Получи документы

Проект использования моделей экологического содержания для расширения экологических представлений старших дошкольников.

Лариса Сошникова
Проект использования моделей экологического содержания для расширения экологических представлений старших дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы

Данный проект предполагает организацию педагогического процесса направленного на использование моделей экологического содержания, и этапы работы с детьми и педагогами.

Цель проекта состоит в разработке педагогической технологии по использованию моделей экологического содержания для расширения экологических представлений у старших дошкольников.

Задачи:

Публикация «Проект использования моделей экологического содержания для расширения экологических представлений старших дошкольников,» размещена в разделах

1. Разработать этапы педагогической работы по ознакомлению детей с моделями экологического содержания.

2. Определить содержание работы на каждом этапе.

3. Спроектировать систему работы с дошкольниками на каждом этапе

4. Спроектировать систему работы с педагогами по расширению экологических представлений у детей с использованием моделей.

5. Разработать методику итоговой диагностики позволяющей оценить эффективность реализации разработанной технологии.

Теоретическую основу педагогической технологии составляют:

• Теория целостного развития личности. (Б. Г. Ананьев, М. В. Крулехт)

Знания и умения, полученные ребёнком в процессе педагогической технологии использования моделей экологического содержания в образовательном процессе детского сада, будут в полной мере способствовать развитию личности ребёнка.

• Исследования о системности знаний у дошкольников. (В. И. Логинова, Н. Н. Кондратьева, И. А. Хайдурова, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева)

Принципы проектирования.

1. Принцип системности и последовательности.

Предполагает преподавание и усвоение знаний детьми в определённой последовательности.

2. Принцип связи обучения с жизнью и практикой.

Все полученные знания об использовании моделей, о животном и растительном мире, могут быть использованы детьми в других видах деятельности. (Игровой, трудовой)

3. Принцип развивающего характера обучения.

Полученные детьми знания будут способствовать всестороннему развитию личности ребёнка и его индивидуальности в целом.

4. Принцип доступности обучения.

При работе с детьми учитываются особенности и способности детей. Материал понятен и доступен по содержанию.

Педагогическая технология состоит из этапов:

1. Проведение цикла мероприятий для педагогов по использованию моделей.

2. Знакомство детей с различными моделями экологического содержания.

3. Проведение цикла занятий по использованию моделей экологического содержания для расширения знаний детей.

Задачи 1-го этапа педагогической технологии:

1. Знакомство педагогов с разнообразными моделями экологического содержания. Обогащение знаний педагогов.

2. Организация занятий и повседневной деятельности детей по использованию моделей экологического содержания.

Для решения задач первого этапа педагогической технологии предполагается провести педагогический семинар с активным привлечением педагогов, по теме: «использование моделей экологического содержание в старших группа детского сада»

Семинар подразумевает проведение четырёх занятий. Целью такого семинара будет – повышение теоретических и практических знаний педагогов по использованию моделей экологического содержания. Формой проведения такого семинара будут лекции и семинарские занятия – практикумы. Для повышения уровня практической подготовки воспитателей, совершенствования практических навыков.

1-е занятие включает в себя некоторые теоретические вопросы.

1. Содержания понятия «модель» и «моделирование». Многообразие моделей экологического содержания в работе с детьми.

2. последовательность при обучении детей моделированию.

3. Формы организации занятий по использованию моделей.

Домашнее задание: Проанализировать предметно – развивающую среду своей группы на наличие в ней моделей экологического содержания.

2-е занятие было связано с педагогическими условиями, обеспечивающими усвоение детьми знаний по использованию моделей экологического содержания.

В начале беседы педагоги проанализировали предметно – развивающую среду своих групп. Выявили достоинства и недостатки.

Вопросы для обсуждения на занятии:

1. Обогащение развивающего пространства групп.

2. Планирование работы педагога по использованию моделей.

Домашнее задание: Составить конспект занятия или совместной деятельности с использованием моделей экологического содержания. Пополнить предметно – развивающую среду.

3-е занятие: Содержание работы с детьми.

1. Обсуждение методики формирования умений у детей пользоваться моделями для описания объектов природы.

2. Обсуждение и практическое составление конспектов занятий с детьми.

Домашнее задание: Самостоятельное изготовление моделей для описания объектов природы. Подготовка к зачёту.

4-е занятие. Анкетирование педагогов по итогам семинара. Педагогам предлагается опросник для оценки профессионализма.

В ходе семинарских лекций воспитатели повысили свой профессиональный уровень, расширили знания по использованию моделей экологического содержания в работе со старшими дошкольниками.

Задачи 2-ого этапа педагогической технологии:

1. Знакомство детей с моделями экологического содержания.

2. Введение разных видов моделей для описания животных и растений.

3. Обогащение предметно-развивающей среды за счёт пополнения моделями экологического содержания.

Для решения первой задачи второго этапа педагогической технологии необходимо пополнить предметно – развивающее пространство за счёт внесение в него разнообразных моделей экологического содержания. Этот уголок должен быть привлекательным для детей. Обязательным условием организации такого уголка является наличие разнообразных моделей экологического содержания, к которым дети должны иметь свободный доступ. Необходимо пополнить предметную среду группы иконическими моделями, имеющими сходство с натурой. Такие модели будут более доступны для восприятия детей. К ним относятся модели отдельных животных. Картонная модель бабочки, павлиний глаз, сидящая на дереве, у которой шевелятся крылышки. (20.) Может быть бумажная модель хищной птицы. На которой можно демонстрировать её полёт, особенности строения.

