут изготавливаться самостоятельно, что позволит развить у детей творческие способности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Программа “Железнодорожные традиции в воспитании дошкольников” Е. Блохина, Т. Якунина,2008 г

2. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников пособие для педагогов дошк. учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : издательство Мозаика-синтез, 2008. - 112 с.

3. Сташкова, Т. Н. Мы – будущие железнодорожники Конспекты занятий и сюжетно-ролевые игры с детьми ДОУ/Т. Н. Сташкова, Л. Н. Шеболдина. – М. : Издательство «Гном и Д», 2007. – 176

4. Усова А. П. «Роль игры в воспитании детей

5. Интернет - ресурсы

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Игра в настроения»Дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Игра в настроения» Название: «Игра в настроения» Возраст: дети 4-7 лет Цель: развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы детей Возраст: дети.

Музыкальная дидактическая игра с включением башкирского компонента «Слушай свист, звон, стук. Угадай, что вокруг?» «Слушай свист, звон, стук. Угадай, что вокруг?»Музыкальная дидактическая игра с включением регионального компонента для старших дошкольников. Цели.

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группеСюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Деловая игра для воспитателей «Его величество Проект» Ход игры: - Внимание, внимание! Его величество Проект приглашает вас, уважаемые коллеги, на игровую площадку, для того чтобы оснастить нас,.

Игра-мемори «Найди пару». Настольная игра для детей дошкольного возрастаИгра-мемори «Найди пару». Настольная игра для детей дошкольного возраста Игра «Мемори» или другими словами «Найди пару». Какую пользу несет эта игра для малышей? Мемори — популярная настольная игра для детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Игра под стук колес»
Опубликовано: 10 февраля 2024 в 17:09
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД