Ирина Иванчук
Проект «Я люблю сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Я люблю сказки»
«Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца,
прикосновение человеческого благородства
к сокровенным уголкам детской души».
В. Сухомлинский
Введение
Сказка – неотъемлемая часть детства. Сказочные темы наиболее интересны и доступны пониманию ребенка. Сказка обогащает социальный и предметный опыт детей, помогает расширить нравственные представления о проявлении добра и зла, развивает творческое и познавательное мышление дошкольника. Из сказок дети черпают множество познаний: представление о времени и пространстве, о связи человека с природой и т. д. Сказки способствуют развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей. Из любой сказки читатель извлекает какой-то урок, мораль.
Публикация «Проект „Я люблю сказки“» размещена в разделах
Актуальность: в современном мире, наполненном различными гаджетами, все меньше времени уделяется чтению различной литературы. Сказка – древнейший жанр устного народного творчества, имеющий огромное воспитательное значение. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. К сожалению, уровень знаний детей в этом направлении остаётся низким. К тому же, чаще всего, дети знают только сказки для маленьких, не знают героев, не могут отгадывать загадки по сказкам, не могут по иллюстрации назвать персонаж, сказать из какой он сказки и т. д. Поэтому так важно приобщать детей к чтению сказок.
Цель проекта: формировать познавательный интерес к чтению сказок.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить детей с различными по виду и авторству сказками;
- учить определять жанровую принадлежность произведения;
- учить пересказывать сказки;
- учить сочинять сказки;
- работать над развитием речи детей.
2. Развивающие:
- развивать память, мышление, воображение;
- развивать слуховое восприятие;
- развивать творческую самостоятельность.
3. Воспитательные:
- воспитывать партнерские взаимоотношения между детьми;
- приобщать к театральному искусству;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость и сопереживание героям произведений;
- способствовать поддержанию традиции семейного чтения.
Тип проекта: краткосрочный, групповой, познавательно-творческий.
Срок реализации: 21.03- 1.04
Участники проекта: воспитанники группы «Знайки», воспитатель, музыкальный руководитель, помощник воспитателя, родители.
Проект осуществлялся через образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предполагаемый результат:
- дети знают большее количество сказок;
- могут назвать их авторов;
- могут назвать из какой сказки тот или иной герой;
- могут понять мораль сказки;
- проявляют желание знакомиться с новыми сказочными произведениями.
Взаимодействие с семьей:
- родители читают и рассказывают детям сказки;
- заучивают слова для исполнения роли;
- готовят совместно с ребенком поделки и рисунки для выставок;
- оказывают помощь в изготовлении костюмов и декораций;
- оказывают помощь в пополнении групповой библиотеки.
Материалы и оборудование:- книги сказок;
- маски, куклы театра;
- дидактические игры;
- настольные игры;
- материалы для творчества;
- оборудование для проведения развлечения и викторины;
- оборудование для сюжетно-ролевых и подвижных игр.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап
Изучение научной литературы, подбор дидактического, иллюстративного материала, художественной литературы. Изучение опыта работы педагогов по данной теме. Обработка информационного материала.
Ознакомление детей и родителей с целью и задачами проекта.
Изготовление костюмов и декораций.
Подготовка консультации для родителей по данной теме.
Основной этап
Решение поставленных задач проекта через реализацию различных форм работы:
- чтение, пересказывание, сочинение, инсценирование сказок;
- составление рассказа;
- отгадывание загадок о сказках и героях;
- дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры;
- создание мини-библиотеки;
- рассматривание иллюстраций в книгах;
- участие в продуктивной и театрализованной деятельности;
- знакомство и применение фигур кукольного, настольного, теневого театров, масок;
- проведение развлекательных мероприятий.
Заключительный этап
Театрализованное представление «Капризная царевна».
Викторина «По страницам любимых сказок».
Развлечение «Путешествие в мир сказок».
Оформление выставки поделок и рисунков «В гостях у сказки»
Консультация для родителей «Роль сказки в жизни детей дошкольников».
Подведение итогов. Проект способствовал развитию кругозора детей, развитию и раскрытию творческих способностей детей. Дети учились продуктивному взаимодействию друг с другом, умению слушать других и выражать свое отношение. А главное проявили интерес к чтению сказок.
Содержание работы.
Беседы: «Что такое сказка?», «Какие бывают сказки», «Мои любимые сказки».
Чтение сказок:
«Теремок»;
«По щучьему велению»;
«Каша из топора»;
«Три медведя»;
«Как аукнется, так и откликнется»;
«Снегурушка и лиса»;
«Сивка – бурка»;
«Хаврошечка»;
А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане»;
П. Ершов «Конек-горбунок»;
В. Даль «Война грибов с ягодами»;
В. Жуковский «Спящая царевна»;
В. Одоевский «Мороз Иванович»;
В. Гаршин «Лягушка-путешественница»;
А. Н. Толстой «Прожорливый башмак», «Золотой ключик»;
К. Аксаков «Аленький цветочек»;
Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Стойкий оловянный солдатик», «Новый наряд короля», «Дюймовочка», «Дикие лебеди»;
Братья Гримм «Горшочек каши», «Мальчик-с-пальчик», «Белоснежка и семь гномов».
В. Катаев «Цветик-семицветик»;
К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Бармалей», «Телефон», «Айболит», «Федорино горе».
Чтение сказок из книг, принесённых детьми.
Пересказывание сказок.
Сочинение сказок.
Рассматривание картинок в книгах.
Составление рассказа «Мой любимый сказочный герой».
Отгадывание загадок о сказках и сказочных героях.
Творческая мастерская:
- рисование «Сказочный дворец», «Сказочное царство», «Мой любимый сказочный герой»;
- лепка «Персонаж любимой сказки»;
- оригами «Лиса», «Заяц»;
- раскраски по сказкам.
Инсценирование отрывков из любимых сказок:
- театрализованное представление «Теремок»;
- инсценировка сказки «Капризная принцесса».
Рассматривание фигур из кукольного, настольного, теневого театров, масок.
Дидактические игры:
«Из каких сказок гости?»;
«Отгадай сказку»;
«Чей костюм?»;
«Кто и из какой сказки использовал данный предмет?»;
«Произнеси слова персонажа»;
«Доскажи слова героя»;
«Разрезные картинки»;
«Составь портрет сказочного героя»
Включение дидактических игр в режимные моменты.
Настольные игры: кубики «Собери картинку» (по сказкам, пазлы, лото, домино.
Сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Дом».
Подвижные игры:
«С кочки на кочку»;
«Хитрая лиса»;
«Гуси и гусыни»;
«Гуси-лебеди»;
«У медведя во бору»;
«Кошки-мышки»;
«Репка».
Игры с мячом: «Назови героя сказки», «Как называется сказка?».
Совместная творческая работа с детьми и родителями: изготовление атрибутов для театрального уголка (маски, шляпы, декорации).
Литература:
1. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). - М. : Педагогика, 1999.
2. Михайлова А. Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. - М. : ВЦХТ, 2002.
3. Стрелкова. Л. П. Уроки сказки. - М. : Просвещение, 1990.
4. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – М. : Просвещение, 1997.
https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-v-gostjah-u-skazki-v-podgotovitelnoi-grupe.html
https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-po-teme-skazki-v-starshei-grupe.html
http://skazka.tgl.net.ru/children-skaz
https://infourok.ru/proekt-v-starshey-gruppe-v-gostyah-u-skazki-3381704.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/04/kratkosrochnyy-tvorcheskiy-proekt-zdravstvuy-skazka-dlya-starshego