В группе могут быть представлены модели-макеты среды обитания или маскировки разных видов животного мира. Они позволяют формировать у детей обобщённые представления о жизни животных. В группах детского сада могут быть представлены разнообразные графические модели для описания внешнего строения животных и растений. Всевозможные календари наблюдений. Модели роста и развития животных и растений.

На этом этапе предполагается познакомить детей с моделями, рассказать об их значении, способах использования для описания объектов природы.

Педагог проводит с детьми обобщающие беседы. Они будут способствовать ознакомлению детей с моделями экологического содержания и расширению экологических представлений детей. Для каждой беседы педагог готовит модели для описания объектов природы. Педагогические приёмы должны обеспечивать активное участие в беседе всех детей, побуждать их к размышлению, к самостоятельному использованию моделей.

Первая беседа: Растения – живые существа.

Задачи: способствовать развитию и обобщению представлений детей о растениях как живых существах, представлении о том, что растения вырастают из семян. Получают питание из почвы; узнаванию и различению растений. Формировать умения составлять рассказы по моделям.

В ходе беседы педагог показывает детям как с помощью модели можно проиллюстрировать свой ответ.

Предварительная работа:

• Рассматривание иллюстраций.

• Труд в уголке природы.

• Беседы с детьми.

Беседа вторая: Птицы весной.

Задачи: Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период. Формировать умения составлять рассказ по модели. Воспитывать доброжелательность и желание заботится о птицах.

Беседа начинается с чтения стихов о скворце. Педагог спрашивает детей: «А где был скворец зимой?»

Во время беседы воспитатель с детьми составляет описательный рассказ с использованием моделей. Поощряет детей на самостоятельное составление описания птиц.

Третья беседа: Путешествие в зоопарк.

Задачи: Способствовать формированию представлений о диких животных, их проживание в природе.

Предварительная работа:

• Рассматривание иллюстраций.

• Постройка зоопарка.

• Беседы с детьми.

Четвёртая беседа: Комнатные растения.

Создать условия для обобщения представлений детей о росте и развитии растений. Уточнят представления о том, что есть светолюбивые и теневыносливые растения, влаголюбивые и засухоустойчивые. Дать детям представления о способах размножения растений.

Предварительная работа:

• Наблюдение за ростом растений в уголке природы.

• Труд в уголке природы.

Третий этап педагогической технологии связан с организацией педагогического процесса. Для получения хорошего результата у детей по использованию моделей экологического содержания воспитатель должен:

• Систематически моделировать в специальных календарях протекающие изменения в природе.

• Организовывать совместную деятельность с дошкольниками.

• Систематически проводить разные типы экологических занятий.

Мы предполагаем ряд занятий направленных на расширение экологических представлений с использованием моделей экологического содержания. Дети в этом возрасте любознательны, им интересно всё новое. Их интересую разнообразные объекты природы, их действия и образ жизни. Использование моделей экологического содержания на занятиях будет способствовать не только закреплению и усвоению детьми полученных знаний, но и расширению и обогащению их.

Примерные планы занятий по развитию экологических представлений с использованием моделей экологического содержания:

1. Домашние животные.

Задача: Способствовать систематизации представлений о месте обитания домашних животных; их внешнем виде. Умению составлять рассказ о стадиях роста животных с помощью моделей: о связи с человеком.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и картин, беседа с детьми о животных у них дома, чтение познавательной литературы, наблюдение за кошкой и собакой.

Материал: модель – макет места обитания домашних животных, графические модели для описания стадий роста.

2 .Птицы в городе.

Задача: Создать условия для систематизации и обобщения знаний детей о птицах живущих в городе. (голубь, ворона, воробей, умение их приспосабливаться к среде обитания. Рассказать о существенных признаках птиц, используя модель.

Предварительная работа: Наблюдение за птицами на участке, изготовление кормушек, отгадывание загадок про птиц, беседы с детьми.

Материал: графические модели для описания существенных признаков птиц, модели птиц и иллюстрации.

3. Как узнать растения

Задач: способствовать обобщению представлений детей о растения, умения обобщать их по существенным признакам. Описывать с помощью моделей. Доказательно строить суждения. Выполнять трудовые навыки.

Предварительная работа: Рассматривание растений на участке и в группе. Рассматривание иллюстраций и беседы с детьми. Дидактические игры.

Материал: графические модели для описания существенных признаков растений, модели с описанием очерёдности ухода за растениями.

4. Насекомые.

Задача: Способствовать систематизации и обобщению знаний о многообразии насекомых (особенности внешнего вида, места обитания, питания, способах передвижения) с использованием моделей.

Предварительная работа: Рассматривание энциклопедии «Насекомые» и беседа с детьми, чтение литературы.

Материал: Графические модели для описания существенных признаков насекомых. Иллюстрации.

Публикации по теме:

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Проект «Огород на подоконнике» вашему вниманию предоставляются результаты исследования на тему»Использования методов проектов в создании экологоразвивающей среды в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект использования моделей экологического содержания для расширения экологических представлений старших дошкольников.
Опубликовано: 10 мая 2013 в 12:25
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект использования моделей экологического содержания для расширения экологических представлений старших дошкольников.» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Сошникова (УИ 101204) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД