Наянова Людмила Алексеевна
Проект «Информационно-познавательный игровой проект «Дикие и домашние животные»
Тип проекта – среднесрочный (2 недели).
Сроки реализации – 09.12.2024 – 20.12.2024 года.
Вид проекта – информационно-познавательный, игровой.
Уровень: подражательно-исполнительский.
Участники – педагоги, дети, родители.
Возраст детей – 2 года.
Любовь, понимание и забота - это то, что ждет живая природа от каждого че-ловека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем дет-стве, поэтому сегодня экологическому образованию в дошкольных образова-тельных учреждениях отводится должное внимание.
Публикация «Проект „Информационно-познавательный игровой проект „Дикие и домашние животные“» размещена в разделах
Актуальность проекта
Тема проекта «Дикие и домашние животные» выбрана не случайно. Дошкольный возраст — это то время, когда ребёнок открыт миру и готов получать новые знания и опыт. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством экологического образования, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. Дети раннего возраста имеют недостаточные представления о диких и домашних животных, об их детёнышах, особенностях внешнего вида, условиях обитания, повадках.
К сожалению, очень часто люди сами отрицательно влияют на природу, когда загрязняют окружающую среду, разоряют птичьи гнёзда, оставляют в лесу не затушенный костёр. Много диких животных погибает на загородных дорогах. Воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в жизни ребёнка. Мы, взрослые, должны научить ребёнка правильному общению с животными: мягкости и неназойливости, умению считаться с желаниями четвероногого друга, чувствовать его состояние. Это бесценные нравственные качества, без которых не могут развиваться гуманистические задатки в личности ребёнка.
Не следует забывать, что животные, а особенно домашние животные в семье ребенка - это мощный воспитательный фактор. Ребенок учится заботиться, ухаживать за ними, у него развиваются нравственно-волевые и трудовые качества.
Цель проекта:
- формирование эмоционально-положительного отношения к животным;
- обогащение знаний детей о диких и домашних животных;
- создание в группе условий для расширения представления о животных;
Задачи проекта:
- расширить и углубить представления детей раннего возраста о диких и домашних животных, их характерных особенностях;
- развивать у детей правильное звукопроизношение;
- побуждать детей выполнять имитационные движения;
- формировать положительный эмоциональный опыт;
- прививать детям любовь к животным, побуждать заботиться о них.
Этапы проекта:
1 этап – проблематизации и выбора темы: создание у детей мотивации к проектной деятельности; ознакомление родителей с задачами проекта; совместная деятельность с детьми.
В силу отсутствия у ребенка раннего возраста жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей, что не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении. Активная роль принадлежит взрослому. Ребенок – заказчик проекта (через свои интересы и потребности).
2 этап – подготовительный: постановка целей и задач, предварительная работа с детьми и родителями. Выбор оборудования и материалов. Работа с познавательной и художественной литературой. Подбор дидактических, подвижных, пальчиковых игр, физминуток. Оформление центра «Развитие речи» по теме. Наблюдения за домашними животными. Составление вопросов для бесед. Конспекты занятий.
Осуществление проекта ребенком происходит на подражательно- исполнительском уровне. Его увлекает процесс совместной деятельности со взрослым. Малыша привлекают к участию в реализации намеченного плана. Затем идет совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.
Первые попытки детей самостоятельно решить проблему нужно замечать и поощрять: «Ты быстро придумал!», «Молодец! Правильно ответил».
3 этап – этап осуществления проектной деятельности.
-Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
-Чтение и заучивание стихов, потешек, рассказов, сказок.
-Проведение непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с животными.
-Наблюдения на прогулках, дома за домашними животными.
-Конструирование домика для животных.
-Проведение подвижных игр.
-Изготовление и проведение дидактических игр.
-Подбор сюжетных картинок, иллюстраций, открыток.
План работы с семьей в рамках темы: «Дикие и домашние животные».
Данная тема запланирована на две недели. Разработку плана работы с семьей я начала с того, что определила наиболее эффективные формы работы с семьей в рамках темы, а именно:
1. Анкетирование родителей.
2. Консультация для родителей.
3. Памятка для родителей.
4. Развлечение.
У всех форм работы есть темы, свои цели, периоды реализации. Было проведено анкетирование родителей. Родителям были предложены анкеты по теме: «Домаш-ние животные в Вашей семье». Цель этой анкеты: определение отношения родите-лей к формированию у детей раннего возраста бережного и заботливого отноше-ния к животным.
В анкете представлены следующие вопросы:
1. Если ли у Вас в семье домашнее животное?
2. Позволяете ли Вы своему ребенку общаться с ним?
3. С какого возраста Вы считаете возможным разрешить ребенку играть (общаться) с домашним питомцем?
4. Каких животных, по Вашему мнению, можно держать дома, если у Вас есть дети раннего возраста?
5. Общение с домашними животными, влияет на нравственное воспитание ребенка?
6. С какого возраста Вы считаете возможным разрешить ребенку играть (общаться) с домашним питомцем?
В анкетировании участвовало 12 человек. Все ответы родителей были проанализированы.
Для примера я составила диаграмму анализа по следующим вопросам:
С какого возраста Вы считаете возможным разрешить ребенку играть (общаться) с домашним питомцем?
- 58% родителей (7 человек) – за то, чтобы разрешить ребенку об-щаться с домашним питомцем
с 1 года;
- 42% родителей (5 человек) – за то, чтобы разрешить общаться (иг-рать) с рождения.
Ещё вопрос: Каких животных, по Вашему мнению, можно держать дома, если у Вас дети раннего возраста?
- 100% родителей (12 человек, считают, что можно держать дома, если есть маленькие дети
кота (кошку);
- 33% родителей (4 человека) – рыбок;
- 17% родителей (2 человека) – отдали своё предпочтение собаке;
- 17% родителей (2 человека) – попугая;
- 8% родителей (1 человек, считают, что можно держать хомяка;
Также я подготовила консультацию для родителей по теме: «Дети и домаш-ние животные».
Цель: формировать представления родителей о влиянии до-машних животных на развитие ребенка.
«Дети и домашние животные»
Интеллектуальное развитие
* Животные являются источником первых знаний о природе. Ребенок видит животное - он к нему тянется, распознает названия, отмечает различия, познает его поведение.
* Животные являются источником развития сенсорики. Ни одна обучающая игрушка не может сравниться с природой. Ребенок непосредственно через ор-ганы чувств воспринимает объект: форму, величину, цвет, запах, простран-ственное расположение, движения, мягкость, фактуру шерсти и т. д.
* Животные являются источником развития логического мышления. На ос-нове представлений о животных, дети учатся видеть связи и зависимости: киса мяукает у миски - голодная, хорек высоко подпрыгивает, гулит - хочет поиг-рать, затаился - охотится.
* Животные источник для различных видов деятельности - наблюдение, игра, труд, творчество и т. д. В результате формируется любознательность, наблюдательность, развивается фантазия.
Животные - источник нравственного воспитания
* Источник первых переживаний и радости. Ребенок испытывает положитель-ные эмоции в общении с животным. В современном обществе этого как раз боль-ше всего и не хватает - положительных переживаний.
* В процессе общения у ребенка развиваются чувства прекрасного. Они учатся видеть естественную красоту.
* В процессе деятельности ребенок учится проявлять бережное (пассивное) и заботливое (активное) отношение к животному миру в цельм. Таким образом у ребенка формируется основы экологической культуры, которая является со-ставной частью духовной культуры.
Животные - источник эстетического воспитания и развития
* Натуральная и естественная красота побуждает детей к творчеству. Дети любят стремятся отражать свои переживания с животным в детских стихах, рас-сказах собственного сочинения и конечно же в изодеятельности.
Источник трудового воспитания
В процессе наблюдения, ребенок знакомится с несложными трудовыми опера-циями. Под руководством взрослых у него формируются элементарные навы-ки по уходу за животными. Приобретаются дополнительные сведенья об усло-виях жизни в природе и в домашних условиях.
Источник физического развития
Животные источник укрепления здоровья, психического развития: в процессе прогулок с собакой, хорьком, кроликом и т. д, в процессе труда дети также со-вершенствуются физически.
Выпустила памятку для родителей: «Чем опасны домашние животные для детей».
Цель: способствовать формированию безопасного поведения ребенка с домашними животными.

